Дело № 3а-81/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 10 июля 2020 года
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего – судьи Астапенко С.А.,
при помощнике судьи Ропотовой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Ленинградский областной суд с административным иском, в котором просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости равном <данные изъяты> рублей.
В обоснование административного иска указано, что административному истцу на праве общедолевой собственности (1/2 доли) принадлежит данный земельный участок. Кадастровая стоимость земельного участка составляет <данные изъяты> рублей. Административный истец с кадастровой стоимостью не согласен, поскольку рыночная стоимость земельного участка составляет <данные изъяты> рублей, что подтверждается отчетом об оценке №087-19/Н-1 от 08.05.2019 г. Кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость. Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы административного истца, так как влечет увеличение его налоговых обязательств, в частности, по уплате земельного налога.
К участию в деле привлечены в качестве административных ответчиков: ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области, Управление Росреестра по Ленинградской области, Правительство Ленинградской области. В качестве заинтересованных лиц привлечены: ФИО2, ФИО3, администрация муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области и администрация муниципального образования Лаголовское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области.
В судебном заседании ФИО4 - представитель от административного истца просила с учетом уточненных требований установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости равном <данные изъяты> руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ
В письменных возражениях представителя административного ответчика Правительства Ленинградской области ФИО5 отмечается, что кадастровая стоимость объектов недвижимости определена в порядке ст. 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), поэтому Правительство Ленинградской области является ненадлежащим административным ответчиком по настоящему административному делу. Кроме того, обращается внимание на замечания относительно представленного отчета об оценке. При расчете рыночной стоимости в рамках доходного подхода оценщик рассчитывает стоимость возведения жилых комплексов эконом - класса, обосновывая это расположением участка в Ломоносовском районе, а также реализацией в ближайшем окружении жилых комплексов эконом - класса без указания конкретных наименований. Объективных препятствий для реализации жилого комплекса классом выше: комфорт-класса, оценщиком не приведено. Кроме того, на стр. 58 отчета приведена зависимость коэффициента застроенности от площади осваиваемой территории. Значение коэффициента застроенности для оцениваемого участка не приведено. В табл. 19 на стр. 59 отчета площадь застройки определена оценщиком в размере 67 500 кв.м., порядок расчетов, позволяющий проверить получение указанной величины, отсутствует. В обоснование указано «с коэф. 0,78 исследование на данных ГУП ГУИОН». При переходе по приведенной ссылке отображается сайт Консалтинговой группы «Аверс», показатель 0,78 является коэффициентом толщины стен. Общая площадь этажа указана оценщиком в размере 52 650 кв.м., в обоснование указано «общ.площадь/число этажей». Однако произведенный таким образом расчет не позволяет получить величину, определенную оценщиком. Не приведен расчет общей площади зданий и общей площади квартир.
В судебном заседании представитель административного ответчика Правительства Ленинградской области ФИО5 оставила рассмотрение заявленных требований на усмотрение суда.
В письменных объяснениях представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования Ломоносовского муниципального района Ленинградской области ФИО6 просила дело рассмотреть в отсутствие представителя администрации. Дополнительно отметила, что в отчете отсутствуют подписи оценщика, печать АО Управляющая компания «Магистр».
Заинтересованное лицо ФИО2 в отзыве поддержала правовую позицию, изложенную в административном иске ФИО1
Представители административных ответчиков Управления Росреестра по Ленинградской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области, а также представители заинтересованных лиц администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области, администрация муниципального образования Лаголовское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области, ФИО2, ФИО3 в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.
Изложенное в силу ч.4 ст.247 КАС РФ не препятствует рассмотрению дела по существу в отсутствие названных представителей.
Изучив материалы дела, заслушав явившихся лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 и п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, п.1 ст. 390, п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость устанавливается прежде всего для целей налогообложения, так как налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков - в силу п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ - проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи, когда в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ, ч. 1 ст. 245 КАС РФ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, - в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Таким образом, действующими нормами федерального законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления его рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого земельного участка.
Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает права собственника данного земельного участка.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно ст.24.19 Федерального закона №135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 №356 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области по состоянию на 01.01.2007.
Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости от 12.02.2019 г. ФИО1 является собственником (? доли) земельного участка с кадастровым номером №, площадью 527272+/-254 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоэтажная жилая застройки, расположенного по адресу: <адрес>. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные».
В выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 23.12.2019 г. указано, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет - <данные изъяты> руб. Дата внесения сведений о кадастровой стоимости в реестр объектов недвижимости и дата определения кадастровой стоимости 11.07.2018 г.
Из представленного административным истцом в суд отчета об оценке от 08.05.2019 г. №087-19/Н-1, составленного оценщиком АО Управляющая компания «Магистр» ФИО9, следует, что по состоянию на 11.07.2018 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет <данные изъяты> руб.
Отчет подготовлен оценщиком ФИО9, являющимся членом Саморегулируемой организации Ассоциации оценщиков «Сообщество профессионалов оценки».
В отчете от 08.05.2019 г. №087-19/Н-1 об оценке проведен анализ рынка и диапазона значений ценообразующих факторов, дано описание объекту оценки, изложены принятые допущения и ограничительные условия, приведены применяемые стандарты; проведен анализ наиболее эффективного использования. Оценщиком сделан вывод о том, что юридически правомочным, физически осуществимым, финансово оправданным и максимально эффективным вариантом использования земельного участка как условно свободного является комплексная застройка многоквартирными многоэтажными жилыми домами.
Исследовав приведенные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Исходя из требований ст.24.19 Федерального закона №135-ФЗ, разъяснений, содержащихся в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 №28, выписки из ЕГРН, кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 11.07.2018 г.
По состоянию на эту дату оценщиком ФИО9 в отчете от 08.05.2019 г. №087-19/Н-1 и определена рыночная стоимость земельного участка.
В отношении даты, по состоянию на которую оценщиком установлена рыночная стоимость земельного участка, у лиц, участвующих в деле, возражений не имеется.
Проанализировав отчёт от 08.05.2019 г. №087-19/Н-1 и оценив его по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о его соответствии законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, стандартам и правилам оценочной деятельности, а определённую рыночную стоимость признаёт достоверной. Выводы отчёта мотивированы, изложены ясно, не допускают неоднозначного их толкования и не содержат противоречий.
В судебном заседании свидетель оценщик ФИО9 дал полные и последовательные пояснения на дополнительно возникшие вопросы, которые не противоречат содержанию и выводам, приведённым в отчёте. Отчет об оценке отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
Учитывая, что доказательств, опровергающих приведённую величину рыночной стоимости земельного участка, и сведений о его рыночной стоимости в ином размере не представлено, суд находит требования административного истца об установлении в отношении земельного участка кадастровой стоимости равной его рыночной стоимости обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости равном <данные изъяты> рублей по состоянию на 11 июля 2018 года.
Датой подачи заявления ФИО1 о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать 05 июля 2019 года.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С.А. Астапенко
Решение в окончательной форме изготовлено 23 июля 2020 года.