Дело № 3а-81/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 апреля 2018 года г. Ижевск УР
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
судьи Кричкер Е.В.,
при секретаре Зеленцовой Н.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Смолина Владимира Никандровича о признании неправомочным состава Совета депутатов муниципального образования «Вавожское» четвёртого созыва с 05 сентября 2017 года,
У С Т А Н О В И Л:
Смолин В.Н. (далее по тексту – административный истец) обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением о признании неправомочным состава Совета депутатов муниципального образования «Вавожское» четвёртого созыва Вавожского района Удмуртской Республики (далее по тексту – Совет депутатов МО «Вавожское», Совет) с 05 сентября 2017 года.
Кроме того Смолин В.Н. заявил требования о признании полномочным и соответствующим действующему законодательству проведение внеочередной сессии Совета депутатов МО «Вавожское» от 05 сентября 2017 года; о признании распущенным Совета депутатов МО «Вавожское» с 05 сентября 2017 года в соответствии с протоколом внеочередной сессии МО «Вавожское» от 05 сентября 2017 года; о признании невыполнением прямых должностных обязанностей и признании незаконным бездействия Главы МО «Вавожское» по вопросам организации и проведения досрочных выборов Совета депутатов МО «Вавожское»; о возложении обязанности на Главу МО «Вавожское» принять все необходимые меры по организации проведения данных досрочных выборов совместно с территориальной избирательной комиссией Вавожского района УР, а также по подготовке и подписанию решения в соответствии с протоколом внеочередной сессии Совета депутатов МО «Вавожское» от 05 сентября 2017 года; о размещении резолютивной части судебного решения в средствах массовой информации в недельный срок после вступления в законную силу, которые определением судьи от 14 марта 2018 года возвращены административному истцу как подлежащие рассмотрению по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) и, в силу статьи 19 КАС РФ, подсудные районному суду (л.д.6-8).
В обоснование требования о признании неправомочным состава Совета депутатов МО «Вавожское» административный истец указал, что из тринадцати избранных депутатов в составе Совета осталось шесть действующих депутатов из-за досрочного прекращения полномочий семи депутатов, что составляет менее 2/3 от установленной численности. Данное обстоятельство не позволяет Совету осуществлять свою деятельность. Отсутствие правомочного представительного органа местного самоуправления нарушает право административного истца как жителя МО «Вавожское» на участие в осуществлении местного самоуправления.
В судебном заседании административный истец Смолин В.Н. и его представитель Семакин Ю.В. (диплом № от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный № – л.д.97), полномочия которого, в силу части 5 статьи 57 КАС РФ, были выражены административным истцом в судебном заседании в заявлении в устной форме, поддержали заявленное административное требование, ссылаясь на доводы, изложенные в административном исковом заявлении, просили их удовлетворить.
Представитель Совета – Глава МО «Вавожское» Добрах В.Е., возглавляющий Совет в соответствии с частью 5 статьи 24 Устава муниципального образования «Вавожское», принятого решением Совета депутатов МО «Вавожское» 28 апреля 2010 года № 59 (далее по тексту – Устав МО «Вавожское», Устав) (л.д.30, 77, 98), в судебном заседании требования административного истца не признал, ссылаясь на то, что заявления Смолина В.Н., Г.Ю.А. и К.Б.С. о сложении депутатских полномочий не были рассмотрены на заседании сессии Совета в установленном порядке, поэтому указанные лица являются действующими депутатами и кворум у Совета имеется.
Председатель территориальной избирательной комиссии Вавожского района Удмуртской Республики (далее по тексту – ТИК Вавожского района) Иноземцева Т.В. (удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ – л.д.99), действующая в рамках полномочий, определённых статьёй 11 Закона УР от ДД.ММ.ГГГГ за №-РЗ «О территориальных избирательных комиссиях в Удмуртской Республике», разрешение требования административного истца полагала на усмотрение суда.
Прокурор, вступающий в судебный процесс в целях дачи заключения по административному делу, был своевременно извещён о времени и месте рассмотрения дела, но в судебное заседание не явился. Руководствуясь частью 1 статьи 151 КАС РФ суд рассмотрел административное дело в его отсутствие (л.д.17).
Изучив материалы административного дела, выслушав и оценив объяснения участников процесса, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, в том числе показания свидетеля в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд считает административное требование Смолина В.Н. подлежащим частичному удовлетворению.
В соответствии с правовыми положениями пункта 13 статьи 20 КАС РФ верховный суд республики рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела о признании неправомочным состава, в том числе представительного органа муниципального образования.
Установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Гарантированное частью 1 статьи 131 Конституции Российской Федерации право населения самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления, реализуется исходя из предусмотренных законодательством общих принципов организации местного самоуправления, в том числе относящихся к формам осуществления местного самоуправления, способам и процедурам формирования органов муниципальной власти, их полномочиям.
Компетенция, порядок формирования и деятельности, а также прекращения полномочий представительного органа местного самоуправления установлены Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 131-ФЗ).
В соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нём присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.
Численность депутатов представительного органа поселения определяется уставом муниципального образования (часть 6 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ).
Статьёй 35 Федерального закона № 131-ФЗ определён исчерпывающий перечень оснований досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования, к числу которых относится вступление в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий (пункт 2 части 16 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ).
При этом полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию, а также в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом (пункт 2 части 16, часть 10.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ).
Согласно правовым положениям частей 1-3 статьи 24 Устава МО «Вавожское», представительный орган муниципального образования – Совет депутатов состоит из 13 депутатов, избираемых населением муниципального образования на муниципальных выборах сроком на 5 лет.
Совет депутатов является правомочным в случае избрания не менее двух третей от установленной настоящим Уставом численности депутатов Совета депутатов (часть 4 статьи 24 Устава МО «Вавожское»).
Исходя из вышеизложенного, состав Совета депутатов МО «Вавожское» правомочен при наличии в нём не менее 9 депутатов, что составляет две трети от установленной численности депутатов (13 депутатов).
Полномочия депутата Совета прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию, а также в иных случаях, установленных федеральными законами (пункты 2, 11 части 7 статьи 29 Устава).
В соответствии с частью 8 статьи 29 Устава МО «Вавожское», решение Совета депутатов о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов поселения принимается в порядке, установленном Регламентом Совета депутатов, не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями Совета депутатов – не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
При рассмотрении настоящего административного дела суд установил следующие обстоятельства:
18 сентября 2016 года состоялись выборы депутатов Совета депутатов МО «Вавожское» четвёртого созыва по Вавожскому 13-ти мандатному избирательному округу № 1 (л.д.74).
Согласно постановлению ТИК Вавожского района от 19 сентября 2016 года № 33.33 «Об определении общих результатов выборов депутатов представительных органов поселений Вавожского района», в Совет депутатов МО «Вавожское» избраны 13 депутатов: Д.В.Б., Ш.А.И.., Е.Н.В.., Е.Л.В.., С.А.С.., К.Б.С.., Добрых В.Е., В.Е.В.., Л.Л.В.., Смолин В.Н., Г.Ю.А., Е.В.И,., П.А.Н. (л.д.75, 76).
Постановлением ТИК Вавожского района от 28 сентября 2016 года № 38.4 в список избранных депутатов Совета депутатов МО «Вавожское» четвёртого созыва, утверждённый вышеназванным постановлением ТИК Вавожского района, были внесены изменения в виде исключения из него П.А.Н., Д.В.Б. и Л.Л,В., в связи с подачей ими заявлений об отказе от получения депутатских мандатов (л.д.78).
Данные лица депутатские мандаты не получали и к исполнению депутатских обязанностей не приступали.
Решением Совета депутатов МО «Вавожское» от 05 октября 2016 года №3 Главой МО «Вавожское» избран депутат Совета Добрых В.Е. (л.д.77, 79, 80).
Решением Совета депутатов МО «Вавожское» от 22 мая 2017 года № 36 досрочно прекращены полномочия депутата Совета Е.Н.В., в связи с непредставлением последним сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи (л.д.78 на обороте).
18 августа 2017 года в Совет поступили заявления от депутатов Смолина В.Н., Г.Ю.А. и К.Б.С., зарегистрированные в журнале входящей корреспонденции (дело №) под номерами, соответственно, №, № и № (л.д.10-12, 86, 87).
09 октября 2017 года, 23 октября 2017 года, 26 декабря 2017 года и 20 февраля 2018 года предпринимались попытки проведения десятой сессии Совета депутатов МО «Вавожское», в повестку дня которой, в том числе были включены вопросы о досрочном сложении полномочий по собственному желанию депутатов Смолина В.Н., Г.Ю.А. и К.Б.С. Однако во всех случаях сессия объявлялась закрытой по причине отсутствия кворума для её проведения, поскольку на заседаниях присутствовало от трёх до шести депутатов (л.д.82 на обороте – 85).
Данные обстоятельства признаны и не оспариваются участниками процесса.
В судебном заседании не установлено фактов, которые свидетельствовали бы об отсутствии волеизъявления депутатов относительно сложения своих депутатских полномочий, выходу из состава представительного органа местного самоуправления и написанию собственных заявлений, достоверность которых не вызывает сомнений.
Депутаты Смолин В.Н., Г.Ю.А. и К.Б.С. написали заявления о добровольном прекращении полномочий по собственному желанию, что подтверждено как самими заявлениями, представленными в материалы административного дела, так и пояснениями административного истца и Г.Ю.А., допрошенного по настоящему административному делу в качестве свидетеля.
Так, допрошенный в судебном заседании Г.Ю.А. подтвердил добровольность сложения с себя депутатских полномочий с даты подачи заявления и самостоятельность принятия данного решения. Отзывать своё заявление не намерен, указал, что его депутатская деятельность прекращена. При этом уточнил, что заявления они писали 18 августа 2017 года добровольно и осознанно вместе с административным истцом Смолиным В.Н. и К.Б.С., который не смог приехать в суд из-за большого объёма работы. С указанного времени они не считают себя депутатами Совета депутатов МО «Вавожское».
Вышеизложенные фактические обстоятельства лицами, участвующими в административном деле, не оспариваются.
Учитывая, что на момент рассмотрения административного дела судом три депутата сложили полномочия по собственному желанию, то в Совете МО «Вавожское» осталось менее двух третей от установленной Уставом общей численности депутатов.
Исходя из оценки вышеперечисленных доказательств, которые с учётом требований статьи 84 КАС РФ признаются достоверными, допустимыми и достаточными, суд приходит к выводу, что состав депутатов Совета МО «Вавожское» является неправомочным.
Наличие неправомочного представительного органа поселения в муниципальном образовании «Вавожские» нарушает права Смолина В.Н., гарантированные частями 1 и 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации, в том числе право на участие в осуществлении местного самоуправления через представительный орган местного самоуправления.
При таких обстоятельствах административное требование Смолина В.Н. о признании неправомочным Совета суд признаёт обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Между тем, требование Смолина В.Н. о том, что Совет депутатов МО «Вавожское» четвёртого созыва следует признать неправомочным именно с 05 сентября 2017 года, не может быть удовлетворено, поскольку оно не основано на нормах материального права и не влияет на выводы суда относительно предмета заявленного спора.
Согласно пункту 2 части 16 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.
Следовательно, прекращение полномочий представительного органа муниципального образования федеральный закон связывает именно с моментом вступления в силу решения суда о признании неправомочным состава депутатов данного представительного органа, а не с указанной административным истцом датой.
Довод Главы МО «Вавожское» Добрых В.Е. о том, что депутаты Смолин В.Н., Г.Ю.А. и К.Б.С. не прекратили свои полномочия, поскольку решение об их отставке на сегодняшний день не принято Советом, является не состоятельным и подлежит отклонению как противоречащий нормам материального права.
Так, в силу пункта 2 части 10 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия депутата выборного органа местного самоуправления прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию.
При этом решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через тридцать дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания (часть 11 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ).
Часть 8 статьи 29 Устава МО «Вавожское» содержит аналогичные положения.
Разрешая вопрос о порядке досрочного прекращения полномочий депутата в связи с отставкой по собственному желанию, федеральный законодатель предусмотрел период времени, в течение которого должно быть принято соответствующее решение, предоставив тем самым депутату возможность в указанный срок отозвать свое заявление.
Следовательно, если представительный орган муниципального образования в установленный законом срок не принимает решения по заявлению депутата об отставке по собственному желанию, и оно не отозвано депутатом, то отсутствуют правовые основания считать, что депутат является действующим.
При таких обстоятельствах следует признать, что факт непринятия отставки депутатов Смолина В.Н., Г.Ю.А. и К.Б.С. Советом МО «Вавожское» не свидетельствует о том, что полномочия указанных депутатов не прекращены, и они свой статус сохранили.
О сохранении статуса можно было бы вести речь в том случае, если бы депутаты Смолин В.Н., Г.Ю.А. и К.Б.С. в течение трёхмесячного срока со дня подачи своих заявлений об отставке (до 18 ноября 2017 года), отозвали бы данные заявления, однако такие обстоятельства по настоящему делу не установлены.
Таким образом, полномочия вышеназванных депутатов следует считать прекращёнными, поскольку депутатская деятельность Смолина В.Н., Г.Ю.А. и К.Б.С. с даты подачи ими заявлений о досрочном прекращении полномочий не осуществлялась, заявления об отставке ими не отозваны.
Кроме того, право депутата на отставку по собственному желанию не поставлено законом в зависимость от принятия соответствующим представительным органом местного самоуправления решения о досрочном прекращении его полномочий при условии, если истекли установленные законом сроки для принятия такого решения.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Смолина Владимира Никандровича о признании неправомочным состава Совета депутатов муниципального образования «Вавожское» четвёртого созыва с 05 сентября 2017 года удовлетворить частично.
Признать неправомочным состав Совета депутатов муниципального образования «Вавожское» четвёртого созыва Вавожского района Удмуртской Республики, сформированного по результатам муниципальных выборов, состоявшихся 18 сентября 2016 года.
В удовлетворении требования о признании неправомочным состава Совета депутатов муниципального образования «Вавожское» четвёртого созыва с 05 сентября 2017 года отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Верховный суд Удмуртской Республики.
Решение в окончательной форме изготовлено 09 апреля 2018 года.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики Кричкер Е.В.