БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 3а-81/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 апреля 2018 года город Белгород
Белгородский областной суд в составе:
судьи Сотниковой Е.В.
при секретаре Кубаевой И.В.
с участием прокурора прокуратуры Белгородской области Кирилловой М.А., представителей административного ответчика Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области ФИО1, ФИО2
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Белгородской области в интересах неопределенного круга лиц к Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области о признании недействующим приложения к приказу Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 12.12.2017 № 35/2 «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для МУП «Водоканал», осуществляющего холодное водоснабжение и водоотведение на территории Губкинского городского округа, на 2018 год»
установил:
Приказом Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области (далее - Комиссия) № 35/2 от 12.12.2017 «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для МУП «Водоканал», осуществляющего холодное водоснабжение и водоотведение на территории Губкинского городского округа Белгородской области, на 2018 год» установлены тарифы на питьевую воду и водоотведение с календарной разбивкой для МУП «Водоканал», осуществляющего холодное водоснабжение и водоотведение на территории Губкинского городского округа Белгородской области.
Согласно приложению к Приказу, на период с 01.01.2018 по 30.06.2018 установлены тарифы (руб./куб.м.) для конкретных категорий (групп) потребителей:
-тариф на питьевую воду: для населения 20,11; для категорий (групп) потребителей, финансируемых из бюджетов всех уровней – 119,21 и для категории (группы) потребителей «прочие» - 119,21;
- тариф на водоотведение: для населения – 17,23; для категории (групп) потребителей, финансируемых из бюджетов всех уровней – 25,88 и для категории (группы) потребителей «прочие» - 25,88.
Первый заместитель прокурора Белгородской области в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения исковых требований, просил признать недействующим приложение к приказу Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 12.12.2017 № 35/2 «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для МУП «Водоканал», осуществляющего холодное водоснабжение и водоотведение на территории Губкинского городского округа, на 2018 год» со дня вступления решения суда в законную силу, в части установления тарифов в сфере водоснабжения для финансируемых из бюджетов всех уровней и прочих на период с 01.01.2018 по 30.06.2018 – 119,21 руб./куб.м; в сфере водоотведения – для финансируемых из бюджетов всех уровней и прочих на период с 01.01.2018 по 30.06.2018 – 25,88 руб./куб.м., обосновывая это тем, что приложение к Приказу не в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации. Комиссией установлены различные по величине тарифы на услуги по водоснабжению и водоотведению в зависимости от групп потребителей. Установленные на первое полугодие 2018 года тарифы для населения ниже экономически обоснованного тарифа за счет повышения тарифа для категории потребителей, финансируемых из бюджетов всех уровней и прочих, что нарушает положения части 25 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пункта 35 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 и пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 № 609 «О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов». Оспариваемая часть нормативного правового акта нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку создает дискриминационные условия при установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для разных групп потребителей.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные административные исковые требования.
Представители Комиссии, не оспаривая факт установления на период с 01.01.2018 по 30.06.2018 тарифов на питьевую воду и водоотведение для категории (групп) потребителей, финансируемых из бюджетов всех уровней и «прочих» в размерах, не соответствующих экономически обоснованным тарифам, возражали по существу заявленных требований. Указали на то, что принятие Комиссией решения об установлении тарифов для категории потребителей «население» в размере экономически обоснованных тарифов приведет к превышению предельного (максимального) индекса платы граждан на 107,34%, что недопустимо и нарушает требования пункта 10 Основ ценообразования. Затраты по обеспечению экономики предприятия, получению необходимой валовой выручки обеспечения как таковой деятельности ресурсоснабжающего предприятия, не возможно заложить в тариф для «населения», ввиду чего они безусловно ложатся в тариф для категории потребителей «финансируемые из бюджетов всех уровней» и «прочие», поскольку для этой категории потребителей, рост тарифов никаким образом не ограничен – ни на федеральном, ни на региональном уровне. Сославшись на пункт 9 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 пояснили, что тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливаются в соответствии с календарной разбивкой по полугодиям при условии не превышения величины указанных тарифов в первом полугодии очередного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря. Данный пункт Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения Комиссией соблюден.
Заинтересованное лицо МУП «Водоканал», осуществляющий холодное водоснабжение и водоотведение на территории Губкинского городского округа в судебное заседание не явилось. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и своевременно. Представили ходатайство о рассмотрении дела без их участия.
Заинтересованное лицо Правительство Белгородской области в судебное заседание не явилось. О времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом. Об уважительности причин неявки суд не известили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили.
С учетом положений части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее- КАС РФ), административное дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав представленные доказательства, проверив нормативный правовой акт в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее –Закон о водоснабжении и водоотведении), принятыми в целях реализации его положений Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее –Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее –Правила регулирования тарифов).
Статьёй 31 Закона о водоснабжении и водоотведении определено, что в сфере холодного водоснабжения регулированию подлежат в том числе тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение).
Согласно части 6 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения могут устанавливаться с календарной разбивкой и дифференцироваться в том числе по системам водоснабжения и (или) водоотведения с учетом объемов потребления, соответствия качества питьевой воды, горячей воды установленным требованиям, категории сточных вод, жидких бытовых отходов, принимаемых в систему водоотведения, и иных критериев, установленных Основами ценообразования.
В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
В силу пункта 35 Основ ценообразования размер тарифов, дифференцированных органом регулирования тарифов, должен обеспечивать регулируемым организациям получение в очередном периоде регулирования необходимой валовой выручки. При этом не допускается установление тарифов ниже экономически обоснованного уровня тарифов для одних категорий абонентов за счет установления тарифов выше экономически обоснованного уровня тарифов для других категорий абонентов. Данная норма согласуется с положениями части 25 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении, согласно которым, при установлении для отдельных категорий потребителей льготных тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, регулирование которых осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, повышение тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения для других потребителей не допускается.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5, пункту 1 части 2 и пункту 1 части 8 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении, тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) подлежат регулированию уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В Белгородской области таким уполномоченным органом является Комиссия по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области, действующая согласно Положению о Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области, утвержденному Постановлением Правительства Белгородской области от 22.06.2015 № 247-пп.
В силу пункта 2.1. Положения о Комиссии, основными задачами Комиссии является, в том числе, установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Комиссия во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, Устава Белгородской области, законов Белгородской области, постановлений и распоряжений Губернатора Белгородской области и Правительства области издает акты в форме приказов (пункт 1.7 Положения о Комиссии).
Оспариваемое решение об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение принято коллегией Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области в форме приказа.
Состав коллегии Комиссии, заседавшей 12.12.2017 и утвердившей оспариваемый в части приказ №35/2 от 12.12.2017 «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для МУП «Водоканал», осуществляющего холодное водоснабжение и водоотведение на территории Губкинского городского округа Белгородской области, на 2018 год», утвержден Приказом Комиссии № 101 от 13.10.2017.
Согласно протоколу заседания коллегии Комиссии, 12.12.2017 в заседании Комиссии приняли участие 6 членов коллегии из 7 действующих, кворум для принятия решения имелся, за установление оспариваемых тарифов проголосовало 5 человек, что свидетельствует о соблюдении пунктов 20 и 21 Регламента работы коллегии Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области, утвержденного приказом Комиссии от 10.12.2014 № 212.
Как следует из пункта 37 вышеназванного Регламента, решения (приказы) Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области, обладающие в соответствии с законодательством Российской Федерации признаками нормативного правового акта, вступают в силу одновременно на всей территории Белгородской области по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если иное не предусмотрено самим приказом. Данный порядок применяется, если иное не установлено федеральными законами и законами Белгородской области, иными федеральными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами Белгородской области.
Приказ Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области № 35/2 от 12.12.2017 в течение 7 рабочих дней со дня принятия был размещен на официальном сайте Комиссии в сети Интернет www.kgrct.ru и 19.12.2017 опубликован в Вестнике нормативных правовых актов Белгородской области, который в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона Белгородской области от 31.12.2003 № 112 «О порядке официального опубликования законов Белгородской области и иных правовых актов» является источником официального опубликования законов Белгородской области и иных правовых актов.
Учитывая изложенное, оспариваемый приказ Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области принят в пределах полномочий Комиссии, с соблюдением формы, вида нормативного правового акта, процедуры его принятия и введения в действие, является нормативным правовым актом, направленным на урегулирование общественных отношений и содержащим нормы, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение, вступил в законную силу и является действующим.
Определенный Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406, а также Регламентом установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным приказом ФСТ России от 16.07.2014 № 1154-э порядок установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения и предельных индексов изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, Комиссией соблюден.
Открытие и рассмотрение дела об установлении тарифов в соответствии с требованиями пунктов 12-14, 17-18 вышеуказанных Правил осуществлялось Комиссией в 2017 году по предложению регулируемой организации МУП «Водоканал» на основании заявлений и прилагаемых к заявлениям материалов, поступивших в адрес Комиссии 27.04.2017. Дела об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение на 2018 год были открыты приказами Комиссии от 25.09.2017 № 190д и № 191д.
Решение коллегии Комиссии от 12.12.2017 принято на основании представленных МУП «Водоканал» материалов и подготовленного по представленным материалам экспертного заключения, проведенного в соответствии с пунктами 25-27 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Из экспертных заключений, подготовленных по результатам проведенной экспертизы предложений МУП «Водоканал» об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов на водоотведение, оказываемое потребителям и питьевую воду, поставляемую потребителям, расположенным на территории Губкинского городского округа с 01.01.2018 по 31.12.2018 следует, что с 01.01.2018 по 30.06.2018 в сфере холодного водоснабжения размер экономически обоснованного тарифа составил 24,39 руб./куб.м.; в сфере водоотведения 19,44 руб./куб.м.
Оспариваемые тарифы не соответствуют вышеуказанным значениям экономически обоснованных тарифов.
Согласно приказу Комиссии № 35/2 от 12.12.2017, на период с 01.01.2018 по 30.06.2018 тариф на питьевую воду для населения составил 20,11 руб./куб.м., для категории потребителей «финансируемые из бюджетов всех уровней» и «прочие» - 119,21 руб./куб.м.; тарифы на водоотведение для населения составили 17,23 руб./куб.м., для категории потребителей «финансируемые из бюджетов всех уровней» и «прочие» - 119,21 руб./куб.м.
В силу положений статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки.
Выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования тарифов на основании критериев, установленных основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и с учетом предложений организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
При расчете тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения учитываются расходы организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимое для реализации инвестиционной и производственной программ, а также плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов систем водоснабжения и водоотведения.
Тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения могут устанавливаться с календарной разбивкой и дифференцироваться, в том числе по системам водоснабжения и (или) водоотведения, с учетом объемов потребления, соответствия качества питьевой воды установленным требованиям и иных критериев, установленных основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. При установлении тарифов на очередной период регулирования учитываются экономически обоснованные расходы, понесенные организациями, осуществляющими холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в истекшем периоде регулирования, не учтенные при установлении тарифов, а также результаты исполнения инвестиционной и производственной программ в истекшем периоде регулирования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, которыми определены система, принципы и методы регулирования, в том числе, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, тарифы которых подлежат государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ, а также порядок установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В силу пункта 4 Основ ценообразования в систему регулируемых тарифов входят, в том числе, тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение и тариф на водоотведение.
В соответствии с пунктом 9 Основ ценообразования оспариваемые тарифы не должны превышать величины указанных тарифов, действовавших во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря.
Нарушений данного пункта Комиссией при установлении оспариваемых тарифов не допущено, что подтверждается приказом Комиссии № 24/48 от 19.12.2016 «Об утверждении тарифов на питьевую воду и водоотведение для МУП «Водоканал», осуществляющего холодное водоснабжение и водоотведение на территории Губкинского городского округа Белгородской области, на 2017 год».
Принятие Комиссией тарифов для категории потребителей «население» на питьевую воду в размере 20,11 руб./куб. м. и на водоотведение в размере 17,23 руб./куб.м. обусловлено соблюдением пункта 9 Основ ценообразования и установленных ограничений по предельному индексу в размере 0% согласно пункта 10 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации» и постановления Губернатора Белгородской области от 24.11.2017 № 120 «О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Белгородской области на 2018 год».
Принятие решения об установлении с 1 января 2018 года для категории потребителей «население» тарифа на питьевую воду в размере 24,39 руб./куб.м. и на водоотведение в размере 19,44 руб./куб.м., то есть в размере экономически обоснованного тарифа, привело бы к превышению предельного (максимального) индекса по Губкинскому городскому округу на 107,34% по первому полугодию 2018 года, что недопустимо и привело бы к нарушению требований пункта 10 Основ ценообразования.
Таким образом, принятое Комиссией по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области решение от 12.12.2017 № 35/2 по категории (группе) потребителей «население» на период с 01.01.2018 по 30.06.2018 в части установления тарифов на питьевую воду в размере 20,11 руб. и тарифов на водоотведение в размере 17,23 руб. в полной мере соответствует действующему федеральному и региональному законодательству и стороной административного истца в судебном заседании не оспаривалось.
Вместе с тем, установление на период с 01.01.2018 по 30.06.2018 тарифов на питьевую воду и водоотведение для групп потребителей «финансируемые из бюджетов всех уровней» и «прочие» в размере выше экономически обоснованного тарифа, осуществлено в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу.
В соответствии с частью 25 статьи 32 Федерального закона о водоснабжении и водоотведении, при установлении для отдельных категорий потребителей льготных тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, регулирование которых осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, повышение тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения для других потребителей не допускается.
Размер тарифов, дифференцированных органом регулирования тарифов, должен обеспечивать регулируемым организациям получение в очередном периоде регулирования необходимой валовой выручки. При этом не допускается установление тарифов ниже экономически обоснованного уровня тарифов для одних категорий абонентов за счет установления тарифов выше экономически обоснованного уровня тарифов для других категорий абонентов (пункт 35 Основ ценообразования).
В судебном заседании представителями административного ответчика не оспаривался тот факт, что установление тарифов на питьевую воду и водоотведение для категорий (групп) потребителей «финансируемые из бюджетов всех уровней» и «прочие» выше экономически обоснованного обусловлено установлением для категории (группы) потребителей «население» этого же тарифа ниже экономически обоснованного.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 № 609 отменена практика установления различных по величине тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению в зависимости от групп потребителей.
Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.03.2011 № 2-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой муниципального образования – городского округа «город Чита», - если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее – межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
Как следует из протокола заседания коллегии Комиссии от 12.12.2017 № 35, при расчете тарифов для МУП «Водоканал» на питьевую воду на период 2018 года учтены объемы отпуска воды в размере 6 748 059 куб.м., в том числе по категориям (группам) потребителей: население – 6 262 454 кум.м.; организации, финансируемые из бюджетов всех уровней – 284 645 куб.м.; прочие организации – 200 960 куб.м.; расход воды на хозяйственные нужды предприятия – 8 766 куб.м.; при расчете на водоотведение учтены объемы сточных вод, принятых от абонентов в объеме 6 740 316 куб.м., в том числе по группам потребителей: население – 3 749 339 куб.м.; организации, финансируемые из бюджетов всех уровней – 222 829 куб.м.; прочие организации – 2 594 398 куб.м.
Анализом экономической обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов на питьевую воду для МУП «Водоканал» на 2018 год, предусмотрено получение данной организацией необходимой валовой выручки, по предложению Комиссии, в размере 167 763,72 тыс. руб.
Анализом экономической обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов на водоотведение для МУП «Водоканал» на 2018 год, предусмотрено получение данной организацией необходимой валовой выручки, по предложению Комиссии, в размере 130 446,30 тыс. руб.
Учитывая результаты рассмотрения дела, экономически обоснованный тариф на период с 01.01.2018 по 30.06.2018 на питьевую воду на территории Губкинского городского округа составил 24,39 руб./куб.м.; на водоотведение – 19,44 руб./куб.м.
Исходя из вышеназванных показателей, в случае осуществления расчетов с категорией (группой) потребителей «население» по оспариваемым тарифам (ниже экономически обоснованных) достижение показателя валовой выручки МУП «Водоканал», осуществляющего холодное водоснабжение и водоотведение на территории Губкинского городского округа Белгородской области обеспечено Комиссией путем установления тарифов на питьевую воду и водоотведение для категории (группы) потребителей «финансируемые из бюджетов всех уровней» и «прочие» выше экономически обоснованных тарифов.
Из вышеизложенного следует, что межтарифная разница, возникшая в результате установления оспариваемым приказом Комиссии тарифов для категории потребителей «население» в размере ниже экономически обоснованного, отнесена на другие категории потребителей – «финансируемые из бюджетов всех уровней» и «прочие», путем установления для последних тарифов в размере выше экономически обоснованного, с целью обеспечения возмещения ресурсоснабжающей организации недополученной суммы выручки от предоставления услуги по поставке воды и водоотведению.
В силу положений пункта 1 части 2 статьи 215 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается несоответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Заявленные первым заместителем прокурора Белгородской области в интересах неопределенного круга лиц административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Приложение к приказу Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 12.12.2017 № 35/2 «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для МУП «Водоканал», осуществляющего холодное водоснабжение и водоотведение на территории Губкинского городского округа, на 2018 год» в части установления тарифов в сфере водоснабжения для категории (группы) потребителей «финансируемые из бюджетов всех уровней» и «прочие» на период с 01.01.2018 по 30.06.2018 в размере 119,21 руб./куб.м.; в сфере водоотведения – для категории (группы) потребителей «финансируемые из бюджетов всех уровней» и «прочие» на период с 01.01.2018 по 30.06.2018 – 25,88 руб./куб.м. следует признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку установление таким образом оспариваемых тарифов, не может расцениваться как соблюдение таких принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, как: достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения (статья 3 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Из разъяснений, содержащихся в абзаце третьем пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» следует, что если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Как следует из материалов дела, оспариваемая часть нормативного правового акта применялась, что подтверждается счет фактурами № 176 от 25.01.018; № 350, 354 от 26.01.2018; № 412,407, 455, 408, 448, от 29.01.2018; № 755, 756, 760 от 31.01.2018; № 825, 863 от 19.02.2018; № 1000, 1004 от 20.02.2018; № 1347, 1207 от 26.02.2018; № 926 от 27.02.2018; № 1515, 1106 от 28.02.2018. Следовательно, приложение к приказу Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 12.12.2017 № 35/2, следует признать не действующим в соответствующей части со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на сайте «Вестник нормативных правовых актов Белгородской области (www.zakon.belregion.ru) в соответствии с требованиями статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление первого заместителя прокурора Белгородской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать не действующим приложение к приказу Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 12.12.2017 № 35/2 «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для МУП «Водоканал», осуществляющего холодное водоснабжение и водоотведение на территории Губкинского городского округа, на 2018 год» со дня вступления решения суда в законную силу в части установления тарифов в сфере водоснабжения для категории (группы) потребителей «финансируемые из бюджетов всех уровней» и «прочие» на период с 01.01.2018 по 30.06.2018 – 119,21 руб./куб.м; в сфере водоотведения – для категории (группы) потребителей «финансируемые из бюджетов всех уровней» и «прочие» на период с 01.01.2018 по 30.06.2018 – 25,88 руб./куб.м.
Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на сайте «Вестник нормативных правовых актов Белгородской области» (www.zakon.belregion.ru).
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Белгородский областной суд в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья
Решение в окончательной форме принято 23 апреля 2018 г.