ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-81/2022 от 05.09.2022 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Дело № 3а-81/2022

УИД 19OS0000-01-2022-000092-51

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

5 сентября 2022 года город Абакан

Верховный Суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Петровой Т.Л.,

при секретаре Абрамовой С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 ФИО6 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 303 723,08 руб., мотивируя требования тем, что относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, длительное время состоит на учете на предоставление жилья. Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 21 августа 2017 г. на администрацию города Абакана возложена обязанность предоставить ему жилое помещение площадью не менее 20 кв.м по договору найма специализированного жилого помещения. На основании исполнительного листа судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия возбуждено исполнительное производство в отношении администрации города Абакана, до настоящего времени решение суда не исполнено. Полагает, что такая продолжительность исполнения судебного акта не может быть признана разумной, нарушает его права и является основанием для присуждения компенсации.

Определением судьи от 2 августа 2022 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица на стороне административного ответчика привлечено Управление федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия.

В судебном заседании административный истец ФИО1 не настаивал на возмещении судебных расходов по оплате услуг представителя, требование о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок поддержал по основаниям, приведенным в административном исковом заявлении.

Представитель администрации города Абакана, БФУ администрации г. Абакана ФИО2 возражала относительно удовлетворения требований, пояснив, что администрация города Абакана исполняет решения суда в пределах предоставленных субвенций, однако их недостаточно для исполнения решения суда в разумный срок; должником принимаются меры для своевременного исполнения судебных актов. Администрация г. Абакана не имеет ни финансовой, ни правовой возможности исполнить своевременно и в полном объеме все вступившие в законную силу решения суда о возложении обязанности предоставить жилые помещения детям-сиротам. Полагает, что заявленный размер компенсации является не обоснованным.

Представитель Министерства финансов Республики Хакасия ФИО3 в письменном отзыве указала, что финансовым органом местного самоуправления в данном случае является бюджетно-финансовое управление администрации города Абакана, а главным распорядителем бюджетных средств- администрация города Абакана. Выразила несогласие с заявленным административным истцом размером компенсации, полагая его чрезмерно завышенным и необоснованным.

Представители Министерства образования и науки Республики Хакасия, Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия в судебное заседание не явились.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших о причинах неявки в судебное заседание.

Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя административных ответчиков, всесторонне исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 1-3 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Согласно части 1 статьи 2 данного Федерального закона компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом в денежной форме.

В соответствии с частью 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее–КАС РФ) административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

Аналогичное положение содержится в части 8 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ.

В силу части 1 статьи 10 КАС РФ, части 1 статьи 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки.

Из материалов дела видно, что решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 21 августа 2017 г. на администрацию города Абакана возложена обязанность предоставить ФИО1 жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее 20 кв. м. Решение вступило в законную силу 27 сентября 2017 г.

4 октября 2017 г. судом направлен исполнительный лист в службу судебных приставов.

5 октября 2017 г. судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Республике Хакасия на основании исполнительного листа, выданного Абаканским городским судом 2 октября 2017 г., возбуждено исполнительное производство № в отношении должника администрации г. Абакана в пользу взыскателя ФИО1

Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 18 мая 2021 г., вступившим в законную силу 22 июня 2021 г., в пользу ФИО1 взыскана компенсация за нарушение права на исполнение решения суда от 21 августа 2017 г. в разумный срок в размере 80 000 руб.

Судебным актом установлено, что общий срок исполнения решения суда с момента вступления решения суда в законную силу – 1329 дней.

Как разъяснено в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 11), принятие решения по делу о компенсации не препятствует обращению вновь в суд с заявлением о компенсации, если основанием для его подачи будут являться другие фактические обстоятельства, связанные с иным периодом длительного рассмотрения дела, исполнения судебного акта, осуществления уголовного преследования. При этом обстоятельства, ранее исследованные судом по первоначальному требованию о присуждении компенсации, не доказываются и не могут оспариваться в другом аналогичном деле, в котором участвует тот же заявитель, административный истец.

В пункте 55 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 11 разъяснено, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

В случае, если исполнение судебного акта по требованиям имущественного или неимущественного характера осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом или организацией, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим без выдачи исполнительного документа и возбуждения исполнительного производства или производства по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня вступления в законную силу соответствующего судебного акта до дня завершения (окончания, прекращения) исполнения судебного акта.

1 августа 2022 г. ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 21 августа 2017 г. по-прежнему не исполнено.

Общий срок исполнения решения суда, которое на момент рассмотрения дела не окончено, подлежит исчислению с учетом приведенных в пункте 56.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № 11 разъяснений, согласно которым судам следует иметь в виду, что общая продолжительность судопроизводства или исполнения судебного акта, которое не окончено, устанавливается при принятии решения об удовлетворении или об отказе в удовлетворении заявления о компенсации на день принятия такого решения.

С учетом указанных разъяснений общий срок исполнения решения Абаканского городского суда от 21 августа 2017 г. на день рассмотрения настоящего дела (12 сентября 2022 г.) со дня вступления его в законную силу (27 сентября 2017 г.) составил 4 года 11 месяцев 16 дней (1811дней).

Со дня вступления в законную силу решения Верховного Суда Республики Хакасия от 18 мая 2021 г. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок по день поступления настоящего административного искового заявления в суд, уполномоченный его рассматривать (1 августа 2022 г.), истекло более года.

ФИО1 соблюден срок обращения с административным иском в суд, предусмотренный частью 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и последний имеет право на обращение в суд за присуждением компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

При этом продолжительность исполнения решения Абаканского городского суда от 21 августа 2017 г. в периоды с 27 сентября 2017 г. по 18 мая 2021 г. получила правовую оценку в решении Верховного Суда Республики Хакасия от 18 мая 2021 г.

Обстоятельства, установленные вступившими в законную силу вышеуказанными решениями, в силу статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и положений пункта 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № 11, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении настоящего дела.

Таким образом, продолжительность неисполнения решения Абаканского городского суда от 21 августа 2017 г. в период с 18 мая 2021 г. по 12 сентября 2022 г. составила 1 год 3 месяца25 дней (482 дня).

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что указанный срок исполнения судебного решения нельзя признать разумным.

На момент рассмотрения настоящего дела исполнительное производство находится в Межрайонном отделе по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Республике Хакасия.

Доказательств того, что решение Абаканского городского суда от 21 августа 2017 г. исполнено, в материалы дела не представлено; исполнительное производство не прекращалось и не приостанавливалось, исполнительный лист не возвращался взыскателю.

При этом обстоятельств, свидетельствующих о каких-либо объективных задержках исполнения судебного акта, не установлено, административный истец за задержку исполнения решения ответственности не несет, каких-либо данных, указывающих на совершение взыскателем действий, препятствующих своевременному исполнению судебного решения, материалы дела не содержат. Вины службы судебных приставов в неисполнении решения суда не установлено.

Приведенные представителем администрации г. Абакана доводы свидетельствуют о том, что должником принимаются все возможные меры по исполнению судебного акта, вместе с тем, реализация указанных мероприятий в течение более четырех лет не привела к реальному исполнению должником обязанности по предоставлению административному истцу жилого помещения.

При таких обстоятельствах ФИО1 имеет право на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В силу положений части 3 статьи 1 Федерального закона № 68-ФЗ обязанность выплатить компенсацию в случае установления факта нарушения права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок возникает независимо от вины органов государственной власти, местного самоуправления, на которые возложена обязанность по исполнению вступившего в законную силу судебного акта.

В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона № 68-ФЗ компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, если такое нарушение было допущено органом или организацией, финансируемыми за счет средств соответствующего бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации.

Разрешая вопрос о надлежащем административном ответчике по заявленному требованию, суд исходит из пункта 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ, закрепляющего, что при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

Под финансовым органом, указанным в пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера.

Бюджетно-финансовое управление администрации города Абакана является в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законодательством Российской Федерации, Республики Хакасия и Уставом города Абакана уполномоченным органом местного самоуправления в системе исполнительных органов местного самоуправления муниципального образования город Абакан по управлению средствами бюджета города Абакана, обеспечивающим проведение единой финансовой политики города, осуществляющим функции по исполнению бюджета города (пункт 1.1 Положения «О бюджетно-финансовом управлении администрации г. Абакана», утвержденного решением Абаканского городского Совета депутатов от 19 декабря 2006 г. № 333).

При определении размера компенсации, суд учитывает положения части 2 статьи 2 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии с которой размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, арбитражным судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости.

Учитывая приведенные обстоятельства, продолжительность нарушения и значимость его последствий для заявителя, исходя из принципов разумности и справедливости, а также ранее взысканную в пользу административного истца компенсацию в размере 80 000 руб., суд приходит к выводу, что требуемая административным истцом сумма в размере 82000 руб. является завышенной, в связи с чем определяет размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в пользу ФИО1 в размере 23 000 руб.

Определяя размер компенсации, суд также исходит из того, что согласно положениям Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» данная компенсация является мерой ответственности государства в лице его органов и имеет целью возмещение неимущественного вреда фактом нарушения принятого на себя государством в лице органа государственной власти субъекта обязательства, установленного судом.

Согласно части 1 статьи 111 КАС РФ в пользу ФИО1 также подлежит взысканию уплаченная при подаче административного искового заявления государственная пошлина в размере 300 руб.

На основании части 4 статьи 4 Федерального закона № 68-ФЗ, части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление ФИО1 ФИО7 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить частично.

Взыскать с муниципального образования город Абакан в лице Бюджетно-финансового управления администрации города Абакана за счет казны муниципального образования город Абакан в пользу ФИО1 ФИО8 компенсацию за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Абаканского городского суда Республики Хакасия от 21 августа 2017 г. в размере 23 000 (двадцать три тысячи) рублей.

Взыскать с муниципального образования город Абакан в лице бюджетно-финансового управления администрации города Абакана за счет казны муниципального образования город Абакан в пользу ФИО1 ФИО9 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Взысканные денежные средства перечислить на счет ФИО1 по следующим реквизитам: №

Решение суда в части присуждения (взыскания) компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению.

Обязанность по исполнению настоящего решения суда возлагается на Бюджетно-финансовое управление администрации города Абакана.

В остальной части в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 ФИО10 отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Т.Л. Петрова

В окончательной форме решение изготовлено 9 сентября 2022 г.