УИД 76OS0000-01-2021-000707-63
Дело № 3а-81\22
Принято в окончательной форме 07.04.22г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 марта 2022г. гор. Ярославль
Ярославский областной суд в составе:
председательствующего судьи Преснова В.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Масловой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
Установил:
В административном исковом заявлении ФИО1 просит установить кадастровую стоимость нежилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>:
с кадастровым номером №, площадью № кв.м, в размере рыночной стоимости № руб. по состоянию на 01.01.2019г.,
с кадастровым номером №, площадью № кв.м,, в размере рыночной стоимости № руб. по состоянию на 01.01.2019г.
Административные исковые требования мотивированы тем, что административный истец являлась собственником указанных помещений. Рыночная стоимость помещений выше их рыночной стоимости, чем затрагиваются права административного истца как плательщика налога на имущество физических лиц.
В судебном заседании представитель административного истца на основании доверенности ФИО2 административные исковые требования поддержал.
Остальные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили.
От административного ответчика департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области поступило письменное объяснение, в котором указывается на непризнание административных исковых требований, основанных на представленном отчете определения рыночной стоимости объектов недвижимости, так как, по мнению департамента, отчет содержит недостатки, которые повлияли на итоговую величину рыночной стоимости объектов недвижимости.
В письменных объяснениях заинтересованных лиц ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области изложены сведения об объектах недвижимости, возражения относительно административных исковых требований не указаны.
Заинтересованные лица ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки, и рекламы», мэрия города Ярославля, ФИО3, ФИО4 (бывшие собственники нежилых помещений), ФИО5 (собственник помещений в настоящее время) письменных объяснений не представили.
Судом, в соответствии с ч. 2 ст. 150 КАС РФ постановлено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
ФИО1 и ФИО3 являлись собственниками нежилых помещений с кадастровыми номерами №, №, расположенных по адресу: <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг.
До ДД.ММ.ГГГГг. собственником указанных помещений являлась ФИО4
В настоящее время собственником помещений является ФИО5
Согласно ч. 1 ст. 245, ст. 248 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости помимо прочего, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Аналогичные положения закреплены в ст. 22 Федерального закона 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
В соответствии п. 1 ст. 403 НК РФ налоговая база для исчисления налога на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость объектов налогообложения.
Налог на имущество физических лиц за 2020г. подлежит начислению и оплате в 2021г. Административное исковое заявление подано ДД.ММ.ГГГГг., в связи с чем пересмотренная кадастровая стоимость подлежит применения с 01.01.2021г. В соответствии с п. 2.1 ст. 52 Налогового кодекса РФ перерасчет ранее исчисленного налога на имущество физических лиц осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В силу изложенного административный истец вправе оспорить кадастровую стоимость указанных выше объектов недвижимости.
Кадастровая стоимость вышеуказанных нежилых помещений утверждена приказом департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21.10.2019г. № 20н по состоянию на 01.01.2019г.:
с кадастровым номером № в размере № руб.,
с кадастровым номером № в размере № руб.
Административным истцом представлен отчет № от 25.10.2021г. определения рыночной стоимости нежилых помещений, подготовленный ООО «Ярэксперт», согласно которому рыночная стоимость нежилых помещений по состоянию на 01.01.2019г. составляет:
с кадастровым номером № в размере № руб.,
с кадастровым номером № в размере № руб.
В соответствии со ст. 59, ч. 2 ст. 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одними из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Исследование отчета дает основания суду для вывода о том, что указанный отчет является достоверным доказательством рыночной стоимости объектов недвижимости, поскольку приведенные в отчете выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение; профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией.
Так, оценщиком приведено описание объектов оценки, их местоположения, качественных и количественных характеристик, проанализирован рынок недвижимости, изложен обзор основных характеристик рынка недвижимости Ярославской области в целом, приведены ценообразующие факторы, влияющие на стоимость объектов исследования.
Расчет рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и исчерпывающим анализом ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного и доходного подходов при оценке нежилых помещений, отказ от затратного подхода обоснован. Приведены все необходимые ссылки на источники использованной информации, а также методов и методик определения рыночной стоимости, отражен порядок проведения расчетов, позволяющий осуществить проверку результатов, полученных оценщиком.
Возражения административного ответчика департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области не ставят под сомнение выводы, изложенные в отчете.
По мнению департамента, оценщик необоснованно принял нормативный срок службы здания из срока службы общественных зданий, в результате чего неверно рассчитал физический износ помещений.
Данные возражения департамент обосновывает тем, что объект оценки имеют железобетонные междуэтажные перекрытия и железобетонные лестничные марши, поэтому согласно справочнику СтатРиэлт срок службы здания составит 150 лет, а не 125 лет как определил оценщик.
Выводы департамента о сроке службе здания, который применяется согласно справочнику СтатРиэлт к особокапитальным каркасным и бескаркасным зданиям, объективно ничем не подтверждены. В материалы дела не представлены доказательства, позволяющие отнести жилой дом, в котором расположены объекты оценки к особокапитальным зданиям.
Оценщик, проводя исследование, учитывал особенности здания и пришел к выводу о том, что нормативный срок службы здания составляет 125 лет, что подробно изложено в отчете. Оценщиком также учтено, что группа II (жилые дома) из классификации зданий по прочности и долговечности (справочник СтатРиэлт) предусматривает перекрытия железобетонные или смешанные.
Тем самым, выводы оценщика основаны на проведенных исследованиях и справочных материалах, используемых в оценочной деятельности, нормам федеральных стандартов оценки не противоречат, в связи с чем оснований не доверять этим выводам не имеется.
При таких данных административные исковые требования, основанные на представленном отчете определения рыночной стоимости объектов оценки, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью № кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости № руб. по состоянию на 01.01.2019г.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью № кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости № руб. по состоянию на 01.01.2019г.
Дата обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости 30.12.2021г.
Настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости изменений в части размера кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: В.С. Преснов.