УИД:66OS0000-01-2021-000833-32
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург | 01 ноября 2021 года |
Номер производства № 3а-820/2021 |
Свердловский областной суд в составе
судьи Полевщиковой С.Н.,
с участие помощника судьи Паначевой О.О. с использованием средств аудиозаписи,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное производство № 3а-820/2021
по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области
к Свердловской региональной общественной организации осуществления общественного контроля в сфере закупок «КАСТЭМ»
с участием заинтересованного лица Инспекции ФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга
о ликвидации Свердловской региональной общественной организации осуществления общественного контроля в сфере закупок «КАСТЭМ» и исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области (далее – административный истец) обратилось в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением о ликвидации Свердловской региональной общественной организации осуществления общественного контроля в сфере закупок «КАСТЭМ» (далее – административный ответчик, Организация) и об исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц.
Административные исковые требования мотивированы тем, что административным ответчиком не исполнены требования абзацев 4, 8 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», обязывающей ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, а также об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
За периоды с 2017-2020 годы административный ответчик сведения в уполномоченный орган не представил.
Кроме этого в нарушение части 2 статьи 20 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в Уставе Организации отсутствует описание символики, используемой административным ответчиком на официальном бланке.
Дополнительно административный истец указал, что Организация, являясь региональной общественной организацией, и осуществляющей свою деятельность на территории Свердловской области, направляет запросы и обращения в защиту юридических лиц, расположенных и осуществляющих свою деятельность за пределами Свердловской области, что является нарушением части 4 статьи 14 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
Таким образом, Организация нарушает территориальную сферу своей деятельности.
В адрес Организации административным истцом выносились письменные предупреждения от 07 декабря 2018 года № 66/03-22428 и от 21 октября 2020 года № 66/06-15507, обязывающие устранить допущенные нарушения, которые исполнены не были.
Поскольку до настоящего времени нарушения Организацией не устранены, административный истец просит суд принять решение о ликвидации административного ответчика и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.
В судебном заседании принял участие представитель административного истца Кудряшова И.Ю., которая заявленные требования поддержала.
От административного ответчика в судебном заседании приняла участие Владимирова Н.В. (председатель Организации), которая возразила против доводов административного иска, представив письменные пояснения и доказательства, подтверждающие направление в адрес административного истца 26 октября 2021 года форм № ОН 0003 за 2017-2020 годы, Формы Р1304 и заявлений о продолжении деятельности за 2017-2021 годы.
Что касается вменяемого нарушения об осуществлении деятельность за пределами Свердловской области, то Владимирова Н.В. выражает несогласие с указанным утверждением, поскольку вся деятельность Организации ведется в г. Екатеринбурге.
Инспекция ФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга извещена о времени и месте судебного заседания заблаговременно, явку представителя не обеспечила, просила рассмотреть без её участия.
Частью 4 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения административного дела, не препятствует его рассмотрению.
Заслушав пояснения представителя административного истца, председателя Организации, исследовав имеющиеся в административном деле доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регламентированы Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации (часть 4 статьи 14 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»).
Согласно ст. 7 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественные объединения могут создаваться в форме общественной организации.
Статьей 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» установлена обязанность общественного объединения соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу абзаца 11 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
Судом установлено, что 20 октября 2016 года Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области принято решение о государственной регистрации Организации.
Запись о регистрации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 20 декабря 2016 года (государственный регистрационный номер 1169600003770).
Устав Организации утвержден Общим собранием членов Организации 27 октября 2016 года.
Разделом 1 «Общие положения» Устава предусмотрено, что Организация является региональной общественной организацией и осуществляет свою деятельность на территории Свердловской области (п. 1.6).
Разделом 2 «Цели деятельности организации» Устава предусмотрено, что целью Организации является содействие осуществлению общественного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд (п. 2.1.1.) о защите прав потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность их жизни и здоровья, получение информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение потребителей, защиты их интересов.
07 декабря 2018 года административным истцом в адрес административного ответчика вынесено предупреждение, из которого следует, что Организация не проинформировала административного истца об объемах денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом за 2017 год.
Организации предписано в срок до 18 февраля 2019 года представить документы об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании за 2017 год (форма № ОН 0003).
Предупреждение направлено заказным письмом по адресу Организации, что подтверждается представленным списком № 335 внутренних почтовых отправлений от 25 декабря 2018 года.
21 октября 2020 годаадминистративным истцом в адрес административного ответчика вынесено предупреждение, в котором указано, что Организация не проинформировала административного истца об объемах денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом за 2018-2019 годы.
Помимо этого, Организация не проинформировала административного истца о продолжении своей деятельности в 2018-2019 годах.
Организации предписано в срок до 22 декабря 2020 года представить документы, содержащие отчет о своей деятельности, а также документы о расходовании денежных средств и использовании иного имущества за 2018-2019 годы (форма № ОН 0003).
Предупреждение направлено заказным письмом по адресу Организации, что подтверждается представленным списком № 691 внутренних почтовых отправлений от 21 октября 2020 года.
Поскольку в установленный предписанием срок требования в полном объеме выполнены не были, административный истец обратился с настоящим административным иском в суд.
Исследовав и оценив имеющиеся доказательства, судом установлено, что в деятельности административного ответчика действительно имели место нарушения действующего законодательства, которые были выявлены административным истцом и указаны в предупреждениях - нарушение требования абзацев 4, 8 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
Также нашло свое подтверждение отсутствие в Уставе Организации описание символики общественного объединения.
Однако вменяемое административному ответчику нарушение части 4 статьи 14 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» со ссылкой на письмо ОАО «РЖД», из содержания которого следует, что Организация злоупотребляет правом обжалования условий проведения ОАО «РЖД» закупок, не подтверждает тот факт, что Организация осуществляет деятельность за пределами Свердловской области.
Прокурорская проверка действий руководства Организации, касающихся направления обращений в государственные и иные органы в отношении закупок ОАО «РЖД» не выявила нарушений административным ответчиком законодательства, регулирующего деятельность общественных объединений.
В судебном заседании законный представитель Организации, возражая против удовлетворения административных исковых требований, сослалась на то, что необходимые документы за 2017-2020 годы были направлены им в уполномоченный орган 26 октября 2021 года.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 1246-О, суды, связанные в своей деятельности требованиями статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, принимая решение, затрагивающее права общественного объединения, в том числе имеющего статус юридического лица, обязаны, не ограничиваясь установлением одного только формального основания назначения соответствующей санкции или иного правоограничения, учитывать все обстоятельства дела, включая характер нарушений, если они допущены, и давать оценку иным установленным по делу фактам, образующим или исключающим основания применяемых к общественному объединению мер.
В частности, ликвидация, как это следует из правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 18 июля 2003 года № 14-П, не может быть применена к юридическому лицу по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократными нарушениями закона; такие нарушения в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о его ликвидации в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Обладание правами юридического лица, вместе с тем, сопряжено с обязанностями, которые, в частности, общественная организация должна исполнять, будучи юридическим лицом, - при том, что в силу части 1 статьи 41 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» их неисполнение может влечь ответственность именно самой общественной организации, а не только ее руководителей или членов, - а также с применением к общественной организации такой меры принуждения, как признание ее судом прекратившей деятельность в качестве юридического лица с исключением из единого государственного реестра юридических лиц.
Эта мера принуждения может применяться к юридическим лицам различных видов как в судебном, так и во внесудебном порядке и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц.
При рассмотрении дела суд принимает меры к соблюдению процессуальных прав участников процесса, включая Организацию, в отношении которой подано административное исковое заявление, а также исследует все доказательства, ему представленные, в том числе данные, полученные от органа, обратившегося с административным иском, имея в виду, что для принятия решения, вследствие которого Организация утрачивает статус юридического лица, факт прекращения ею своей деятельности должен быть доказан.
Суд, в частности, может принять во внимание сведения о возврате почтовых отправлений, направленных по адресу Организации, явку (как и неявку) в судебное заседание ее руководителей, а равно представленные ими объяснения.
В материалы административного дела административным истцом не представлены конверты о возврате заказных почтовых отправлений с предупреждениями, направленных по адресу Организации 25 декабря 2018 года и 21 октября 2020 года.
Каких-либо сведений о том, что в отношении Организации возбуждалось дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за невыполнение в срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор, не имеется.
Однако в материалы административного дела представлено заявление Организации от 13 марта 2018 года, полученное административным истцом 21 марта 2018 года, о том, что поступления денежных средств в 2017 году отсутствуют и Организация продолжает свою деятельность в 2018 году.
Обсуждая вопрос о ликвидации Организации, суд учитывает приводимые Владимировой Н.В. доводы о том, что Организация фактически осуществляет деятельность в качестве юридического лица, а выявленные административным истцом нарушения носят устранимый характер.
Организация приняла все возможные меры для исправления существующих нарушений и приведения Устава в соответствие требованиям действующего законодательства.
Об этом, в частности, свидетельствуют направленные административным ответчиком 27 октября 2021 года в адрес административного истца Формы № ОН 0003 за 2017-2020 годы, заявления о продолжении деятельности Организации за 2019 – 2020 годы и заявление о продолжении деятельности Организации в 2021 году.
Кроме этого, административным ответчиком направлены 27 октября 2021 года и получены административным истцом (Расписка от 29 октября 2021 года вхд. 23464/566/0) Форма Р1304 «Заявление о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица и (или) о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридический лиц» (нотариально удостоверенная), решение № 5, лист изменений в Устав.
Характер допущенных Организацией нарушений и их последствия, по мнению суда, не могут являться достаточным основанием для ликвидации Организации, поскольку данные нарушения носят устранимый характер.
Оценивая содержание представленных суду материалов, суд соглашается с доводами административного истца о том, что в полном объеме выявленные недостатки общественной организацией не устранены.
Однако, суд признает, что это обстоятельство обусловлено в определенной степени ошибками, которые допущены при оформлении документов, непониманием и заблуждением относительно порядка совершения действий во исполнение требований предупреждения, и того, какие действия будут являться достаточными для его надлежащего выполнения.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 18 июля 2003 года № 14-П по делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона «Об акционерных обществах», статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации указал, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов.
Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Таким образом, исходя из конституционно-правового смысла указанных норм, юридическое лицо нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности.
Характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.
Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Между тем, по данному делу не установлено обстоятельств, позволяющих применить в отношении Организации исключительную меру - ликвидацию Организации, как единственно возможную в целях устранения допущенных нарушений закона.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований о ликвидации Свердловской региональной общественной организации осуществления общественного контроля в сфере закупок «КАСТЭМ» и об исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц.
Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области о ликвидации Свердловской региональной общественной организации осуществления общественного контроля в сфере закупок «КАСТЭМ» и об исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Свердловский областной суд.
Мотивированное решение изготовлено 12 ноября 2021 года.
Судья С.Н. Полевщикова