Дело № 3а-820/2022
УИД 22OS0000-01-2022-000290-61
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 марта 2022 г. г. Барнаул
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Новиковой Н.В.,
при секретаре Х.Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Н.В.В. к Министерству финансов Алтайского края, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, краевому государственному казенному учреждению «Региональное жилищное управление» о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
У С Т А Н О В И Л:
Н.В.В. обратилась в суд с административным иском к Министерству финансов Алтайского края, краевому государственному казенному учреждению «Региональное жилищное управление» о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В обоснование требований указала, что решением суда от 24 октября 2016 г. на КГКУ «Региональное жилищное управление» возложена обязанность предоставить Н.В.В. благоустроенное жилое помещение в границах муниципального образования город Барнаул Алтайского края общей площадью в размере не менее 33 квадратных метров по договору найма специализированного жилого помещения, если оно представляет собой однокомнатную квартиру общей площадью не менее 28 квадратных метров. До настоящего времени решение суда не исполнено, исполнительное производство окончено. Период неисполнения решения суда составляет 5 лет 3 месяца, что нельзя признать разумным. Длительное неисполнение решения суда нарушает права истца на получение жилья, он несет убытки в виде затрат на аренду жилого помещения. В связи с этим на основании Федерального закона от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» административный истец просит взыскать в свою пользу компенсацию в размере 189000 рублей.
В порядке подготовки дела к рассмотрению судом на основании статей 41, 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, в качестве заинтересованного лица - Управление Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представителей не направили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, о невозможности явки в суд не поставили в известность. При таких обстоятельствах на основании статьи 150, части 2 статьи 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Административный ответчик Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края представило письменные возражения на административный иск, в которых отмечено, что исковые требования не подлежат удовлетворению, период неисполнения решения суда о предоставлении жилья согласно правовой позиции Европейского Суда по правам человека не следует считать несовместимым с требованием «разумного срока», так как приобретение жилых помещений в собственность Алтайского края имеет ряд объективных трудностей ввиду сложности процедуры приобретения и распределения жилья.
Заинтересованное лицо Краевое государственное казенное учреждение «Региональное жилищное управление» представило отзыв на административное исковое заявление, в котором отмечено, что исполнение решение районного суда связано с процедурой приобретения жилого помещения в собственность Алтайского края посредством проведения электронного аукциона, так как действия по приобретению жилого помещения, подпадают под действие и ограничения, предусмотренные Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что требует значительного промежутка времени для добровольного исполнения решения суда. Заинтересованное лицо не согласно с указанной административным истцом общей продолжительностью неисполнения судебного решения, считает необходимым исчислять период с 28 декабря 2016 г. по 23 марта 2020 г., что составляет 3 года 2 месяца 24 дня. Административному истцу трижды предлагалось жилое помещение, но Н.В.В. пакет документов для предоставления жилого помещения в учреждение не направила, связи с чем в предоставлении жилого помещения ей отказано. Учреждение не совершало умышленных действий по неисполнению требований исполнительного документа, предпринимало все зависящие от него меры по исполнению судебного акта.
Изучив письменные материалы настоящего административного дела, гражданского дела Центрального районного суда г. Барнаула № 2-7930/2016, исполнительного производства ***-ИП, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных исковых требований.
В силу положений части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее Закон о компенсации) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники при нарушении их права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 1 Закона о компенсации компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Как указал в своем Постановлении от 19 июля 2011 г. № 17-П Конституционный Суд Российской Федерации, в целях реализации вытекающей из Конституции Российской Федерации (статья 46, части 1 и 3) обязанности Российской Федерации по обеспечению права каждого на справедливое судебное разбирательство его дела в разумный срок и исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из необходимости создать надлежащие условия для осуществления права каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, а также прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью на охрану их прав законом, на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (статьи 52 и 53 Конституции Российской Федерации), Федеральный закон «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» предусмотрел вспомогательный к общегражданскому порядку возмещения вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, механизм защиты прав на судебную защиту, справедливое судебное разбирательство и своевременное исполнение судебных актов в виде присуждения компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок в качестве внутригосударственного средства правовой защиты от предположительно имевшего место нарушения требований Конституции Российской Федерации.
Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок (далее - компенсация), как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда, причиненного ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов, в том числе судов. При этом присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за указанные нарушения (часть 4 статьи 1 Закона о компенсации, статьи 151, 1069, 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении дела судом установлено, что решением Центрального районного суда г. Барнаула от 24 октября 2016 г., вступившим в законную силу 28 декабря 2019 г., на КГКУ «Региональное жилищное управление» возложена обязанность предоставить Н.В.В. благоустроенное жилое помещение в границах муниципального образования город Барнаул Алтайского края общей площадью в размере не менее 33 квадратных метров по договору найма специализированного жилого помещения, если оно представляет собой однокомнатную квартиру общей площадью не менее 28 квадратных метров.
На основании заявления Н.В.В. от 27 февраля 2017 г. исполнительный лист был принят в службу судебных приставов и постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного одела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю (далее судебный пристав-исполнитель) от 01 марта 2017 г. возбуждено исполнительное производство № 3640/17/22089-ИП в отношении должника КГКУ «Региональное жилищное управление».
Пунктом 2 постановления должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
7 апреля 2017 г. должнику предоставлена отсрочка исполнения решения Центрального районного суда г. Барнаула от 24 октября 2016 г. сроком до 30 июня 2017 г.
18 июля 2017 г. с должника взыскан исполнительский сбор за неисполнение требований исполнительного документа в установленный срок. Также судебный пристав-исполнитель установил должнику КГКУ «Региональное жилищное управление» новый срок исполнения требований исполнительного документа - до 20 ноября 2017 г.
12 января 2018 г. судебный пристав-исполнитель установил должнику КГКУ «Региональное жилищное управление» новый срок исполнения требований исполнительного документа - до 09 апреля 2018 г.
12 января 2018 г. и.о. начальника КГКУ «Региональное жилищное управление» Г.А.А. предупрежден об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.
26 января 2018 г. должником на запрос судебного пристава-исполнителя представлены объяснения о причинах неисполнения требований исполнительного документа, в том числе о недостаточном финансировании, необходимости проведения аукционов по приобретению жилья в собственность Алтайского края, отсутствия в Алтайском крае жилищного фонда социального пользования, а также большом количестве аналогичных решений судов о предоставлении жилья данной категории детей.
14 февраля 2018 г. должник привлечен к административной ответственности согласно части 1 статьи 17.15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
16 апреля 2018 г. решением Железнодорожного районного суда г. Барнаула постановление о привлечении к административной ответственности № 130 отменено, дело прекращено ввиду отсутствия в действиях КГКУ «Региональное жилищное управление» состава административного правонарушения.
28 мая 2018 г. судебный пристав-исполнитель установил новый срок для исполнения требований исполнительного документа – до 21 сентября 2018 г.
28 мая 2018 г. должник привлечен к административной ответственности согласно части 1 статьи 17.15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
3 июня 2018 г. решением Железнодорожного районного суда г. Барнаула постановление о привлечении к административной ответственности № 526 отменено, дело прекращено ввиду отсутствия в действиях КГКУ «Региональное жилищное управление» состава административного правонарушения.
19 сентября 2018 г. в адрес должника направлен запрос о предоставлении информации об исполнении решения суда.
24 сентября 2018 г. должником на запрос судебного пристава-исполнителя представлены объяснения о причинах неисполнения требований исполнительного документа, в том числе о недостаточном финансировании, необходимости проведения аукционов по приобретению жилья в собственность Алтайского края, отсутствия в Алтайском крае жилищного фонда социального пользования, а также большом количестве аналогичных решений судов о предоставлении жилья данной категории детей.
25 сентября 2018 г. судебный пристав-исполнитель установил новый срок для исполнения требований исполнительного документа – до 5 марта 2019 г.
08 октября 2018 г. начальник КГКУ «Региональное жилищное управление» Грибанов А.А. предупрежден об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.
30 ноября 2018 г. определением Центрального районного суда г. Барнаула должнику уменьшен исполнительский сбор.
15 февраля 2019 г. и 5 марта 2019 г. должником вновь на запрос судебного пристава-исполнителя представлены объяснения о причинах неисполнения требований исполнительного документа, в том числе о недостаточном финансировании, необходимости проведения аукционов по приобретению жилья в собственность Алтайского края, отсутствия в Алтайском крае жилищного фонда социального пользования, а также большом количестве аналогичных решений судов о предоставлении жилья данной категории детей.
20 марта 2019 г. должник привлечен к административной ответственности согласно части 1 статьи 17.15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, после чего вынесено постановление об установлении нового срока исполнения требований исполнительного документа – до 16 сентября 2019 г.
21 марта 2019 г. и.о. начальника КГКУ «Региональное жилищное управление» Г.В.В. предупрежден об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.
30 апреля 2019 г. и.о. начальник КГКУ «Региональное жилищное управление» К.Е.А. предупрежден об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.
20 мая 2019 г. в адрес должника судебным приставом-исполнителем направлен запрос о предоставлении информации об исполнении решения суда.
31 мая 2019 г. и 27 сентября 2019 г. должник на запрос судебного пристава-исполнителя вновь представил судебному приставу-исполнителю объяснения относительно причин, по которым требования не исполнены, ссылаясь на прежние обстоятельства, связанные с финансовыми затруднениями и сложностью проведения аукционов по приобретению жилья.
11 октября 2019 г. начальник КГКУ «Региональное жилищное управление» К.Е.А. предупрежден об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.
22 октября 2019 г. должник привлечен к административной ответственности согласно части 1 статьи 17.15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, 24 октября 2019 г. вынесено постановление об установлении нового срока исполнения требований исполнительного документа – до 6 мая 2020 г.
13 февраля 2020 г. должник на запрос судебного пристава-исполнителя вновь представил судебному приставу-исполнителю объяснения относительно причин, по которым требования не исполнены, ссылаясь на прежние обстоятельства, связанные с финансовыми затруднениями и сложностью проведения аукционов по приобретению жилья.
3 июля 2020 г. судебный пристав-исполнитель установил новый срок для исполнения требований исполнительного документа – до 18 января 2021 г.
18 августа 2020 г. должник на запрос судебного пристава-исполнителя вновь представил судебному приставу-исполнителю объяснения относительно причин, по которым требования не исполнены, ссылаясь на прежние обстоятельства, связанные с финансовыми затруднениями и сложностью проведения аукционов по приобретению жилья, а так же указал, что взыскателю предлагалось жилое помещение для заселения в г. Новоалтайске, однако ввиду непредставления документов со стороны Н.В.В., необходимых для заключения договора найма специализированного жилого помещения, взыскателю отказано в предоставлении жилья.
7 октября 2021 г. определением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края заявление КГКУ «Региональное жилищное управление» об утверждении мирового соглашения, по условиям которого взыскателю предполагалось выдать денежный сертификат на приобретение жилья, на стадии исполнения судебного акта оставлено без удовлетворения.
31 января 2022 г. должник на запрос судебного пристава-исполнителя вновь представил судебному приставу-исполнителю объяснения относительно причин, по которым требования не исполнены, ссылаясь на прежние обстоятельства, связанные с финансовыми затруднениями и сложностью проведения аукционов по приобретению жилья, а также указал, что взыскателю предлагались жилые помещения для заселения в г. Барнауле, однако ввиду непредставления документов со стороны Н.В.В., необходимых для заключения договора найма специализированного жилого помещения, взыскателю отказано в предоставлении квартиры.
25 февраля 2022 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю Н.В.В.
На момент рассмотрения судом административного искового заявления Н.В.В. решение суда о предоставлении жилого помещения не исполнено, с момента вступления решения суда в законную силу (28 декабря 2016 г.) прошло 5 лет 2 месяца 22 дня, при этом истек шестимесячный срок, установленный частью 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с этим суд приходит к выводу о том, что Н.В.В. соблюден срок обращения с административным иском в суд.
Исходя из положений пункта 4 части 2 статьи 252 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также учитывая разъяснения, содержащиеся в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», общая продолжительность производства по исполнению судебного акта включает в себя период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, часть 3.1 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 428 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4 и пункт 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Однако в отличие от порядка исполнения судебных решений об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, не предусматривающего добровольного исполнения вступивших в законную силу судебных постановлений до предъявления судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем исполнительного листа к исполнению в соответствии со статьей 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и с соблюдением требований, предусмотренных данной нормой, вступивший в законную силу судебный акт о возложении на государственный орган обязанности предоставить жилое помещение является обязательным с даты вступления его в законную силу.
Следовательно, компенсация подлежит взысканию за указанный выше период.
Присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (часть 3 статьи 1 Закона о компенсации).
При рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом следующих обстоятельств: правовая и фактическая сложность дела; поведение административного истца и иных участников судебного процесса; достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов; общая продолжительность неисполнения судебного акта (часть 3 статьи 253 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 46, 47, 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. №11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.
При оценке своевременности мер, принимаемых судом, прокурором, руководителем следственного органа, следователем, начальником органа дознания, начальником подразделения дознания, органом дознания, дознавателем, а также органами, организациями и должностными лицами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, также следует принимать во внимание исключительные обстоятельства, которые обусловливали необходимость безотлагательного осуществления судопроизводства и (или) исполнения судебного акта и непринятие во внимание которых фактически привело к лишению лица права на судебную защиту.
При рассмотрении дела судом не установлено, что неисполнение судебного акта в установленный для этого срок произошло по причине совершения каких-либо действий либо в силу бездействия взыскателя Н.В.В. Факт уклонении Н.В.В. от получения предлагаемых жилых помещений не опровергает выводов о недостаточности и неэффективности принятых для исполнения судебного акта мер до февраля, декабря 2021 г., когда гражданину направлены предложения относительно принятия жилых помещений в г. Барнауле, отказ от которых послужил основанием для окончания исполнительного производства. При этом доказательств вручения взыскателю предложений принять жилые помещения должник по исполнительному производству не представил, хотя суд предлагал это сделать, в связи с чем невозможно сделать достоверный вывод об уклонении Н.В.В. от получения жилого помещения. Предложение жилья в г. Новоалтайске не может свидетельствовать о недобросовестном поведении административного истца по причине того, что вступившим в силу решением предписано предоставить жилое помещение в г. Барнауле.
Также суд приходит к выводу о том, что со стороны суда и службы судебных приставов не допущено каких-либо действий, бездействия, связанных с несвоевременностью исполнения решения суда, судом по заявлению истца своевременно выдан исполнительный лист; судебным приставом-исполнителем своевременно возбуждено исполнительное производство, с должника взыскан исполнительский сбор, руководитель должника предупреждался судебным приставом – исполнителем об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации, должник привлекался к административной ответственности по статье 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Особенность предмета исполнительного производства (предоставление жилого помещения) предполагает исполнение данной обязанности непосредственно самим должником, в связи с чем оценке подлежит деятельность органов власти Алтайского края по исполнению вступившего в законную силу судебного акта.
Как следует из исследованных судом доказательств, письменных пояснений КГКУ «Региональное жилищное управление», представленных в службу судебных приставов, отзывов на административное исковое заявление, правового регулирования обеспечения жильем детей-сирот, исполнение судебного решения о предоставлении жилого помещения возможно путем приобретения в собственность Алтайского края жилого помещения, удовлетворяющего требованиям, установленным в судебном решении, последующей передачей такого помещения по договору специализированного найма.
Для решения жилищной проблемы детей-сирот постановлением Администрации Алтайского края 15 июня 2020 г. № 266 утверждена государственная программа Алтайского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края на 2020 - 2024 годы» с подпрограммой «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Ранее в Алтайском крае действовала аналогичная программа, утвержденная постановлением Администрации Алтайского края 31 октября 2014 г. № 503. Участниками этих программ (подпрограммы) являются Министерство строительства и жилищно–коммунального хозяйства Алтайского края (являющееся также в соответствии с Законом Алтайского края от 5 декабря 2018 г. № 93-ЗС «О краевом бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» главным распорядителем средств краевого бюджета на соответствующие цели), КГКУ «Региональное жилищное управление».
Приобретение жилых помещений происходит посредством проведения электронного аукциона с соблюдением правил и ограничений, предусмотренных Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что требует определенного промежутка времени для добровольного исполнения решения суда.
Так, после принятия решения об осуществлении закупки на приобретение жилых помещений в собственность Алтайского края необходимо пройти этапы для реализации данной процедуры посредством проведения электронного аукциона. В общей сложности весь процесс занимает около 70-80 календарных дней.
Таким образом, к числу обстоятельств, повлиявших на длительность неисполнения решения суда, относятся недостаточное финансирование и отсутствие достаточного количества жилых помещений в собственности Алтайского края (не позволяющие обеспечить всех лиц соответствующей категории жилыми помещениями в короткие сроки), а также неэффективность способа приобретения жилых помещений на аукционах (в связи с отсутствием заявок на участие в аукционах по приобретению жилых помещений, что, в свою очередь, обусловлено, в том числе требованиями к участникам аукциона, а также качеству приобретаемых жилых помещений, в том числе их благоустроенность, ограничение общего количества квартир в доме).
Также действовавший до 13 апреля 2020 г. Порядок обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденный Постановлением Администрации края от 28 июля 2014 г. № 351, в целях своевременного предоставления жилых помещений данной категории лиц не предусматривал формирование (приобретение, строительство) специализированного жилищного фонда для детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, во взаимосвязи со Списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Тем самым количество приобретаемых жилых помещений было поставлено в зависимость от финансирования соответствующих обязательств субъекта Российской Федерации, то есть отсутствовала взаимосвязь между объемом приобретаемых жилых помещений с количеством лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (включенными в Список) и количеством лиц, у которых возникают основания предоставления жилых помещений, что даже при освоении всех предусмотренных бюджетных средств (если их объем не позволяет приобрести жилые помещения для всех лиц, у которых возникли основания предоставления жилых помещений и (или) возникнут такие основания в текущем году) влечет нарушение права на своевременное обеспечение жильем детей (лиц), оставшихся без попечения родителей.
В то же время суд считает, что указанные обстоятельства не имеют правового значения для констатации нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок с учетом разъяснений, изложенных в пункте 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», соответствующих правовым позициям Европейского Суда по правам человека о том, что государство не вправе ссылаться на недостаточность средств или отсутствие жилья для исполнения решения суда (параграф 35 постановления ЕСПЧ от 7 мая 2002 г. по делу «Бурдов против России», параграф 46 постановления ЕСПЧ от 17 апреля 2012 г. по делу «Калинкин и другие против Российской Федерации», параграф 38 постановления ЕСПЧ от 10 июля 2014 г. по делу «Беседа против Российской Федерации»).
Отсутствие финансирования КГКУ «Региональное жилищное управление» на эти цели не имеет правового значения, поскольку обязанность организовать исполнение вступивших в законную силу судебных решений с учетом полномочий различных органов и координации их деятельности, направлений реализации подпрограммы, координации возлагается на субъект Российской Федерации, расходным обязательством которого является обеспечение жилыми помещениями указанной категории лиц на основании пункта 14.2 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (пункт 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № 11).
В связи с изложенным суд не принимает возражения административных ответчиков о том, что срок неисполнения решения соответствует требованиям разумности, считает, что длительность исполнения решения суда по данной категории дел, превышающая 5 лет, свидетельствует об обратном.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела предоставление жилья для Н.В.В., состоящей на учете как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не имеющей в собственности жилых помещений, имеет исключительное значение. Неисполнение соответствующей обязанности органами государственной власти послужило основанием для обращения административного истца в суд с иском.
При таких обстоятельствах суд считает нарушенным право Н.В.В. на исполнение судебного акта в разумный срок, в связи с чем административный истец имеет право на присуждение компенсации.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о компенсации размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, арбитражным судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.
Принимая во внимание требования административного истца, обстоятельства дела, по которому было допущено нарушение, его продолжительность и значимость последствий для Н.В.В., суд полагает, что требуемая административным истцом сумма является чрезмерной и определяет подлежащую присуждению компенсацию в размере 130000 руб., которая соответствует принципам разумности и справедливости.
В связи с тем, что судебный акт подлежал исполнению субъектом Российской Федерации - Алтайским краем, чьим расходным обязательством является предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в лице уполномоченных государственных структур, то компенсация взыскивается с Министерства финансов Алтайского края за счет средств краевого бюджета.
При этом в удовлетворении требований к КГКУ «Региональное жилищное управление» следует отказать, поскольку данное учреждение не является надлежащим административным ответчиком в силу пункта 3 части 9 статьи 3 Закона о компенсации.
В силу части 3 статьи 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению.
В связи с удовлетворением административных исковых требований на основании статей 103, 106, 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Н.В.В. В.В. подлежат возмещению также судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 300 руб. Частичное удовлетворение административных исковых требований, не подлежащих оценке, рассматриваемых в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не влияет на полное возмещение указанных расходов (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела»).
Руководствуясь статьями 175-180, 260 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административные исковые требования Н.В.В. к Министерству финансов Алтайского края, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края удовлетворить частично.
Взыскать с Алтайского края в лице Министерства финансов Алтайского края за счет средств бюджета Алтайского края в пользу Н.В.В. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 130000 рублей, а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, то есть всего взыскать 130300 рублей.
В остальной части в удовлетворении административных исковых требований к Министерству финансов Алтайского края, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, а также в удовлетворении административных исковых требований к краевому государственному казенному учреждению «Региональное жилищное управление» отказать.
Решение суда в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Алтайский краевой суд.
Судья Н.В. Новикова
Мотивированное решение составлено 25 марта 2022 г.
Судья
Дело № 3а-820/2022
УИД 22OS0000-01-2022-000290-61