ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-824/20 от 03.07.2020 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

к делу № 3а-824/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«03» июля 2020 года город Краснодар

Краснодарский краевой суд в составе:

председательствующего судьи: Бендюк А.К.

при ведении протокола помощником судьи: Покусаевой А.Ю.

с участием:

- представителя административного истца на основании доверенности < Ф.И.О. >6

- прокурора: Дудченко К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению < Ф.И.О. >1 к Совету муниципального образования <Адрес...> о признании нормативных правовых актов недействующими,

У С Т А Н О В И Л:

< Ф.И.О. >1 обратился в суд с административным иском к Совету муниципального образования <Адрес...> Краснодарского края о признании нормативных правовых актов недействующими.

Административный истец просил суд признать недействующими решения Совета муниципального образования <Адрес...> Краснодарского края от 31 января 2014 г. <№..> «Об утверждении генерального плана Тенгинского сельского поселения <Адрес...> Краснодарского края», от <Дата><№..> «Об утверждении правил землепользования и застройки Тенгинского сельского поселения <Адрес...>» в части отнесения земельного участка с кадастровым номером <№..> расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, к зоне затопления (подтопления).

В обоснование административных исковых требований < Ф.И.О. >1 ссылается на то, что принадлежащий ему на праве собственности земельный участок с кадастровым номером <№..>, расположенный по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, Тенгинское сельское поселение, <Адрес...>, оспариваемыми нормативными правовыми актами отнесен к зоне затопления (подтопления), чем нарушены его права на использование земельного участка, на получение разрешения на строительство, поскольку письмом УаИГ администрации муниципального образования <Адрес...> от <Дата><№..>.2 ему отказано в получении данного разрешения, со ссылкой на расположение земельного участка в вышеуказанной зоне.

Представитель административного истца на основании доверенности < Ф.И.О. >5 исковые требования поддержала.

Представитель административного ответчика не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом

Прокурор < Ф.И.О. >4 в судебном заседании в заключении указалаа, что административные исковые требования подлежат удовлетворению.

Изучив доводы административного иска, возражений и отзывов, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства и материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно п. 5 ч. 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а при подаче такого заявления организациями и лицами, указанными в частях 2, 3 и 4 статьи 208 настоящего Кодекса, какие права, свободы и законные интересы иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о том, что существует реальная угроза их нарушения.

Руководствуясь частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении настоящего административного дела, суд не связан с основаниями и доводами, содержащимися в административном иске и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в полном объеме.

В силу ст. 217.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) обладает ли оспариваемый акт нормативными свойствами, позволяющими применить его неоднократно в качестве общеобязательного предписания в отношении неопределенного круга лиц;

3) соответствуют ли положения оспариваемого акта действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пункте 3 части 3 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию или должностное лицо, которые приняли акт, обладающий нормативными свойствами.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании акта, обладающего нормативными свойствами, суд принимает одно из следующих решений:

1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый акт полностью или в части не соответствует действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений, устанавливает не предусмотренные разъясняемыми нормативными положениями общеобязательные правила, распространяющиеся на неопределенный круг лиц и рассчитанные на неоднократное применение, и о признании этого акта не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый акт полностью или в части не обладает нормативными свойствами и соответствует содержанию разъясняемых им нормативных положений.

Проверяя порядок принятия и опубликования, а также соответствие оспариваемого нормативного акта требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Оспариваемые нормативно-правовые акты муниципального образования <Адрес...> после принятия на соответствующих сессиях Совета муниципального образования <Адрес...> опубликованы в газете «Черноморье сегодня» <№..> (1816) от <Дата>, а также размещены на официальном сайте Совета муниципального образования <Адрес...> в сети «Интернет».

Таким образом, порядок опубликования вышеуказанных нормативных правовых актов не нарушен.

Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства установлено нарушение порядка принятия решения Совета муниципального образования <Адрес...> Краснодарского края от <Дата><№..> «Об утверждении генерального плана Тенгинского сельского поселения <Адрес...> Краснодарского края», Совета муниципального образования <Адрес...> Краснодарского края от <Дата><№..> «Об утверждении правил землепользования и застройки Тенгинского сельского поселения <Адрес...>» в оспариваемой части.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи1 Градостроительного кодекса РФ градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий; территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся в том числе: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных Кодексом (часть 1 статьи8 Градостроительного кодекса РФ, пункт 20 части 1 статьи14, часть 1 статьи7 Федерального закона от <Дата>г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Оспариваемые нормативно-правовые акты муниципального образования <Адрес...> приняты уполномоченным органом, в соответствии с требованиями части 1 статьи8 Градостроительного кодекса РФ, пункт 20 части 1 статьи14, части 1 статьи7 Федерального закона от <Дата>г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Вместе с тем, согласно ч. 1 и 4 ст.3 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить названному кодексу.

П. 2 ст.1, ч. 1 ст.9 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что территориальное планирование, т.е. планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В свою очередь, градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (п. 6 ст.1 Градостроительного кодекса РФ).

К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план поселения (п. 2 ч. 1 ст.18 Градостроительного кодекса РФ), правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно ч. 6 и п. 7 ч. 8 ст.23 Градостроительного кодекса РФ к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в виде карт, которые отображают зоны с особыми условиями использования территорий.

В соответствии с частью 5 статьи30 Градостроительного кодекса РФ на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются среди прочего границы зон с особыми условиями использования территорий.

Зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья1 Градостроительного кодекса РФ).

Как указано в ч. 3 ст.4 Градостроительного кодекса РФ, в части, не урегулированной законодательством о градостроительной деятельности, к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации и иное законодательство Российской Федерации, к числу которого относится и законодательство о санитарном благополучии населения.

В соответствии с п. 16 ст.1 Водного кодекса РФ затопление и подтопление являются одними из возможных форм негативного воздействия вод на определенные территории и объекты.

В целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (часть 1 статьи67.1 ВК РФ).

В соответствии с частью 5 статьи67.1 Водного кодекса РФ границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 3 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата>г. N360 "Об определении границ зон затопления, подтопления", предусмотрено, что границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон.

Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (пункт 18 Правил N360).

Как усматривается из материалов дела, административный истец просил суд признать недействующими решения Совета муниципального образования <Адрес...> Краснодарского края от <Дата><№..> «Об утверждении генерального плана Тенгинского сельского поселения <Адрес...> Краснодарского края», от <Дата><№..> «Об утверждении правил землепользования и застройки Тенгинского сельского поселения <Адрес...>» в части отнесения земельного участка с кадастровым номером <№..> расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, к зоне затопления (подтопления).

В соответствии со сведениями ИСОГД земельный участок с кадастровым номером <№..>, расположенный по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, находится в границах зоны затопления.

Однако сведений об определении границ зон затопления в соответствии с Пунктом 3 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата>г. N360, административным ответчиком не представлено. В Едином государственном реестре недвижимости сведения о границах зон затопления и подтопления на территории Тенгинского сельского поселения <Адрес...> отсутствуют

На судебный запрос о предоставлении информации Департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края сообщил суду о том, что по состоянию на <Дата> предложения об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах такой зоны населенных пунктов <Адрес...>, в соответствии с требованиями пункта 6 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата><№..>, согласованы с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральным агентством по недропользованию.

После согласования с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии предложения будут направлены в Федеральное агентство водных ресурсов для утверждения и дальнейшего выполнения мероприятий (внесение сведений в ЕГРН), предусмотренных пунктом 17 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата><№..>.

В соответствии с планом-графиком установления границ зон затопления, подтопления на территории населенных пунктов Краснодарского края мероприятия по согласованию и утверждению должны быть завершены в III квартале 2020 года.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты.

В соответствии с 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <Дата> N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Учитывая изложенное, принимая во внимание положения пункта 1 части 2, пункта 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, разъяснения, содержащиеся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <Дата><№..>, суд считает, что оспариваемый в части нормативный правовой акт подлежит признанию не действующим со дня его принятия.

Установление иной даты, чем день его принятия, не устранит выявленные судом в ходе настоящего разбирательства нарушения прав административного истца.

Административным истцом при подаче административного искового заявления оплачена госпошлина в сумме 300 рублей.

На основании ст.ст. 103,111 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает необходимым взыскать с Совета муниципального образования <Адрес...> Краснодарского края в пользу < Ф.И.О. >1 расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей.

Руководствуясь статьями 103, 111, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования < Ф.И.О. >1 к Совету муниципального образования <Адрес...> о признании нормативных правовых актов недействующими – удовлетворить.

Признать не действующими со дня принятия решение Совета муниципального образования <Адрес...> Краснодарского края от <Дата><№..> «Об утверждении генерального плана Тенгинского сельского поселения <Адрес...> Краснодарского края», решение Совета муниципального образования <Адрес...> Краснодарского края от <Дата><№..> «Об утверждении правил землепользования и застройки Тенгинского сельского поселения <Адрес...>» в части отнесения земельного участка с кадастровым номером <№..>, расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, к зоне затопления (подтопления)

Обязать Совет муниципального образования <Адрес...> Краснодарского края опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором публикуются нормативно правовые акты Совета муниципального образования <Адрес...> Краснодарского края, а также разместить на сайте Совета муниципального образования <Адрес...> Краснодарского края.

Обязать Совет муниципального образования <Адрес...> сообщить суду и < Ф.И.О. >1 в срок 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу о его исполнении либо об уважительных причинах невозможности его исполнить в указанный срок.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято <Дата>.

Судья: А.К. Бендюк

к делу № 3а-824/2020