ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-824/2022 от 27.04.2022 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Самара 27 апреля 2022 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Калинниковой О.А.,

при секретаре Добиной Д.Д.,

с участием прокурора Деминой В.В.,

представителя административного истца ООО «ИСТОК-ИНВЕСТ» Брояна Г.М., представителя административного ответчика Правительства Самарской области Филиппова С.С., представителя административного ответчика Правительства Самарской области и заинтересованного лица министерства строительства Самарской области Никифорчука И.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-824/2022 по административному иску общества с ограниченной ответственностью «ИСТОК-ИНВЕСТ» к Правительству Самарской области о признании недействующим в части нормативного правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации,

установил:

постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 № 308 утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области.

Нормативный правовой акт официально опубликован в печатном издании «Волжская коммуна», № 205 (26248) 09.08.2008.

Постановлением Правительства Самарской области от 06.11.2015 № 709, в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации в указанное выше постановление внесены изменения.

Приложение № 2 к Порядку определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области и предоставленные в аренду без торгов изложено в новой редакции.

В частности, согласно пункта 10 таблицы 3 «Механизм определения арендной платы в отношении земельных участков, предоставляемых отдельным категориям субъектов, имеющим право получения земельных участков в аренду без проведения торгов» приложения № 2 «Методика определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области и предоставляемых для строительства» процент от кадастровой стоимости предоставленных земельных участков, на которых расположены не предусмотренные пунктом 9 настоящей таблицы объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 21 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлен в размере 5.

Изменения, внесенные постановлением Правительства Самарской области от 06.11.2015 № 709 вступили в силу со дня официального опубликования (опубликовано на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru – 06.11.2015), а также в печатном издании «Волжская коммуна», № 293(29492), 10.11.2015.

Общество с ограниченной ответственностью «ИСТОК-ИНВЕСТ» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим с момента принятия пункт 10 таблицы 3 приложения № 2 к Порядку определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области и предоставленные в аренду без торгов, утвержденному постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 № 308 в редакции постановления Правительства Самарской области от 06.11.2015 № 709.

В обоснование заявленных требований общество указало, что с 23.06.2016 арендует земельный участок, расположенный на территории г. Тольятти, предоставленный под строительство нежилого здания. Арендная плата по условиям договора аренды исчисляется с применением оспариваемого процента от кадастровой стоимости земельного участка – 5%, который также применен администрацией г. Тольятти в расчетах при предъявлении иска в Арбитражный суд. Полагает, что установленный оспариваемой частью нормативного правового акта размер процента от кадастровой стоимости земельного участка не имеет экономического обоснования, что противоречит основному принципу определения арендной платы, установленному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. № 582, приказу Минэкономразвития России от 29.12.2017 № 710, статье 39.7 Земельного кодекса РФ, чем нарушаются права и законные интересы общества.

В судебном заседании представитель ООО «ИСТОК-Инвест» Броян Г.М., действующий на основании доверенности, административный иск поддержал по изложенным в нем основаниям, просил заявленные требования удовлетворить.

Представители административного ответчика Правительства Самарской области Филиппов С.С. и Никифорчук И.Д., действующие на основании доверенностей, (последний также как представитель заинтересованного лица Министерства строительства Самарской области) в судебном заседании административные исковые требования не признали, просили отказать в их удовлетворении.

Административным ответчиком представлены письменные возражения, из которых следует, что нормативный акт не может быть признан недействующим со дня его принятия, поскольку ранее длительное время применялся и на его основании были реализованы права иных субъектов предпринимательской деятельности, организаций, физических лиц. На момент принятия постановления от 06.11.2015 № 709 приказ Минэкономразвития России от 29.12.2017 № 710 не вступил в силу, в связи с чем утвержденные им методические рекомендации не могли применяться. При разработке оспариваемой редакции постановления были учтены основные принципы определения арендной платы, при согласовании проекта постановления отсутствовали замечания прокуратуры Самарской области. Постановлением также установлено, что значения процента от кадастровой стоимости земельных участков, предусмотренные пунктами 6-8, 10 и 13 таблицы 3 Методики, могут быть установлены нормативным правовым актом органа местного самоуправления в размере меньшем или большем, но не более чем в 3 раза, чем значения, установленные в соответствующих пунктах таблицы 3 настоящей Методики. В этом случае при расчете размера арендной платы за использование земельного участка применяются значения процента от кадастровой стоимости, предусмотренные нормативным правовым актом органа местного самоуправления. Оспариваемый процент в размере именно 5% включен в постановление Правительства Самарской области исходя из объективной разнородности субъектов предпринимательской деятельности в зависимости от финансово-экономического потенциала каждого муниципального образования, именно в этой связи в постановление включено положение о возможности корректировки непосредственно органами местного самоуправления процента от кадастровой стоимости. Правительство Самарской области не может нести ответственность за неустановление муниципальными образованиями собственных значений процента от кадастровой стоимости. В этой связи полагают, что в рассматриваемой ситуации присутствуют признаки бездействия муниципального образования, не проявившего должной осмотрительности и не установившего собственных значений процента от кадастровой стоимости.

Заинтересованное лицо - администрация городского округа Тольятти Самарской области своего представителя в суд не направила, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.

Выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Положения ч. 6 указанной статьи гласят, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Оспариваемая норма до настоящего времени действует в редакции постановления Правительства Самарской области от 06.11.2015 № 709.

На основании части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта, суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, - федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

Согласно пункта 3 статьи 39.7, пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.

В силу части 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

Установлено, что 23.06.2016 между администрацией городского округа Тольятти (ранее мэрия) и ООО «ИСТОК-ИНВЕСТ», владеющего объектом незавершенного строительства с кадастровым номером , заключен договор аренды № 3434 земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером , площадью 10380 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, для строительства производственного корпуса с административно-бытовым зданием и инженерно-техническим обеспечением, сроком на 3 года.

Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее также ЕГРН) по состоянию на 29.06.2021 указанный выше земельный участок имел вид разрешенного использования «для строительства производственного корпуса с административно-бытовым зданием и инженерно-техническим обеспечением».

По условиям договора аренды (п.2.1, 2.2) годовой размер арендной платы за земельный участок составляет 227 322 руб. и рассчитывается по формуле:

Аг= Кадастровая стоимость х Процент от кадастровой стоимости.

Размер процента от кадастровой стоимости, как видно из договора, утвержден постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 № 308 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области» (с изменениями от 06.11.2015) (п. 10 Таблица 3) и составляет 5%.

Оспариваемый процент от кадастровой стоимости земельного участка был применен администрацией городского округа Тольятти при предъявлении искового заявления к ООО «ИСТОК-Инвест» в Арбитражный суд Самарской области о взыскании задолженности по арендной плате за период с 01.04.2017 по 31.03.2021, что подтверждается пояснениями к расчету суммы иска, определением Арбитражного суда Самаркой области от 19.08.2021.

После завершения строительства производственно-бытового корпуса с административно-бытовым зданием, которому присвоен кадастровый номер 63:09:0102153:3989, ввода его в эксплуатацию и регистрации на здание права собственности 30.12.2020, вид разрешенного использования арендуемого земельного участка с кадастровым номером был изменен на «деловое управление (4.1), пищевая промышленность (6.4)», что подтверждается выпиской из ЕГРН от 21.03.2022.

28.12.2021 между ООО «ИСТОК-ИНВЕСТ» и администрацией г.о. Тольятти договор аренды вышеуказанного земельного участка перезаключен на иных условиях.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт применялся в отношении ООО «ИСТОК-ИНВЕСТ» в период с 23.06.2016 по 27.12.2021. Материалами дела подтверждается, что расчеты по арендной плате за весь указанный период не произведены.

С учетом изложенного, суд полагает, что административный истец вправе оспорить нормативные положения, установленные пунктом 10 таблицы 3 приложения № 2 к Порядку определения размера арендной платы.

В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьи 94 Устава Самарской области, нормативные правовые акты, принимаемые в Самарской области не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, а также Уставу муниципального образования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 года № 582 утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В числе основных принципов определения арендной платы, в частности, назван принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 11.05.2004 № 209-О выражена правовая позиция в отношении земельного налога, имеющего схожую правовую природу с арендной платой, в силу положений статьи 65 Земельного кодекса РФ, где указано, что плата за землю определяется не произвольно, а на основе анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка. Судебные органы, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий, должны выявлять, проводились ли при принятии нормативного правового акта анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков (осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки платы за землю на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков).

Критериями при определении доходности земельного участка являются категория земель и их разрешенное использование. Кроме того, при принятии нормативного правового акта об установлении арендной платы за землю, помимо оценки категории земель и разрешенного использования земельных участков, должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности.

Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

Таким образом, при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.

В обоснование возражений относительно требований ООО «ИСТОК-ИНВЕСТ» административным ответчиком представлены: пояснительная записка к проекту постановления и финансово-экономическое обоснование проекта постановления за подписью министра строительства Самарской области, а также экспертное заключение от 20.10.2015 на проект постановления по результатам правовой экспертизы за подписью руководителя Главного правового управления.

Как видно из экспертного заключения, Главное правовое управление Администрации Губернатора Самарской области подтверждает, что проект постановления Правительства Самарской области соответствует действующему законодательству, требования к процедуре согласования и ознакомления соблюдены.

В пояснительной записке отражено, что проектом постановления, в частности, учитываются положения норм пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, определяющего случаи предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов, а также статьи 39.7, устанавливающие требования к определению размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности; предлагается провести разграничение предусмотренных пунктом 2 статьи 39.6 случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на случаи предоставления земельных участков, предполагающих строительство объектов капитального строительства и иные случаи предоставления земельных участков в аренду; сохранить преемственность в регулировании размера арендной платы для отдельной категории арендаторов; не устанавливать влияние сроков пользования для отдельных земельных участков под строительство. Указано также на необходимость учета инвестиционной привлекательности Самарской области, решение задач повышения капитализации Самарской области и муниципальных образований как обеспечивающей впоследствии поступление средств в бюджеты от налогов. Проект постановления, как следует из пояснительной записки, направлен на стимулирование инвесторов к строительству объектов именно на территории Самарской области; по ряду случаев предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов с целью последующего строительства на них социально значимых объектов (в том числе масштабных инвестиционных проектов) предлагается установить низкое значение коэффициента, используемого при определении размера арендной платы, - 0,075, поскольку рассчитанная на его основе арендная плата соответствует сумме земельного налога, определенной с учетом предоставленной налоговой льготы на территории городского округа Самара специализированным областным некоммерческим организациям, созданным органами исполнительной власти Самарской области и имеющим в качестве своих уставных целей содействие увеличению инвестиций в жилищное строительство, иное развитие территорий, развитие объектов социальной и инженерной инфраструктуры; отражена необходимость закрепления единого подхода к определению размера арендной платы для всех арендаторов, реализующих масштабные и иные социально значимые и инвестиционные проекты на территории области, в том числе реализующих такие проекты с привлечением бюджетных средств. Указано также, что принятие проекта постановления не потребует дополнительных затрат из областного бюджета.

Согласно финансово-экономическому обоснованию, проект постановления Правительства Самарской области о внесении изменений в постановление от 06.08.2008 № 308 разработан в целях реализации Федерального закона от 23.06.2014 № 171 «О внесении изменений в Земельный кодекса РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации». При этом, в качестве обоснования проекта постановления, финансово-экономическое обоснование содержит текст, аналогичный тексту пояснительной записки.

Представленные листы согласования содержат лишь даты и подписи уполномоченных должностных лиц; изменений не внесено, комментарии не указаны.

Давая оценку представленным Правительством Самарской области в подтверждение своих возражений документам, суд приходит к выводу, что они не содержат финансово-экономического обоснования для установления оспариваемого процента от кадастровой стоимости земельного участка – 5. Ни в пояснительной записке, ни в экономическом обосновании, ни в экспертном заключении не содержатся анализ и оценка экономических, природных и иных факторов для земельных участков, поименованных в пункте 10 таблицы 3 Приложения № 2, включая их местоположение, градостроительную ценность, уровень коммерческой привлекательности, потребительского спроса на землю, развитие инфраструктуры, влияющих на уровень доходности исследуемого вида земельных участков, расположенных на территории Самарской области, с учетом, в том числе, их категории и разрешенного использования.

Суд полагает, что представленное административным ответчиком «финансово-экономическое обоснование» к проекту постановления, исходя только из его наименования, не может заменить экономического обоснования оспариваемого процента, поскольку не содержит каких либо объективных данных и расчетов, которые возможно проверить, и позволяющих убедиться, что значение процента от кадастровой стоимости земельных участков, предоставленных для завершения строительства собственникам объектов незавершенного строительства в предусмотренных пунктом 10 таблицы 3 Приложения № 2 случаях, установлено в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков и действительно призвано обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателей и арендаторов земельных участков.

Доказательств того, что Правительством Самарской области проводились какие-либо расчеты в целях обоснования размера оспариваемого процента от кадастровой стоимости земельных участков для расчета арендной платы, с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке, суду не представлено.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что установление числового значения процента от кадастровой стоимости исследуемого вида земельных участков - 5, в отсутствие финансово-экономического анализа и оценки факторов, влияющих на уровень доходности участков, о прибыли, полученной от осуществления коммерческой деятельности на таких участках, о затратах, связанных с использованием этих земельных участков, противоречит принципу экономической обоснованности, что нарушает права и законные интересы субъектов экономической деятельности.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что нормативный правовой акт в оспариваемой ООО «ИСТОК-ИНВЕСТ» части противоречит положениям постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582, части 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, имеющим большую юридическую силу, а поэтому в соответствии со ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеются основания для признания в данной части нормативного правового акта недействующим.

Доводы административного ответчика о том, что при разработке оспариваемой редакции постановления были учтены основные принципы определения арендной платы, исследованными доказательствами не подтверждены. Отсутствие замечаний прокуратуры Самарской области к проекту постановления, как и замечаний иных уполномоченных лиц, подписавших листы согласования, не является критерием экономической обоснованности утвержденного пунктом 10 таблицы 3 Приложения № 2 процента.

С учетом единства экономического пространства правовой системы Российской Федерации постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 в части установления основных принципов определения арендной платы, в данном случае, принципа экономической обоснованности, является общеобязательным при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда в силу закона размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.

Доводы о том, что значение процента от кадастровой стоимости 5% установлено Правительством Самарской области ввиду объективной разнородности субъектов предпринимательской деятельности в зависимости от финансово-экономического потенциала каждого муниципального образования, как и ссылка на необходимость корректировки непосредственно органами местного самоуправления процента от кадастровой стоимости, предусмотренного оспариваемым пунктом 10 таблицы 3, не освобождают административного ответчика от обязанности доказать (ч. 2 ст. 62, п. 3 ч. 8 ст. 213 КАС РФ) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в частности, соответствие установленного процента принципу экономической обоснованности.

В соответствии с положениями пункта 3 Приложения № 2 к Порядку определения размера арендной платы…, утвержденному постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 № 308 в редакции постановления от 06.11.2015 № 709, значения процента от кадастровой стоимости земельных участков, предусмотренные пунктами 6-8, 10 и 13 таблицы 3 настоящей Методики, могут быть установлены нормативным правовым актом органа местного самоуправления городского округа, городского округа с внутригородским делением или муниципального района в размере меньшем или большем, но не более чем в 3 раза, чем значения, установленные в соответствующих пунктах таблицы 3 настоящей Методики. В этом случае при расчете размера арендной платы за использование земельного участка применяются значения процента от кадастровой стоимости, предусмотренные нормативным правовым актом органа местного самоуправления городского округа, городского округа с внутригородским делением или муниципального района. В случае неурегулирования нормативным правовым актом органа местного самоуправления указанных в настоящем абзаце значений процента от кадастровой стоимости либо урегулирования данных значений в размере меньшем или большем, чем это допускается настоящим абзацем, применяются значения процента от кадастровой стоимости земельных участков, предусмотренные пунктами 6-8, 10 и 13 таблицы 3 настоящей Методики.

Ссылки представителей Правительства Самарской области на вышеуказанные положения, как обосновывающие бездействие муниципального образования – городской округ Тольятти, вследствие неустановления собственных значений процента от кадастровой стоимости для поименованных в пункте 10 таблицы 3 Приложения № 2 земельных участков, не могут быть учтены судом. Приведенное регулирование, вопреки доводам административного ответчика, не возлагает на органы местного самоуправления обязанность по утверждению таких процентов, поскольку в тексте содержится формулировка «могут быть установлены нормативным правовым актом органа местного самоуправления», а также допускается отсутствие нормативного акта органа местного самоуправления «в случае неурегулирования….».

От проведения судебной экспертизы на предмет проверки экономической обоснованности оспариваемого процента от кадастровой стоимости земельных участков, представитель административного ответчика отказался.

Разрешая вопрос о дате, с которой положения оспариваемого в части нормативного правового акта подлежат признанию недействующими, суд приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Как следует из разъяснений, содержащихся в абзаце 3 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт применялся в течение длительного времени, и в соответствии с его положениями были реализованы права иных субъектов предпринимательской деятельности, оснований для признания правовой нормы недействующей со дня принятия, как об этом просит административный истец, суд не усматривает.

Суд полагает, что оспариваемое положение нормативного правового акта следует признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

С учетом изложенного, заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «ИСТОК-ИНВЕСТ» к Правительству Самарской области удовлетворить частично.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 10 таблицы 3 «Механизм определения арендной платы в отношении земельных участков, предоставляемых отдельным категориям субъектов, имеющим право получения земельных участков в аренду без проведения торгов» приложения № 2 «Методика определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области и предоставляемых для строительства» к «Порядку определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области и предоставленные в аренду без торгов», утвержденному постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 № 308 в редакции постановления Правительства Самарской области от 06.11.2015 № 709, устанавливающий процент от кадастровой стоимости земельных участков, на которых расположены не предусмотренные пунктом 9 настоящей таблицы объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 21 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в размере 5.

Сообщение о решении суда подлежит официальному опубликованию в издании «Волжская коммуна» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий О.А.Калинникова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 29.04.2022.