ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-825/2023 от 09.11.2023 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Дело № 3а-825/2023

22OS0000-01-2023-000758-31

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 ноября 2023 года г. Барнаул

Алтайский краевой суд в составе

председательствующего судьи Кайгородовой О.Ю.,

при секретаре Любимовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю к <адрес>вой Общественной организации «Общество за трезвость и милосердие «ШАНС» о ликвидации,

УСТАНОВИЛ:

управление Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю (далее по тексту также – Управление) обратилось в Алтайский краевой суд с административным иском к Алтайской краевой Общественной организации «Общество за трезвость и милосердие «ШАНС» (далее – Общественная организация) о ликвидации данной общественной организации с исключением данных о ней из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ).

В обоснование требований указано, что с 01 июля 2023 года организация не ведет деятельность по достижению уставных целей, так как не осталось членов организации. Провести общие собрания для выбора руководящих и контрольных органов, принятия новых членов в организацию, в связи с отсутствием членов не представляется возможным. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим административным иском.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, административный истец просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Сведения о месте и времени рассмотрения дела размещены административным истцом на официальном сайте Управления.

На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Федеральный закон №82-ФЗ).

В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 82-ФЗ под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели).

В силу части 1 статьи 8 указанного Федерального закона общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 29 Федерального закона общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Кроме того, абзацем 2 части 1 статьей 44 Федеральный закон №82-ФЗ предусмотрено основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются, что неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов также предусмотрено в качестве основания для ликвидации общественного объединения (к которым относится общественная организация).

С учетом разъяснений пункта 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», поскольку закон не устанавливает перечень грубых нарушений, оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом.

В качестве грубого нарушения объединением граждан Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов могут быть расценены действия, направленные на отрицание фундаментальных демократических принципов, прав или свобод, признанных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, на пропаганду войны либо на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, призывы к дискриминации, вражде или насилию. Грубым также является нарушение, которое создает реальную угрозу или повлекло причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку и безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, общества и государства.

Неосуществление общественной организацией уставной деятельности является грубым нарушением положений Федерального закона №82-ФЗ и устава общественной организации.

Как следует из материалов дела, на основании решения Управления от 17 ноября 2022 года о государственной регистрации Алтайской краевой Общественной организации «Общество за трезвость и милосердие «ШАНС» 07 декабря 2022 года в ЕГРЮЛ внесены сведения об общественной организации с присвоением основного государственного регистрационного номера 1222200019931.

Согласно Уставу Общественной организации, утвержденному решением Учредительного собрания 17 сентября 2022 года, данная организация является общественным объединением, созданным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федерального закона №82-ФЗ и другими законодательными актами Российской Федерации для защиты прав и законных интересов её членов, а так же для содействия её членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных Уставом (пункт 1.1 Устава, л.д.6).

Организация осуществляет свою деятельность в пределах Алтайского края (пункт 1.5 Устава л.д.6).

Как следует из пункта 2.1. Устава Общественной организации, утвержденного решением учредительного собрания от 17 сентября 2022 года, основными целями деятельности организации являются: восстановление трезвости в общественной жизни народов; трезвенное воспитание подрастающего поколения и защита его от приобщения к употреблению алкогольных напитков, курению и потреблению наркотических веществ; популяризация здорового образа жизни; организация активного отдыха и туризма; участие о организация проведения спортивно-массовых мероприятий, участие и организация туристических экспедиций; повышение уровня культуры и нравственности в обществе (л.д.6-7).

Статьей 4 Устава определено, что высшим руководящим органом Общественной организации является общее собрание членов Общественной организации, созываемое не реже одного раза в год. Оно правомочно при наличии не менее половины членов общественной организации, решения принимаются простым большинством голосов. Постоянно действующим коллегиальным органом является Правление со сроком полномочий пять лет. Заседания Правления проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал и считаются правомочными при участии в них не менее ? членов состава, решения принимаются простым большинством голосов (л.д. 8).

24 июля 2023 года от председателя Общественной организации Сергиенкова С.В. поступило уведомление о том, что с 01 июля 2023 года организация не ведет деятельность по достижению уставных целей, так как не осталось членов организации. Провести общие собрания для выбора руководящих и контрольных органов, принятия новых членов в организацию, в связи с отсутствием членов не представляется возможным. Имущества и расчетного счета у организации нет. Общественная организация по юридическому адресу, указанному в ЕГРЮЛ не находится. В связи с отсутствием членов в Общественной организации созвать общее собрание и принять решение о её ликвидации в добровольном порядке не представляется возможным. Против ликвидации в судебном порядке не возражают (л.д.16).

Таким образом, судом с достоверностью установлено, что общественная организация не имеет членов, то есть не может быть достигнута основная цель ее деятельности. Кроме того, в нарушение статьи 29 Федерального закона №82-ФЗ, а также положений Устава организации в период с 01 июля 2023 года по настоящее время не проводятся общие собрания, заседания коллегиального исполнительного органа управления.

В ходе рассмотрения административного дела стороной ответчика факт допущенных нарушений действующего законодательства не оспаривался, доказательств устранения нарушений на дату рассмотрения не представлено.

Приведенные выше установленные судом обстоятельства свидетельствуют о наличии правовых оснований для удовлетворения требований о ликвидации Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю к Алтайской краевой Общественной Организации «Общество за трезвость и милосердие «ШАНС» (основной государственный регистрационный номер 1222200019931) с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц в соответствии со статьей 44 Федерального закона №82-ФЗ.

Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю удовлетворить.

Ликвидировать Алтайскую краевую Общественную Организацию «Общество за трезвость и милосердие «ШАНС» (основной государственный регистрационный номер 1222200019931) с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения.

Судья О.Ю. Кайгородова