ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-827/2022 от 29.08.2022 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело №3а-827/2022

УИД 32OS0000-01-2022-000461-74

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Брянск 29 августа 2022 г.

Брянский областной суд в составе

председательствующего судьи Максимовой Е.А.,

при секретаре Королевой В.С.

с участием прокурора Пахомовой Н.А.,

представителя административного истца Фурсовой О.С., представителя административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сатурн» о признании недействующими отдельных пунктов Перечней объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021, 2022 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенных приказами управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723 (в редакции приказа от 20 июля 2022 года № 1135), от 26 ноября 2021 года № 1825 (в редакции приказа от 20 июля 2022 года № 1136), взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 27 ноября 2020 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2021 год).

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 20 июля 2022 года № 1135, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 25 июля 2022 года, Перечень на 2021 год изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2021 года.

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года № 1825, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 26 ноября 2021 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2022 год).

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 20 июля 2022 года № 1136, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 22 июля 2022 года, Перечень на 2022 год изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2022 года.

В Перечни на 2021, 2022 годы включены принадлежащие на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью «Сатурн» объекты недвижимости:

-нежилое помещение с кадастровым номером , расположенное по адресу: (пункт № Перечня на 2021 год - в редакции приказа от 20 июля 2022 года № 1135; пункт Перечня на 2022 год - в редакции приказа управления от 20 июля 2022 года № 1136);

-нежилое помещение с кадастровым номером , расположенное по адресу: (пункт № Перечня на 2021 год - в редакции приказа от 20 июля 2022 года № 1135; пункт Перечня на 2022 год - в редакции приказа управления от 20 июля 2022 года № 1136).

ООО «Сатурн» обратилось в Брянский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании включения в Перечни названных объектов недвижимости, указав в обоснование требований, что спорные объекты не обладают предусмотренными ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база исчисляется из кадастровой стоимости, поскольку в нежилых помещениях какая-либо деятельность не ведется, спорные объекты не используются для размещения в них офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Включение спорных объектов в Перечень на 2021, 2022 годы затрагивает права административного истца как плательщика налога на имущество юридических лиц.

С учетом уточненных административных исковых требований в связи с изменившейся редакцией оспариваемых Перечней административный истец просит суд:

-признать недействующим с 01 января 2021 года пункт приказа № 1723 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», действует в редакции приказа № 1135 «О внесении изменений в приказ от 27.11.2020 № 1723 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» от 20 июля 2022 года (под номером 8240);

-признать недействующим с 01 января 2021 года пункт приложения к приказу № 1723 от 27.11.2020 приказ № 1723 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», действует в редакции приказа № 1135 «О внесении изменений в приказ от 27.11.2020 № 1723 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» от 20 июля 2022 года (под номером 8241);

-признать недействующим с 01 января 2022 года пункт приложения к приказу № 1825 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (26 ноября 2021 года), действует в редакции приказа № 1136 «О внесении изменений в приказ от 26.11.2020 № 1825 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» от 20 июля 2022 года (под номером 7841);

-признать недействующим с 01 января 2022 года пункт приложения к приказу № 1825 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (26 ноября 2021 года), действует в редакции приказа № 1136 «О внесении изменений в приказ от 26.11.2020 № 1825 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» от 20 июля 2022 года (под номером 7842);

-взыскать с управления имущественных отношений Брянской области в пользу ООО «Сатурн» расходы по оплате государственной пошлины в размере 18 000 рублей.

В судебном заседании представитель административного истца Фурсова О.С. поддержала заявленные требования, по основаниям, изложенным в административном иске, пояснив, что спорные помещения с момента их приобретения ООО «Сатурн» до настоящего времени находятся в стадии реконструкции и фактически не используются. Спорные объекты недвижимости приобретались ООО «Сатурн» по договорам об участии в долевом строительстве как нежилые помещения, по актам приема-передачи объекты также переданы как нежилые помещения. О том, что в технической документации в составе спорных объектов поименованы площади с назначением «торговые», ООО «Сатурн» не было известно вплоть до обращения с настоящим иском.

Представитель административного ответчика управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В. заявленные требования не признала, ссылаясь на то, что оспариваемые приказы управления имущественных отношений Брянской области приняты уполномоченным органом, процедура опубликования оспариваемых нормативных правовых актов соблюдена. Спорные помещения подлежали включению в Перечни на 2021 и 2022 годы по предназначению в качестве торговых объектов в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, поскольку по данным технического учета ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» по состоянию на 25 июля 2014 года в составе спорных объектов имеются помещения с наименованием «торговый зал», площадью более 20% от общей площади объектов.

Представитель заинтересованного лица Брянской городской администрации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.

Выслушав представителей сторон по делу, заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (подпункт 1 статьи 14, пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).

На территории Брянской области налог на имущество организаций установлен и введен Законом Брянской области от 27 ноября 2003 года № 79-З «О налоге на имущество организаций», согласно которому в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, налоговая ставка устанавливается в размере 2,0 процента (пункт 3 статьи 1).

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с пунктом 7.1 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение пяти дней со дня внесения изменений в перечень направляет указанные изменения в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает их на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Положением об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденным Указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года № 66 (в действующей редакции), управление имущественных отношений Брянской области является уполномоченным органом по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области и уполномочено принимать нормативные правовые акты в пределах своей компетенции.

На основании пункта 3 статьи 10 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.

В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается их официальным опубликованием.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемые приказы управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 №1723 (в редакции приказа от 20 июля 2022 года № 1135), от 26 ноября 2021 года № 1825 (в редакции приказа от 20 июля 2022 года № 1136) изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядку их опубликования.

Проверяя содержание оспариваемых Перечней в части включения в них принадлежащих административному истцу объектов недвижимости на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.

Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Пунктом 4 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации определено, что торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях статьи 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 4.1).

Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года № 747-п утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения.

Данный Порядок регулирует отношения, связанные с определением вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения и определяет порядок осуществления мероприятий, направленных на установление вида фактического использования и (или) назначения (предназначения) зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения. Указанные мероприятия выполняются в целях их включения в Перечень либо исключения соответствующих объектов из Перечня и осуществляются территориальными комиссиями в форме обследований, направленных: на определение вида фактического использования объектов путем обследований объектов в натуре; на определение назначения (предназначения) объектов, осуществляемых в форме камерального исследования соответствующих сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) и в Едином государственном реестре недвижимости. Результатом обследования является акт обследования. Виды фактического использования и (или) назначение (предназначение) объектов определяются на основании положений пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, результатов обследований, с учетом рекомендаций Межведомственной комиссии (пункты 1, 9, 10, 12, 15).

Из системного толкования приведенных норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового центра, торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, и находится в здании, не относящемся к административно-деловому центру или торговому центру.

Как установлено судом, административному истцу ООО «Сатурн» на праве собственности принадлежат объекты недвижимости:

-нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 181,8 кв.м., назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение, расположенное по адресу:

-нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 92,5 кв.м., назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение, расположенное по адресу:

Право собственности административного истца на указанные объекты недвижимости зарегистрировано 6 октября 2015 года.

Спорные нежилые помещения с кадастровыми номерами расположены в жилом многоквартирном доме со встроенно-пристроенными помещениями, общей площадью 14 646,5 кв.м., с кадастровым номером , что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 1 июня 2022 года № КУВИ-001/2022-82101475.

Многоквартирный жилой дом с кадастровым номером расположен на земельном участке, площадью 5 184 кв.м., с кадастровым номером , по адресу: имеющим вид разрешенного использования: «многоквартирные многоэтажные жилые дома от 4 до 17 этажей», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 30 мая 2022 года № КУВИ-001/2022-82102179.

Изложенное свидетельствует о том, что спорные нежилые помещения расположены в пределах объекта, не отвечающего признакам административно-делового или торгового центра в соответствии с требованиями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Таким образом, оснований для включения спорных объектов в Перечни по данному критерию не имелось.

Учитывая указанные обстоятельства, следует, что в настоящем случае возможность включения спорных нежилых помещений в Перечни как отдельных объектов имущества должна выясняться исходя из предназначения и (или) фактического использования данных помещений. При этом помещение признается предназначенным для использования в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений площадью не менее 20 процентов от общей площади объекта в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием помещения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, спорные помещения имеют назначение – нежилое, наименование – нежилое помещение, из чего не следует вывод о возможности включения объектов в Перечень исходя из их предназначения.

Из объяснений представителя ответчика Савенко О.В. в судебном заседании следует, что спорные помещения включены в Перечни как торговые объекты согласно сведениям технического учета ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» по состоянию на 25 июля 2014 года.

Под торговым объектом понимается здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров (пункт 4 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).

Аналогичное понятие торгового объекта дано в пункте 14 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 года № 582-ст, устанавливающим термины и определения основных понятий в области торговли, рекомендуемые для применения во всех видах документации и торговле, входящих в сферу действия работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.

Как следует из сообщения межрайонного отделения № 2 ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» от 3 июня 2022 года № 581, технические паспорта на спорные нежилые помещение не изготавливались.

Согласно экспликации спорных нежилых помещений, содержащейся в материалах инвентарного дела № 17463 (реестровый № 13062) на многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Брянская область, , следует, что в составе спорного нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 181,8 кв.м., имеются помещения, в том числе, с наименованием: «торговый зал» площадью 29,4 кв.м., «торговый зал» площадью 45,6 кв.м., «торговый зал» площадью 27,5 кв.м., «торговый зал» площадью 18,1 кв.м., «торговый зал», площадью 22,3 кв.м., что составляет более 20 % от общей площади объекта (29,4+45,6+27,5=18,1+22,3 = 142,9 кв.м. / 181,8 кв. х 100% = 78,6 %).

Согласно указанной экспликации в составе спорного нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 92,5 кв.м., имеются помещения, в том числе, с наименованием: «торговый зал» площадью 24,4 кв.м., «торговый зал» площадью 16,4 кв.м., «торговый зал» площадью 15 кв.м., «торговый зал» площадью 13,7 кв.м., что составляет более 20 % от общей площади объекта (24,4+16,4+15+13,7 = 69,5 кв.м. / 92,5 кв.м. х100% = 75%).

Между тем, данные технической инвентаризации спорных нежилых помещений по состоянию на 25 июля 2014 года не могут являться надлежащим доказательством правомерности включения спорных объектов недвижимости в Перечни на 2021, 2022 годы по следующим основаниям.

Частью 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» предусмотрено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим федеральным законом указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации. При этом нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до 1 января 2013 года.

Как неоднократно указывал Верховный Суд Российской Федерации (апелляционное определение от 15 мая 2019 года № 19-АПА19-6, апелляционное определение от 1 марта 2019 года № 18-АПГ18-63, апелляционное определение от 9 августа 2019 года № 83-АПА19-19, апелляционное определение от 4 декабря 2019 года № 18-АПА19-71), с 1 января 2013 года для целей осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости проведение технической инвентаризации и изготовление технических паспортов таких объектов недвижимости не предусмотрено действующим законодательством.

В настоящее время в соответствии с положениями статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации недвижимости) основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, среди прочего, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.

Как установлено судом, ООО «Сатурн» приобретено право собственности на спорные объекты недвижимости на основании договора об участии в долевом строительстве № 153/И от 14 января 2015 года, заключенному с ООО «Универсальная строительная компания «Надежда»».

В соответствии с пунктом 1.1 названного договора, объектами долевого строительства и предметами договора являлись: нежилое помещение № 1, площадью 181,1 кв.м., нежилое помещение № 2 площадью 92,5 кв.м., нежилое помещение № 3, площадью 63,4 кв.м., расположенные на первом этаже многоквартирного дома по адресу:

Согласно актам приема-передачи от 21 сентября 2015 года по завершению строительства ООО «Сатурн» переданы нежилое помещение № I, площадью 181,8 кв.м., и нежилое помещение № II, площадью 92,5 кв.м., расположенные на первом этаже многоквартирного дома по адресу:

Согласно свидетельству о государственной регистрации права АБ № от 6 октября 2015 года за ООО «Сатурн» зарегистрировано право собственности на объект недвижимости в виде нежилого помещения, с назначением «нежилое», площадью 181,8 кв.м., с кадастровым номером , расположенное по адресу:

Согласно свидетельству о государственной регистрации права АБ № от 6 октября 2015 года за ООО «Сатурн» зарегистрировано право собственности на объект недвижимости в виде нежилого помещения, с назначением «нежилое», площадью 92,5 кв.м., с кадастровым номером , расположенное по адресу:

Как установлено судом, спорные объекты недвижимости поставлены на кадастровый учет 27 марта 2015 года на основании технических планов помещений, выполненных 12 февраля 2015 года кадастровым инженером Леонтьевым И.М. в результате выполнения кадастровых работ в связи с постановкой объектов недвижимости на кадастровый учет.

Как следует из названных технических планов, спорные объекты имеют следующие характеристики:

-помещение № 1, площадью 181,8 кв.м., расположено по адресу: , назначение помещения: нежилое помещение;

-помещение № 2, площадью 92,5 кв.м., расположено по адресу: , назначение помещения: нежилое помещение.

В силу пункта 7 части 2 статьи 14 Закона о регистрации недвижимости (в редакции, действующей на момент постановки спорных объектов на кадастровый учет) к числу оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав относится, в том числе, технический план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.

Частью 1 статьи 24 Закона о регистрации недвижимости предусмотрено, что технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.

Перечень сведений, указываемых в техническом плане, предусмотрен частью 2 статьи 24 Закона о регистрации недвижимости, согласно пункту 1 которой в техническом плане указываются сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства, едином недвижимом комплексе, необходимые для его государственного кадастрового учета, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости.

В технических планах на спорные нежилые помещения в разделах «характеристики помещений» не содержится сведений о наименовании и назначении спорных объектов как торговых либо предназначенных для размещения офисов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Следует отметить, что указанные технические планы на спорные объекты от 12 февраля 2015 года, являющиеся в силу Закона о регистрации недвижимости основаниями для постановки спорных нежилых помещений на кадастровый учет, составлены позже проведения технической инвентаризации спорных объектов от 25 июля 2014 года, что свидетельствует об актуальности содержащихся в технических планах сведений о характеристиках нежилых помещений с кадастровыми номерами

Суд также отмечает, что техническая инвентаризация спорных объектов, по результатам проведения которой составлена экспликация от 25 июля 2014 года, произведена по заявлению застройщика ООО «Универсальная строительная компания «Надежда»», что подтверждается договором-заявкой № от 14 июля 2014 года, то есть до заключения ООО «Сатурн» договора об участии в долевом строительстве от 14 января 2015 года и приобретения административным истцом права собственности на спорные объекты

Начальник производственного отдела межрайонного отделения № 2 ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» Романькова Е.Н., допрошенная в судебном заседании 18 августа 2022 года в качестве специалиста, суду пояснила, что техническая инвентаризация спорных нежилых помещений произведена специалистами МО № 2 ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» на основании соответствующего заявления застройщика ООО «УСК «Надежда»» от 14 июля 2014 года при составлении общего технического плана на многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: В экспликации спорных объектов указаны помещения с наименованием «торговые залы» со слов представителя застройщика - заказчика работ. Информацию о предназначении помещений при проведении работ по технической инвентаризации застройщик должен указывать в соответствии с проектной документацией на объект.

По результатам изучения судом задания на проектирование 10 этажного жилого дома по установлено, что проектной документацией в составе многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: , предусмотрены: нежилые помещения универсального назначения и парикмахерская на два рабочих места (приложение 1 к заданию на проектирование); магазина универсального назначения и парикмахерской на два рабочих места (приложения 2 и 3 к заданию на проектирование).

Изучив представленные доказательства в их совокупности, принимая во внимание, что в правоустанавливающих документах на спорные нежилые помещения (договоре об участии в долевом строительстве от 14 января 2015 года № , акте приема-передачи нежилых помещений от 21 сентября 2015 года), а также в документах, послуживших основаниями постановки спорных помещений на кадастровый учет (технические планы от 12 февраля 2015 года) не содержится сведений о характеристиках спорных объектов как торговых (равно как и предназначенных для размещения офисов, объектов бытового обслуживания, общественного питания), суд приходит к выводу, что экспликация нежилых помещений с кадастровыми номерами составленная по состоянию на 25 июля 2014 года, не является надлежащим доказательством соответствия спорных объектов требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, спорные объекты недвижимости не подлежали включению в Перечни, исходя из сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации).

Также отсутствуют основания для включения в Перечни спорных нежилых помещений исходя из их фактического использования.

Как установлено судом, по состоянию на даты утверждения Перечней на 2021 и 2022 годы (27 ноября 2020 года и 26 ноября 2021 года) спорные объекты натурно не обследовались, доказательств обратного стороной административного ответчика не представлено.

Согласно актам проведения мероприятий для определения вида фактического использования от 28 октября 2020 года и 16 ноября 2021 года спорные нежилые помещения с кадастровыми номерами включены в Перечни на 2021 и 2022 годы по результатам камерального обследования.

Согласно актам проведения мероприятия для определения вида фактического использования объектов с кадастровыми номерами от 1 октября 2019 года установлено, что на момент обследования указанные объекты фактически не использовались, признаны соответствующими признакам, указанным в статье 378.2 НК РФ как торговые объекты по данным технического паспорта от 25 июля 2014 года.

Допрошенные в судебном заседании 24 июня 2022 года в качестве свидетелей сотрудники ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» Киреева О.А., Корнюш Т.В., суду пояснили, что производили обследование спорных объектов 1 октября 2019 года с доступом во все помещения, на момент обследования помещения не эксплуатировались в связи с проведением ремонтных работ. Включение спорных объектов в Перечни осуществлено исключительно на основании экспликации помещений из инвентарного дела на многоквартирный жилой дом по адресу:

Показания указанных свидетелей суд признает допустимыми доказательствами по делу, поскольку они последовательны, непротиворечивы, свидетели предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

Исходя из положений пункта 12 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года № 747-п, пункта 3.2 Методики, утвержденной приказом управления имущественных отношений Брянской области от 14 мая 2018 года № 638, следует, что мероприятия по обследованию объектов недвижимости в форме камерального исследования осуществляются для включенных в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, назначение которых с большой долей достоверности может быть установлено или подтверждено документами, предусмотренными в разделе 2 настоящей Методики (объекты с наименованием «магазин», «торговый центр» и т.д.), то есть в случае, если наименование (назначение) объекта недвижимости, указанное в сведениях ЕГРН либо в документах технического учета (инвентаризации), явно соответствует видам (назначению, наименованию) объектов недвижимости, указанным в пп. 1 - 4 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

К таковым относятся объекты недвижимости, включенные в Перечень по результатам проведения Мероприятий по обследованию объектов недвижимости в предыдущем году, но только при наличии достаточных данных, полученных в результате камерального исследования, о соответствии объекта, включенного в Перечень предыдущего года, критериям для налогообложения, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При недостаточности указанных данных либо при наличии у любого из уполномоченных органов информации об изменении характеристик объекта недвижимости в предыдущем или текущем налоговом периоде, влияющих на правомерность нахождения объекта недвижимости в Перечне текущего года, на отнесение его в Перечень на очередной налоговый период, в отношении такого объекта недвижимости обследование может осуществляться в форме выездного обследования либо в форме комплексного обследования.

В настоящем случае, учитывая, что сведения технической инвентаризации в отношении нежилых помещений с кадастровыми номерами (экспликации помещений по состоянию на 25 июля 2014 года) в рамках настоящего спора признаны недопустимыми доказательствами, следовательно, акты проведения мероприятий по определению вида фактического использования объектов от 1 октября 2019 года, 28 октября 2020 года и 16 ноября 2021, в соответствии с которыми указанные помещения включены в Перечни на основании данных технической инвентаризации от 25 июля 2014 года, не могут быть признаны судом надлежащими доказательствами, подтверждающими правомерность включения спорных объектов в Перечни на 2021 и 2022 годы.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения спорных объектов в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Однако, управлением имущественных отношений Брянской области относимых и допустимых доказательств, бесспорно и достоверно подтверждающих соответствие спорных нежилых помещений условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения объектов в оспариваемые Перечни, не представлено.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным.

На основании изложенного, исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах, согласно которым каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 1 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Сатурн».

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия, в связи с чем достижение цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административных истцов возможно путем признания отдельных их положений не действующими с 1 января 2021 года, с 1 января 2022 года соответственно.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

С учетом изложенного сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.

Требования административного истца ООО «Сатурн» о взыскании с Управления имущественных отношений уплаченной при подаче иска государственной пошлины в сумме 18 000 рублей, размер которой соответствует положениям подпункта 6 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу положений части 1 статьи 103, части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Сатурн» - удовлетворить.

Признать недействующим с 01 января 2021 года пункты № Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 20 июля 2022 года № 1135) в части включения в Перечень нежилого помещения с кадастровым номером , расположенного по адресу: , и нежилого помещения с кадастровым номером , расположенного по адресу:

Признать недействующим с 01 января 2022 года пункты № Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года № 1825 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 20 июля 2022 года № 1136) в части включения в Перечень нежилого помещения с кадастровым номером , расположенного по адресу: , ; нежилого помещения с кадастровым номером , расположенного по адресу:

Взыскать с управления имущественных отношений Брянской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Сатурн» судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 18 000 рублей.

Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и направлению в управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Е. А. Максимова

Мотивированное решение составлено 12 сентября 2022 года.