ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-829/2022 от 09.09.2022 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 3а-829/2022

32ОS0000-01-2022-000460-77

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Брянск 9 сентября 2022 года

Брянский областной суд в составе

председательствующего судьи Максимовой Е.А.,

при секретаре Королевой В.С..,

с участием прокурора Шидловского В.О.,

представителя административных истцов Зубова С.А., представителя административного ответчика Савенко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тимошкова Николая Кузьмича, Тимошковой Ирины Тургуновны, Тимошкова Дениса Николаевича, Тимошкова Алексея Николаевича об оспаривании в части Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 29 августа 2022 года № 1304), Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 29 августа 2022 года № 1305),

УСТАНОВИЛ:

приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 3 декабря 2018 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2019 год).

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 августа 2022 года № 1304, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 31 августа 2022 года, Перечень на 2019 год изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2019 года.

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 28 ноября 2019 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2020 год).

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 августа 2022 года № 1305, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 31 августа 2022 года, Перечень на 2020 год изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2020 года.

В Перечни на 2019, 2020 годы включены следующие объекты недвижимости:

-здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> (пункт Перечня на 2019 год – в редакции приказа от 29 августа 2022 года № 1304; пункт 7404 Перечня на 2020 год - в редакции приказа от 29 августа 2022 года № 1305);

-нежилое помещение с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> (пункт Перечня на 2019 год – в редакции приказа от 29 августа 2022 года № 1304);

-нежилое помещение с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> (пункт Перечня на 2019 год – в редакции приказа от 29 августа 2022 года № 1304);

-нежилое помещение с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> (пункт Перечня на 2019 год – в редакции приказа от 29 августа 2022 года № 1304; пункт 7364 Перечня на 2020 год - в редакции приказа от 29 августа 2022 года № 1305);

-нежилое помещение с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> (пункт Перечня на 2019 год – в редакции приказа от 29 августа 2022 года № 1304; пункт 7365 Перечня на 2020 год - в редакции приказа от 29 августа 2022 года № 1305);

-нежилое помещение с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> (пункт Перечня на 2019 год – в редакции приказа от 29 августа 2022 года № 1304);

-нежилое помещение с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> (пункт Перечня на 2019 год – в редакции приказа от 29 августа 2022 года № 1304; пункт 7366 Перечня на 2020 год - в редакции приказа от 29 августа 2022 года № 1305);

-нежилое помещение с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> (пункт Перечня на 2020 год - в редакции приказа от 29 августа 2022 года № 1305);

-нежилое помещение с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> (пункт Перечня на 2020 год - в редакции приказа от 29 августа 2022 года № 1305);

-нежилое помещение с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> (пункт Перечня на 2020 год - в редакции приказа от 29 августа 2022 года № 1305);

-нежилое помещение с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> (пункт Перечня на 2020 год - в редакции приказа от 29 августа 2022 года № 1305);

-нежилое помещение с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> (пункт Перечня на 2020 год - в редакции приказа от 29 августа 2022 года № 1305);

-нежилое помещение с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> (пункт Перечня на 2020 год - в редакции приказа от 29 августа 2022 года № 1305);

-нежилое помещение с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> (пункт Перечня на 2020 год - в редакции приказа от 29 августа 2022 года № 1305);

-нежилое помещение с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> (пункт Перечня на 2020 год - в редакции приказа от 29 августа 2022 года № 1305);

-нежилое помещение с кадастровым номером , расположенное по адресу: г<адрес> (пункт Перечня на 2020 год - в редакции приказа от 29 августа 2022 года № 1305).

Тимошков Н.К., Тимошкова И.Т., Тимошков Д.Н., Тимошков А.Н. обратились в суд с административным исковым заявлением об оспаривании включения в Перечни на 2019 и 2020 годы принадлежащих им объектов недвижимости с кадастровыми номерами , а также нежилого здания с кадастровым номером , расположенных по адресу: <адрес>, ссылаясь на то, что спорные объекты недвижимости не обладают предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

С учетом уточнений административных исковых требований в связи с изменившейся редакцией оспариваемых Перечней административные истцы Тимошков Н.К., Тимошкова И.Т., Тимошков Д.Н., Тимошков А.Н. просят суд:

1. признать недействующим с 1 января 2019 года приказ управления имущественных отношений Брянской области от 29.11.2018 № 1512 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» в редакции приказа № 1304 от 29.08.2022 в части включения в перечень:

-№ нежилое помещение кадастровый номер , расположенное по адресу: <адрес>

- нежилое помещение кадастровый номер , расположенное по адресу: <адрес>

-№ нежилое помещение кадастровый номер , расположенное по адресу: <адрес>

-№ нежилое помещение кадастровый номер , расположенное по адресу: <адрес>

-№ нежилое помещение кадастровый номер , расположенное по адресу: <адрес>

-№ нежилое помещение кадастровый номер , расположенное по адресу: <адрес>

-№ нежилое помещение кадастровый номер , расположенное по адресу: <адрес>

2. признать недействующим с 1 января 2020 года приказ управления имущественных отношений Брянской области от 25.11.2019 № 1524 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» в редакции приказа № 1305 от 29.08.2022 в части включения в перечень помещений:

-№ нежилое помещение кадастровый номер , расположенное по адресу: <адрес>

-№ нежилое помещение кадастровый номер , расположенное по адресу: <адрес>

-№ нежилое помещение кадастровый номер , расположенное по адресу: <адрес>

-№ нежилое помещение кадастровый номер , расположенное по адресу: <адрес>

-№ нежилое помещение кадастровый номер , расположенное по адресу: <адрес>

-№ нежилое помещение кадастровый номер , расположенное по адресу: <адрес>

-№ нежилое помещение кадастровый номер , расположенное по адресу: <адрес>

-№ нежилое помещение кадастровый номер , расположенное по адресу: <адрес>

-№ нежилое помещение кадастровый номер , расположенное по адресу: <адрес>

-№ нежилое помещение кадастровый номер , расположенное по адресу: <адрес>

-№ нежилое помещение кадастровый номер , расположенное по адресу: <адрес>

-№ нежилое помещение кадастровый номер , расположенное по адресу: <адрес>;

-№ нежилое помещение кадастровый номер , расположенное по адресу: <адрес>

В судебное заседание административные истцы Тимошков Н.К., Тимошкова И.Т., Тимошков Д.Н., Тимошков А.Н. не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявлено.

Представитель административных истцов Зубов С.А. в судебном заседании поддержал уточненные административные исковые требования. Суду пояснил, что спорные объекты недвижимости неправомерно включены в Перечни на 2019 и 2020 годы, поскольку по сведениям Единого государственного реестра недвижимости и технической инвентаризации являются нежилыми помещениями, фактическое обследование спорных объектов на момент утверждения Перечней на 2019 и 2020 годы не проводилось. Включение в Перечни нежилого здания с кадастровым номером является незаконным по причине отсутствия собственника у названного объекта недвижимости.

Представитель административного ответчика Савенко О.В. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административного иска, указав, что оспариваемые приказы приняты уполномоченным органом, процедура опубликования правовых актов соблюдена. Спорные объекты включены в Перечень на 2019 в соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ исходя из сведений, содержащихся в техническом паспорте на здание с кадастровым номером , изготовленным ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» по состоянию на 15 января 2007 года, из содержания которого усматривается наличие в спорном объекте торговых помещений, площадью более 20% от общей площади объекта. В Перечень на 2020 год спорные объекты включены на основании сведений из Единого государственного реестра недвижимости, согласно которым в состав здания с кадастровым номером входят помещения с наименованием «торговое», площадью более 20% от общей площади объекта.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим частичному удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 25 ноября 2015 года № 298 установлен и введен в действие с 1 января 2016 года на территории города Брянска налог на имущество физических лиц и установлены ставки налога исходя из кадастровой стоимости, в том числе на объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с пунктом 7.1 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение пяти дней со дня внесения изменений в перечень направляет указанные изменения в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает их на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Положением об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденным Указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года № 66 (в действующей редакции), управление имущественных отношений Брянской области является уполномоченным органом по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области и уполномочено принимать нормативные правовые акты в пределах своей компетенции.

На основании пункта 3 статьи 10 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.

В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается их официальным опубликованием.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемые приказы управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 (в редакции приказа от 29 августа 2022 года № 1304), от 25 ноября 2019 года № 1524 (в редакции приказа от 29 августа 2022 года № 1305) изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядку их опубликования.

Проверяя содержание оспариваемых Перечней в части включения спорных объектов недвижимости на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.

Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Пунктом 4 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации определено, что торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 4.1).

Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года № 747-п утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения.

Из системного толкования приведенных норм следует, что для признания включения нежилого здания в Перечень законным, административный ответчик должен доказать, что оно либо расположено на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания либо назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания предусматривает или фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В свою очередь, нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового центра, торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и находится в здании, не относящемся к административно-деловому центру или торговому центру.

Следует отметить, что, устанавливая виды недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, статья 378.2 Налогового кодекса РФ, не требует наличие одновременно всех условий, предусмотренных в ней, как основание для включения объекта налогообложения в Перечень, достаточно его соответствия хотя бы одному из перечисленных в ней условий.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости и данным технической инвентаризации спорный объект недвижимости с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, является отдельно стоящим нежилым зданием, площадью 8241,2 кв.м., имеющим наименование: «здание торгово-офисного центра»; сведения о зарегистрированных правах на указанный объект недвижимости отсутствуют. До 22 декабря 2017 года собственником указанного нежилого здания являлся Тимошков Н.К., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости № КУВИ-001/2022-147240068 от 26 августа 2022 года.

В Едином государственном реестре недвижимости сведения о расположении нежилого здания с кадастровым номером в границах земельного участка отсутствуют.

При этом, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 1 апреля 2022 года № КУВИ-001/2022-46860833 (Т. 1 л.д.132-136), земельный участок, расположенный по адресу: Брянская область, г. <адрес>, имеет кадастровый номер , площадь 1960 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, виды разрешенного использования – для размещения многоэтажной автомобильной стоянки. Земельный участок предоставлен в аренду Тимошкову Н.К. на основании договора аренды № от 28 июня 2002 года на срок с 08 февраля 2007 года по 01 июля 2051 года. Сведений о расположении объекта недвижимости с кадастровым номером в пределах данного земельного участка не имеется.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, действовавший на момент определения Перечней на 2019, 2020 годы.

В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации о расположении объекта на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых, административно-деловых центров, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания, в названном выше Классификаторе являются виды разрешенного использования земельного участка, соответствующие описанию вида разрешенного использования земельного участка под кодом 3.3 «Бытовое обслуживание», предусматривающее размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро); под кодом 4.1 с наименованием «Деловое управление», предусматривающего размещение объектов капитального строительства с целью размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности); в строке под кодом 4.2 «Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)», предусматривающего размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв. м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5 - 4.8.2; размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра; в строке под кодом 4.4 с наименованием «Магазины», предусматривающего размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв.м.; в строке 4.6 с наименованием «Общественное питание», предусматривающего размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары.

В соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

До вступления в силу указанного приказа согласно его пункту 2, виды разрешенного использования земельного участка указывались в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов».

Вышеназванными Методическими указаниями определены в том числе, такие виды разрешенного использования земельных участков, как земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5), размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7), размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2.9).

Учитывая, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, в пределах которого расположено спорное нежилое здание с кадастровым номером 32:28:0014527:92, не представляется возможным сделать вывод о том, что указанное здание по виду разрешенного использования земельного участка относится к объектам, предназначенным или используемым для размещения объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база может быть определена как их кадастровая стоимость.

Разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> - для размещения многоэтажной автомобильной стоянки – не предусматривает размещение объектов, соответствующих критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как следует из объяснений представителя административного ответчика в судебном заседании, основанием для включения в Перечень на 2019 год нежилого здания с кадастровым номером и расположенных в нем нежилых помещений с кадастровыми номерами , является предназначение в качестве торгового объекта здания с кадастровым номером , что подтверждается техническим паспортом на здание, составленным ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» по состоянию на 23 января 2004 года, с изменениями от 15 января 2007 года.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» под торговым объектом понимается здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Согласно техническому паспорту на здание, расположенное по адресу: <адрес>, составленному межрайонным отделением по г.Брянску № 2 ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» по состоянию на 23 января 2004 года с изменениями на 15 января 2007 года, объект имеет назначение – здание торгово-офисного центра, использование по назначению, в его состав входят помещения с наименованием «торговые залы» площадью 6412,7 кв.м., что составляет 77,8 % от общей площади здания.

В материалах дела также имеется технический паспорт, составленный ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по состоянию на 3 октября 2016 года, на объект недвижимости, расположенный по адресу: г. <адрес>, согласно которому в состав объекта входят помещения с наименованием «торговое», «торговый зал», площадью более 20 % от общей площади здания. Технический паспорт имеет отметку «погашено 21 сентября 2018 года» (Т. 2 л.д. 66-75).

Как установлено судом, по состоянию на даты утверждения Перечней на 2019 и 2020 годы актуальными данными технической инвентаризации в отношении спорных объектов являлись составленные по состоянию на 21 сентября 2018 года Брянским отделением филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Центральному федеральному округу технические паспорта на отдельные нежилые помещения, расположенные по адресу: <адрес> (Т.2 л.д.103-113):

-помещение № 5, наименование: нежилое помещение, в составе которого находятся помещения: лестница, электрощитовая, подсобное, коридор, санузел, галерея, складское, коридор;

-помещение № 6, наименование: нежилое помещение, в составе которого находятся помещения: лестница, складское, тамбур;

-помещение № 2, наименование: нежилое помещение, в составе которого находится помещение: склад;

-помещение № 3, наименование: нежилое помещение, в составе которого находится помещение: котельная;

-помещение № 14, наименование: нежилое помещение, в составе которого находятся помещения: основное, кабинет, кабинет;

-помещения № 15, 16, 17, 18, 19, наименование: нежилое помещение, в составе которых находится помещение: основное;

-помещение № 20, наименование: нежилое помещение, в составе которого находятся помещения: основное, подсобное;

-помещение № 21, наименование: нежилое помещение, в составе которого находится помещение: коридор;

-помещение № 22, наименование: нежилое помещение, в составе которого находятся помещения: основное, кабинет, подсобное, санузел;

-помещение № 23, наименование: нежилое помещение, в составе которого находятся помещения: основное, кабинет;

-помещение № 8, наименование: нежилое помещение, в составе которого находятся помещения: лестница, кафе площадью 166 кв.м., подсобное, производственное, кухня площадью 14,8, подсобное, кафе площадью 255,5 кв.м.;

-помещение № 9, наименование: нежилое помещение, в составе которого находятся помещения: тамбур, лестница, коридор, подсобное, гардероб, кабинет для творчества, детская игровая комната;

-помещение № 10, наименование: нежилое помещение, в составе которого находятся помещения: котельная, склад, санузел, кладовая, тамбур;

-помещение № 11, наименование: нежилое помещение, в составе которого находятся помещения: лестница, склад, кабинет для творчества, коридор, санузел, гардероб, детская игровая комната;

-помещение № 12, наименование: нежилое помещение, в составе которого находятся помещения: санузел, лестница, учебный класс, коридор;

-помещение № 13, наименование: нежилое помещение, в составе которого находятся помещения: санузел, лестница, гардероб, танцевальный класс, коридор, подсобное.

Таким образом, с учетом наличия технических паспортов от 21 сентября 2018 года, содержащих актуальную информацию о характеристиках помещений, входящих в состав нежилого здания с кадастровым номером , сведения о предназначении здания, содержащиеся в техническом паспорте, составленном МО № 2 ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» по состоянию на 23 января 2004 года с изменениями от 15 января 2007 года, не могут быть приняты во внимание в связи с наличием обновленной технической документации.

Указанные обстоятельства также установлены решением Брянского областного суда от 2 декабря 2021 года по административному делу № 3а-513/2021 по административному иску Тимошкова Д.Н. об оспаривании в части Перечней объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 и 2020 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенных приказами управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512, от 25 ноября 2019 года № 1524 (в редакции приказов от 23 ноября 2021 года № 1810, 1803) (Т.1 л.д.31-49), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 29 марта 2022 года (Т 2 л.д. 94-102).

Принимая во внимание, что по актуальным данным технической инвентаризации помещения, расположенные в здании с кадастровым номером по адресу: <адрес>, по своему предназначению не предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания, оснований для включения спорных объектов в Перечни на 2019 и 2020 год по сведениям технической инвентаризации не имелось.

При этом, нахождение в составе объекта с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, на момент определения оспариваемых Перечней согласно актуальным документам технического учета помещений с наименованием «кафе», «кухня», «кабинет» не является основанием для признания его предназначенным для использования в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку площадь помещений с наименованием «кафе» и «кухня» составляет 463,3 кв.м, или 5,3 % от общей площади здания, т.е. менее 20%, а термин «кабинет» не тождественен термину «офис», соответственно площадь всех помещений, имеющих наименование «кабинет» в данном случае не имеет правового значения, при этом доказательств, подтверждающих, что на момент утверждения оспариваемых Перечней документы технического учета на данный объект содержали сведения о размещении в нем офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, не представлено.

Относительно сведений о предназначении спорных объектов, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, суд отмечает следующее.

Как указывалось выше, согласно сведениям ЕГРН нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , имеет наименование: «здание торгово-офисного центра».

С учетом положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации наименование здания не предусмотрено в качестве условия его признания объектом налогоообложения в целях приведенной статьи, в данном случае правовое значение имеет предназначение помещений, расположенных в данном здании.

Как установлено судом, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на дату утверждения Перечня на 2019 год (29 ноября 2018 года) в состав нежилого здания с кадастровым номером , площадью 8241,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, входили следующие помещения:

-помещение с кадастровым номером , площадью 30,3 кв.м., назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение, принадлежащее на праве общей долевой собственности с 5 апреля 2018 года Тимошкову А.Н. (1/2 доля в праве), Тимошкову Н.К. (1/2 доля в праве);

-помещение с кадастровым номером , площадью 276,5 кв.м., назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение, принадлежащее на праве собственности в период с 06.04.2018 по 27.01.2020 Тимошкову А.Н.;

-помещение с кадастровым номером , площадью 1295,6 кв.м., назначение: нежилое помещение, наименование: отсутствует, принадлежащее в период с 22 декабря 2017 года по 28 мая 2019 года Тимошкову Н.К. (объект снят с кадастрового учета 29.05.2019);

-помещение с кадастровым номером , площадью 1745,1 кв.м., назначение: нежилое помещение, наименование: отсутствует, принадлежащее в период с 22 декабря 2017 года по 28 мая 2019 года Тимошкову Н.К. (объект снят с кадастрового учета и прекращено право собственности 28.05.2019);

-помещение с кадастровым номером , площадью 363,3 кв.м., назначение: нежилое помещение, наименование: отсутствует, принадлежащее на праве общей долевой собственности с 6 апреля 2018 года по 18 июля 2022 года Тимошкову А.Н. (1/2 доля в праве), Тимошкову Д.Н. (1/2 доля в праве);

-помещение с кадастровым номером , площадью 77,3 кв.м., назначение: нежилое помещение, наименование: отсутствует, принадлежащее с 22 декабря 2017 года Тимошкову Н.К.;

-помещение с кадастровым номером , площадью 1667,3 кв.м., назначение: нежилое помещение, наименование: отсутствует, принадлежащее с 22 декабря 2017 года Тимошкову Н.К. (объект снят с кадастрового учета и прекращено право собственности 29.05.2019);

-помещение с кадастровым номером , площадью 363 кв.м., назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение, принадлежащее с 6 апреля 2018 года Тимошкову Д.Н.;

-помещение с кадастровым номером , площадью 371,3 кв.м., назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение, принадлежащее с 6 апреля 2018 года Тимошкову Д.Н.;

-помещение с кадастровым номером , площадью 527,5 кв.м., назначение: нежилое помещение, наименование: отсутствует, принадлежащее с 6 апреля 2018 года Тимошкову А.Н.

-помещение с кадастровым номером , площадью 354,8 кв.м., назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение, принадлежащее с 6 апреля 2018 года Тимошкову Д.Н.;

-помещение с кадастровым номером , площадью 407,2 кв.м., назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение, принадлежащее с 6 апреля 2018 года Тимошкову Д.Н.;

-помещение с кадастровым номером , площадью 762 кв.м., назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение, принадлежащее с 6 апреля 2018 года Тимошкову Д.Н.

Таким образом, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, по состоянию на дату утверждения Перечня на 2019 год (29 ноября 2018 года) в состав здания с кадастровым номером входили помещения, не предназначенные для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания, что свидетельствует об отсутствии оснований для включения спорного нежилого здания с кадастровым номером и спорных нежилых помещений с кадастровыми номерами в Перечень на 2019 год исходя из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Также отсутствуют основания для включения в Перечень на 2019 год спорных объектов исходя из фактического использования.

Как установлено судом, по состоянию на дату утверждения Перечня на 2019 год спорное здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, фактически не обследовалось, доказательств обратного суду стороной административного ответчика не представлено.

В соответствии с представленными стороной административных истцов договорами аренды, заключенными 1 января 2019 года Тимошковой И.Т. с индивидуальными предпринимателями Франко С.В., Осиповым Ю.А., Долгачевой Е.Т., Александровой Е.В., Яшкиной Ж.М., Барышниковой С.В., Шанбыдо А.А., Кушниренко О.Н., Шашковой Н.Л., Бардиновой Г.Н., Головко М.А., Федорцовой Е.И., Маликовой А.Ф., Хоровец Е.И., Савкиной Е.А., Дьяченко Ф.Ф., Киселевым А.В., Зубовой Е.В., Карачуриной Н.В., Ершовой Г.И., Рындиной Е.В., Абдулоевым С.Н., в период с 10 января 2019 года по 30 ноября 2019 года в спорном здании, расположенном по адресу: <адрес> Тимошковой И.Т. в качестве торговой площади в аренду предоставлены 309,9 кв.м.

В соответствии с договорами аренды, заключенными 1 января 2019 года Тимошковым Н.К. с индивидуальными предпринимателями Пудиковой Л.Н., Нестеровой Л.Л., Мироновой О.Ю., Лупояд Г.Т., Корбан О.Н., Качаловой Г.Н., Дубовым В.В., Губко Е.В., Фетисовым А.С., Филипповым Е.Ю., Короевой М.А., Абдулоевым С.Н., в период с 10 января 2019 года по 30 ноября 2019 года в спорном здании, расположенном по адресу: <адрес>, Тимошковым Н.К. в качестве торговой площади в аренду предоставлены 282 кв.м.

Таким образом, в соответствии с представленными договорами аренды, общая площадь, используемая в качестве торговой в спорном здании с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, в 2019 году составила 591,9 кв.м. (282 кв.м. + 309,9 кв.м = 591,9 кв.м), что составляет менее 20 % от общей площади указанного здания (591,5/8241,2 х 100% кв.м. = 7,2 %).

Изложенные обстоятельства в их совокупности свидетельствует об отсутствии на дату утверждения Перечня на 2019 год (29 ноября 2018 года) оснований для включения как нежилого здания с кадастровым номером , так и расположенных в нем спорных нежилых помещений с кадастровыми номерами (собственник Тимошков Н.К.), (собственник Тимошков Н.К.); (долевые собственники Тимошков А.Н. и Тимошков Д.Н.); (собственник Тимошков Н.К.), (собственник Тимошков Н.К.), (собственник Тимошков А.Н.) в названный Перечень.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения спорных объектов в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Однако, управлением имущественных отношений Брянской области относимых и допустимых доказательств, бесспорно и достоверно подтверждающих соответствие спорного нежилого здания и нежилых помещений условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения объектов Перечень на 2019 год - не представлено.

На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления в части требований о признании неправомерным включения в Перечень на 2019 год как нежилого здания с кадастровым номером , так и расположенных в нем помещений с кадастровыми номерами

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия, в связи с чем достижение цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административных истцов возможно путем признания отдельных его положений не действующими с 1 января 2019 года.

В то же время, требования административных истцов о признании неправомерным включения в Перечень на 2020 год нежилого здания с кадастровым номером и расположенных в нем нежилых помещений с кадастровыми номерами не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом, в 2019 году спорное здание с кадастровым номером реконструировано в соответствии с проектной документацией ООО «Саяны-проект» на капитальный ремонт торгово-офисного центра и нежилых помещений в нем по <адрес>

В процессе реконструкции произведен раздел расположенных в здании объектов недвижимости:

-нежилое помещение с кадастровым номером площадью 1295,6 кв.м., разделено на 2 нежилых помещения: объект с кадастровым номером площадью 506,3 кв.м., и объект с кадастровым номером площадью 782,8 кв.м.;

-нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 1745,1 кв.м., разделено на 6 нежилых помещений: с кадастровым номером площадью 653,3 кв.м.; с кадастровым номером площадью 235,1 кв.м.; с кадастровым номером площадью 215,4 кв.м.; с кадастровым номером площадью 90 кв.м.; с кадастровым номером площадью 249,9 кв.м.; с кадастровым номером , площадью 258,3 кв.м.;

-нежилое помещение с кадастровым номером площадью 1667,3 кв.м., разделено на 2 нежилых помещения: с кадастровым номером площадью 829,9 кв.м.; с кадастровым номером площадью 829,9 кв.м.

Объекты недвижимости с кадастровыми номерами сняты с кадастрового учета 29 мая 2019 года.

Объекты недвижимости с кадастровыми номерами поставлены на кадастровый учет 28 мая 2019 года со следующими характеристиками: вид объекта – помещение; назначение – нежилое; наименование – торговое помещение.

При этом, как следует из сообщения филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Брянской области» № 4868/16@-ОЖ от 29 июня 2022 года (Т.2 л.д. 134), сведения о таком наименовании вновь образованных нежилых помещений с кадастровыми номерами как «торговые помещения» - внесены в Единый государственный реестр недвижимости на основании технического плана, изготовленного кадастровым инженером Пицулиной Е.В. в соответствии с проектной документацией ООО «Саяны-проект» на капитальный ремонт нежилого здания торгово-офисного центра по <адрес>

Таким образом, по состоянию дату утверждения Перечня на 2020 год (25 ноября 2019 года) в состав спорного здания торгово-офисного центра с кадастровым номером входили следующие помещения:

-помещение с кадастровым номером , площадью 363,3 кв.м., назначение: нежилое помещение, наименование: отсутствует, принадлежащее на праве общей долевой собственности с 6 апреля 2018 года Тимошкову А.Н. (1/2 доля в праве), Тимошкову Д.Н. (1/2 доля в праве);

-помещение с кадастровым номером , площадью 77,3 кв.м., назначение: нежилое помещение, наименование: отсутствует, принадлежащее с 22 декабря 2017 года Тимошкову Н.К.;

-помещение с кадастровым номером , площадью 363 кв.м., назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение, принадлежащее с 6 апреля 2018 года Тимошкову А.Н.;

-помещение с кадастровым номером , площадью 371,3 кв.м., назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение, принадлежащее с 6 апреля 2018 года Тимошкову Д.Н.;

-помещение с кадастровым номером , площадью 527,5 кв.м., назначение: нежилое помещение, наименование: отсутствует, принадлежащее с 6 апреля 2018 года Тимошкову А.Н.

-помещение с кадастровым номером , площадью 354,8 кв.м., назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение, принадлежащее с 6 апреля 2018 года Тимошкову Д.Н.;

-помещение с кадастровым номером , площадью 407,2 кв.м., назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение, принадлежащее с 6 апреля 2018 года Тимошкову Д.Н.;

-помещение с кадастровым номером , площадью 762 кв.м., назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение, принадлежащее с 6 апреля 2018 года Тимошкову Д.Н.;

-помещение с кадастровым номером , площадью 506,3 кв.м., назначение: нежилое помещение, наименование: торговое помещение, принадлежащее с 9 июля 2019 года Тимошковой И.Т.;

-помещение с кадастровым номером , площадью 782,8 кв.м., назначение: нежилое помещение, наименование: торговое помещение, принадлежащее с 28 мая 2019 года Тимошкову Н.К.;

-помещение с кадастровым номером , площадью 653,3 кв.м., назначение: нежилое помещение, наименование: торговое помещение, принадлежащее с 28 мая 2019 года Тимошкову Н.К.;

-помещение с кадастровым номером , площадью 235,1 кв.м., назначение: нежилое помещение, наименование: торговое помещение, принадлежащее с 9 июля 2019 года Тимошкову Н.К. и Тимошковой И.Т. по ? в праве общей долевой собственности;

-помещение с кадастровым номером , площадью 215,4 кв.м., назначение: нежилое помещение, наименование: эвакуационный выход, принадлежащее с 9 июля 2019 года Тимошкову Н.К. и Тимошковой И.Т. по ? в праве общей долевой собственности;

-помещение с кадастровым номером , площадью 90 кв.м., назначение: нежилое помещение, наименование: торговое помещение, принадлежащее с 9 июля 2019 года Тимошковой И.Т.;

-помещение с кадастровым номером , площадью 249,9 кв.м., назначение: нежилое помещение, наименование: торговое помещение, принадлежащее с 9 июля 2019 года Тимошковой И.Т.;

-помещение с кадастровым номером , площадью 258,3 кв.м., назначение: нежилое помещение, наименование: торговое помещение, принадлежащее с 9 июля 2019 года Тимошковой И.Т.;

-помещение с кадастровым номером , площадью 829,9 кв.м., назначение: нежилое помещение, наименование: торговое помещение, принадлежащее с 9 июля 2019 года Тимошковой И.Т.;

-помещение с кадастровым номером , площадью 829,9 кв.м., назначение: нежилое помещение, наименование: торговое помещение, принадлежащее с 28 мая 2019 года Тимошкову Н.К.

Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела выписками из Единого государственного реестра недвижимости в отношении вышеперечисленных объектов недвижимости, а также сообщением филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Брянской области» № 4632/162@-ОЖ от 21 июня 2022 года (Т. 2 л.д. 81-84).

Таким образом, по состоянию на дату утверждения Перечня на 2020 год (25 ноября 2019 года) в состав здания с кадастровым номером входили помещения с наименованием «торговые помещения», общая площадь которых составляет 4 435,5 кв.м., что более 20% от общей площади здания (из расчета: 506,3 кв.м. + 782,8 кв.м. + 653,3 кв.м. +235,1 кв.м. + 249,9 кв.м. + 90 кв.м. + 258,3 кв.м + 892,9 кв.м. + 892,9 кв.м. = 4 435,5 кв.м./ 8241,2 кв.м. х100% = 54 %).

Указанное дает основание для включения в Перечень на 2020 год как нежилого здания с кадастровым номером в соответствии с требованиями подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2, подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (как торгового центра), так и входящих в его состав спорных нежилых помещений с кадастровыми номерами - в соответствии с требованиями подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (как помещения в составе торгового центра), а также помещений с кадастровыми номерами , - в соответствии с требованиями подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (как помещения в составе торгового центра), подпункта 2 пункта 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (как самостоятельные объекты недвижимости в соответствии со сведениями ЕГРН о предназначении как торговых помещений).

Таким образом, включение спорных объектов с кадастровыми номерами (долевые собственники Тимошков А.Н. и Тимошков Д.Н.), (собственник Тимошков Н.К.); (собственник Тимошков А.Н.); (собственник Тимошкова И.Т.); (собственник Тимошков Н.К.); (собственник Тимошков Н.К.); (долевые собственники Тимошков Н.К. и Тимошкова И.Т.); (собственник Тимошкова И.Т.); (собственник Тимошкова И.Т.); (собственник Тимошкова И.Т.); (собственник Тимошкова И.Т.); (собственник Тимошков Н.К.) в Перечень на 2020 год соответствует требованиям федерального и регионального законодательства, в связи с чем административные исковые требования об исключении перечисленных объектов из Перечня на 2020 год удовлетворению не подлежат.

Доводы представителя административных истцов Зубова С.А. о возможности включения в Перечень спорных объектов только при условии их фактического использования в торговой деятельности (либо в иной коммерческой деятельности в целях статьи 378.2 НК РФ), суд отклоняет как несоответствующие положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой критерием установления особенности определения налоговой базы является не совокупность условий, а хотя бы одно из условий, в частности, предназначение в целях размещения торговых объектов.

В данном случае спорные объекты недвижимости включены в Перечень на 2020 год не по виду их фактического использования, а по предназначению исходя из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

При таких обстоятельствах доводы представителя административных истцов Зубова С.А. об отсутствии актов проведения мероприятий в целях определения вида фактического использования объектов при включении в Перечень на 2020 год правового значения не имеет, поскольку фактическое использование либо неиспользование объекта недвижимости предоставлено на усмотрение его собственника, тогда как спорное здание и спорные нежилые помещения отнесены к Перечню объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества на 2020 год, по иным критериям.

Доводы представителя административных истцов Зубова С.А. о наличии противоречий в различных выписках из Единого государственного реестра недвижимости относительно наименования спорных нежилых помещений подлежат отклонению, поскольку исходя из ответа на судебный запрос филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Брянской области» № 4632/162@-ОЖ от 21 июня 2022 года (Т. 2 л.д. 81-84) следует, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости нежилые помещения с кадастровыми номерами имеют наименование «торговые помещения», в связи с чем некорректное указание в отдельных выписках из ЕГРН о характеристиках объекта недвижимости на такое наименование спорных помещений как «нежилое помещение» - не имеет правового значения в рамках рассматриваемого спора.

Никитина А.О., допрошенная судом в качестве специалиста филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Брянской области» в судебных заседаниях 6 июля 2022 года и 15 августа 2022 года, также пояснила, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости нежилые помещения с кадастровыми номерами имеют наименования «торговые помещения». Указанные сведения о наименовании в качестве торговых помещений внесены в ЕГРН в соответствии с техническими планами на перечисленные объекты недвижимости. Указание в различных выписках из Единого государственного реестра недвижимости в отношении спорных объектов их наименования как «нежилое помещение» может быть вызвано техническим сбоем программы.

Доводы представителя административных истцов Зубова С.А. о том, что при установлении назначения спорных объектов недвижимости необходимо руководствоваться данными технического паспорта Брянского отделения филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Центральному федеральному округу от 21 сентября 2018 года, согласно которому спорные объекты недвижимости имеют наименование и назначение «нежилые помещения», подлежат отклонению судом в связи со следующим.

Частью 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» предусмотрено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим федеральным законом указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации. При этом нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до 1 января 2013 года.

Как неоднократно указывал Верховный Суд Российской Федерации (апелляционные определения от 15 мая 2019 года № 19-АПА19-6, от 1 марта 2019 года № 18-АПГ18-63, от 9 августа 2019 года № 83-АПА19-19, от 4 декабря 2019 года № 18-АПА19-71), с 1 января 2013 года для целей осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости проведение технической инвентаризации и изготовление технических паспортов таких объектов недвижимости не предусмотрено действующим законодательством.

В силу пункта 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в редакции, действующей на момент постановки спорных объектов на кадастровый учет) к числу оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав относится, в том числе, технический план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.

Частью 1 статьи 24 Закона о регистрации недвижимости предусмотрено, что технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.

Перечень сведений, указываемых в техническом плане, предусмотрен частью 2 статьи 24 Закона о регистрации недвижимости, согласно пункту 1 которой в техническом плане указываются сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства, едином недвижимом комплексе, необходимые для его государственного кадастрового учета, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости.

Как указывалось выше, сведения о наименовании вновь образованных нежилых помещений с кадастровыми номерами - «торговые помещения» - внесены в Единый государственный реестр недвижимости на основании технических планов, изготовленных кадастровым инженером Пицулиной Е.В. в соответствии с проектной документацией ООО «Саяны-проект» на капитальный ремонт нежилого здания торгово-офисного центра по <адрес>

По результатам изучения указанных технических планов, представленных ФГБУ ФКП Росреестра по Брянской области по запросу суда (Т.2 л.д. 198-214, л.д.215-239, л.д.240-256), судом установлено, что в пункте 9 раздела «Характеристики объекта недвижимости» в качестве наименования каждого из вновь образованных в результате раздела объектов недвижимости указано «торговое помещение».

Форма и содержание указанных технических планов, послуживших основаниями постановки на кадастровый учет спорных объектов недвижимости с кадастровыми номерами соответствуют приказу Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений», действующему на момент постановки спорных объектов на кадастровый учет.

На основании изложенного, принимая во внимание, что в соответствии с требованиями Закона о регистрации основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является, в том числе, технический план, в то время как сведения технической инвентаризации в целях кадастрового учета не подлежат применению с 1 января 2013 года, суд полагает необходимым руководствоваться сведениями о характеристиках спорных объектов недвижимости с кадастровыми номерами содержащимися в соответствующих технических планах, изготовленных в соответствии с требованиями действующего законодательства.

По изложенным основаниям суд также признает несостоятельными доводы представителя административных истцов Зубова С.А. о том, что сведения о наименовании спорных объектов должны быть внесены в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с брачным договором между Тимошковым Н.К. и Тимошковой И.Т. от 3 июля 2019 года, согласно которому у последних возникло право собственности на спорные объекты как на «нежилые помещения».

При этом суд отмечает, что объекты недвижимости с кадастровыми номерами поставлены на кадастровый учет 28 мая 2019 года со следующими характеристиками: вид объекта – помещение; назначение – нежилое; наименование – торговое помещение, на основании соответствующих технических планов, то есть ранее даты заключения брачного договора от 3 июля 2019 года.

В свою очередь, сведения о наименовании нежилых помещений, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, свидетельствующие о предназначении для использования в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса РФ, является достаточным и самостоятельным основанием для включения объекта недвижимого имущества в Перечень.

Доводы представителя административных истцов Зубова С.А. о неправомерном включении в Перечень нежилого здания с кадастровым номером , как не имеющего собственника объекта, подлежат отклонению по следующим основаниям. В рассматриваемом случае нежилое здание подлежало включению в Перечень на 2020 год как торговый центр, в связи с нахождением в составе здания помещений, площадью более 20 % от общей площади здания предназначенных для использования в качестве торговых, что соответствует требованиям подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2, подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом нежилое здание с кадастровым номером является самостоятельным объектом недвижимости, с кадастрового учета не снималось.

При этом из буквального толкования положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не следует невозможность включения в Перечень объекта, соответствующего установленным в статье критериям, но не имеющего собственника (владельца). В данном случае правовые последствия включения такого объекта следуют для собственников объектов недвижимости, расположенных в его пределах.

Суд отклоняет доводы представителя административных истцов о преюдициальности для рассмотрения настоящего спора решения Брянского областного суда от 2 декабря 2021 года по административному делу № 3а-513/2021 по административному иску Тимошкова Д.Н. об оспаривании в части Перечней объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 и 2020 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенных приказами управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512, от 25 ноября 2019 года № 1524 (в редакции приказов от 23 ноября 2021 года № 1810, 1803) (Т.1 л.д. 31-49), поскольку в рамках указанного дела Тимошковым Д.Н. заявлялись требования об исключении из Перечней иных объектов недвижимости (нежилые помещения с кадастровыми номерами ), в то время как настоящим иском заявлены к исключению из Перечней иные объекты недвижимости.

С учетом изложенного, административные исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

С учетом изложенного сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Тимошкова Николая Кузьмича, Тимошковой Ирины Тургуновны, Тимошкова Дениса Николаевича, Тимошкова Алексея Николаевича – удовлетворить частично.

Признать не действующим с 01 января 2019 года Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 29 августа 2022 года № 1304), в части включения в Перечень следующих объектов недвижимости, расположенных по адресу: <адрес>: нежилого здания с кадастровым номером (пункт ); нежилого помещения с кадастровым номером (пункт ); нежилого помещения с кадастровым номером (пункт ); нежилого помещения с кадастровым номером (пункт ); нежилого помещения с кадастровым номером (пункт ); нежилого помещения с кадастровым номером (пункт ); нежилого помещения с кадастровым номером (пункт ).

В удовлетворении административного искового заявления Тимошкова Николая Кузьмича, Тимошковой Ирины Тургуновны, Тимошкова Дениса Николаевича, Тимошкова Алексея Николаевича о признании не действующим Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 29 августа 2022 года № 1305), в части включения в Перечень следующих объектов недвижимости, расположенных по адресу: <адрес>: нежилого здания с кадастровым номером (пункт ); нежилого помещения с кадастровым номером (пункт ); нежилого помещения с кадастровым номером (пункт ); нежилого помещения с кадастровым номером (пункт ); нежилого помещения с кадастровым номером (пункт ); нежилого помещения с кадастровым номером (пункт ); нежилого помещения с кадастровым номером (пункт ); нежилого помещения с кадастровым номером (пункт ); нежилого помещения с кадастровым номером (пункт ); нежилого помещения с кадастровым номером (пункт ); нежилого помещения с кадастровым номером (пункт ); нежилого помещения с кадастровым номером (пункт ); нежилого помещения с кадастровым номером (пункт ) - отказать.

Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и направлению в управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Е. А. Максимова

Мотивированное решение составлено 23 сентября 2022 года.