№ 3а-82/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 сентября 2018 года
г. Астрахань
Астраханский областной суд в составе:
председательствующего судьи Лавровой С.Е.,
при секретаре Искандарян А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-82/2018 по административному исковому заявлению Инютина А.А. об установлении кадастровой стоимости зданий равной их рыночной стоимости
у с т а н о в и л :
Инютин А.А. обратился в Астраханский областной суд с административным исковым заявлением к Правительству Астраханской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестр» по Астраханской области об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности одноэтажного производственного здания обувной фабрики с кадастровым номером <--->, площадью <---> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, <--->, равной его рыночной стоимости в размере <---> по состоянию на 29 января 2014 года и нежилого строения с кадастровым номером <--->, площадью <---> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере <---> рублей по состоянию на 31 января 2014 года.
Требования мотивированны тем, что административный истец, являясь собственником указанных нежилых зданий, обязан платить налог на имущество, определяемый исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, тогда как кадастровая стоимость значительно превышает рыночную, в связи с чем затронуты его права и обязанности.
Участвующие в деле лица о времени и месте рассмотрения административного дела извещены своевременно и в надлежащей форме.
Неявка участвующих в деле лиц надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не является препятствием к рассмотрению и разрешению настоящего дела.
В судебном заседании представитель административного истца Киреева М.Н. поддержала заявленные требования
Представитель административного ответчика Правительства Астраханской области Бакаев Р.А. не оспаривал права на обращение административного истца с указанными требованиями.
Представитель администрации муниципального образования «Город Астрахань» Абрамян Р.Т. также не оспаривал права административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной.
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Астраханской области в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило. В письменных возражениях оставило разрешение данного спора на усмотрение суда, представив сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости в отношении указанных административным истцом объектов.
Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, исследовав представленные доказательства, Астраханский областной суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает в том числе и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.
Установлено, что Инютин А.А. с 2011 г. является собственником одноэтажного производственного здания обувной фабрики с кадастровым номером <--->, площадью <---> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, <---> Здание поставлено на государственный кадастровый учет 29 января 2014 г. Кадастровая стоимость строения определена 29 января 2014 г. в соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 14 декабря 2012 г. № 562-П. «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Астраханской области» исходя из расчета удельного показателя кадастровой стоимости <--->
Также Инютин А.А. с 2011 г. является собственником нежилого строения – <--->, с кадастровым номером <--->, площадью <---> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. Нежилое строение поставлено на государственный кадастровый учет 31 января 2014 г. Кадастровая стоимость строения определена 31 января 2014 г. в соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 14 декабря 2012 г. № 562-П. «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Астраханской области» исходя из расчета удельного показателя кадастровой стоимости <--->
Сведения о размере кадастровой стоимости зданий внесены в Государственный кадастр недвижимости.
Земельный участок, площадью <---> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, на котором расположены вышеуказанные объекты недвижимости, принадлежит на праве собственности административному истцу.
Указанные обстоятельства подтверждаются кадастровыми справками о кадастровой стоимости объектов недвижимости, выписками из Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими документами, актом определения кадастровой стоимости.
Статьями 399, 400 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность физических лиц, обладающих правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьями 378.2, 401 Налогового Кодекса, оплачивать налог на имущество физических лиц.
В соответствии с законом Астраханской области от 03 ноября 2016 № 66/2016-ОЗ «О единой дате начала применения на территории Астраханской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» на территории Астраханской области с 1 января 2017 года применяется налоговая база по налогу на имущество физических лиц, определяемая исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. Решением Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» от 17 ноября 2016 года № 151 «О налоге на имущество физических лиц» с 1 января 2017 года на территории муниципального образования «Город Астрахань» установлен и введен в действие налог на имущество физических лиц.
Распоряжением агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области от 22 декабря 2017 г. № 753 определен перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Астраханской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год
Как видно из материалов административного дела нежилое строение – <--->, с кадастровым номером <--->, расположенного по адресу: <адрес>. включено в указанный перечень объектов недвижимого имущества под №--.
Порядок пересмотра результатов государственной кадастровой оценки установлен Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в соответствии с частью 1 статьи 24.18 которого результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии, для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что административный истец, будучи собственником объектов недвижимости, является плательщиком налога на имущество физических лиц, исчисляемого исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, он является лицом, которое вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, абзац 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
К заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчёт об оценке объекта оценки (часть 16 статьи 24.18).
Обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, в качестве доказательства административный истец представил Отчет об оценке от 13 июня 2018 г. №--, подготовленный оценщиком <--->, в котором рыночная стоимость здания обувной фабрики с кадастровым номером <---> по состоянию на 29 января 2014 г. определена в размере <--->.; нежилого строения <---> с кадастровым номером <---> по состоянию на 31 января 2014 г в размере <---> рублей.
Указанный отчет свидетельствует о том, что кадастровая стоимость существенно (более чем на 30 процентов) превышает рыночную стоимость нежилых зданий.
При исследовании в судебном заседании представленного административным истцом Отчета об оценке, возникли вопросы, которые не были устранены после допроса в качестве свидетеля оценщика Г., что послужило основанием в целях определения действительной рыночной стоимости земельного участка по инициативе административного истца назначения судебной оценочной экспертизы, проведение которой было поручено Обществу <--->".
Согласно заключению экспертизы №-- от 13 сентября 2018 г. рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <---> по состоянию на 29 января 2014 г. составляет <---> рублей; объекта недвижимости с кадастровым номером <---> по состоянию на 31 января 2014 г. - <---> рублей.
Исследовав заключение эксперта, сопоставив его содержание с материалами дела и допросив в судебном заседании эксперта Х., суд приходит к выводу о соответствии заключения эксперта действующему законодательству.
Оснований не доверять представленному заключению судебной экспертизы не имеется, поскольку оно является допустимым по делу доказательством, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, у него имеется специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы, заключение мотивированно, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий.
В силу статьи 62, части 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 названного Кодекса в совокупности с другими доказательствами по делу.
Судебная экспертиза рыночной стоимости объекта недвижимости проведена на основании материалов дела. Само заключение экспертизы содержит подробное описание проведенного исследования и с учетом этого исследования даны ответы на поставленные вопросы. При проведении экспертизы эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Экспертом при проведении судебной оценочной экспертизы было проведено исследование рынка недвижимости в Астраханской области, проанализирована информация о выставленных на продажу объектах, сопоставимых с оцениваемыми объектами, для сравнения выбрано пять объектов-аналогов, перечень и характеристики которых приведены в таблицах. Аналоги выбраны по принципу сопоставимости, который основан на установлении сходства показателей по функциональности и параметрам. В экспертном заключении приведены ссылки на источники используемой информации и приложены копии материалов и распечаток, которые дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и их характеристиках, учтенных при расчете итоговой величины рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости.
По основным ценообразующим параметрам для объектов-аналогов произведены корректировки, учитывающие характер и степень отличия каждого аналога от объектов оценки. Описание, расчет корректировок, отказ от проведения корректировок по другим аспектам приведены в заключении.
Доказательств того, что рыночная стоимость объектов недвижимости является иной, чем отражено в судебном экспертном заключении, суду не представлено, участвующие в деле лица о назначении и проведении повторной судебной оценочной экспертизы не просили.
Исследовав и оценив по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные административным истцом доказательства, Астраханский областной суд приходит к выводу об обоснованности рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <---> по состоянию на 29 января 2014 г. в размере <---> руб.; объекта недвижимости с кадастровым номером <---> по состоянию на 31 января 2014 г - в размере <---> руб.
Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, установленная судом кадастровая стоимость применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
Датой подачи заявления для административного истца является дата его обращения в Астраханский областной суд 17 июля 2018 г.
руководствуясь статьями 175-176, 178-181, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
р е ш и л :
административное исковое заявление Инютина А.А. об установлении кадастровой стоимости зданий равной их рыночной стоимости удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость равной рыночной одноэтажного производственного здания обувной фабрики с кадастровым номером <--->, площадью <---> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, <--->, по состоянию на 29 января 2014 года в размере <---> рублей; нежилого строения с кадастровым номером <--->, площадью <---> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 31 января 2014 года в размере <---> рублей, на период с 1 января 2018 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости нежилых зданий, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Датой подачи заявления считать 17 июля 2018 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Астраханского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.