УИД 38OS0000-01-2020-000001-11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 мая 2020 г. г. Иркутск
Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания Лукьяновой А.Е., с участием представителя административного истца Алферьевой Натальи Николаевны – Титова Евгения Валерьевича, действующего на основании доверенности от 19 декабря 2019 г. серии 38 АА № 2906867, с участием председателя Думы Железногорск - Илимского городского поселения – Зайдулина Александра Рафаиловича, действующего на основании решения Думы Железногорск - Илимского городского поселения от 26 сентября 2017 г. № 6 «Об утверждении протокола № 5 счетной комиссии о результатах 2 тура тайного голосования по выборам председателя Думы Железногорск - Илимского городского поселения 4 созыва», распоряжения Думы Железногорск - Илимского городского поселения от 27 сентября 2017 г. № 02 л/с «О вступлении в должность», представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования «Железногорск - Илимское городское поселение» - Биличенко Людмилы Анатольевны, действующей на основании доверенности № 46 от 6 декабря 2019 г., прокурора отдела Прокуратуры Иркутской области - Царёвой Натальи Николаевны, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-82/2020 по административному исковому заявлению Алферьевой Натальи Николаевны к Думе Железногорск-Илимского городского поселения о признании недействующим решения Думы Железногорск-Илимского городского поселения от 19 сентября 2019 г. № 134 «О внесении изменений в Порядок назначения, перерасчета, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности муниципальной службы в администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение», утвержденный решением Думы Железногорск-Илимского городского поселения от 15 октября 2014 г. № 124»,
У С Т А Н О В И Л :
Алферьева Наталья Николаевна, действуя через своего представителя по нотариально удостоверенной доверенности Титова Е.В., обратилась в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим решения Думы Железногорск-Илимского городского поселения от 19 сентября 2019 г. № 134 «О внесении изменений в Порядок назначения, перерасчета, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности муниципальной службы в администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение», утвержденный решением Думы Железногорск-Илимского городского поселения от 15 октября 2014 г. № 124».
Решение Думы Железногорск-Илимского городского поселения от 19 сентября 2019 г. № 134 в установленном законом порядке опубликовано в Вестнике городской Думы и администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» от 3 октября 2019 г. № 34.
В обоснование административных исковых требований Алферьева Н.Н. указывает, что с 1993 г. по 2014 г. она замещала должность, муниципальной службы в администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение». Стаж муниципальной службы составил 15 лет.
В соответствии с Порядком назначения, перерасчета, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности муниципальной службы в администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение», утвержденного решением Думы Железногорск-Илимского городского поселения от 15 октября 2014 г. № 124 административным истцом было подано заявление на выплату пенсии за выслугу лет, так как она является гражданином, замещавшим должность муниципальной службы в администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение».
Заявление было рассмотрено и административному истцу назначена выплата пенсии за выслугу лет в размере величины прожиточного минимума, установленной в целом по области в расчете на душу населения на день выплаты пенсии за выслугу лет.
19 сентября 2019 г. Думой Железногорск-Илимского городского поселения принято решение № 134 «О внесении изменений в Порядок назначения, перерасчета, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности муниципальной службы в администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение», утвержденный решением Думы Железногорск-Илимского городского поселения от 15 октября 2014 г. № 124».
Данным решением в пункт 2 раздела 1 Порядка внесены изменения и установлено, что пенсия за выслугу лет назначается при наличии условий, установленных Законом Иркутской области от 15 октября 2007 г. № 88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» и не может быть ниже 50 % от величины прожиточного минимума, установленной в целом по области в расчете на душу населения на день выплаты указанной пенсии.
В соответствии с принятым решением администрацией муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» был пересмотрен размер пенсии, назначенный административному истцу и назначена выплата в размере 50 % от величины прожиточного минимума, установленного в целом по области в расчете на душу населения на день выплаты указанной пенсии.
Административный истец считает, что размер пенсии за выслугу лет регулируется Законом Иркутской области от 15 октября 2007 г. № 88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» и не могут определяться муниципальными правовыми актами. Статьей 11 Закона Иркутской области от 15 октября 2007 г. № 88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» установлены условия для назначения пенсии за выслугу лет, выплачиваемую за счет средств местного бюджета, а также порядок определения размера пенсии за выслугу лет.
По мнению административного истца, муниципальный правовой акт определяет порядок назначения, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет, то есть регламентирует порядок обращения муниципального служащего за пенсией.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, административный истец считает свои права нарушенными, поскольку размер пенсии, в связи с принятием оспариваемого решения был снижен на 50 %, что противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Алферьева Н.Н. с учетом уточнений просит суд признать недействующим решение Думы Железногорск-Илимского городского поселения от 19 сентября 2019 г. № 134 «О внесении изменений в Порядок назначения, перерасчета, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности муниципальной службы в администрации муниципального образования Железногорск-Илимское городское поселение, утвержденный решением Думы Железногорск-Илимского городского поселения от 15 октября 2014 г. № 124» полностью, с момента издания – с 19 сентября 2019 г.
21 мая 2020 г. в 11 часов 00 минут было проведено судебное заседание, посредствам видеоконференцсвязи на базе Нижнеилимского районного суда.
Административный истец Алферьева Наталья Николаевна, в судебном заседании, административные исковые требования поддержала с учетом уточнений, просила их удовлетворить.
Представитель административного истца Алферьевой Н.Н. - Титов Е.В., действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности, в судебном заседании поддержал доводы, изложенные ранее, просил удовлетворить административные исковые требования.
Представитель административного ответчика Думы Железногорск - Илимского городского поселения - Зайдулин А.Р., действующий на основании решения, в судебном заседании возражал относительно удовлетворения административных требований, поддержал доводы возражений.
Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» - Биличенко Л.А. действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила удовлетворить административные исковые требования.
Прокурор отдела прокуратуры по Иркутской области – Царёва Н.Н. в заключении полагала, что административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Заинтересованное лицо Глава муниципального образования «Железногорск - Илимское городское поселение», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось, о причинах неявки суду не сообщило.
Заинтересованное лицо Законодательное Собрание Иркутской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представив отзыв на административное исковое заявление, в котором содержится ходатайство о рассмотрении административного дела в свое отсутствие.
Суд с учетом мнения явившихся лиц, прокурора Царёвой Н.Н., руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, совещаясь на месте, определил рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, заключение прокурора Царёвой Н.Н., полагавшей, что административные исковые требования подлежат удовлетворению, исследовав материалы административного дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований, по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами «ж» и «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся социальная защита, включая социальное обеспечение, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
В соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить Федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Исходя из положений статей 1, 7, 14, 35, 47 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения.
В соответствии с частью 1 статьи 7, пунктом 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, принятие решения от 19 сентября 2019 г. № 134 «О внесении изменений в Порядок назначения, перерасчета, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности муниципальной службы в администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение», утвержденный решением Думы Железногорск-Илимского городского поселения от 15 октября 2014 г. № 124» относилось к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
Согласно части 3 статьи 1 устава муниципального образования «Железногорск - Илимское городское поселение» (далее по тексту – устав), Железногорск – Илимское городское поселение является муниципальным образованием и наделен законом Иркутской области статусом городского поселения. Статус города Железногорска – Илимского, как муниципального образования – городского поселения определяется законодательством Российской Федерации, Иркутской области и настоящим Уставом. Согласно части 1 статьи 31 устава, городская Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции, принимает решения – нормативные и иные правовые акты.
Согласно части 1 статьи 4 регламента Думы Железногорск - Илимского городского поселения (далее по тексту – регламент), городская Дума состоит из 15 депутатов (решение № 73/705 от 12 сентября 2017 г.), избираемых населением города на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Согласно части 2 статьи 4 регламента, Дума обладает правами юридического лица, имеет печати, бланки и штампы. Согласно части 5 статьи 4 регламента городскую Думу возглавляет председатель, осуществляющий полномочия на постоянной основе.
Согласно пункта 2.2. части 2 статьи 6 регламента, в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся, в том числе утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.
Согласно части 9 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица, при этом представительный орган городского поселения, муниципального района, городского округа обладает правами юридического лица в силу данного Федерального закона, что касается представительных органов сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, внутригородского района, то наделение их статусом юридического лица возможно, если это предусмотрено в уставе муниципального образования.
Как было указано выше, из устава муниципального образования «Железногорск - Илимское городское поселение» следует, что городская Дума обладает правами юридического лица.
Предметом деятельности представительных органов муниципального образования является осуществление публичной власти для достижения поставленных перед ними целей.
Публично-правовые правоспособность и дееспособность таких органов по общему правилу наступают одновременно в момент их учреждения как органов местного самоуправления (первое заседание представительного органа муниципального образования в полномочном составе, вступление в должность главы муниципального образования, принятие решения представительного органа об учреждении органа местного самоуправления и о назначении его руководителя).
Таким образом, обсуждая вопрос о процессуальной право-дееспособности городской Думы Железногорск – Илимского городского поселения, обладающего статусом юридического лица, в соответствии с частью 2 статьи 4 регламента, суд приходит к выводу о том, что настоящее административное исковое заявление предъявлено к надлежащему ответчику – публичному представительному органу муниципального образования - Думе Железногорск - Илимского городского поселения, принявшему оспариваемый нормативно - правой акт.
Также согласно частей 1, 3, 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых нормативных актов, по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Оспариваемое решение Думы Железногорск-Илимского городского поселения от 19 сентября 2019 г. № 134 «О внесении изменений в Порядок назначения, перерасчета, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности муниципальной службы в администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение», утвержденный решением Думы Железногорск-Илимского городского поселения от 15 октября 2014 г. № 124» является нормативно – правовым актом, принят городской Думой Железногорск-Илимского городского поселения (протокол от 19 сентября 2019 г. № 30), подписан уполномоченным должностным лицом – председателем Думы Железногорск-Илимского городского поселения Зайдулиным А.Р., согласно части 5 статьи 4 регламента и распоряжения от 27 сентября 2017 г. № 02 л/с «О вступлении в должность» и и.о. Главы муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» Найда Н.С.
Оспариваемый нормативно-правовой акт принят в форме, установленной статьей 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного акта, опубликованого в соответствии с положениями Устава в официальном периодическом печатном издании «Вестник городской Думы и администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение».
Судом установлено, что оспариваемое решение Думы Железногорск-Илимского городского поселения от 19 сентября 2019 г. № 134 «О внесении изменений в Порядок назначения, перерасчета, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности муниципальной службы в администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение», утвержденный решением Думы Железногорск-Илимского городского поселения от 15 октября 2014 г. № 124» опубликовано в официальном периодическом печатном издании «Вестник городской Думы и администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» № 34 от 3 октября 2019 г. (стр. 13 Вестника).
28 ноября 2011 г. Думой Железногорск - Илимского городского поселения принято решение № 295 «Об утверждении регламента Думы Железногорск - Илимского городского поселения в новой редакции».
Согласно части 1 статьи 4 регламента Думы Железногорск - Илимского городского поселения (далее по тексту – регламент), городская Дума состоит из 15 депутатов (решение № 73/705 от 12 сентября 2017 г.), избираемых населением города на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.
Проверяя соблюдение Думой Железногорск - Илимского городского поселения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд установил, что решением от 12 сентября 2017 г. № 73/705 «Об определении общих результатов выборов депутатов Думы Железногорск – Илимского городского поселения» были признаны состоявшимися и действительными выборы 10 сентября 2017 г. депутатов Думы Железногорск - Илимского городского поселения. В Думу Железногорск - Илимского городского поселения избрано 15 депутатов по пятимандатному избирательному округу № 1: З, И, К, М, Р;
- пятимандатному избирательному округу № 2: Б, Е, РР, РН, Т;
- пятимандатному избирательному округу № 3: А, З, Л, МА, Ю
Решением от 8 сентября 2019 г. № 140/1119 «Об определении результатов дополнительных выборов депутатов Думы Железногорск – Илимского городского поселения по двум незамещенным мандатам в пятимандатном избирательном округе № 1, 8 сентября 2019 г.» были признаны состоявшимися и действительными дополнительные выборы депутатов Думы Железногорск - Илимского городского поселения по двум незамещенным мандатам в пятимандатном избирательном округе № 1. В Думу Железногорск - Илимского городского поселения по двум незамещенным мандатам в пятимандатном избирательном округе № 1 избраны: Р, С
Как следует из положений статьи 10 устава и статьи 6 регламента утверждение местного бюджета и отчета об его исполнении относится к полномочиям Думы Железногорск – Илимского городского поселения, к которым также отнесено осуществление иных полномочий, определенных Уставом муниципального образования, законодательством Иркутской области и федеральным законодательством.
Согласно части 1 статьи 4 регламента Думы Железногорск - Илимского городского поселения, утвержденного решением от 28 ноября 2011 г. № 295 «Об утверждении регламента Думы Железногорск - Илимского городского поселения в новой редакции», городская Дума состоит из 15 депутатов, решение об утверждении местного бюджета и отчета об его исполнении принимается путем открытого голосования и считается принятым, если за него проголосовало больше половины от установленного уставом Железногорск - Илимского городского поселения численного состава Думы.
Соблюдая порядок принятия оспариваемого нормативно-правового акта - решения Думы Железногорск-Илимского городского поселения от 19 сентября 2019 г. № 134 «О внесении изменений в Порядок назначения, перерасчета, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности муниципальной службы в администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение», утвержденный решением Думы Железногорск-Илимского городского поселения от 15 октября 2014 г. № 124», были проведены публичные слушания по проекту принятия оспариваемого решения, что подтверждается протоколом публичных слушаний от 19 сентября 2019 г. № 30.
Решением Думы Железногорск-Илимского городского поселения от 19 сентября 2019 г. № 134 «О внесении изменений в Порядок назначения, перерасчета, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности муниципальной службы в администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение», утвержденный решением Думы Железногорск-Илимского городского поселения от 15 октября 2014 г. № 124» внесены изменения в порядок назначения, перерасчета, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности муниципальной службы в администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение». Административный истец не оспаривает процедуру и порядок принятия оспариваемого нормативно - правового акта.
Учитывая указанные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт - решение Думы Железногорск-Илимского городского поселения от 19 сентября 2019 г. № 134 «О внесении изменений в Порядок назначения, перерасчета, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности муниципальной службы в администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение», утвержденный решением Думы Железногорск-Илимского городского поселения от 15 октября 2014 г. № 124» принято уполномоченным на принятие данного нормативного правового акта органом - Думой Железногорск-Илимского городского поселения, с соблюдением порядка, установленного законодательством о б общих принципах организации местного самоуправления и Уставом данного муниципального образования, а также требований к опубликованию такого нормативно - правового акта.
Административный истец Алферьева Н.Н. указывает, что оспариваемое ею решение не соответствует действующему законодательству, поскольку противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Так, в пенсия за выслугу лет является одним из видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению, назначаемой в порядке и по условиям, установленным Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной (муниципальной) службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности).
В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно статьи 11, части 1 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации. На муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим, размер государственной пенсии муниципального служащего, дополнительные гарантии муниципальным служащим обеспечиваются за счет средств местных бюджетов на основании законов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.
Согласно пункта 1.1. части 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности) имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», и выплачивается одновременно с ней.
Законом Иркутской области от 29 декабря 2007 г. № 152-оз «О пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности государственной гражданской службы Иркутской области» содержатся условия пенсионного обеспечения и выплаты пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности государственной гражданской службы.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Иркутской области от 29 декабря 2007 г. № 152-оз «О пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности государственной гражданской службы Иркутской области», размер пенсии за выслугу лет определяется с применением установленного законодательством районного коэффициента к заработной плате и не может быть ниже величины прожиточного минимума, установленного в целом по области в расчете на душу населения.
В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона Иркутской области от 15 октября 2007 г. № 88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области», размер пенсии за выслугу лет определяется с применением районного коэффициента к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах области в размерах, определенных федеральными и областными нормативными правовыми актами. При этом размер пенсии за выслугу лет не может превышать размер пенсии за выслугу лет лица, замещающего соответствующую должность государственной гражданской службы области, определяемую по соотношению должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы области в соответствии с законом области, и не может быть ниже величины прожиточного минимума, установленной в целом по области в расчете на душу населения на день выплаты указанной пенсии. В случае, когда размер пенсии за выслугу лет с учетом районного коэффициента к заработной плате, указанного в абзаце втором настоящей части, ниже величины прожиточного минимума, установленной в целом по области в расчете на душу населения, ограничение в отношении общей суммы, определенной в абзаце первом настоящей части, не применяется.
Согласно постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 12-П, бюджет каждого территориального уровня как инструмент реализации финансовой политики государства служит для распределения и перераспределения финансовых ресурсов на определенной территории, посредством чего происходит финансовое обеспечение публичных функций, а сами бюджетные отношения выступают в таком случае существенным элементом социально-экономического развития государства и муниципальных образований. Бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно - они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований влечет необходимость осуществлять бюджетное регулирование в целях сбалансированности соответствующих бюджетов, что, в частности, обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в форме предоставления дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов, бюджетных кредитов, бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации (статья 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
При недостаточности у муниципальных образований собственных источников финансирования финансовая обеспеченность таких расходных полномочий должна быть гарантирована на основе институтов межбюджетных отношений - за счет средств бюджетов вышестоящего уровня бюджетной системы Российской Федерации».
Судом установлено, что в период с 1993 г. по 2014 г. административный истец замещала должность муниципальной гражданской службы, вследствие чего у нее возникло право на получение пенсии за выслугу лет. Размер пенсии за выслугу лет до октября 2019 г. составлял в размере величины прожиточного минимума, установленной в целом по Иркутской области в расчете на душу населения на день выплаты пенсии за выслугу лет.
19 октября 2019 г. Думой Железногорск-Илимского городского поселения было принято решение Думы Железногорск-Илимского городского поселения от 19 сентября 2019 г. № 134 «О внесении изменений в Порядок назначения, перерасчета, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности муниципальной службы в администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение», утвержденный решением Думы Железногорск-Илимского городского поселения от 15 октября 2014 г. № 124», согласно которому размер пенсии административного истца был уменьшен на 50 процентов.
Из представленных письменных возражений Думы Железногорск-Илимского городского поселения следует, что бюджет Железногорск-Илимского городского поселения является остродефицитным, вследствие чего складывается ситуация, когда органы местного самоуправления не могут решить вопросы местного значения в полном объеме.
В опровержение указанной позиции, заинтересованными лицами администрацией муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» и Законодательным Собранием Иркутской области представлены пояснения, согласно которых они полагают, что оспариваемое решение принято с нарушением норм законодательства, имеющих большую юридическую силу.
В соответствии с изложенным выше, суд находит противоречащим действующему законодательству, имеющим большую юридическую силу, решение Думы Железногорск-Илимского городского поселения от 19 сентября 2019 г. № 134 «О внесении изменений в Порядок назначения, перерасчета, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности муниципальной службы в администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение», утвержденный решением Думы Железногорск-Илимского городского поселения от 15 октября 2014 г. № 124».
Иные доводы возражений административного ответчика на иск не ставят, как не имеющие юридического значения для дела, под сомнение правильность вывода суда о незаконности оспариваемого нормативного правового акта.
Согласно положениям частей 2 и 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В резолютивной части решения указывается на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, в котором должен быть опубликован оспариваемый нормативный акт.
Поскольку судом установлено несоответствие оспариваемого нормативного правового акта требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, административное исковое заявление Алферьевой Натальи Николаевны к Думе Железногорск-Илимского городского поселения о признании недействующим решения Думы Железногорск-Илимского городского поселения от 19 сентября 2019 г. № 134 «О внесении изменений в Порядок назначения, перерасчета, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности муниципальной службы в администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение», утвержденный решением Думы Железногорск-Илимского городского поселения от 15 октября 2014 г. № 124», с момента его принятия 19 сентября 2019 г. - подлежит удовлетворению.
Разрешая вопрос о дате, с которой оспариваемый нормативный правовой акт следует признать недействующим, суд учитывает, что его положения применялись, порождая правовые последствия, в связи, с чем оспариваемое решение Думы Железногорск-Илимского городского поселения от 19 сентября 2019 г. № 134 «О внесении изменений в Порядок назначения, перерасчета, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности муниципальной службы в администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение», утвержденный решением Думы Железногорск-Илимского городского поселения от 15 октября 2014 г. № 124», следует признать недействующим с момента принятия решения Думы Железногорск-Илимского городского поселения от 19 сентября 2019 г. № 134 «О внесении изменений в Порядок назначения, перерасчета, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности муниципальной службы в администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение», утвержденный решением Думы Железногорск-Илимского городского поселения от 15 октября 2014 г. № 124» - с 19 сентября 2019 г.
Резолютивная часть решения в соответствии с частью 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит опубликованию в официальном печатном издании для опубликования правовых актов в Вестнике городской Думы и администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение», а также на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 178-180, 217.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление Алферьевой Натальи Николаевны к Думе Железногорск-Илимского городского поселения о признании недействующим решения Думы Железногорск-Илимского городского поселения от 19 сентября 2019 г. № 134 «О внесении изменений в Порядок назначения, перерасчета, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности муниципальной службы в администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение», утвержденный решением Думы Железногорск-Илимского городского поселения от 15 октября 2014 г. № 124» – удовлетворить.
Признать не действующим решения Думы Железногорск-Илимского городского поселения от 19 сентября 2019 г. № 134 «О внесении изменений в Порядок назначения, перерасчета, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности муниципальной службы в администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение», утвержденный решением Думы Железногорск-Илимского городского поселения от 15 октября 2014 г. № 124», с момента его принятия.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в официальном печатном издании для опубликования правовых актов в Вестнике городской Думы и администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение», а также на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Иркутский областной суд.
Председательствующий А.С. Папуша
Мотивированное решение изготовлено 27 мая 2020 г.