ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-82/2015 от 10.11.2015 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

№ 3а-82/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 ноября 2015 г. г. Петрозаводск

Верховный Суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Кудряшовой Е.П.

при секретаре Степаненко А.Ю.,

с участием представителя административного истца Богомолова С.И., представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия Шляминой Ю.В. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению М. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

М. обратился в суд с административным исковым заявлением, мотивируя тем, что является собственником земельного участка с кадастровым номером (...), расположенного в (...), используемого для ведения личного подсобного хозяйства, кадастровая стоимость которого при проведении очередной государственной кадастровой оценки ошибочно определена исходя из удельного показателя, установленного для 2 группы видов разрешенного использования, что нарушает его права как плательщика земельного налога. Считает, что кадастровая стоимость земельного участка была определена на основании недостоверных сведений, что повлекло возникновение кадастровой ошибки. Обращение в комиссию по рассмотрению споров оставлено без удовлетворения.

Административный истец просил признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (далее - Управление Росреестра по РК) об исправлении допущенной ошибки при определении кадастровой стоимости земельного участка и обязать Управление Росреестра по РК исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером (...), определенные в соответствии со 2 группой вида разрешенного использования. Внести в государственный кадастр недвижимости исправленные сведения о кадастровой стоимости земельного участка, определенные в соответствии с 11-12 категорией и вида разрешенного использования – земли населенных пунктов, разрешенное использование для ведения личного подсобного хозяйства в размере 2560 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 1 руб. 60 коп. В дальнейшем настаивая на своих требованиях, административный истец просил административных ответчиков внести в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке в соответствии с кодом 2.2 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 г. № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» с 2 группой земли населенных пунктов и видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебные участки) в размере 2656 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 1 руб. 66 коп. за кв.м. согласно среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения по Пудожскому муниципальному району Республики Карелия определенному в приложении 2 к постановлению Правительства Республики Карелия № 5 от 15 января 2015 г. «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Карелия».

Административный истец М. в суд не явился, извещен надлежащим образом.

В судебном заседании представитель административного истца Богомолов С.И. просил удовлетворить требования, считая, что при проведении кадастровой оценки земель административными ответчиками были представлены недостоверные сведения о разрешенном виде использования земельного участка, что повлекло неправильное определение кадастровой стоимости и нарушение налоговых прав административного истца.

Административный ответчик представитель Управления Росреестра по РК Шлямина Ю.В. возражала против удовлетворения заявленных требований.

Представители Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Правительства Республики Карелия, администрации Пяльмского сельского поселения Пудожского муниципального района, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Заслушав объяснения явившихся лиц, показания свидетеля Б., исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований по следующим основаниям.

Согласно ст.24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе по основанию выявления недостоверных сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

В п.13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» содержатся разъяснения, что при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. В том числе к такому искажению данных может относиться неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости, в частности, целевое назначение объекта оценки и разрешенное использование земельного участка.

Установлено, что М. является собственником земельного участка с кадастровым номером (...) общей площадью (...) кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебные участки), расположенного по адресу: (...). На данном земельном участке расположен жилой дом, (...) года постройки. Кадастровая стоимость земельного участка с указанным выше кадастровым номером в размере 2560 руб. (1,60 руб./кв.м) определена была в результате проведения работ по государственной кадастровой оценке земель поселений Республики Карелия в 2001-2002 годах, результаты которой утверждены были распоряжением Правительства Республики Карелия от 10 февраля 2003 г. № 32-р. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела: свидетельством о регистрации права собственности, отчетом по Государственной кадастровой оценки земель г.Пудож и сельских населенных пунктов Пудожского района Республики Карелия.

Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами ст.ст.65,66 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В соответствии с п.1 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (в редакции от 29 декабря 2014 г.) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Таким образом, установление кадастровой стоимости земельного участка затрагивает права административного истца как налогоплательщика.

В соответствии с п.2 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Кадастровая оценка земельных участков определяется в результате проведения работ по государственной кадастровой оценке земель различных категорий.

На основании государственного контракта от 25 декабря 2009 г. №169Д работы по актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Карелия в 2010-2011 годах проводились ФГУП «ФКЦ «Земля» г.Москва) и ООО «Консалтинговая группа «Эксперт» (г.Москва). Кадастровой оценке подлежали те земельные участки сведения, о которых содержались в государственном кадастре недвижимости на дату проведения оценки (на дату определения кадастровой стоимости 01 января 2010 г.). Работы проводились в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. № 39 (далее - Методические указания) и Техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов», утвержденными приказом Роснедвижимости от 29 июня 2007 г. №П/0152 (далее –Технические указания). По результатам проведения работ составлен отчет №22-22К/10-10 от 17 июля 2012 г. об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Карелия. Результаты оценки утверждены постановлением Правительства Республики Карелия от 15 мая 2013 г. №158-П.

Поскольку сведения о земельном участке административного истца содержались в государственном кадастре недвижимости на дату проведения оценки, следовательно, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером (...) была определена исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия № 158-П. Этим же постановлением утратило силу распоряжение Правительства Республики Карелия №32-р.

Актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков № 3 установлено его соответствие требованиям действующего законодательства.

Изучив представленные материалы и проанализировав нормы действующего законодательства, суд не установил наличие недостоверных сведений в отношении земельного участка, собственником которого является административный истец.

Статьей 24.15 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями указанного Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости, за исключением случая, установленного ст.24.19 Федерального закона.

В соответствии с п.4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. № 316, и п.1.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 г. № 39 (далее - Методические указания) государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и по виду функционального использования.

По смыслу п.2.2, п.п.2.2.4 Методических указаний, определение стоимостных факторов осуществляется для каждой такой группы отдельно с возможностью выделения в ней подгрупп.

Это предполагает необходимость отнесения на основании имеющейся у оценщика информации каждого оцениваемого участка к одной из групп (подгрупп) видов разрешенного использования. Учтенный в государственном кадастре недвижимости вид разрешенного использования должен соответствовать фактическому использованию участка.

Вид разрешенного использования принадлежащего заявителю земельного участка с кадастровым номером (...) определен как «для ведения личного подсобного хозяйства».

Указанный вид разрешенного использования в соответствии с Типовым перечнем видов разрешенного использования (Приложения 2) к Техническим рекомендациям отнесен ко 2 группе видов разрешенного использования – земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной застройки, и не допускает иного толкования.

Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером (...) определена для 2 группы видов разрешенного использования (для размещения домов индивидуальной жилой застройки), что соответствует требованиям законодательства.

Суд не принимает доводы административного истца о том, что Методические указания не подлежат применению, так как утратили силу на день утверждения отчета об оценке кадастровой стоимости земель, поскольку в соответствии с требованиями ст.ст.4, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации при проведении оценки объектов оценки и составлении соответствующих отчетов по договорам, заключенным до вступления в силу актов, устанавливающих иные, чем те условия, которые действовали при заключении договора, применяются нормативные акты, указанные в таких договорах.

С учетом выше изложенного, а также в связи с тем, что ниже приведенные нормативные правовые акта не распространяют действие на земли населенных пунктов, суд не может обязать административных ответчиков внести в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке в соответствии с кодом 2.2 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 г. №540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» с 2 группой земли населенных пунктов и видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебные участки) в размере 2656 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 1 руб. 66 коп. за кв.м. согласно среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения по Пудожскому муниципальному району Республики Карелия определенному в приложении 2 к постановлению Правительства Республики Карелия №5 от 15 января 2015 г. «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Карелия».

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления М. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Верховный Суд Республики Карелия.

Судья Е.П. Кудряшова

Решение в окончательной форме изготовлено 13 ноября 2015 г.