ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-82/2016 от 25.08.2016 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

25 августа 2016 года г. Улан-Удэ

Верховный Суд Республики Бурятия в составе судьи Булгытовой С.В.

при секретаре Абзаевой В.И.

с участием прокурора Болдоевой Э.В.,

главы МО СП «Чесанский сомон» Галданова Ч.Б., представителя заинтересованного лица Республиканского агентства лесного хозяйства Баглаева И.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-82/2016 по административному иску Федерального агентства лесного хозяйства о признании недействующим в части решения Совета депутатов муниципального образования «Чесанский сомон» от 02 марта 2012 года № 58 об утверждении генерального плана МО СП «Чесанский сомон»,

У С Т А Н О В И Л:

Федеральное агентство лесного хозяйства (далее – Рослесхоз) обратилось в Верховный Суд РБ с административным иском о признании недействующим решения Совета депутатов муниципального образования «Чесанский сомон» от 02 марта 2012 года № 58 «Об утверждении генерального плана муниципального образования сельское поселение «Чесанский сомон» в части включения в границы поселения лесных участков, расположенных на землях лесного фонда.

В ходе рассмотрения дела Рослесхоз уточнил, что идет речь о лесных участках, включенных в границы <...>

Требования мотивированы тем, что находящиеся в федеральной собственности лесные участки включены в границы населенного пункта без установленного законом согласования проекта генерального плана с Рослесхозом, в результате чего нарушены права Российской Федерации и лиц, использующих леса.

Рослесхоз просил суд рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Глава МО СП «Чесанский сомон» возражал против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что схема генерального плана п. Хуртэй не утверждена.

Представитель заинтересованного лица Республиканского агентства лесного хозяйства поддержал требования административного истца.

Прокурор в заключении указала, что административный иск подлежит удовлетворению.

Суд находит, что административный иск подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

В части 4 данной статьи указано, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 данного Федерального закона к вопросам местного значения поселения относится утверждение генеральных планов поселения.

Согласно пункту 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном данным Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

В подпункте 1 пункта 1 статьи 84 ЗК РФ указано, что установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Согласно части 1 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

В соответствии с частью 8 данной статьи проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.

Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований утвержден Приказ Минрегиона России от 27.02.2012 № 69 (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 2.1. Порядка (в редакции, действовавшей на момент принятии оспариваемого решения) орган местного самоуправления, уполномоченный на подготовку документа территориального планирования, направляет уведомление об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в Министерство регионального развития Российской Федерации - в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно подпункту 5.4.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 736, в полномочия Федерального агентства лесного хозяйства входит рассмотрение проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральных планов гг. Москвы и Санкт-Петербурга, схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции.

Из представленных Рослесхозом документов видно, что в состав муниципального образования сельское поселение «Чесанский сомон» входит населенный пункт п. Хуртэй, в границы которого действительно включены участки, относящиеся к землям лесного фонда.

Сведений о том, что проект генерального плана сельского поселения, утвержденный оспариваемым решением Совета депутатов «Чесанский сомон», прошел обязательное согласование с Рослесхозом, не имеется. Следовательно, нарушена процедура принятия нормативного правового акта, установленная федеральным законодательством, что является основанием к признанию оспариваемого решения недействующим.

Доводы главы МО СП «Чесанский сомон» о том, что утверждена только схема генерального плана улуса Загустай, схема генерального плана п. Хуртэй не утверждена, а лишь обозначена условно, нельзя принять во внимание, поскольку в оспариваемом решении Совета депутатов МО «Чесанский сомон» нет указания на то, что утвержден только генеральный план улуса Загустай. Совет депутатов утвердил генеральный план всего сельского поселения «Чесанский сомон», куда входит и п. Хуртэй, в границы которого включены земли лесного фонда.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» дано разъяснение о том, что если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

С учетом того, что оспариваемые приложения применяются до настоящего времени, они подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 180 и 215 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Совета депутатов муниципального образования «Чесанский сомон» от 02 марта 2012 года № 58 «Об утверждении генерального плана муниципального образования сельское поселение «Чесанский сомон» в части включения в границы п. Хуртэй лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: <...>

Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в печатном издании «Долина Кижинги» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.В. Булгытова