дело № 3а-82/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 февраля 2018 года
Костромской областной суд в составе:
председательствующего судьи Жукова И.П.,
при секретаре Семеновой Г.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Костромской области и Управлению Росреестра по Костромской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации Костромской области и Управлению Росреестра по Костромской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости и о возложении обязанности на ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Костромской области внести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости этих объектов сведения об их рыночной стоимости.
Требования обоснованы тем, что истцу на праве собственности принадлежат нежилые помещения площадью 96,0 кв.м и 10,3 кв.м, расположенные на 7-м этаже по адресу: <адрес>, в отношении которых постановлением администрации Костромской области от 15 ноября 2016 года № 438-а утверждены результаты массовой государственной кадастровой оценки, в результате чего кадастровая стоимость установлена: в отношении помещения площадью 96,0 кв.м в сумме 4309313,28 руб., помещения площадью 10,3 кв.м – 462353,40 руб. Однако согласно отчету от 28 декабря 2017 года ИП ФИО2 рыночная стоимость указанных объектов составляет, соответственно, 2170000 руб. и 233000 руб. Тем самым результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права истца, как собственника имущества, поскольку установленное существенное различие между кадастровой стоимостью и рыночной стоимостью объектов приводит к увеличению налога на имущество. В этой связи просил установить кадастровую стоимость перечисленных объектов равной их рыночной стоимости, что явилось бы основанием для внесения этих сведений в государственный кадастр недвижимости.
В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель ФИО3 уточнили заявленные требования, указав, что не настаивают на рассмотрении и разрешении требования о возложении обязанности на филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Костромской области внести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости этих объектов сведения об их рыночной стоимости, понимая, что установленная судом кадастровая стоимость объектов будет внесена в указанный кадастр в силу обязательности судебного акта. В остальной части заявленные требования поддержали по тем же доводам.
Представитель привлеченной в качестве заинтересованного лица администрации городского округа г. Костромы ФИО4 возражала против удовлетворения иска, однако не имела возражений и замечаний по содержанию отчета о рыночной стоимости спорных объектов.
Представители административных ответчиков администрации Костромской области и Управления Росреестра по Костромской области, заинтересованных лиц ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Костромской области, департамента имущественных и земельных отношений Костромской области в судебное заседание не явились, возражений относительно исковых требований не представили.
Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: единый недвижимый комплекс, иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии со ст. 402 НК РФ и нормами Закона Костромской области от 29.10.2015 г. № 18-6-ЗКО «Об установлении единой даты начала применения на территории Костромской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» налоговая база в отношении объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц с 01 января 2016 года определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Как установлено судом, ФИО1 является собственником нежилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>: площадью 96,0 кв.м с кадастровым №, нежилое помещение № (комн. №), расположенное на 7-м этаже; площадью 10,3 кв.м с кадастровым №, нежилое помещение № на 7-м этаже.
Постановлением администрации Костромской области от 15 ноября 2016 года № 438-а утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости по состоянию на 01 марта 2016 года, в результате чего кадастровая стоимость установлена в отношении: нежилого помещения площадью 96,0 кв.м в сумме 4309313,28 руб., нежилого помещения площадью 10,3 кв.м – 462353,40 руб.
Перечисленные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
Тем самым результаты определения кадастровой стоимости указанных объектов влияют на объём налоговых обязательств административного истца, а, следовательно, затрагивают его права.
В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в числе прочих, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Абзацем 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно частям 1, 3 статьи 11 того же Закона итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее - отчет).
Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
Из представленного административным истцом отчета № от 28 декабря 2017 года ИП ФИО2 следует, что рыночная стоимость принадлежащего ФИО1 вышеперечисленного имущества по состоянию на 01 марта 2016 года составила: помещение площадью 96,0 кв.м - 2170000 руб., помещение площадью 10,3 кв.м – 233000 руб.
Допрошенный в качестве свидетеля ИП ФИО2 подтвердил содержание и выводы своего отчета, пояснив порядок и основания определения им рыночной стоимости спорных объектов.
Отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, имеющим необходимое образование и являющимся членом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков», его компетенция и полномочия проверены судом, никем из участвующих в рассмотрении дела лиц под сомнения не поставлены. Содержащиеся в отчете выводы в соответствии с требованиями статьи 11 Закона об оценочной деятельности не допускают неоднозначного толкования, содержат сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки.
При этом сам отчёт оценщика суд признаёт относимым, допустимым и достоверным доказательством по административному делу.
Так, оценщиком произведён всесторонний анализ рынка объектов оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на их стоимость, дано полное, точное описание объектов оценки, убедительно обосновано произведение оценки исходя из вида разрешённого использования.
Обстоятельств, позволяющих поставить под сомнения отчёт оценщика как относимое, допустимое и достоверное доказательство по делу, не выявлено. Со стороны административных ответчиков и заинтересованных лиц каких-то возражений относительно обоснованности и достоверности отчёта также не представлено.
Учитывая, что каких-либо доказательств, которые опровергали бы заявленную рыночную стоимость, свидетельствовали бы о ней в ином размере, в материалы дела не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы с целью установления иной рыночной стоимости объектов недвижимости не заявлено, суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований.
Частью 1 статьи 12 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Рыночная стоимость помещений определена судом на дату определения кадастровой стоимости, то есть на 01 марта 2016 года.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
С учетом того, что данных об обращении истца в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Костромской области не имеется, датой подачи заявления следует считать дату подачи настоящего административного искового заявления – ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст. ст. 180, 249 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск ФИО1 (дата подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ) удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения площадью 96,0 кв.м с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, нежилое помещение № (комн. №), расположенное на 7-м этаже, равной рыночной стоимости по состоянию на 01 марта 2016 года в размере 2170000 (два миллиона сто семьдесят тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения площадью 10,3 кв.м с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, нежилое помещение № на 7-м этаже, равной рыночной стоимости по состоянию на 01 марта 2016 года в размере 233000 (двести тридцать три тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме в апелляционную инстанцию Костромского областного суда.
Судья Жуков И.П.