ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-82/2021 от 29.11.2021 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

Дело № 3а-82/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Йошкар-Ола 29 ноября 2021 года

Верховный Суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Смышляевой И.Н.,

при секретаре Медведеве Э.Н.,

с участием прокурора Янгабышева С.Г.,

административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика - Государственного Собрания Республики Марий Эл ФИО2,

представителя заинтересованного лица - Главы Республики Марий Эл ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Государственному Собранию Республики Марий Эл о признании частично недействующим нормативного правового акта,

УСТАНОВИЛ:

Государственным Собранием Республики Марий Эл принят
6 сентября 2001 года, Президентом Республики Марий Эл подписан
18 сентября 2001 года Закон Республики Марий Эл № 23-З «О Правительстве Республики Марий Эл» (далее - Закон Республики Марий Эл № 23-З).

Текст закона опубликован в газете «Марийская правда» №178 за
21 сентября 2001 года и Собрании законодательства Республики Марий Эл №10 (82) за 2001 год.

В соответствии со статьей 23 Закона Республики Марий Эл № 23-З «О Правительстве Республики Марий Эл» закон вступил в силу со дня его официального опубликования, то есть с 21 сентября 2001 года.

Согласно части 1 статьи 3 Закона Республики Марий Эл № 23-З (в редакции на момент вступления в силу) кандидатуры членов Правительства, указанные в части 4 статьи 2 настоящего Закона, при их назначении на должность вносятся для согласования Президентом Республики Марий Эл в Государственное Собрание Республики Марий Эл. Частью 2 статьи 3 названного закона в этой же редакции предусмотрено, что мотивированное решение Государственного Собрания Республики Марий Эл об отклонении кандидатуры, предложенной в состав Правительства, подлежит рассмотрению Президентом Республики Марий Эл.

Законом Республики Марий Эл №27-З от 8 июня 2011 года «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Марий Эл в связи с переименованием должности высшего должностного лица Республики Марий Эл» в оспариваемую статью 3 Закона Республики Марий Эл № 23-З внесены изменения в части изменения наименования должности высшего должностного лица Республики Марий Эл: вместо Президент Республики Марий Эл указано Глава Республики Марий Эл. Данный закон опубликован в издании «Марийская правда. Официальный еженедельник», № 22 за 10 июня 2011 года.

ФИО1 обратился в Верховный Суд Республики Марий Эл с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими с момента принятия части 1 и 2 (в административном иске ошибочно указано пункты) статьи 3 Закона Республики Марий Эл №23-З в следующих частях: «при назначении на должность вносятся для согласования Главой Республики Марий Эл в Государственное Собрание Республики Марий Эл» и «мотивированное решение Государственного Собрания Республики Марий Эл».

В обоснование заявленных требований указал, что, являясь депутатом Государственного Собрания Республики Марий Эл, оспаривает положения Закона Республики Марий Эл №23-З, устанавливающие процедуру согласования кандидатур членов Правительства Республики Марий Эл с Государственным Собранием Республики Марий Эл. Данные положения закона, по его мнению, противоречат пункту «к» части 1 статьи 73,
пункту «и» части 1 статьи 79 и части 3 статьи 84 Конституции Республики Марий Эл, а также пункту 3 статьи 5, пункту 1 статьи 24 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Часть 1
статьи 3 Закона Республики Марий Эл № 23-З по своей конструкции позволяет предположить, что для согласования с Государственным Собранием Республики Марий Эл Глава Республики Марий Эл вносит кандидатуру лица, уже приобретшего статус члена Правительства Республики Марий Эл, что искажает смысл участия законодательного органа власти в формировании исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Требование о даче мотивированного решения Государственного Собрания Республики Марий Эл об отклонении кандидатуры, предложенной в состав Правительства Республики Марий Эл, нарушает прав и обязанности заявителя, поскольку принуждает высказывать свою позицию по голосованию, обосновывая свой отказ. Данные положения закона не обеспечивают баланс законодательной и исполнительной власти в Республике Марий Эл (Том 1, л.д. 1-6, 17-19).

В судебном заседании ФИО1 административное исковое заявление поддержал, пояснил аналогично приведенному в административном иске и уточнениях к нему, дополнив, что поводом к обращению с настоящим иском послужили факты направления Главой Республики Марий Эл на согласование кандидатур членов Правительства Республики Марий Эл уже после их назначения на должность.

Представитель Государственного Собрания Республики Марий Эл ФИО2, действующая на основании доверенности от
10 июня 2021 года (Том 1, л.д. 42), возражала против удовлетворения заявленных требований, поскольку положения статьи 3 Закона Республики Марий Эл №23-З в оспариваемой части в полном объеме соответствуют требованиям Конституции Республики Марий Эл и Федерального закона от
6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», пояснила аналогично приведенному в письменных возражениях (Том 1, л.д. 48-58), дополнив, что за период действия Закона Республики Марий Эл №23-З оспариваемая часть 2 статьи 3 данного закона не применялась, поскольку отказов Государственного Собрания Республики Марий Эл в согласовании членов Правительства Республики Марий Эл не имелось.

Представитель Главы Республики Марий Эл ФИО3, действующий на основании доверенности от 3 февраля 2021 года (Том 1,
л.д. 45), полагал, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, так как оспариваемые положения закона не противоречат Конституции Республики Марий Эл и нормам федерального законодательства, пояснил аналогично изложенному в возражениях на административный иск (Том 1, л.д. 196-214).

Исследовав материалы настоящего административного дела, заслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора Янгабышева С.Г., полагавшего, что административный иск не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу частей 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.

Согласно части 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

Принципы организации системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от
6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ).

Согласно преамбуле данного федерального закона система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципом разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица (подпункт «д» пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ).

Статьей 2 Федерального закона 6 октября 1999 года № 184-ФЗ предусмотрено, что систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Положениями пункта 1 статьи 24 Федерального закона от
6 октября 1999 года № 184-ФЗ установлено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации может принимать участие в формировании высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в утверждении или согласовании назначения на должность отдельных должностных лиц высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Формы такого участия устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации, а в отношении руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти также федеральным законом.

Органами государственной власти в Республике Марий Эл являются: Государственное Собрание Республики Марий Эл, Глава Республики Марий Эл, Правительство Республики Марий Эл, Конституционный Суд Республики Марий Эл и иные органы, что закреплено в части 2 статьи 6 Конституции Республики Марий Эл.

Государственное Собрание Республики Марий Эл является законодательным органом, который осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Республики Марий Эл, предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Марий Эл в пределах предоставленных полномочий путем принятия законов или постановлений (часть 1 статья 64, часть 2 статьи 73 Конституции Республики Марий Эл).

Пунктом «к» части 1 статьи 73 Конституции Республики Марий Эл установлена форма участия законодательного органа Республики Марий Эл Государственного Собрания Республики Марий Эл в формировании высшего исполнительного органа государственной власти республики - Правительства Республики Марий Эл путем согласования назначения его членов по представлению Главы Республики Марий Эл.

Глава Республики Марий Эл является высшим должностным лицом Республики Марий Эл и Председателем Правительства Республики Марий Эл, который, в том числе подписывает и обнародует принятые законы (часть 1 статьи 76, статья 75 Конституции Республики Марий Эл), а также по согласованию с Государственным Собранием Республики Марий Эл формирует Правительство Республики Марий Эл; вносит в его состав изменения (пункт «и» части 1 статьи 79 Конституции Республики Марий Эл).

Частью 3 статьей 84 Конституции Республики Марий Эл предусмотрено, что компетенция, структура, порядок формирования Правительства Республики Марий Эл и перечень членов Правительства Республики Марий Эл, подлежащих согласованию с Государственным Собранием Республики Марий Эл при назначении на должность, определяются законом.

Во исполнение приведенного конституционного положения принят Закон Республики Марий Эл № 23-З «О Правительстве Республики
Марий Эл».

Данный закон принят Государственным собранием Республики
Марий Эл на девятой сессии III созыва, состоявшейся 6 сентября 2001 года, большинством голосов необходимого числа депутатов Государственного Собрания, в подтверждение чего представлена выписка из стенографического отчета (Том 1, л.д. 74-82). Закон подписан Президентом Республики Марий Эл 18 сентября 2001 года и официально опубликован
21 сентября 2001 года для всеобщего сведения.

Соблюдение порядка принятия оспариваемого в части закона, в том числе требований к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правил введения в действие, порядка опубликования и вступления в силу административный истец не оспаривает.

Таким образом, оспариваемый в части Закон Республики Марий Эл
№ 23-З принят и подписан в установленных Конституцией Республики Марий Эл форме и порядке, с соблюдением полномочий и компетенции принявшего органа, а также порядка принятия и опубликования, вступил в законную силу.

Статьей 2 Закона Республики Марий Эл № 23-З установлен порядок формирования, состав и структура Правительства Республики Марий Эл. Так, согласно части 4 данной статьи назначение на должность первых заместителей и заместителей Председателя Правительства Республики Марий Эл, министров Республики Марий Эл, руководящих сферами финансов, экономики, сельского хозяйства, здравоохранения и образования, осуществляется Главой Республики Марий Эл по согласованию с Государственным Собранием Республики Марий Эл.

Кандидатуры членов Правительства, указанные в части 4 статьи 2 настоящего Закона, при их назначении на должность вносятся для согласования Главой Республики Марий Эл в Государственное Собрание Республики Марий Эл. Мотивированное решение Государственного Собрания Республики Марий Эл об отклонении кандидатуры, предложенной в состав Правительства, подлежит рассмотрению Главой Республики Марий Эл (части 1, 2 статьи 3 Закона Республики Марий Эл
№ 23-З).

Административный истец ФИО1 имеет статус депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл, принимает участие в формировании Правительства Республики Марий Эл, является субъектом отношений, регулируемых оспариваемыми нормами, и в силу части 1
статьи 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации наделен правом на обращение в суд с настоящим иском.

Согласно части 6 статьи 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Оспаривая приведенные положения частей 1, 2 статьи 3 Закона Республики Марий Эл № 23-З, административный истец указывает на их противоречие пункту «к» части 1 статьи 73, пункту «и» части 1 статьи 79 и части 3 статьи 84 Конституции Республики Марий Эл, а также пункту 3 статьи 5, пункту 1 статьи 24 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ.

В соответствии с разъяснениями, приведенными в пунктах 35, 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от
25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения. Проверяя соответствие акта, обладающего нормативными свойствами, действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений, суд устанавливает смысл разъясняемых положений, учитывая буквальное значение содержащихся в них слов и выражений, а также их место в системе права, взаимосвязи с другими правовыми нормами, цели и условия принятия соответствующего нормативного правового акта.

Следует иметь в виду, что законодатель субъекта Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов вправе самостоятельно осуществлять правовое регулирование при отсутствии соответствующего регулирования на федеральном уровне (пункт 28 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).

Положениями пункта 1 статьи 24 Федерального закона от
6 октября 1999 года № 184-ФЗ предусмотрено две формы участия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в формировании высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации: утверждение и согласование, при этом выбор формы участия и ее реализация осуществляется субъектом Российской Федерации самостоятельно.

В Республике Марий Эл участие Государственного Собрания Республики Марий Эл в формировании Правительства республики законодательно закреплено в форме согласования назначения членов Правительства Республики Марий Эл, что прямо предусмотрено в пункте «к» части 1 статьи 73, пункте «и» части 1 статьи 79, части 3 статьи 84 Конституции Республики Марий Эл.

Буквальное содержание части 1 статьи 3 Закона Республики Марий Эл № 23-З также устанавливает, что участие законодательного органа субъекта в формировании Правительства Республики Марий Эл осуществляется в форме согласования.

Использованная в части 1 статьи 3 Закона Республики Марий Эл
№ 23-З словесная конструкция «Кандидатуры членов Правительства при их назначении на должность вносятся для согласования Главой Республики Марий Эл в Государственное Собрание Республики Марий Эл» несколько отличается от словесных конструкций, приведенных в пункте «к» части 1 статьи 73 Конституции Республики Марий Эл «К ведению Государственного Собрания Республики Марий Эл относятся по представлению Главы Республики Марий Эл согласование назначения членов Правительства Республики Марий Эл», а также пункте «и» части 1 статьи 79 Конституции Республики Марий Эл «Глава Республики Марий Эл по согласованию с Государственным Собранием Республики Марий Эл формирует Правительство Республики Марий Эл» и части 3 статьи 84 Конституции Республики Марий Эл «перечень членов Правительства Республики Марий Эл, подлежащих согласованию с Государственным Собранием Республики Марий Эл при назначении на должность, определяются законом».

Вместе с тем, сопоставляя содержание части 1 статьи 3 Закона Республики Марий Эл № 23-З и пункта «к» части 1 статьи 73, пункта «и» части 1 статьи 79, части 3 статьи 84 Конституции Республики Марий Эл с учетом буквального значения использованных слов и выражений, суд приходит к выводу, что незначительное отличие по изложению части 1 статьи 3 Закона Республики Марий Эл № 23-З не свидетельствует о ее противоречии указанным положениям Конституции Республики Марий Эл. Иное изложение части 1 статьи 3 Закона Республики Марий Эл № 23-З не привело к искажению смысла предусмотренной пунктом «к» части 1 статьи 73, пунктом «и» части 1 статьи 79, части 3 статьи 84 Конституции Республики Марий Эл процедуры согласования Главой Республики Марий Эл назначения членов Правительства Республики Марий Эл с Государственным Собранием Республики Марий Эл.

Представленное в материалы дела заключение, выполненное специалистом Центра лингвистических экспертиз и редактирования
ФГБОУ ВО «Чувашского государственного университета имени
ФИО4» К.Е.А. (Том 1, л.д. 10-15), не опровергает данного вывода, поскольку из заключения следует, что объектом исследования специалиста являлись статьи 73, 79, 84 Конституции Республики Марий Эл и часть 4 статьи 2 Закона Республики Марий Эл
№ 23-З, тогда как предметом проверки по настоящему делу являлись части 1 и 2 статьи 3 Закона Республики Марий Эл № 23-З. Вместе с тем, из выводов специалиста следует, что тексты указанных статей содержат указание на необходимость получения именно согласования назначения.

Оснований полагать, что часть 1 статьи 3 Закона Республики Марий Эл № 23-З вступает в противоречие с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ не имеется, поскольку данный закон, определяя формы участия, фактически не устанавливает конкретного порядка реализации формы участия законодательного (представительного) органа в формировании высшего исполнительного органа субъекта. Более того, по смыслу преамбулы данного закона такой порядок устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно.

Применение части 1 статьи 3 Закона Республики Марий Эл № 23-З при согласовании назначения конкретных членов Правительства Республики Марий Эл безусловно не свидетельствует о ее противоречии Конституции Республики Марий Эл и федеральному законодательству. Как следует из материалов дела, действия органов государственной власти республики являлись предметом оценки суда при рассмотрении конкретных дел, в рамках которых получили свою оценку на предмет соответствия действующему законодательству. Проверка правильности выводов суда возможна только в порядке оспаривания состоявшихся судебных актов в установленном процессуальным законодательством порядке.

Также административным истцом оспаривается часть 2 статьи 3 Закона Республики Марий Эл № 23-З, которая устанавливает, что мотивированное решение Государственного Собрания Республики Марий Эл об отклонении кандидатуры, предложенной в состав Правительства, подлежит рассмотрению Главой Республики Марий Эл в части слов «мотивированное решение Государственного Собрания Республики Марий Эл».

Согласно подпункту «б» пункта 3 статьи 5 Федерального закона от
6 октября 1999 года № 184-ФЗ постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица субъекта Российской Федерации, оформляется согласие на их назначение на должность, если такой порядок назначения предусмотрен Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

Содержание приведенного положения закона предусматривает оформление согласования назначения на должность отдельных должностных лиц субъекта Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в виде постановления. Данной нормой закона прямо не установлена форма несогласования (отклонения) законодательным (представительным) органом назначения на должность.

Подпунктом «б» пункта 4 статьи 5 Федерального закона от
6 октября 1999 года № 184-ФЗ предусмотрено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах и формах, установленных конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и законами субъекта Российской Федерации осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

Содержание Конституции Республики Марий Эл, в частности глава 3, которая регулирует вопросы, относящиеся к Государственному Собранию Республики Марий Эл, также прямо не устанавливает форму и процедуру несогласования (отклонения) назначения на должность членов Правительства Республики Марий Эл.

В соответствии с частью 5 статьи 72 Конституции Республики Марий Эл Государственное Собрание Республики Марий Эл принимает регламент, издает постановления по вопросам организации процедуры своей деятельности.

Постановлением Государственного Собрания Республики Марий Эл от 25 июля 2019 года №710-П утвержден Регламент, который устанавливает порядок и принципы деятельности данного органа власти республики (Том 2, л.д. 1-2).

Глава 22 Регламента Государственного Собрания Республики Марий Эл определяет вступление в должность Главы Республики Марий Эл, согласование назначения членов Правительства Республики Марий Эл (Том 2, л.д. 52-53).

В статье 144 Регламента установлено, что, если какая-либо из предложенных Главой Республики Марий Эл кандидатур не получила по итогам голосования поддержки большинства от числа избранных депутатов Государственного Собрания, мотивированное решение Государственного Собрания об отклонении кандидатуры, предложенной в состав Правительства Республики Марий Эл, рассматривается Главой Республики Марий Эл. Глава Республики Марий Эл вправе снять кандидатуру члена Правительства Республики Марий Эл либо повторно представить ее в Государственное Собрание с мотивированным разъяснением своего несогласия с решением Государственного Собрания. После повторного отклонения кандидатуры члена Правительства Республики Марий Эл Государственным собранием Глава Республики Марий Эл представляет новую кандидатуру на должность в состав Правительства Республики Марий Эл.

Таким образом, возможность принятия мотивированного решения по вопросу отклонения кандидатуры, предложенной в состав Правительства Республики Марий Эл, предусмотрена Регламентом Государственного Собрания Республики Марий Эл, принятого на основании положений Конституции Республики Марий Эл.

Практика применения части 2 статьи 3 Закона Республики Марий Эл
№ 23-З в республике отсутствует.

При таких обстоятельствах из толкования части 2 статьи 3 Закона Республики Марий Эл № 23-З в совокупности с положениями статьи 3 данного закона и всего закона в целом, направленного на урегулирование разногласий законодательного органа и главного должностного лица республики, возникающих при формировании Правительства республики, учитывая положения Регламента Государственного Собрания Республики Марий Эл, определяющего порядок его деятельности, суд приходит к выводу, что фактически словосочетание «мотивированное решение» касается не формы принимаемого решения, а относится к содержанию принимаемого Государственным Собранием Республики Марий Эл решения, предполагая, что оно должно содержать мотивы, по которым отклонена кандидатура, предложенная в состав Правительства.

Такое законодательное регулирование не может являться нарушением прав депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл на свободу выражение своего мнения и гарантированных статьей 29 Конституции Республики Марий Эл свободы мысли и слова, поскольку направлено на достижение сбалансированности полномочий и стабильности законодательной и исполнительной власти субъекта Российской Федерации, что закреплено в подпункте «д» пункта 1 статьи 1 Федеральный закон от
6 октября 1999 года № 184-ФЗ.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в определении от 16 декабря 2004 года №386-О, по смыслу норм федерального законодательства, участие законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в формировании высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в утверждении или согласовании назначения его отдельных должностных лиц не может затрагивать прерогативу высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в конечном счете самостоятельно решать данный вопрос, а использование законодателем субъекта предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» согласительных процедур во всяком случае не должно парализовать деятельность входящих в единую систему исполнительной власти в Российской Федерации органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или лишать их самостоятельности при осуществлении принадлежащих им полномочий в конституционно-правовой системе разделения властей.

Из преамбулы Закона Республики Марий Эл № 23-З следует, что он принят для определения статуса, компетенции, порядка формирования Правительства Республики Марий Эл и его взаимодействия с другими органами государственной власти и местного самоуправления Республики Марий Эл, органами государственной власти Российской Федерации, то есть фактически для конкретизации, в том числе порядка формирования.

При таких обстоятельствах, оценив содержание оспариваемых норм Закона Республики Марий Эл № 23-З, сопоставив его с положениями Конституции Республики Марий Эл, Федерального закона от
6 октября 1999 года № 184-ФЗ, учитывая цели принятия данного закона, а также приведенную выше позицию Конституционного Суда Российской Федерации по аналогичному делу, суд приходит к выводу, что оспариваемые нормы закона не вступают в противоречие с положениями регионального и федерального законодательства.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

С учетом приведенных выше обстоятельств и норм права, учитывая, что оспариваемые положения Закона Республики Марий Эл № 23-З соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, административный иск удовлетворению не подлежит.

В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о настоящем решении суда подлежит опубликованию в печатном издании, в котором опубликован оспариваемый нормативный правовой акт.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление ФИО1 к Государственному Собранию Республики Марий Эл о признании недействующими с момента принятия частей 1 и 2 статьи 3 Закона Республики Марий Эл от 18 сентября 2001 года №23-З «О Правительстве Республики Марий Эл» оставить без удовлетворения в полном объеме.

Сообщение о настоящем решении подлежит опубликованию в печатном издании, в котором опубликован оспариваемый нормативный правовой акт, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.Н. Смышляева

В окончательной форме решение суда принято 8 декабря 2021 года.

Решение16.12.2021