ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-833/20 от 02.11.2020 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

010а

3а-833/2020

УИД 24OS0000-01-2020-000786-43

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Красноярск 02 ноября 2020 года

Красноярский краевой суд в составе:

судьи Красноярского краевого суда Пашковского Д.И.

при ведении протокола помощником судьи Мамаевым А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Красноярского края, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц муниципального образования села Байкит Эвенкийского муниципального района Красноярского края, о признании недействующим Устава села Байкит в части,

УСТАНОВИЛ:

Решением собрания представителей муниципального образования с. Байкит Эвенкийского автономного округа от 30.12.2004 г. N 82 был принят Устав села Байкит, который был зарегистрирован Постановлением Губернатора Эвенкийского автономного округа от 26.01.2005 г. N 24-п, первоначально опубликован в издании «Эвенкийская жизнь», N 4, 27.01.2005 г.

Устав действует в редакции Решения Байкитского сельского Совета депутатов Эвенкийского муниципального района Красноярского края от 19.11.2018 г. N 5-13, зарегистрированного Управлением Министерства Юстиции РФ по Красноярскому краю 30.11.2018 г. (государственный регистрационный номер RU245443222018002), опубликованного 07.12.2018 г. в газете «Байкитский вестник» №13 (182) от 07.12.2018 г.

Прокурор Красноярского края, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц села Байкит Эвенкийского муниципального района Красноярского края, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Устав села Байкит, в части следующих положений:

- пп. 31 п. 1 ст. 7 Устава, в части слов «О государственном кадастре недвижимости»;

- п. 1 ст. 7 Устава в части, не предусматривающей в качестве вопроса местного значения принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями;

-п.п. 4.1 п. 1 ст. 8 Устава;

- п. 7 ст. 22 Устава в части, не предусматривающей запрет для осуществляющих свои полномочия на постоянной основе депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления участвовать в управлении некоммерческой организацией;

- п. 8 ст. 22 Устав в части слов «иное лицо, замещающее муниципальную должность»;

- ст. 27, 62 Устава в части, не предусматривающей мер ответственности к главе муниципального образования, представившему недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным;

- ст. 36, 63 Устава в части, не предусматривающей мер ответственности к депутату, представившему недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным;

- ст. 67 Устава в части, не предусматривающей срок вступления положения пп. 18 п. 1 ст. 7 Устава в силу с 01.01.2021 г.

Заявленные требования мотивировал тем, что вышеназванные отдельные нормы Устава села Байкит противоречат действующему законодательству.

Наличие в уставе села недействующих и неподлежащих применению положений вводит в заблуждение неопределенный круг лиц и создает предпосылки к неправильному пониманию положений Устава.

Устав не приводится органами местного самоуправления в соответствие с законом свыше полутора лет. Меры, направленные на корректировку нормативного правового акта, не приняты, в том числе, по результатам рассмотрения протеста заместителя прокурора района от 17.04.2020 г.

В судебном заседании прокурор Даценко О.А. административные исковые требования поддержала в полном объеме, по изложенным основаниям.

Административный ответчик Байкитский сельский Совет депутатов о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался судом своевременно и надлежащим образом. Представитель административного ответчика по доверенности ФИО1 направил в адрес суда письменные возражения на административное исковое заявление, в которых просил отказать в удовлетворении административного иска, рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Административный ответчик – Глава с. Байкит, действующая также в качестве представителя Администрации с. Байкит, ФИО2 направила в адрес суда возражения на административный иск, в которых просила отказать прокурору в удовлетворении заявленных требований.

Суд посчитал возможным в соответствии с положениями ч. 5 ст. 213 КАС РФ рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав прокурора, исследовав материалы административного дела, Красноярский краевой суд приходит к следующим выводам.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации).

Как установлено ст. 130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 06.10.2003 г. г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону N 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Федерального закона N 131-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 17 Федерального закона N 131-ФЗ, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесению в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 43 и ч. 2, 3 ст. 44 названного закона устав муниципального образования входит в систему муниципальных правовых актов и принимается представительным органом муниципального образования, регулирует вопросы организации и деятельности местного самоуправления.

Принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (п. 1 ч. 10 ст. 35 Федерального закона N 131-ФЗ).

Как следует из материалов дела, Устав села Байкит Эвенкийского муниципального района Красноярского края был принят представительным органом муниципального образования с соблюдением предусмотренной для его принятия процедуры. Как сам Устав, так и внесенные в него изменения зарегистрированы и опубликованы в установленном порядке.

Нарушений процедуры при его принятии судом не установлено, что не оспаривается и административным истцом.

Разрешая вопрос о соответствии оспариваемого акта актам, имеющим большую юридическую силу в рамках заявленных требований, суд исходит из следующего.

В соответствии с п. 39 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ, к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в выполнении комплексных кадастровых работ.

В соответствии с пп. 31 п. 1 ст. 7 Устава, к вопросам местного значения сельского поселения с. Байкит относится, в частности, участие в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в выполнении комплексных кадастровых работ.

Даная норма была включена в текст Устава на основании положений пп. «х» п. 1 ст.1 Закона Красноярского края от 15.10.2015 г. N 9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края».

Между тем, Законом Красноярского края от 31.10.2019 г. N 8-3238 в вышеназванную норму были внесены изменения, в соответствии с которыми, в пп. "х" в части указания формулировки соответствующего вопроса местного значения слова «О государственном кадастре недвижимости» были заменены словами «О кадастровой деятельности».

Таким образом, положения пп. 31 п. 1 ст. 7 Устава с. Байкит должны быть приведены в соответствие с уточненной формулировкой вопроса местного значения, в части правильного указания наименования федерального закона, регулирующего отношения, возникающие в связи с осуществлением кадастровой деятельности.

В этой связи, положения Устава с. Байкит в указанной части подлежат признанию недействующими как противоречащие положениям п. 39 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ, а также пп. «х» п. 1 ст.1 Закона Красноярского края от 15.10.2015 г. N 9-3724 (в редакции Закона Красноярского края от 31.10.2019 г. N 8-3238).

Федеральным законом от 02.08.2019 г. N 283-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ст. 3) были внесены изменения в ч. 3 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ: после слов «в границах населенных пунктов поселения),» дополнено словами «20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями),».

Таким образом, законодатель расширил полномочия сельских поселений (к которым отнесено и с. Байкит) в части осуществления контроля за самовольными постройками, расположенными на территории такого поселения.

Вместе с тем, в содержании п. 1 ст. 7 Устава с. Байкит отсутствует указание на наличие у данного сельского поселения полномочий по принятию в соответствии с гражданским законодательством РФ решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями.

Следовательно, формулировка п. 1 ст. 7 Устава с. Байкит в части отсутствия вышеназванных полномочий, не соответствует положениям ч. 3 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ, а потому данные положения Устава с. Байкит подлежат признанию недействующими.

Федеральным законом от 01.05.2019 г. N 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был исключен пп. 4.1 п. 1 ст. 17 Федерального закона N 131-ФЗ, который предусматривал отнесение к полномочиям органов местного самоуправления вопрос о регулировании тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.

Вместе с тем, в Уставе с. Байкит в ст. 8 (пп. 4.1 п. 1) за органом местного самоуправления сельского поселения закреплено вышеназванное полномочие о регулировании тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры.

При таких обстоятельствах, положения пп. 4.1 п. 1 ст. 8 Устава с. Байкит в полном объеме подлежит признанию недействующим, как не соответствующий положениям ст. 17 Федерального закона N 131-ФЗ в действующей редакции.

В соответствии с п. 2 ч. 7 ст. 40 Федерального закона N 131-ФЗ (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 16.12.2019 г. N 432-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции»), осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не вправе участвовать в управлении некоммерческой организацией, за исключением перечисленных в законе случаев-исключений.

Однако, положения п. 7 ст. 22 Устава с. Байкит, устанавливающие ограничения для депутата, члена выборного органа местного самоуправления сельского поселения с. Байкит, вышеназванных ограничений по участию в управлении некоммерческой организацией не содержат. Положения п. 7 ст. 22 Устава в этой части подлежат признанию недействующими, как не соответствующие положениям ст. 40 Федерального закона N 131-ФЗ в действующей редакции.

Согласно п. 7.1 ст. 40 Федерального закона N 131-ФЗ (в редакции Федерального закона от 26.07.2019 N 228-ФЗ), депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 03.12.2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 07.05.2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Статьей 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в редакции Федерального закона от 26.07.2019 N 228-ФЗ), лицо, замещающее муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений, если иное не установлено федеральными законами.

Из анализа положений ст. 2, п. 7.1 ст. 40 Федерального закона N 131-ФЗ и ст. 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ в их взаимосвязи, следует, что в круг лиц, которые должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, установленные законодательством о противодействии коррупции, входят депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, то есть, лица, замещающие муниципальную должность в соответствующем муниципальном образовании.

В противоречии с вышеприведенными нормами законодательства об общих принципах местного самоуправления, п. 8 ст. 22 Устава с. Байкит необоснованно расширяет круг лиц, на которые возлагается обязанность по соблюдению законодательства о противодействии коррупции, в части указания «иных лиц, замещающих муниципальную должность», не приводя необходимой конкретизации (перечня) конкретных должностных лиц. Тем самым, оспариваемые нормы Устава влекут к возникновению ситуации правовой неопределенности в случае их конкретного правоприменения (например, в случае решения вопроса об увольнении по мотиву утраты доверия конкретного должностного лица).

Поскольку перечень лиц, замещающих должность такой категории, определен на уровне федерального закона, положения п. 8 ст. 22 Устава с. Байкит в указанной части не соответствует приведенным нормам Федерального закона N 131-ФЗ и Федерального закона от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ в их системном единстве и взаимосвязи, подлежат признанию недействующими.

Положения п. 7.3-1, 7.3-2 ст. 40 Федерального закона N 131-ФЗ (в редакции Федерального закона от 26.07.2019 г. N 228-ФЗ), предусматривают установление на уровне конкретного муниципального образования возможность применения мер публичной ответственности к лицам, замещающим муниципальные должности в этом муниципальном образовании.

Основанием для применения таких мер является предоставление недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 44 Федерального закона N 131-ФЗ, Устав муниципального образования может включать в себя положения об установлении вида ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов.

Во исполнение и развитие вышеназванных норм федерального законодательства на территории Красноярского края действует региональный нормативный правовой акт - Закон Красноярского края от 19.12.2017 г. N 4-1264 «О представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, должности главы (руководителя) местной администрации по контракту, и лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверке достоверности и полноты таких сведений».

В статье 5.1 данного закона приведен перечень мер ответственности (предупреждение, освобождение от должности и др.), порядок принятия решения о применении к лицу, замещающему конкретную муниципальную должность (депутат, член выборного органа местного самоуправления), соответствующей меры ответственности.

Анализ положений Устава с. Байкит в оспариваемой части (ст. 27, 36, 62, 63) позволяет прийти к выводу о том, что данный муниципальный правовой акт не определяет виды ответственности Главы сельсовета с. Байкит и депутатов его представительного органа, в случае предоставление недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным.

При таких обстоятельствах, ст. 27, 36, 62, 63 Устава с. Байкит в указанной части не соответствуют ст. 40, п. 8 ч. 1 ст. 44 Федерального закона N 131-ФЗ, ст. 5.1 Закона Красноярского края от 19.12.2017 N 4-1264 и подлежат признанию недействующими.

Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ (в ред. Федерального закона от 31.12.2017 г. N 503-ФЗ), к вопросам местного значения городского поселения отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, а часть 3 данной статьи предусматривает возможность закрепления данного полномочия и за сельскими поселениями.

Законом Красноярского края от 31.10.2019 г. N 8-3238 были внесены изменения в ст. 1 Закона Красноярского края от 15.10.2015 г. N 9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края».

Указанным нормативным правовым актом, в частности, были внесены изменения в изложение содержания пп. «л» п. 1 ст. 1 Закона края N 9-3724. В новой редакции данного подпункта за сельскими поселениями закреплены полномочия на участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 2 Закона Красноярского края от 31.10.2019 г. N 8-3238, действие указанного подпункта приостановлено до 01.01.2021 г.

Устав с. Байкит при перечислении вопросов местного значения сельского поселения предусматривает участие поселения в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов (пп. 18 п. 1 ст. 7 Устава).

В этой связи, статья 67 Устава, устанавливающая переходные положения, противоречит положениям ч. 3 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ, ст. 1 Закона Красноярского края от 15.10.2015 г. N 9-3724, в той части, в которой она не содержит указание на начало действия пп. 18 п. 1 ст. 7 Устава с 01.01.2011 г.

Шестимесячный срок, установленный ч. 9 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ для приведения оспариваемых норм в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации истек.

Кроме того, в материалах административного дела имеется протест Заместителя прокурора Эвенкийского района на Устав с. Байкит (в редакции решения от 19.11.2018 г. №5-59), где содержится требование к муниципальному образованию привести содержание Устава в соответствие с требованиями действующего законодательства.

Сведения об удовлетворении муниципальным образованием данного протеста в материалах настоящего административного дела отсутствуют, что не оспаривается и стороной административного ответчика.

В соответствии с ч. 2 ст. 215 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

С учетом изложенного, суд полагает необходимым административный иск удовлетворить, признав положения пп. 31 п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 7, п. 4.1 ст. 8, п. 7,8 ст. 22, ст. 27, 62, 36, 63, 67 Устава с. Байкит в соответствующей части не действующими со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180, 215 КАС РФ, Красноярский краевой суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Прокурора Красноярского края, - удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Устав села Байкит Эвенкийского муниципального района Красноярского края, в части следующих положений:

- подпункт 31 пункта 1 статьи 7 Устава, в части слов «О государственном кадастре недвижимости»;

- пункт 1 статьи 7 Устава в части, не предусматривающей в качестве вопроса местного значения принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями;

-подпункт 4.1 пункта 1 статьи 8 Устава;

- пункт 7 статьи 22 Устава в части, не предусматривающей запрет для осуществляющих свои полномочия на постоянной основе депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления участвовать в управлении некоммерческой организацией;

- пункт 8 статьи 22 Устав в части слов «иное лицо, замещающее муниципальную должность»;

- статьи 27, 62 Устава в части, не предусматривающей мер ответственности к главе муниципального образования, представившему недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным;

- статьи 36, 63 Устава в части, не предусматривающей мер ответственности к депутату, представившему недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным;

- статью 67 Устава в части, не предусматривающей срок вступления положения подпункта 18 пункта 1 статьи 7 Устава в силу с 01.01.2021 г.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в печатном издании «Эвенкийская жизнь».

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, <...>) путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Судья Красноярского краевого суда Д.И. Пашковский

Дата изготовления решения в окончательной форме: 17 ноября 2020 года.