Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 апреля 2018 года Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Панковой М.А.,
при секретаре Матвеевой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-837/2018 по административному исковому заявлению ООО «Цветы Поволжья» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта капитального строительства,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Цветы Поволжья» обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта капитального строительства, в котором просит установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилого помещения с кадастровым номером №, общей площадью 34,6 кв.м., 2 этаж, комната №18, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24.07.2013 года в размере 416 395 рублей.
В обоснование заявленных требований ООО «Цветы Поволжья» указало, что вышеуказанный объект недвижимости принадлежит обществу на праве собственности.
Кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № установлена по состоянию на 24.07.2013 года и составляет 1 026 118 рублей 01 копейку.
Согласно отчету об оценке от 10.12.2017 года № №, рыночная стоимость спорного нежилого помещения по состоянию на 24.07.2013 года составляет 416 395 рублей.
Завышение кадастровой стоимости объектов недвижимости нарушает права и законные интересы административного истца, в связи с этим административный истец просит установить кадастровую стоимость вышеуказанного нежилого помещения равной его рыночной стоимости в размере, определенном отчетом об оценке.
Представитель административного ответчика Правительства Самарской области и заинтересованного лица министерства имущественных отношений Самарской области ФИО1, действующий на основании доверенностей от 27.12.2017 года № №, от 26.12.2017 года № №, в судебном заседании возражал против удовлетворения административного искового заявления, ссылаясь на то, что оценка кадастровой стоимости спорных нежилых помещений проведена правильно, кадастровая стоимость спорных объектов является верной.
Административный истец, представитель административного истца в судебное заседания не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представитель административного истца по доверенности от 01.11.2017 года ФИО2 в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, административное исковое заявление поддержала в полном объеме.
Представители Управления Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области представил письменный отзыв на административный иск, в котором оставил разрешение административного иска по существу на усмотрение суда.
Иные участвующие в деле лица письменных возражений в адрес суда не направили.
В соответствии с положениями ст.ст. 150, 247 КАС РФ, суд полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Заслушав представителя административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд считает административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Из материалов дела следует, что ООО «Цветы Поволжья» принадлежит на праве собственности объект недвижимого имущества - нежилого помещения с кадастровым номером №, общей площадью 34,6 кв.м., 2 этаж, комната №18, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 08.07.2016 год.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости определена в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 14.03.2012 года № 118 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» и составляет в отношении нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 24.07.2013 года 1 026 118 рублей 01 копейку.
В соответствии со ст. 14, п.1 ст. 372 НК РФ, налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с
момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Административный истец в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона Самарской области от 25 ноября 2003 года N 98 "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" /в ред. от 11.04.2016 г. № 41-ГД/ является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорного объекта недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из его кадастровой стоимости.
Отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности, регулируются Федеральным законом N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона РФ N 135-ФЗ, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, - в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Истец воспользовался предоставленным правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения и 12.12.2017 года обратился с соответствующим заявлением в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области.
Однако решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области от 25.12.2017 года № № заявление ООО «Цветы Поволжья» о пересмотре результатов кадастровой стоимости объекта недвижимости было отклонено и указано, что в соответствии с заданием на оценку на стр.24 отчета объектами оценки являются 56 нежилых помещений, при этом на стр.102-103 отчета приведены только 4 фотографии, которые не позволяют ни идентифицировать, ни оценить состояние и характеристики объектов оценки. Нарушен п.8 ФСО № 3 (отсутствует описание объекта оценки), осмотр объектов оценки фактически не проведен – нарушен п.5 ФСО №7.
В соответствии с п.11 ФСО №7 оценщик должен провести анализ основных факторов, влияющих на спрос, предложение и цены сопоставимых объектов недвижимости, например, ставки доходности, периоды окупаемости инвестиций на рынке недвижимости, с приведением интервалов значений этих факторов. В отчете оценщик приводит фактор стоимости «условия финансирования», указывая на идентичные значения по данному фактору стоимости на рынке. При этом в приложении к отчету приведены как минимум два объекта, объявления по которым содержат различные варианты оплаты, а именно рассрочку и скидки при покупке нескольких объектов недвижимости единым пакетом. Нарушен п.5 ФСО №3 – отчет вводит в заблуждение.
При таких обстоятельствах и на основании ст. 24.18 Федерального закона РФ от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ, ч.1 ст. 245 КАС РФ, обращение ООО «Цветы Поволжья» в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, является обоснованным. Досудебный порядок урегулирования спора соблюден.
На основании ст. 24.12 Федерального закона РФ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
С учетом требований ч. 3 ст. 245 КАС РФ, административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности,установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Административным истцом в обоснование своих требований представлен отчет об оценке от 10.12.2017 года № №, подготовленный оценщиком ИП ФИО3 Из отчета усматривается, что одним из объектов оценки являлось нежилое помещение с кадастровым номером №, итоговая величина рыночной стоимости которого по состоянию на 24.07.2013 года составила 416 395 рублей.
Исследовав отчет об оценке, суд приходит к выводу о том, что он соответствует требованиям федерального законодательства об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки.
В силу ч. 1 ст. 3 ФЗ РФ от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.
На основании ст. 11 указанного Федерального закона, итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее также - отчет).
Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
Согласно статье 12 ФЗ РФ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона РФ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», оценка выполнена на дату определения кадастровой стоимости спорного нежилого помещения по состоянию на 24.07.2013 года.
Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в Отчете об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости объекта капитального строительства основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к Отчету об оценке документами.
Из письменных пояснений оценщика ФИО3 следует, что ею был выполнен отчет об оценке рыночной стоимости нежилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>. Рыночная стоимость объекта оценки определена индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. Объекты-аналоги подобраны с учетом сопоставимых с объектом оценки характеристик: назначение, дата сделки, площадь, транспортная доступность.
По сути первого замечания, изложенного в решении Комиссии, оценщик пояснила, что объектами оценки являются торгово-офисные помещения расположенные в одном здании, - <данные изъяты>. Фотография общего вида здания к Отчету приложена. Общая лестница, на стене которой таблица с перечнем арендуемых помещений, к отчету приложена. На момент осмотра 70% помещений просто закрыты, так как отсутствуют арендаторы. Кабинет, который сфотографирован, является кабинетом администратора, который принимал участие в осмотре здания. Описание конструктивных элементов здания, в котором расположены объекты оценки, и таблица с экспликацией к плану строения мест общего пользования по этажам представлены на стр.33 Отчета.
По второму замечанию оценщик указала, что в Приложении к Отчету приведены как минимум два объекта, объявления по которым содержат различные варианты оплаты: рассрочку и скидку при покупке нескольких объектов единым пакетом. Таблицы в Приложении являются первичными выборками к продаже и аренде помещений. В предложениях, с целью найти покупателей, указываются любые льготные условия, которые могут действовать или не действовать при совершении сделки. Кроме того, в расчетах такие объекты не участвуют. Оценщик полагает, что замечания Комиссии носят формальный характер.
С учетом изложенного, оснований полагать, что представленный административным истцом Отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, у суда не имеется.
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, содержащих сведения об иной его рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовых оснований для назначения судебной оценочной экспертизы по инициативе суда не имеется.
Суд считает возможным принять отчет об оценке, подготовленный оценщиком ИП ФИО3 в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего величину рыночной стоимости спорного нежилого помещения по состоянию на 24.07.2013 года и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанного отчета.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 24.07.2013 года, подлежат удовлетворению.
Согласно статье 24.20 Федерального закона РФ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 08.02.2018 года, в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области – 12.12.2017 года, что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.175-180, 249 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования ООО «Цветы Поволжья» удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилого помещения с кадастровым номером №, общей площадью 34,6 кв.м., 2 этаж, комната №18, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24.07.2013 года в размере 416 395 рублей.
Дата подачи административного иска в суд – 08.02.2018 года, дата обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области – 12.12.2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 04.04.2018 года.
Председательствующий М.А.Панкова