ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-83/18 от 24.08.2018 Омского областного суда (Омская область)

Дело №3а-83/2018

Омский областной суд

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский областной суд в составе

председательствующего судьи Ершовой Л.А.

при секретаре Фоминой С.Л.

с участием прокурора Свита М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 24 августа 2018 года административное дело по административному исковому заявлению <...> к Избирательной комиссии Омской области об оспаривании в части пункта 1 постановления Избирательной комиссии Омской области от 8 июня 2018 года №38/297-6 «Об определении числа лиц, которое необходимо для поддержки выдвижения кандидата на должность Губернатора Омской области и определении числа муниципальных районов, городских округов Омской области, в которых должен быть поддержан кандидат на должность Губернатора Омской области», постановления Избирательной комиссии Омской области от 3 августа 2018 года №52/386-6 «Об отказе <...> в регистрации кандидатом на должность Губернатора Омской области»,

у с т а н о в и л:

Постановлением Законодательного Собрания Омской области от 7 июня 2018 года № 151 на 9 сентября 2018 года назначены досрочные выборы Губернатора Омской области.

<...> обратилась в Избирательную комиссию Омской области с заявлением о ее согласии баллотироваться кандидатом на должность Губернатора Омской области в порядке самовыдвижения (л.д. 46).

Пунктом 1 постановления Избирательной комиссии Омской области от 8 июня 2018 года №38/297-6 «Об определении числа лиц, которое необходимо для поддержки выдвижения кандидата на должность Губернатора Омской области и определении числа муниципальных районов, городских округов Омской области, в которых должен быть поддержан кандидат на должность Губернатора Омской области» (далее – постановление от 8 июня 2018 года №38/297-6) установлено, что для поддержки выдвижения кандидата на должность Губернатора Омской области должны быть собраны 214 подписей депутатов представительных органов муниципальных образований Омской области и (или) избранных на муниципальных выборах и действующих глав муниципальных образований Омской области (л.д.38-39). Указанное постановление размещено на официальном сайте Избирательной комиссии Омской области 10 июня 2018 года (л.д.156).

Постановлением Избирательной комиссии Омской области от 3 августа 2018 года №52/386-6 «Об отказе <...> в регистрации кандидатом на должность Губернатора Омской области» (далее – постановление от 3 августа 2018 года №52/386-6) <...> отказано в регистрации кандидатом на указанную должность (л.д.41-44).

В административном исковом заявлении <...> оспорила пункт 1 постановления от 8 июня 2018 года №38/297-6 в части возложения обязанности по сбору подписей депутатов муниципальных образований Омской области на кандидатов, являющихся самовыдвиженцами, одновременно просила признать незаконным постановление от 3 августа 2018 года №52/386-6 об отказе в регистрации ее кандидатом на должность Губернатора Омской области в части указания недостаточности количества достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований Омской области и (или) избранных на муниципальных выборах и действующих глав муниципальных образований Омской области.

Указала, что статья 34 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не предусматривает муниципальный фильтр в виде сбора подписей депутатов муниципальных образований для самовыдвиженцев при выборе глав регионов; не предусмотрена аналогичная обязанность по сбору подписей в свою поддержку каких-либо депутатов и статьей 6 Федерального закона от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». Полагала, что данное требование нарушает ее права как самовыдвиженца, поскольку собрать необходимое количество подписей депутатов по объективным причинам не представляется возможным. Отсутствие такой возможности негативно сказалось и на сборе подписей избирателей, которые, опасаясь негативного давления со стороны административных органов, интересовались, собраны ли подписи депутатов (л.д.7-9).

В судебном заседании <...> не участвовала, извещена о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (л.д.139, расписка о даче согласия на уведомление посредством смс-извещения).

Представитель административного истца <...> пояснила, что заявленные требования в изложенном варианте поддержать не может, но в установленном законом порядке заявление об отказе от административного иска подавать отказалась. Просила о предоставлении дополнительного времени для уточнения доводов административного иска при намерении сохранить прежний предмет спора; в удовлетворении указанного ходатайства судом отказано. В связи с наличием данной процессуальной позиции представителя административного истца суд рассмотрел дело по заявленным требованиям с учетом положений частей 1, 2 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Представитель Избирательной комиссии Омской области <...> против удовлетворения административного искового заявления возражала, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для удовлетворения заявленных требований. Применительно к требованию об оспаривании постановления об отказе в регистрации кандидата указала на пропуск административным истцом установленного законом 10-дневного срока для обжалования, являющегося пресекательным (письменный отзыв – л.д.23-28).

Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора Свита М.Н., полагавшей, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 17 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в поддержку выдвижения кандидатов собираются подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований. Число указанных подписей определяется законом субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»; указанные подписи могут собираться со дня выдвижения кандидата на рассматриваемую должность.

В силу положений пункта 3 статьи 18 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»:

-выдвижение кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) политической партией и выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Число лиц, необходимое для поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта Российской Федерации (абзац восьмой),

-в числе лиц, поддержавших кандидата, должны быть от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации. Число лиц, необходимое для такой поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта Российской Федерации. При этом кандидат должен быть поддержан указанными лицами не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации (абзац девятый),

-депутат представительного органа муниципального образования или избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования может поддержать только одного кандидата, выдвинутого любой политической партией либо в порядке самовыдвижения (абзац тринадцатый),

-поддержка кандидата осуществляется путем проставления депутатом представительного органа муниципального образования или избранным на муниципальных выборах главой муниципального образования своей подписи на листе поддержки кандидата с указанием даты и времени ее проставления (абзац четырнадцатый).

Пунктом 1 статьи 6 Закона Омской области от 5 июля 2012 года № 1462-03 «О выборах Губернатора Омской области» (в редакции Закона Омской области от 29 мая 2018 года № 2070-ОЗ) предусмотрено, что кандидаты на должность Губернатора Омской области выдвигаются избирательными объединениями или в порядке самовыдвижения.

В соответствии с положениями статьи 26 Закона Омской области от 5 июля 2012 года № 1462-03 в поддержку выдвижения кандидата должны быть собраны подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, находящихся на территории Омской области. Число таких подписей должно составлять 5 процентов от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов Губернатора Омской области, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих муниципальных образований, находящихся на территории Омской области.

В числе лиц, поставивших свои подписи в поддержку выдвижения кандидата, должны быть депутаты представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранные на муниципальных выборах главы муниципальных районов и городских округов Омской области. Число подписей таких депутатов и (или) глав муниципальных образований должно составлять 5 процентов от общего числа депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов, предусмотренного уставами этих муниципальных районов и городских округов на день принятия решения о назначении выборов Губернатора Омской области, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав муниципальных районов и городских округов Омской области.

Кандидат должен быть поддержан депутатами представительных органов муниципальных районов, городских округов и (или) избранными на муниципальных выборах главами муниципальных районов, городских округов не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов, находящихся на территории Омской области.

Число лиц, которое (в абсолютном выражении) необходимо для поддержки выдвижения кандидата в соответствии с пунктами 1 - 4 настоящей статьи, а также число муниципальных образований (в абсолютном выражении), указанное в пункте 5 настоящей статьи, определяется и обнародуется Избирательной комиссией Омской области в течение трех дней со дня назначения выборов Губернатора Омской области. При этом, если полученное число лиц, которое необходимо для поддержки выдвижения кандидата в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи, муниципальных образований, указанное в пункте 5 настоящей статьи, имеет дробную часть, оно подлежит округлению в сторону ближайшего большего целого числа (пункт 6 статьи 26 Закона Омской области от 5 июля 2012 года № 1462-03).

Из представленных материалов следует, что общее число депутатов представительных органов муниципальных образований, и действующих глав муниципальных образований, избранных на муниципальных выборах, на день принятия решения о назначении выборов Губернатора, составляло 4280 человек, 5% от указанного числа депутатов составляет 214 человек (л.д.155).

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый пункт 1 постановления от 8 июня 2018 года №38/297-6 не противоречит приведенным положениям пункта 17 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пункта 3 статьи 18 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статей 6, 26 Закона Омской области «О выборах Губернатора Омской области».

Оспариваемое постановление принято на заседании Избирательной комиссии Омской области 8 июня 2018 года, что подтверждено представленным протоколом №38 от указанной даты (л.д.142-143, 145-146); процедура принятия и опубликования постановления не нарушена.

Ссылки административного истца на положения статьи 34 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ не могут быть приняты во внимание, поскольку порядок сбора подписей, необходимых для поддержки выдвижения кандидата на рассматриваемую должность, регулируется иными приведенными выше положениями законодательства.

Необходимо отметить, что Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2012 года № 32-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» положения абзацев восьмого, девятого, десятого, одиннадцатого и шестнадцатого пункта 3 статьи 18 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также пунктов 17 - 20 статьи 37 и подпункта «д.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», предусматривающие в качестве обязательного условия регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) получение поддержки со стороны определенного законом субъекта Российской Федерации в пределах, установленных федеральным законодательством (от 5 до 10 процентов), числа выборных лиц местного самоуправления, признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу они предполагают обязанность законодателя субъекта Российской Федерации при установлении необходимого для подтверждения поддержки кандидата на соответствующую должность числа выборных лиц местного самоуправления исходить из конкретных условий развития партийно-политических отношений в данном субъекте Российской Федерации, а также исключают возможность создания искусственных препятствий выдвижению других кандидатов, сбора и представления в этих целях подписей выборных должностных лиц местного самоуправления в количестве, превышающем более чем на 5 процентов установленное законом субъекта Российской Федерации число подписей.

214 подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, находящихся на территории Омской области, необходимых для поддержки выдвижения кандидата на должность Губернатора Омской области, составляют 5 процентов от общего числа указанных депутатов; данное число голосов в процентном соотношении находится на минимально необходимом уровне, установленном федеральным законодательством.

При этом оспариваемый пункт 1 постановления от 8 июня 2018 года №38/297-6 не возлагает рассматриваемой обязанности по сбору подписей депутатов исключительно на кандидатов, выдвинутых в порядке самовыдвижения, а определяет число депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, которое (в абсолютном выражении), необходимо для поддержки выдвижения любого кандидата. Данный принцип равенства кандидатов прямо предусмотрен пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.

Учитывая изложенное, требования <...> об оспаривании пункта 1 постановления Избирательной комиссии Омской области от 8 июня 2018 года №38/297-6 не подлежат удовлетворению.

Одновременно суд не усматривает оснований для удовлетворения требования <...> о признании незаконным постановления Избирательной комиссии Омской области от 3 августа 2018 года №52/386-6.

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которых вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона.

Регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3, 3.1 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (пункт 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).

Абзацем 16 пункта 3 статьи 18 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что кандидату, выдвинутому в порядке самовыдвижения, помимо получения поддержки депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований необходимо собрать подписи избирателей в количестве, установленном законом субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В силу статьи 26.1 Закона Омской области, постановления Избирательной комиссии Омской области от 8 июня 2018 года №38/298-6 «О количестве представляемых для регистрации и подлежащих проверке подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата на должность Губернатора Омской области на досрочных выборах Губернатора Омской области» кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку 0,5 процента подписей от числа избирателей, зарегистрированных на территории Омской области в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона, что составляет 7735 подписей избирателей.

Период представления в избирательную комиссию документов для уведомления о регистрации кандидата на должность Губернатора Омской области установлен с 15 по 25 июля 2018 года включительно.

Пунктом 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» к основаниям для отказа в регистрации кандидата отнесены:

- отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт «в»),

-недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата («подпункт д»),

-недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представленных для регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (подпункт «д1»).

Аналогичные основания для отказа в регистрации кандидатом на должность Губернатора Омской области предусмотрены подпунктами 3, 6, 14 пункта 2 статьи 29 Закона Омской области от 5 июля 2012 года № 1462-ОЗ «О выборах Губернатора Омской области».

Как следует из материалов дела, <...> представила в комиссию документы для регистрации в качестве кандидата 25 июля 2018 года; при этом в числе необходимых подписей представлено 2 подписи депутатов представительных органов муниципальных образований Омской области и 3 подписи избирателей (л.д.124-126).

Согласно итоговому протоколу проверки листов поддержки кандидата <...> от 26 июля 2018 года две подписи депутатов представительных органов муниципальных образований Омской области, содержащиеся в листах поддержки кандидата, признаны достоверными и засчитаны в поддержку ее выдвижения как кандидата (л.д.130).

Из содержания итогового протокола проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата от 26 июля 2018 года усматривается, что проверены все подписи избирателей, представленные кандидатом, недействительными признаны все три подписи избирателей по основанию не указания в подписных листах адреса места жительства сборщика подписей избирателей (пункт 12 статьи 37, подпункт «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, подпункт 8 пункта 9.9 статьи 28 Закона Омской области) (л.д.131).

Количество достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах и действующих глав муниципальных образований, содержащихся в листах поддержки кандидата <...>, явилось недостаточным для ее регистрации в качестве кандидата на должность Губернатора Омской области. В числе представленных указанным кандидатом подписей избирателей достоверных и действительных подписей избирателей не выявлено.

Одновременно в числе документов для уведомления о регистрации кандидатом <...> не представлены список лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата, на бумажном носителе и в машиночитаемом виде, протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде.

Постановлением от 3 августа 2018 года №52/386-6 <...> отказано в регистрации кандидатом на указанную должность на основании подпунктов «в», «д», «д1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», подпунктов 3, 6, 14 пункта 2 статьи 29 Закона Омской области от 5 июля 2012 года № 1462-ОЗ «О выборах Губернатора Омской области» (л.д.35).

Со всей очевидностью при том количестве подписей депутатов представительных органов муниципальных образований Омской области и подписей избирателей, что представила <...>, у Избирательной комиссии Омской области отсутствовали правовые основания для регистрации указанного лица в качестве кандидата в Губернаторы Омской области.

Кроме того, пунктом 2 статьи 78 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, частями 4, 7 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что жалоба на решение комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть подана в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения; указанный срок восстановлению не подлежит.

В соответствии с частью 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Поскольку решение об отказе в регистрации кандидата принято 3 августа 2018 года, последним днем обращения в суд с заявлением об оспаривании указанного решения являлся день 13 августа 2016 года.

Настоящее административное исковое заявление подписано <...> 21 августа 2018 года и в указанный день сдано в канцелярию суда (л.д.7, 9).

Таким образом, административное исковое заявление подано <...> с пропуском установленного законом 10-дневного срока, не подлежащего восстановлению.

В соответствии с частью 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

Ссылка административного истца на необходимость признания постановления от 3 августа 2018 года №52/386-6 незаконным в части указания недостаточности количества достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований по сути сводится к приведению доводов, положенных в основу оспаривания указанного постановления; в этой связи судом рассмотрено требование об оспаривании указанного постановления в целом, а не его отдельной части.

Руководствуясь статьями 175-180, 239-244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

р е ш и л :

административное исковое заявление <...> к Избирательной комиссии Омской области об оспаривании в части пункта 1 постановления Избирательной комиссии Омской области от 8 июня 2018 года №38/297-6 «Об определении числа лиц, которое необходимо для поддержки выдвижения кандидата на должность Губернатора Омской области и определении числа муниципальных районов, городских округов Омской области, в которых должен быть поддержан кандидат на должность Губернатора Омской области», постановления Избирательной комиссии Омской области от 3 августа 2018 года №52/386-6 «Об отказе <...> в регистрации кандидатом на должность Губернатора Омской области» оставить без удовлетворения.

На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия настоящего решения.

Судья Омского областного суда Л.А. Ершова