ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-83/18 от 28.11.2018 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)

Дело № 3а-83/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 ноября 2018 года г. Элиста

Верховный Суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи Кутлановой Л.М.,

при секретаре Клиповой Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бембиева Д.С. к Правительству Республики Калмыкия, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия, Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,

установил:

Бембиев Д.С. обратился в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что является собственником земельных участков: с кадастровым номером <Данные изъяты>, общей площадью 593 кв.м., под производственную базу, расположенного по адресу: <Данные изъяты>; с кадастровым номером <Данные изъяты>, общей площадью 2018 кв.м., под производственную базу, расположенного по адресу: <Данные изъяты>. По данным государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость земельных участков составляет <Данные изъяты>рублей <Данные изъяты> копейки и <Данные изъяты> рубль <Данные изъяты> копеек, соответственно. Считая кадастровую стоимость завышенной, он обратился в Общество с ограниченной ответственностью «<Данные изъяты>» к оценщику ФИО1 с целью проведения оценки рыночной стоимости указанных земельных участков. Согласно отчету оценщика № <Данные изъяты> рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <Данные изъяты> составляет <Данные изъяты> рублей. Согласно отчету оценщика № <Данные изъяты> рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <Данные изъяты> составляет <Данные изъяты> рублей. Несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости влечет увеличение налоговых обязательств. Административный истец просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка <Данные изъяты> в размере, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24 июня 2013 года - <Данные изъяты>рублей; кадастровую стоимость земельного участка <Данные изъяты> в размере, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24 июня 2013 года - <Данные изъяты> рублей.

В судебном заседании Бембиев Д.С. заявленные требования поддержал.

Представители административных ответчиков - Правительства Республики Калмыкия, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия, Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Калмыкия в судебное заседание также не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.

Принимая во внимание наличие в деле доказательств надлежащего извещения сторон и отсутствие оснований для отложения судебного заседания, предусмотренных статьями 150, 152 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав и оценив представленные доказательства, выслушав административного истца, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Согласно части 3 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Из материалов дела усматривается, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих Бембиеву Д.С., внесены в реестр объектов недвижимости 24 июня 2013 года, то есть срок, предусмотренный частью 3 статьи 245 КАС РФ, истек 24 июня 2018 года. Вместе с тем, с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости административный истец обратился 12 ноября 2018 года.

Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судам дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» пропуск срока, предусмотренного частью 3 статьи 245 КАС РФ, не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Исследуя причины пропуска истцом срока обращения в суд, суд принимает во внимание заключение Бембиевым Д.С. 7 июня 2018 года, то есть в пределах пятилетнего срока обращения в суд, договоров на оказание услуг по оценке имущества №<Данные изъяты> и №<Данные изъяты> с ООО «<Данные изъяты>», продолжительность времени, затраченного на производство оценки и получение отчетов оценщика ФИО1 от 20 июля 2018 года, а также и то, что на момент обращения Бембиева Д.С. в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости земельных участков. Указанные обстоятельства свидетельствуют об уважительности причин пропуска предусмотренного частью 3 статьи 245 КАС РФ срока, в связи с чем, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости подлежит восстановлению, административное исковое заявление Бембиева Д.С. о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков подлежит рассмотрению по существу.

Разрешая требования административного искового заявления, суд приходит к следующему выводу.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В соответствии со статьей 389 Налогового кодекса РФ земельный участок, расположенный в пределах соответствующего муниципального образования, признается объектом налогообложения.

Согласно статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 24 декабря 2012 года № 518 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Калмыкия.

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

В качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости статьей 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусматривается, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ).

Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Судом установлено, что Бембиев Д.С. является собственником земельного участка категории земель: земли населенных пунктов - под производственную базу, с кадастровым номером <Данные изъяты>, площадью 593+/-9 кв.м., расположенного по адресу: <Данные изъяты>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 17 июля 2018 года.

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 1 ноября 2017 года следует, что Бембиев Д.С. является собственником земельного участка категории земель: земли населенных пунктов - под производственную базу, с кадастровым номером <Данные изъяты>, площадью 2018+/-16 кв.м., расположенного по адресу: <Данные изъяты>.

Административный истец, являясь плательщиком земельного налога, имеет заинтересованность в приведении кадастровой стоимости земельных участков в соответствие с их рыночной стоимостью.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <Данные изъяты>, утвержденная постановлением Правительства Республики Калмыкия от 24 декабря 2012 года № 518, составляет <Данные изъяты> рублей <Данные изъяты> копейки, о чём свидетельствует выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 13 июня 2018 года. Дата определения кадастровой стоимости - 24 июня 2013 года. Дата внесения сведений о кадастровой стоимости в реестр объектов недвижимости - 24 июня 2013 года.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <Данные изъяты>, утвержденная постановлением Правительства Республики Калмыкия от 24 декабря 2012 года № 518, составляет <Данные изъяты> рубль <Данные изъяты> копеек, о чём свидетельствует выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 13 июня 2018 года. Дата определения кадастровой стоимости - 24 июня 2013 года. Дата внесения сведений о кадастровой стоимости в реестр объектов недвижимости - 24 июня 2013 года.

Не согласившись с размером установленной кадастровой стоимости, административный истец заключил с ООО «<Данные изъяты>» 7 июня 2018 года договор на оказание услуг по оценке имущества № <Данные изъяты> и <Данные изъяты>. Согласно отчёту № <Данные изъяты> от 20 июля 2018 года, составленному оценщиком ФИО1 (включена в реестр членов Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» 3 марта 2008 года, рег. номер <Данные изъяты>, свидетельство о членстве в СРО за № <Данные изъяты> от 29 января 2017 года, диплом о профессиональной переподготовке ПП №<Данные изъяты>выдан Московским институтом профессиональной оценки от 25 декабря 2003 года по программе «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)», квалификационный аттестат в области оценочной деятельности № <Данные изъяты> от 12 апреля 2018 года по направлению «Оценка недвижимости», страховой полис обязательного страхования ответственности оценщика №<Данные изъяты> от 7 апреля 2017 года ОСАО Ингосстрах с 1 июля 2017 года по 31 декабря 2018 года) рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <Данные изъяты> по состоянию на 24 июня 2013 года составляет <Данные изъяты> рублей.

Согласно отчёту № <Данные изъяты> от 20 июля 2018 года, составленному оценщиком ФИО1, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <Данные изъяты> по состоянию на 24 июня 2013 года составляет <Данные изъяты>рублей.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

Изучив представленные истцом отчеты об оценке, суд приходит к выводу об их достоверности и соответствии требованиям действующего законодательства.

В силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.

Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в этой статье.

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 упомянутого Федерального закона.

Согласно статьи 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.

Указанные отчеты подготовлены лицом, обладающим необходимыми специальными знаниями и правом на проведение подобного рода исследования, содержат все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов.

Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости не является произвольным, оценщик в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки; отчеты базируются на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки, содержащих его количественные и качественные характеристики; определение рыночной стоимости в рамках использованного подхода является мотивированным и корректным; в качестве ценообразующих факторов оценщиком отобраны те факторы, которые наиболее полно описывают отличия объектов оценки от объектов сравнения; оценщиком последовательно произведены корректировки по всем значимым группам элементов сравнения.

Кем-либо из лиц, участвующих в деле, мотивированные возражения, замечания на отчеты об определении рыночной стоимости земельных участков не представлены.

Учитывая изложенное, суд признает заявленное Бембиевым Д.С. административное исковое требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка <Данные изъяты> в размере, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24 июня 2013 года - <Данные изъяты> рублей; кадастровой стоимости земельного участка <Данные изъяты> в размере, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24 июня 2013 года - <Данные изъяты> рублей, подлежащим удовлетворению.

Согласно положениям частей 5, 6 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Бембиев Д.С. обратился в Верховный суд Республики Калмыкия 12 ноября 2018 года.

Таким образом, кадастровая стоимость указанных земельных участков в размере рыночной стоимости подлежит установлению на период с 1 января 2018 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 248, 249 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л :

исковые требования Бембиева Д.С. удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <Данные изъяты>, площадью 593+/-9 кв.м., расположенного по адресу: <Данные изъяты>, в размере рыночной стоимости - <Данные изъяты> (<Данные изъяты>) рублей по состоянию на 24 июня 2013 года, на период с 1 января 2018 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 12 ноября 2018 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <Данные изъяты>, площадью 2018+/-16 кв.м., расположенного по адресу: <Данные изъяты>, в размере рыночной стоимости - <Данные изъяты> (<Данные изъяты>) рублей по состоянию на 24 июня 2013 года, на период с 1 января 2018 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 12 ноября 2018 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Калмыкия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Л.М.Кутланова