ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-83/20 от 09.11.2020 Ивановского областного суда (Ивановская область)

Дело № 3а-83/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 ноября 2020 года город Иваново

Ивановский областной суд в составе

председательствующего судьи Запятовой Н.А.

при секретаре Павловой И.В.

с участием прокурора Гурьевой Е.А.,

представителей административного истца Авласевич А.И., административного ответчика – Департамента энергетики и тарифов Ивановской области Соколовой А.В., Бобб И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Иваново» о признании недействующим в части постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20 декабря 2019 г. № 59-т/5 «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, теплоноситель, долгосрочных параметров регулирования для формирования тарифов на тепловую энергию на 2020 - 2024 годы, о корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию на 2020 - 2023 годы для потребителей ООО «Газпром теплоэнерго Иваново»,

УСТАНОВИЛ:

20 декабря 2019 г. Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области (далее – Департамент, орган регулирования) принято постановление №59-т/5 «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, теплоноситель, долгосрочных параметров регулирования для формирования тарифов на тепловую энергию на 2020 - 2024 годы, о корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию на 2020 - 2023 годы для потребителей ООО «Газпром теплоэнерго Иваново» (далее – Постановление № 59-т/5).

В соответствии с пунктами 1, 2 данного постановления для ООО «Газпром теплоэнерго Иваново» (в г. Заволжск) установлены долгосрочные тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающим, теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии, и долгосрочные тарифы на тепловую энергию для потребителей на 2020 - 2024 годы согласно приложениям 1, 2 к постановлению с разбивкой по полугодиям (руб./Гкал, без НДС).

Пунктами 4, 5 названного постановления для ООО «Газпром теплоэнерго Иваново» (в г. Пучеж) с учетом корректировки необходимой валовой выручки на 2020 - 2023 годы установлены долгосрочные тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающим, теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии, и долгосрочные тарифы на тепловую энергию для потребителей в размерах согласно приложениям 4, 5 к постановлению с разбивкой по полугодиям (руб./Гкал, без НДС).

Общество с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Иваново» (далее – Общество, ТСО, организация) обратилось в Ивановский областной суд с административным иском, в котором просит признать недействующим Постановление № 59-т/5 в части установленных для ООО «Газпром теплоэнерго Иваново» в приложениях 1,2,4,5 тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающим, теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии, и потребителям в <адрес>

По мнению административного истца, при формировании оспариваемых тарифов на тепловую энергию административный ответчик неправомерно снизил заявленные Обществом расходы по статье затрат «Амортизация основанных средств и нематериальных активов», исчисленные в тарифном предложении в соответствии с требованиями законодательства о бухгалтерском учете основных средств, исходя из первоначальной стоимости объектов основных средств, принятых к бухгалтерскому учету на основании договора купли-продажи имущества от 27 июня 2018 г. по соответствующей рыночной цене, установленной отчетом об оценке, скорректировав указанные расходы на амортизационные отчисления, исходя из остаточной стоимости имущества на момент покупки, но только в той части, в какой рыночная стоимость имущества превышала остаточную стоимость по оценке Департамента. В результате указанных действий Департамента размер тарифов на тепловую энергию не обеспечивает полностью финансовых потребностей теплоснабжающей организации, что нарушает ее права и законные интересы в сфере теплоснабжения.

В судебных заседаниях представитель административного истца Авласевич А.И. поддержал заявленные требования, указал на неправомерный двойной подход Департамента к определению спорной статьи затрат, не учитывающий требования законодательства об определении первоначальной стоимости основных средств, приобретенных за плату по договору купли-продажи, и представил дополнительные письменные пояснения (т.4 л.д.82-84), касающиеся представления Обществом в рамках тарифной заявки достаточных обосновывающих сведений и документов, подтверждающих заявленный размер амортизационных отчислений.

Представители административного ответчика Соколова А.В. и Бобб И.В. административный иск не признали, изложив свои возражения в письменных отзывах (т.1 л.д.114-127, т.4 л.д.88-95, 114-122, 157-160), пояснив, что при определении суммы амортизационных отчислений в отношении приобретенных административных истцом объектов основных средств, ранее находящихся у него в аренде, Департамент использовал данные о балансовой (остаточной) стоимости имущества до его продажи, поскольку рыночная стоимость имущества на момент заключения договора купли-продажи от 27 июня 2018 г. не учитывала износ и расходы на амортизацию основных средств за период с 1 декабря 2017 г. (дата оценки рыночной стоимости в соответствии с отчетом об оценке) и до даты его покупки, которые ранее были учтены в тарифах в составе экономически обоснованного размера арендной платы; покупка объектов основных средств по рыночной цене, превышающей остаточную стоимость у предыдущего собственника, является предпринимательским риском и не может служить основанием для включения таких расходов в составе регулируемых тарифов.

Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела и материалы дела об установлении тарифов, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования удовлетворить, суд приходит к следующим выводам.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении).

В соответствии с частью 1, пунктом 1 части 2 статьи 5, частью 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении установление тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, является полномочием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения.

Департамент энергетики и тарифов Ивановской области осуществляет данные полномочия в сфере тарифного регулирования в соответствии с п. 3.3.1 Положения о Департаменте энергетики и тарифов, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 25 декабря 2014 г. № 577-п.

В соответствии с пунктом 1.4 Положения решения Департамента оформляются постановлениями и опубликовываются в «Собрании законодательства Ивановской области» и (или) «Ивановской газете» и (или) размещаются на официальном сайте Правительства Ивановской области (www.ivanovoobl.ru), что соответствует порядку опубликования и введения в действие, установленному статьей 2 Закона Ивановской области от 23 ноября 1994 г. № 27-ОЗ «О порядке обнародования (официального опубликования) правовых актов Ивановской области, иной официальной информации».

Оспариваемое Постановление от 20 декабря 2019 г. № 59-т/5 было опубликовано в «Ивановской газете» № 103(6308) от 27 декабря 2019 г.

Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемый акт принят уполномоченным органом в соответствии с предусмотренной процедурой и опубликован в установленном порядке.

Правомочность органа, принявшего вышеуказанное постановление, а также соблюдение установленной законом процедуры его принятия, правил введения в действие и опубликования административным истцом в ходе судебного разбирательства не оспариваются.

Регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями Закона о теплоснабжении, Основ ценообразования и Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075, (далее по тексту – Основы ценообразования и Правила регулирования), а также Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. № 760-э (далее по тексту – Методические указания).

В соответствии со статьями 3 и 7 Закона о теплоснабжении регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется, в том числе, в соответствии с принципами соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций.

Одним из методов регулирования тарифов является метод индексации установленных тарифов (подпункт 2 части 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении).

Государственное регулирование цен (тарифов) с применением такого метода осуществляется на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет или при установлении впервые указанных цен (тарифов) не менее чем три года) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Цены (тарифы) в сфере теплоснабжения при осуществлении их государственного регулирования на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устанавливаются в порядке, предусмотренном Основами ценообразования (часть 4 статьи 10 Закона о теплоснабжении).

В соответствии с пунктами 2 и 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки (далее по тексту – НВВ) регулируемой организации, которая представляет экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый данной организации для осуществления тарифицируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на такой период.

В силу пункта 33 Методических указаний при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка определяется на основе долгосрочных параметров регулирования, которые определяются перед началом долгосрочного периода регулирования и в течение него не изменяются, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 51 Основ ценообразования. К долгосрочным параметрам регулирования относится базовый уровень операционных расходов, устанавливаемый органом регулирования в соответствии с пунктом 37 настоящих Методических указаний.

Необходимая валовая выручка регулируемой организации при расчете тарифов с применением указанного метода включает в себя текущие расходы, в которые входят операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, а также амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации (пункты 57, 71 Основ ценообразования).

Порядок расчета долгосрочных тарифов с применением метода индексации предусматривает ежегодное уточнение регулирующим органом НВВ, установленной до начала долгосрочного периода регулирования, в целях корректировки тарифов (пункт 52 Основ ценообразования, пункт 49 Методических указаний).

Размер уточненной (скорректированной плановой) НВВ рассчитывается по формуле (20) Методических указаний как сумма скорректированных операционных (подконтрольных) расходов, неподконтрольных расходов, расходов на покупку энергетических ресурсов, нормативной прибыли, расчетной предпринимательской прибыли, а также величины, учитывающей результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования и корректировки необходимой валовой выручки по результатам предшествующих расчетных периодов регулирования, учтенная в соответствии с пунктом 12 настоящих Методических указаний.

В данном случае оспариваемым нормативным актом органом регулирования для ООО «Газпром теплоэнерго Иваново» методом индексации установлены долгосрочные тарифы на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающим, теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии, и другим потребителям на 2020-2024 г.г. (г. Заволжск) и с учетом корректировки необходимой валовой выручки на 2020-2023 г.г. (г. Пучеж).

Тарифы устанавливаются органом регулирования на основе анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений (пункты 13 - 16, 20, 28 Правил регулирования). Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями (пункт 33 Правил регулирования).

Судом установлено, что ООО «Газпром теплоэнерго Иваново» осуществляет регулируемую деятельность по производству и передаче тепловой энергии потребителям на территории г. Заволжск, г. Пучеж и Пучежского муниципального района Ивановской области, имеет статус единой теплоснабжающей организации на территории данных муниципальных образований.

Приказом Департамента от 26 апреля 2019 г. № 11-у открыто дело об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающим, теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии от БМК <адрес>), на 2020-2024 г.г. и определен метод регулирования тарифов – метод индексации установленных тарифов, базовым периодом является 2020 г. (первый год второго долгосрочного периода регулирования) и дело об установлении долгосрочных тарифов с учетом корректировки необходимой валовой выручки на 2020-2023 г.г. для потребителей ООО «Газпром теплоэнерго Иваново» от БМК <адрес>), от БМК <адрес>, от БМК <адрес> (базовым периодом являлся 2019 г.).

По результатам экспертизы материалов тарифных дел экспертной группой Департамента 20 декабря 2019 г. подготовлены экспертные заключения, содержащие анализ экономической обоснованности заявленных расходов при формировании долгосрочных тарифов на тепловую энергию для ООО «Газпром теплоэнерго Иваново» в г. Заволжск на 2020-2024 г.г. (т.3 л.д. 120-230) и с учетом корректировки необходимой валовой выручки с использованием метода индексации установленных тарифов для потребителей Пучежского муниципального района на 2020-2023 г.г. (т.3 л.д. 1-119).

Согласно экспертным заключениям административным истцом заявлены к учету в тарифах на производство и передачу тепловой энергии на 2020 г. расходы по статье «Амортизация основных средств и нематериальных активов» в размере 38 137,39 рублей (г. Пучеж и Пучежский район) и 33 412,174 тыс. рублей (г. Заволжск), в том числе в отношении имущества, приобретенного по договору купли-продажи от 27 июня 2018 г. Указанные расходы скорректированы Департаментом и учтены в тарифах на 2020 г. в размере соответственно 32 935,48 тыс. руб. и 24 879,609 тыс. руб., то есть снижены в общем на 13 734,475 тыс. руб.

В рамках формирования тарифов на тепловую энергию Департаментом установлено, что для осуществления регулируемой деятельности ООО «Газпром теплоэнерго Иваново» использует принадлежащее ему на праве собственности имущество, а именно, семь блочно-модульных котельных (далее – БМК) на территории <адрес> и четыре БМК на территории <адрес>, которые, включая оборудование, были приобретены на основании договора купли-продажи имущества от 27 июня 2018 г. №61/2018, зарегистрированного в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области.

Цена договора составила 451829 081 руб., в т.ч. НДС, состав переданного по договору движимого и недвижимого имущества указан в приложениях 1,2 к договору.

Стоимость имущества (основных средств), подлежащего амортизации (без учета земельных участков), в целях формирования тарифов согласно договору составила 380365696 руб. (без учета НДС).

Проверяя доводы административного истца о неправомерности действий органа регулирования, связанных со снижением заявленных Обществом расходов по статье затрат «Амортизация основных средств и нематериальных активов», суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

В силу пункта 73 Основ ценообразования величина амортизации основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в году, предшествующем долгосрочному периоду регулирования, в соответствии с методическими указаниями с учетом остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по данным бухгалтерского учета регулируемой организации.

В соответствии с пунктом 39 Методических указаний амортизация основных средств и нематериальных активов определяется в соответствии с приложением 4.10 к этим методическим указаниям по данным бухгалтерского учета регулируемой организации.

Таким образом, при определении названных расходов подлежат применению положения специального законодательства о бухгалтерском учете.

Начисление амортизации по объектам основных средств осуществляется в порядке, предусмотренном Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01», утвержденным приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. №26н (далее – ПБУ 6/01), и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91-н (далее – Методические указания № 91-н).

На основании пункта 22 Методических указаний № 91-н основные средства могут приниматься к бухгалтерскому учету в случаях: приобретения, сооружения и изготовления за плату; сооружения и изготовления самой организацией; поступления от учредителей в счет вкладов в уставный (складочный) капитал, паевой фонд; поступления от юридических и физических лиц безвозмездно; в иных случаях.

В соответствии с пунктом 38 Методических указаний № 91-н принятие основных средств к бухгалтерскому учету осуществляется на основании утвержденного руководителем организации акта (накладной) приемки-передачи основных средств, который составляется на каждый отдельный инвентарный объект.

Указанный акт, утвержденный руководителем организации, вместе с технической документацией передается в бухгалтерскую службу организации, которая на основании этого документа открывает инвентарную карточку.

Согласно пунктам 12, 13 данных Методических указаний учет основных средств по объектам ведется бухгалтерской службой с использованием инвентарных карточек учета основных средств (унифицированная форма первичной учетной документации по учету основных средств № ОС-6 «Инвентарная карточка учета объекта основных средств», утвержденная Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 21 января 2003 г. № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств»). Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект.

Заполнение инвентарной карточки (инвентарной книги) производится на основе акта (накладной) приемки-передачи основных средств, технических паспортов и других документов на приобретение, сооружение, перемещение и выбытие инвентарного объекта основных средств. В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть приведены: основные данные об объекте основных средств, сроке его полезного использования; способе начисления амортизации; отметка о не начислении амортизации (если имеет место); об индивидуальных особенностях объекта.

Как следует из пункта 17 ПБУ 6\10 и пункта 49 Методических указаний №91н, стоимость объектов основных средств, находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления (включая объекты основных средств, переданные в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление), погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено настоящим Положением.

В силу пункта 19 ПБУ 6/01 годовая сумма амортизационных отчислений при линейном способе определяется, исходя из первоначальной стоимости или (текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта. Согласно пункту 20 ПБУ 6/01 срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету.

Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости объекта либо списания объекта с бухгалтерского учета (пункт 21 ПБУ 6/01).

По общему правилу, изложенному в пункте 7 ПБУ 6\01, основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

Первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость, которыми признаются, среди прочего, суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также суммы, уплачиваемые за приведение объекта в состояние, пригодное для использования (пункт 8 ПБУ 6/01).

Аналогичные положения предусмотрены пунктом 24 Методических указаний № 91-н, причем такой порядок определения первоначальной стоимости основных средств, приобретенных за плату, распространяется как в отношении новых, так и бывших в эксплуатации основных средств.

В рассматриваемом случае фактическими затратами ООО «Газпром теплоэнерго Иваново» на приобретение основных средств является стоимость основных средств, подлежащая уплате продавцу в соответствии с договором от 27 июня 2018 г. без учета НДС (абзац 3 пункта 8 ПБУ 6/01).

ООО «Газпром теплоэнерго Иваново» спорное имущество приняло к учету 27 июня 2018 г. и определило первоначальную стоимость данных объектов на момент принятия к бухгалтерскому учету, исходя из стоимости объектов в соответствии с договором купли-продажи, что отражено в актах о приеме-передаче основных средств и зданий (сооружений) по формам ОС-1 и ОС-1а и инвентарных карточках по форме ОС-6, установленным постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств». Таким образом, положения законодательства о бухгалтерском учете при принятии имущества к учету и определении его первоначальной стоимости Обществом были соблюдены.

Как следует из содержания соответствующих разделов экспертных заключений, посвященных расходам по статье «Амортизация основных средств и нематериальных активов», в качестве подтверждения заявленных расходов на амортизацию основных средств в рамках тарифной заявки организацией были представлены копии договора купли-продажи имущества от 27 июня 2018 г. №61/2018, выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости в отношении приобретенных объектов, извлечение из отчета об оценке № 329-АА-АА/17 от 14 марта 2018 г., ведомость амортизации основных средств за 2018 г., инвентарные карточки учета объекта основных средств, приобретенных 27 июня 2018 г., приказы «Об основных средствах» на объекты теплоснабжения, инвентарные карточки на объекты основных средств, приобретенные до 27 июня 2018 г., расчеты амортизации по оборудованию на соответствующий долгосрочный период.

Каких-либо претензий к качеству или комплектности представленных Обществом первичных бухгалтерских документов у Департамента не имелось, разногласия возникли только в отношении стоимости имущества, приобретенного 27 июня 2018 г., подлежащего амортизации, учитываемой в рамках формирования тарифов.

При этом расходы по статье «Амортизация основных средств и нематериальных активов» в отношении имущества, приобретенного до 27 июня 2018 г., определены Департаментом на уровне предложения ТСО, расчет суммы амортизации выполнен в разрезе оборудования исходя из балансовой стоимости оборудования и срока его полезного использования, а в отношении имущества, приобретенного 27 июня 2018 г., расходы определены исходя из остаточной стоимости имущества по данным АО «Газпром теплоэнерго» на дату покупки основных средств.

Корректируя заявленные Обществом расходы на амортизацию, Департамент исходил из того, что ранее до приобретения вышеуказанного имущества ООО «Газпром теплоэнерго Иваново» эксплуатировало эти объекты на правах аренды в соответствии с заключенными договорами аренды с АО «Газпром теплоэнерго» от 12 декабря 2011 г., 22 февраля 2012 г., 15 апреля 2014 г., 20 февраля 2015 г. При утверждении тарифов на тепловую энергию для ООО «Газпром теплоэнерго Иваново» в 2012-2018 г.г. в необходимую валовую выручку регулируемой организации включалась арендная плата за аренду основных производственных фондов, определенная в соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования, предусматривающим возмещение арендодателю в составе арендной платы амортизации.

В этой связи Департамент отметил, что договор купли-продажи имущества заключен 27 июня 2018 г., тогда как стоимость объектов по договору купли-продажи определена по состоянию на 1 декабря 2017 г. (дата оценки) на основании отчета об оценке № 329-АА-АА/17 от 14 марта 2018 г. и не учитывает износ (амортизацию) имущества за период с 1 декабря 2017 г. по 27 июня 2018 г., в течение которого административный истец уплачивал АО «Газпром теплоэнерго» арендные платежи за эксплуатацию объектов теплоснабжения в <адрес> и <адрес>, в составе которых была учтена амортизация имущества в размере 29763,79 тыс. руб., подтвержденном ведомостью амортизации основных средств АО «Газпром теплоэнерго» за 1 полугодие 2018 г. (тарифное дело).

На необходимость исключения из рыночной цены имущества по договору купли-продажи от 27 июня 2018 г. суммы амортизационных отчислений за период декабрь 2017 г. – июнь 2018 г. Департамент указал в направленном в адрес Общества ответе от 26 марта 2020 г. на запрос о расшифровке/обосновании статьи затрат «Амортизация основных средств» (т.1 л.д.16-17).

Поскольку рыночная стоимость имущества по договору купли-продажи не учитывала износ объектов за период с 1 декабря 2017 г. по 27 июня 2018 г., расходы по данной статье рассчитаны Департаментом во избежание двойного учета, исходя из остаточной стоимости имущества у предыдущего собственника – АО «Газпром теплоэнерго» на дату покупки основных средств (27 июня 2018 г.) с использованием данных, представленных в договорах аренды, амортизационной ведомости АО «Газпром теплоэнерго» за 2017 г., письма ООО «Газпром теплоэнерго Иваново» от 2 октября 2018 г. № 5126, содержащего сведения об остаточной стоимости имущества на конец 2017 г., и представленного в рамках тарифной заявки расчета амортизации имущества.

В возражениях на административный иск представителем административного ответчика указан следующий подход к определению расходов по спорной статье затрат: в отношении имущества, рыночная стоимость которого превышала остаточную стоимость на момент его продажи, сумма амортизационных отчислений определялась из остаточной стоимости имущества у АО «Газпром теплоэнерго» на дату покупки основных средств (27 июня 2018 г.) без учета переоценки по договору купли-продажи (по данным оборотно-сальдовой ведомости АО «Газпром теплоэнеро» за 2017 г.); при этом размер амортизационных отчислений соответствует сумме фактических амортизационных отчислений АО «Газпром теплоэнерго» за 2017 г. с учетом остаточной стоимости имущества; а в отношении имущества, рыночная стоимость которого сложилась ниже остаточной стоимости на момент его продажи, сумма амортизационных отчислений определена на уровне предложения ТСО, исходя из рыночной стоимости по договору купли-продажи (БМК <адрес>).

Такой подход Департамента к определению размера затрат по статье «Амортизация основных средств и нематериальных активов» суд находит не основанным на законе.

Из системного толкования норм тарифного законодательства и законодательства о бухгалтерском учете основных средств следует, что амортизация – это способ постепенного учета затрат на приобретение амортизируемого имущества; основанием для начисления амортизации основного средства является совокупность документально подтвержденных условий: наличие затрат на приобретение имущества, полное соответствие имущества критериям амортизируемого имущества, факт вода основного средства в эксплуатацию и использование в регулируемой деятельности, принятие основного средства к бухгалтерскому учету, определение первоначальной стоимости объекта и срока его полезного использования.

Указанные условия Обществом были соблюдены и в рамках тарифного предложения тарифному органу были представлены сведения, подтверждающие первичную стоимость объектов основных средств (договор купли-продажи имущества, отчет об оценке рыночной стоимости объектов), метод начисления амортизации, срок полезного использования имущества, фактический срок эксплуатации и другие необходимые сведения, которые содержались в представленных Обществом документах, предусмотренных законодательством о бухгалтерском учете (пункты 12, 13 Методических указаний №91н), что не противоречит положениям пункта 39 Методических указаний.

При этом судом отклоняются доводы Департамента о невозможности определения и использования в целях начисления амортизации первичной стоимости объектов основных средств в составе 11-ти котельных в размере, установленном договором купли-продажи имущества от 27 июня 2018 г. в соответствии с их рыночной стоимостью, определенной в Отчете об оценке №329-АА-АА/17, выполненном ООО «ЭсАрДжи-Консалтинг», со ссылкой на то, что оценка имущества являлась не актуальной, поскольку дата, на которую оценщиком определена рыночная стоимость объектов основных средств – 1 декабря 2017 г., а не 27 июня 2018 г., то есть не дата принятия имущества к бухгалтерскому учету, и не учитывает период эксплуатации объектов на правах аренды с 1 декабря 2017 г. и до момента их покупки, в течение которого произошло снижение оценочной стоимости имущества.

Из представленного суду Отчета об оценке №329-АА-АА/17 следует, что итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки определена оценщиком по состоянию на 1 декабря 2017 г. в размере 383575594 руб. (без учета НДС), в составе которого стоимость зданий, сооружений, оборудования составила 380365689 руб.

В статье 10 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» указано, что договор на проведение оценки заключается в простой письменной форме. Договор на проведение оценки должен содержать, в том числе, цель оценки.

В пунктах 3, 4 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», который утвержден Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20 мая 2015 г. № 298, указано, что целью оценки является определение стоимости объекта оценки, вид которой определяется в задании на оценку с учетом предполагаемого использования результата оценки.

Результатом оценки является итоговая величина стоимости объекта оценки. Результат оценки может использоваться при определении сторонами цены для совершения сделки или иных действий с объектом оценки, в том числе при совершении сделок купли-продажи, передаче в аренду или залог, страховании, кредитовании, внесении в уставный (складочный) капитал, для целей налогообложения, при составлении финансовой (бухгалтерской) отчетности, реорганизации юридических лиц и приватизации имущества, разрешении имущественных споров и в иных случаях.

Из приведенных норм материального права в их совокупности следует, что к существенным условием договора на проведение оценки законодатель относит цель проводимой оценки объекта недвижимости, вид оценки, предполагаемое использование результата оценки; одним из случаев использования результатов оценки объекта недвижимости, полученных в результате исполнения сторонами договора на проведение оценки, является, в том числе, определение цены для совершении сделки, и иные случаи, перечень которых исчерпывающим не является.

Материалами дела подтверждается, что 22 декабря 2019 г. между АО «Газпром теплоэнерго» заключен договор №329-АА-АА/17 на проведение оценки, в соответствии с которым заказчик поручил, а исполнитель принял на себя обязательства оказать услуги по оценке Объекта оценки в соответствии с заданием на оценку (Приложение 1), являющимся неотъемлемой частью договора.

В соответствии с заданием на оценку объектами оценки являлись объекты движимого и недвижимого имущества в составе 11-ти котельных, полный перечень которых приведен в приложении № 5 к договору; вид определяемой стоимости – рыночная; цель оценки – определение рыночной стоимости имущества; предполагаемое использование результатов оценки – для совершения сделки купли-продажи.

Давая толкование условиям договора на проведение оценки от 22 декабря 2019 г., применительно к правилам толкования договора, изложенным в статье 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что целью оценки имущества в рамках данного договора явилось определение рыночной стоимости объектов оценки, а результат оценки предполагался использоваться заказчиком для совершения сделки купли-продажи.

Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (абзац 1 статьи 12 приведенного Федерального закона).

Вследствие изложенного, в отсутствии доказательств недостоверности отчета об оценке, использование результатов этой оценки при определении цены договора купли-продажи подтверждает ее экономическую обоснованность, и, как следствие, первоначальную стоимость имущества при постановке его на бухгалтерский учет Общества.

Кроме того, ФСО № 2, предусматривая возможность использования результата оценки не только при совершении сделок купли-продажи, а также в иных случаях, перечень которых исчерпывающим не является, таким образом, не исключил возможность использовать результат оценки и для определения первичной стоимости объектов основных средств при принятия имущества к бухгалтерскому учету.

Следовательно, данный отчет, на основании которого определялась цена договора купли-продажи, может использоваться при определении организацией первичной стоимости объектов основных средств при принятии имущества к бухгалтерскому учету, что прямо согласуется с положениями пункта 8 ПБУ 6\01 и пункта 24 Методических указаний № 91н.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 29 июля 1998 г. датой определения стоимости объекта оценки (датой проведения оценки, датой оценки) является дата, по состоянию на которую определена стоимость объекта оценки.

Абзацем 2 статьи 12 названного закона установлено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, определенная в отчете, за исключением кадастровой стоимости, является рекомендуемой для целей определения начальной цены предмета аукциона или конкурса, совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, вопреки утверждению Департамента в возражениях на административный иск, по состоянию на 27 июня 2018 г. Отчет об оценке № 329-АА-АА/17, выполненный ООО «ЭсАрДжи-Консалтинг», являлся актуальным документом, на основании которого правомерно определена рыночная стоимость объектов основных средств для целей их продажи и соответственно первичная стоимость при принятии их к бухгалтерскому учету Общества на момент покупки, так как шести месяцев с даты составления отчета (14 марта 2018 г.) не прошло, следовательно, Отчет являлся достоверным источником информации о рыночной стоимости имущества и по состоянию на дату заключения договора (27 июня 2018 г.) в том понимании, в котором это предусмотрено статьей 12 Федерального закона №135-ФЗ от 29 июля 1998 г.

В этой связи ссылка Департамента как на имеющую правовое значение в рассматриваемом деле дату определения рыночной стоимости имущества – по состоянию на 1 декабря 2017 г. – не может быть принята во внимание, поскольку в данном случае значение имеет актуальность рыночной стоимости объектов как цены договора купли-продажи на день совершения сделки и постановки на бухгалтерский учет, с учетом которой определяется первоначальная стоимость основных средств.

В свете изложенного указание Департамента на необходимость исключения из цены договора (оценочной стоимости имущества) сумм амортизации за период с 1 декабря 2017 г. по 27 июня 2018 г. в размере 29763,79 тыс. руб. не имеет под собой правовой оснований.

При этом нет оснований согласиться с доводами Департамента о том, что АО «Газпром теплоэнерго» по состоянию на 1 декабря 2017 г. фактически была произведена переоценка имущества, увеличившая стоимость имущества, результаты которой не могут быть учтены в составе необходимой валовой выручки, поскольку предприятие не проводило мероприятия инвестиционного характера.

Переоценка имущества по состоянию на 1 декабря 2017 г. в том смысле, который ей придается приведенными правилами бухгалтерского учета, собственником имущества АО «Газпром теплоэнерго» в установленном порядке не назначалась и не проводилась, оценка рыночной стоимости основных средств производилась исключительно в целях заключения сделки купли-продажи и определения экономически обоснованной продажной цены объектов.

При этом необходимо учесть, что в соответствии с правилами бухучета основных средств переоценка такого имущества проводится в целях его дальнейшего использования, и результаты переоценки отражаются в бухгалтерском учете предприятия, однако таких целей АО «Газпром теплоэнерго» не преследовало. Сведений о том, что АО «Газпром теплоэнерго» отражало в бухгалтерском учете с 1 декабря 2017 г. стоимость основных средств с учетом их переоценки, не представлено, поскольку не имело место быть. В свою очередь ООО «Газпром теплоэнерго Иваново», приняв имущество к учету и определив первоначальную стоимость по договорной цене покупки, также не проводило переоценку имущества, которая к тому же не предусмотрена учетной политикой организации.

Тот факт, что административный истец, являвшийся в период с 1 декабря 2017 г. до 27 июня 2018 г. арендатором этого имущества, уплачивал арендные платежи, которые были учтены при формировании тарифов в экономически обоснованном размере исходя из принципа возмещения собственнику имущества амортизации, не исключает правомерности исчисления Обществом, ставшим с 27 июня 2018 г. собственником этого имущества, расходов на амортизацию основных средств с 1 июля 2018 г. исходя из первоначальной стоимости основных средств, сформированной в соответствии с условиями договора купли-продажи имущества, цена которого является экономически обоснованной.

Иного порядка ценообразования при определении затрат на амортизацию имущества положения тарифного законодательства и законодательства о бухгалтерском учете не содержат.

При принятии этого имущества к бухгалтерскому учету по указанной первоначальной стоимости Обществом не допущено нарушений требований положения о бухгалтерском учете основных средств.

Учетной политикой Общества определено, что организация применяет линейный метод начисления амортизации. Следовательно, Общество рассчитывает амортизацию в порядке, определенном статьей 259.1 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 19 ПБУ 76/01. В рассматриваемом случае административный истец произвел расчет ежемесячной и годовой сумм амортизации принятого по договору купли-продажи имущества исходя из его первоначальной (договорной) стоимости и срока полезного использования в соответствии с амортизационными группами имущества. При этом срок полезного использования данных основных средств определен как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником, что не противоречит пункту 7 статьи 258 НК РФ. Сведения о фактическом сроке эксплуатации имущества предыдущим собственником указаны в актах о приеме-передаче объекта основных средств по форме ОС-1.

В свою очередь Департамент не сослался на конкретные нормативные положения Основ ценообразования, Методических указаний, Положения о бухгалтерском учете основных средств, обосновывающих правомерность расчета амортизационных отчислений исходя из остаточной стоимости имущества у предыдущего собственника на момент его приобретения по договору купли-продажи без учета нормативно определенной первоначальной стоимости имущества.

Кроме прочего, обращает на себя внимание двойной подход в действиях Департамента к расчету амортизации. Так, в отношении имущества, рыночная стоимость которого по оценке Департамента превышала остаточную стоимость имущества на момент его продажи, сумма амортизационных отчислений определялась исходя из остаточной стоимости имущества и, наоборот, в отношении имущества, рыночная стоимость которого сложилась ниже остаточной стоимости на момент его продажи, сумма амортизационных отчислений определена на уровне предложения ТСО, исходя из рыночной стоимости имущества.

Такой двойной подход, заключающийся в том, чтобы взять в расчет наименьшую стоимость имущества, не отвечает принципу экономической обоснованности.

Ссылка Департамента на аффилированность юридических лиц: АО «Газпром теплоэнерго» и ООО «Газпром теплоэнерго Иваново» отклоняется судом.

Методические указания не содержат каких-либо требований (норм), регламентирующих обязанность Департамента при установлении тарифа оценивать участников - субъектов тарифного регулирования на предмет их аффилированности с иными лицами. Тарифный орган вправе затребовать и получить информацию и необходимые материалы исключительно по вопросам установления, изменения и применения цен (тарифов); наличие или отсутствие признаков аффилированности хозяйствующих субъектов в данном случае не связано и не влияет на оценку Департаментом предложений об установлении цен (тарифов).

Понятие аффилированного лица закреплено в абзаце двадцать пятом статьи 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», из которого следует, что под аффилированными лицами признаются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Согласно абзацу 28 статьи 4 Закона № 948-I к аффилированным лицам юридического лица относятся лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо.

Вместе с тем, в законодательстве о теплоснабжении не содержится норм, запрещающих совершать сделки между аффилированными лицами и учитывать при формировании необходимой валовой выручки имущество регулируемой организации, приобретенное у аффилированного лица или находящееся в пользовании на основании заключенных с аффилированными лицами сделок.

Участие в сделке аффилированных между собой лиц требованиям действующего законодательства не противоречит, и само по себе о допущенных названными лицами нарушениях не свидетельствует.

Учитывая изложенное, приведенный довод административного ответчика в обоснование правомерности своих действий не может быть принят во внимание.

Таким образом, действия Департаментом по определению расходов на амортизацию по объектам системы теплоснабжения, принадлежащим Обществу на основании договора купли-продажи от 27 июня 2018 г., не являются экономически обоснованными, что привело к необоснованному занижению тарифов, поскольку тарифы установлены не в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, регулирующих отношения по установлению цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в связи с чем права административного истца нарушены.

Соблюдение принципа достижения и соблюдения баланса экономических интересов организаций, осуществляющих теплоснабжение, и их потребителей не может быть основано на произвольном занижении тарифов при экономической обоснованности заявленных регулируемой организацией расходов и их надлежащем подтверждении.

Ссылку административного ответчика на решения Федеральной антимонопольной службы от 15 августа 2019 г., принятых в рамках рассмотрения разногласий, связанных с установлением регулируемых цен (тарифов), суд полагает необоснованной, поскольку они не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего административного дела.

Доводы административного иска о наличии арифметической ошибки при расчете сумм амортизации по котельной <адрес> нашел свое подтверждение, однако разница в расчетах на сумму 66169,17 руб. не является существенной, поскольку составляет 0,052% от НВВ Общества на 2020 г.

В пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» указано, что, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Учитывая разъяснения, содержащиеся в приведенном постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации, а также принимая во внимание, что оспариваемый нормативный правовой акт изначально не соответствовал нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, он подлежит признанию недействующим в оспариваемой части со дня его принятия с возложением на Департамент в соответствии с частью 4 статьи 216 КАС РФ обязанности принять нормативный акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный недействующим в части.

В связи с удовлетворением административного иска с административного ответчика в пользу административного истца в соответствии со статьей 111 КАС РФ подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины при подаче административного иска.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Иваново» удовлетворить.

Признать не действующим со дня принятия постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20 декабря 2019 г. № 59-т/5 «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, теплоноситель, долгосрочных параметров регулирования для формирования тарифов на тепловую энергию на 2020 - 2024 годы, о корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию на 2020 - 2023 годы для потребителей ООО «Газпром теплоэнерго Иваново» в части установленных для Общества с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Иваново» тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающим, теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии (<адрес>) на 2020 – 2024 годы (приложение 1); тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям (<адрес>) на 2020-2024 годы (приложение 2); тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающим, теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии (<адрес>) на 2020-2023 годы (приложение 4); тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям (<адрес>), на 2020-2023 годы (приложение 5).

Обязать Департамент энергетики и тарифов Ивановской области принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный недействующим в части нормативный правовой акт.

Взыскать с Департамента энергетики и тарифов Ивановской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Иваново» расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.

Сообщение о принятии данного судебного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании «Ивановская газета».

Настоящее решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ивановский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Запятова Н.А.