ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-83/2018 от 17.05.2018 Ульяновского областного суда (Ульяновская область)

Дело № 3а-83/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Пулькиной Н.А.,

при секретаре Дубровиной Л.О.,

с участием прокурора Федечко Ф.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «АВИС», общества с ограниченной ответственностью «Инзенские районные электрические сети», общества с ограниченной ответственностью «Симбирсксетьсервис» о признании не действующим в части приказа Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 25 декабря 2017 г. № 06-629 «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2018 год»,

УСТАНОВИЛ:

25 декабря 2017 г. приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области (далее также приказ, Министерство) № 06-629 установлены на период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2018 г. единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Ульяновской области, поставляемой прочим потребителям, единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Ульяновской области, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, и цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии для сетевых организаций, обслуживающих преимущественно одного потребителя.

В приложении № 1 к приказу указано, что при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации учтена необходимая валовая выручка сетевых организаций без учета оплаты потерь.

ООО «АВИС» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 25 декабря 2017 г. № 06-629 «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2018 год» в части установления ООО «АВИС» необходимой валовой выручки в сумме 4578,73 тыс. руб. и понуждении к установлению необходимой валовой выручки на 2018 год в сумме 5521,77 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований ООО «АВИС» указало, что приказ в оспариваемой части не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, – статье 23 Федерального закона от 26 марта 2003 г.       № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Трудовому кодексу Российской Федерации. Общество не согласно с установленной величиной необходимой валовой выручки, в частности, по статьям расходов «Сырье, материалы, запасные части», «Работы и услуги производственного характера», «Расходы на оплату труда, «Отчисления на социальные нужды». Считает, что регулирующим органом необоснованно занижены указанные расходы. При установлении размера фонда оплаты труда не учтена среднемесячная заработная плата за 2017 год по данным Ульяновскоблстата.

ООО «Инзенские районные электрические сети» (далее также ООО «ИРЭС») обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 25 декабря 2017 г. № 06-629 «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2018 год» в части установления ООО «Инзенские районные электрические сети» необходимой валовой выручки в сумме 14 857,70 тыс. руб. и понуждении к установлению необходимой валовой выручки на 2018 год методом экономически обоснованных расходов (затрат).

В обоснование заявленных требований указано, что приказ в оспариваемой части не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, – статье 23 Федерального закона от 26 марта 2003 г.  № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пункту 12 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от
29 декабря 2011 г. № 1178, Трудовому кодексу Российской Федерации.

Полагает, что примененный Министерством метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки не мог быть применен к ООО «ИРЭС» ввиду значительного уменьшения электросетевого хозяйства. Регулирующим органом при установлении размера фонда оплаты труда не учтено законодательство о труде, что повлекло уменьшение затрат на заработную плату в составе НВВ.

Кроме того, регулирующим органом при определении НВВ на 2018 год не учтены расходы, понесенные обществом в предыдущем периоде регулирования - в 2016 году в сумме 7157,88 тыс. руб.

ООО «Симбирсксетьсервис» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 25 декабря 2017 г. № 06-629 «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2018 год» в части установления ООО  «Симбирсксетьсервис» необходимой валовой выручки в сумме 5699,24 тыс. руб. и понуждении к установлению необходимой валовой выручки на 2018 год в сумме 15 055,16 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований общество указало, что приказ в оспариваемой части не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, – статье 23 Федерального закона от 26 марта 2003 г.       № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пунктам 4, 7, 12, 15, 16 12 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. № 1178, Трудовому кодексу Российской Федерации.

Указывая на несогласие с установленным размером НВВ, административный истец указывает на увеличение состава и количества оборудования по сравнению с 2017 годом и как следствие на увеличение количества условных единиц. При установлении НВВ министерство, не дав должной оценки составу электротехнического оборудования, необоснованно занизило затраты по статьям «Работы и услуги производственного характера», «Расходы на оплату труда», «Отчисления на социальные нужды», а также некорректно определило величину потерь электрической энергии, снизив ее размер, несмотря на увеличение состава электросетевого оборудования. Величина НВВ, установленная на 2018 год, недостаточна для осуществления уставной деятельности административного истца.

Указанные дела были объединены в одно производство.

В судебном заседании представитель ООО «АВИС» ФИО1 заявленные требования поддержал по изложенным в иске доводам, дополнительно пояснив, что регулирующим органом при снижении расходов не учтена необходимость обслуживания электросетевого оборудования и его текущего ремонта в целях исключения возникновения нештатных ситуаций. Оборудование, хотя и находится в работоспособном состоянии, но нуждается в текущем ремонте.

Представители ООО «ИРЭС» в судебном заседании ФИО2,       ФИО3 исковые требования поддержали, дополнительно пояснив, что регулятору было известно о снижении объема условных единиц в связи с уменьшением количества электросетевого оборудования, но данное обстоятельство при формировании затрат по статье «Расходы на оплату труда» учтено не было. Численность сотрудников составляет 42 человека, несмотря на уменьшение объема условных единиц, указанное количество сотрудников необходимо для нормальной работы общества ввиду удаленного расположения объектов. Полагают, что при регулировании тарифов изменение метода регулирования действующим законодательством не запрещено.

Представители ООО «Симбирсксетьсервис» ФИО4, ФИО5 заявленные требования поддержали по изложенным в иске доводам. Дополнительно пояснили, что общество не согласно с занижением расходов на ремонт оборудования, которое необходимо содержать в технически исправном состоянии, при исключении сумм затрат регулятором не были запрошены дополнительные материалы. В связи с увеличением состава и количества оборудования произошло увеличение объема условных единиц. Министерством установлена нормативная численность работников 10 человек, из этого количества рассчитав величину расходов на оплату труда, которой недостаточно для обеспечения необходимой численности работников. Кроме того, не согласны с определением величины потерь электрической энергии, при увеличении объема оборудования процент потерь в сравнении с 2017 годом уменьшен почти в два раза.

Представитель Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области ФИО6 просила в удовлетворении административного иска отказать, ссылаясь на то, что оспариваемый приказ издан административным ответчиком в соответствии с его компетенцией, порядок принятия и порядок опубликования оспариваемого нормативного правового акта соблюдены, Федеральному закону
«Об электроэнергетике» и Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике
он не противоречит.

Представитель привлеченного судом в качестве заинтересованного лица Правительства Ульяновской области ФИО7 полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению, привела доводы, аналогичные доводам административного ответчика.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего заявленные административными истцами требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ
«Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике).

Согласно статье 23 указанного Федерального закона государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. № 1178
«О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила государственного регулирования).

Исходя из положений статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.

Статьей 24 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного Закона.

Как указано в пункте 63 Основ ценообразования, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, включая: единые (котловые) тарифы; тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями; цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии для сетевых организаций, обслуживающих преимущественно одного потребителя. Указанные цены (тарифы) устанавливаются в отношении сетевых организаций, соответствующих критериям отнесения территориальных сетевых организаций к сетевым организациям, обслуживающим преимущественно одного потребителя.

В Ульяновской области органом исполнительной власти субъекта федерации в области государственного регулирования тарифов является Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области, положение о котором утверждено постановлением Правительства Ульяновской области от 14 апреля 2014 г. № 8/125-П.

К полномочиям Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области в сфере электроэнергетики отнесено установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).

Согласно пунктам 4.3, 4.3.8 утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 14 апреля 2014 г. № 8/125-П Положения, для определения основных направлений деятельности Министерства и принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней образуется правление Министерства; решения правления оформляются протоколами и реализуются правовыми актами Министерства.

В пункте 4.2 Положения указано, что Министерство в пределах своей компетенции принимает нормативные правовые акты в форме приказов и распоряжений.

Тарифы применяются в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики. Установление тарифов производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел. Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявления) об установлении тарифов. К заявлениям прилагаются обосновывающие документы, в том числе расчет расходов и необходимой валовой выручки от осуществления регулируемой деятельности (в том числе расчет фактических выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, определяемых в соответствии с методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой) с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой. Регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов (пункты 8, 12, 17, 22 Правил государственного регулирования).

Вопросы об установлении цен (тарифов, надбавок, платы, ставок) в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, деятельности организаций коммунального комплекса подлежат обязательному рассмотрению на заседании правления Министерства согласно пункту 1.2 Порядка деятельности Правления, утвержденного приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 28 августа 2017 г. № 06-89.

Как следует из пунктов 4.1, 4.3 указанного Порядка, заседание правления считается правомочным, если на нем присутствуют более половины его членов. Решение принимается большинством голосов членов правления, присутствующих на заседании. Голос председателя правления при равенстве голосов членов правления является решающим.

Из приведенных положений нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации следует, что установленный в Ульяновской области порядок принятия решений об установлении цен (тарифов, надбавок, платы, ставок) в сфере электроэнергетики соответствует как Правилам государственного регулирования, так и Регламенту установления цен (тарифов) и(или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и(или) их предельных уровней и формы принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденному приказом ФСТ России от 28 марта 2013 г. № 313-э.

Таким образом, Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области является уполномоченным органом исполнительной власти Ульяновской области, осуществляющим государственное регулирование в сфере установления тарифов в сфере электроэнергетики.

Решения приняты большинством голосов членов правления.

На основании решений правления и принятых НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь приказом Министерства области от 25 декабря 2015 г. № 06-629 установлены на период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2018 г. единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Ульяновской области, поставляемой прочим потребителям (приложение № 1) с указанием НВВ сетевых организаций, включая ООО «АВИС», ООО «ИРЭС» и ООО «Симбирсксетьсервис».

Указанный приказ опубликован 29 декабря 2017 г. в газете «Ульяновская правда» № 98-99.

В силу статьи 5 Закона Ульяновской области от 29 ноября 2005 г. №136-ЗО «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области» официальным опубликованием нормативных правовых актов Ульяновской области считается первая публикация их полного текста в газетах «Народная газета», «Ульяновская правда» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Таким образом, процедура принятия и опубликования оспариваемого приказа Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области была соблюдена.

Рассматривая доводы административных истцов о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта статье 23 Закона об электроэнергетике,  положениям Основ ценообразования, Трудовому кодексу Российской Федерации, суд исходит из следующего.

В соответствии со статьей 23 Закона об электроэнергетике при государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы:

определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов);

обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии;

учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов).

Согласно пункту 2 Основ ценообразования под необходимой валовой выручкой понимается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.

Исходя из пункта 12 Основ ценообразования при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Как следует из материалов дела, ООО «АВИС», ООО «ИРЭС», ООО «Симбирсксетьсервис» являются территориальными сетевыми организациями, владеют объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказывают услуги по передаче электрической энергии.

Для ООО «АВИС» и ООО «ИРЭС» долгосрочным периодом регулирования деятельности является период 2015-2019 годов, методом формирования необходимой валовой выручки указанных организаций, принимаемой к расчёту при установлении тарифов, определён метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Для ООО «Симбирсксетьсервис» периодом долгосрочного регулирования определен период 2018-2020 годов, 2018 год для организации является базовым, при формировании необходимой валовой выручки применен метод экономически обоснованных расходов (затрат).

В соответствии с пунктом 12 Правил государственного регулирования организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в регулирующие органы предложения (заявление об установлении тарифов с прилагаемыми обосновывающими материалами) об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.

Административными истцами представлены пакеты документов для утверждения тарифов на 2018 год, ООО «Симбирсксетьсервис» также представлены дополнительные документы.

При проведении экспертизы предложений ООО «АВИС», ООО «ИРЭС», ООО «Симбирсксетьсервис» экспертами Департамента по регулированию цен и тарифов Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области были подготовлены заключения по экономически обоснованной необходимой валовой выручке на 2018 год:

- для ООО «АВИС» НВВ всего (без ТСО и покупки потерь) – 4578,73 тыс. руб.,

- для ООО «ИРЭС» НВВ всего (без ТСО и покупки потерь) – 14 857,70 тыс. руб.,

- для ООО «Симбирсксетьсервис» НВВ всего (без ТСО и покупки потерь) –5699,24 тыс. руб., затраты на электроэнергию, приобретаемую в целях компенсации потерь, – 1055,58 тыс. руб.

Из протокола заседания правления Министерства от 25 декабря 2015 г. следует, что при расчете в составе необходимой валовой выручки подконтрольных расходов ООО «АВИС» снижены затраты по статьям: «Сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо» с предложенного обществом размера 534,92 тыс. руб. до 487,25 тыс. руб.; «Работы и услуги производственного характера» с 577,76 тыс. руб. до 526,27 тыс. руб.; «Расходы на оплату труда» с 1153,28 тыс.руб. до 1050,50 тыс. руб.

При расчете в составе необходимой валовой выручки подконтрольных расходов ООО «ИРЭС» снижены затраты по статье: «Расходы на оплату труда» с предложенного обществом размера 8941,99 тыс. руб. до 4401,26 тыс. руб.

При расчете в составе необходимой валовой выручки подконтрольных расходов ООО «Симбирсксетьсервис» снижены затраты по статьям: «Расходы и услуги производственного характера» с предложенного обществом размера 7425,49 тыс. руб. до 474,40 тыс. руб.; «Расходы на оплату труда» с 7567,42 тыс.руб. до 3044,75 тыс. руб.

Согласно пункту 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. № 98-э (далее - Методические указания), на основании долгосрочных параметров регулирования.

Одним из долгосрочных параметров регулирования является базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами в соответствии с пунктом 12 Методических указаний.

Из пункта 38 Основ ценообразования также следует, что на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.

В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с Методическими указаниями.

Согласно пункту 6 Методических указаний долгосрочные параметры регулирования, в том числе базовый уровень подконтрольных расходов, в течение долгосрочного периода регулирования не меняются.

Приказом Министерства от 25 декабря 2014 г. № 06-961 утверждены долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций.

Для ООО «АВИС» и ООО «ИРЭС» базовым годом являлся 2015 год, базовый уровень подконтрольных расходов на долгосрочный период регулирования 2015-2019 годы установлен в размере 2,37880 млн. руб. и 15, 62490 млн. руб. соответственно.

В соответствии с пунктом 11 Методических указаний (формула № 2) при расчете необходимой валовой выручки на второй и последующие расчетные годы долгосрочного периода регулирования подконтрольные расходы определяются путем их корректировки исходя из базового уровня подконтрольных расходов, индекса потребительских цен, коэффициента эластичности подконтрольных расходов по количеству активов, индекса эффективности подконтрольных расходов, а также показателя изменения количества условных единиц.

Согласно пункту 12 Методических указаний при расчете базового уровня подконтрольных расходов, связанных с передачей электрической энергии, в базовом году долгосрочного периода регулирования учитываются сырье и материалы, определяемые в соответствии с пунктом 25 Основ ценообразования, расходы на оплату труда, определяемые в соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования, другие подконтрольные расходы, в том числе расходы по коллективным договорам и другие расходы, осуществляемые из прибыли регулируемой организации, в состав которых входят расходы на оплату работ (услуг) производственного характера (пункт 28 Основ ценообразования).

Поскольку 2018-й год является для ООО «АВИС» и ООО «ИРЭС» четвертым расчетным годом долгосрочного периода регулирования, то исходя из вышеприведенных норм подконтрольные расходы, в частности расходы на сырье и материалы, расходы на оплату труда, не могут быть пересчитаны.

Размер подконтрольных расходов ООО «АВИС» и ООО «ИРЭС» рассчитан регулирующим органом в соответствии с вышеприведенными положениями Методических указаний и составил для ООО «АВИС» 2380,03 тыс. руб., для ООО «ИРЭС» - 7687,59 тыс. руб.

Доводы административных истцов о необходимости пересмотра расходов по заработной плате на четвертый год долгосрочного периода регулирования в связи с приведением системы оплаты труда в соответствие с трудовым законодательством являются ошибочными, на нормах законодательства, регулирующего экономические отношения в сфере электроэнергетики, не основаны.

Как указывалось выше, расходы на оплату труда являются подконтрольными, то есть связанными с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемому виду деятельности (пункт 2 Основ ценообразования). Величина данных расходов утверждена на базовый (первый) год долгосрочного периода (2015 год) и в последующем скорректирована на четвертый год долгосрочного периода регулирования (2018 год) на коэффициент их индексации, определенной органом регулирования.

Отчисления на социальные нужды, которые относятся к неподконтрольным расходам и с размером которых административные истцы также не согласны, определены органом регулирования в процентном отношении от фонда оплаты труда. Снижение затрат по указанной статье относительно предложений обществ связано с корректировкой фонда оплаты труда на регулируемый период.

Довод ООО «ИРЭС» о том, что регулирующим органом не учтены расходы, понесенные обществом в предыдущем периоде регулирования в связи с недостатком средств для ведения хозяйственной деятельности, подлежат отклонению.

Как указано в пункте 7 Основ ценообразования, в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.

Между тем из дела по установлению тарифов следует, что такие расходы при обращении с заявлением об установлении тарифов на 2018 год ООО «ИРЭС» не были заявлены и документально подтверждены.

Согласно абзацу 8 пункта 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике выбор и применение методов государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляются в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В абзаце 2 пункта 12 Основ ценообразования указано, что выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений настоящего документа.

Согласно пункту 2 Основ ценообразования под долгосрочным периодом регулирования понимается период сроком не менее 5 лет (не менее 3 лет при установлении впервые долгосрочных цен (тарифов), их предельных уровней), на который рассчитываются долгосрочные параметры регулирования.

В соответствии с абзацем 19 пункта 1 Основ ценообразования долгосрочные параметры регулирования деятельности территориальных сетевых организаций не пересматриваются в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев приведения решений об установлении указанных параметров в соответствие с законодательством Российской Федерации на основании вступившего в законную силу решения суда, решения Федеральной антимонопольной службы, принятого по итогам рассмотрения разногласий или досудебного урегулирования споров, решения Федеральной антимонопольной службы об отмене решения регулирующего органа, принятого им с превышением полномочий (предписания).

Как указывалось выше, долгосрочные параметры регулирования, к которым относится базовый уровень подконтрольных расходов, установлены для ООО «ИРЭС» на период 2015-2019 годов (приказ Министерства от 25 декабря 2014 г. № 06-961). Долгосрочные параметры регулирования в силу вышеприведенных норм пересмотру не подлежат, приказ, установивший долгосрочные параметры на 2015-2019 годы, не отменен, не признан утратившим силу, следовательно, у органа регулирования не имелось оснований для изменения метода регулирования на метод экономически обоснованных расходов (затрат).

Доводы ООО «Симбирсксетьсервис» о необоснованном снижении величины необходимой валовой выручки подлежат отклонению.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 18 Основ ценообразования к расходам, связанным с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемым в необходимую валовую выручку, относятся расходы на ремонт основных средств.

Как указывалось выше, по статье «Работы и услуги производственного характера» обществом заявлены расходы в сумме 7425,49 тыс. руб., в том числе 2492,73 тыс. руб. расходы по договору на техническое обслуживание.

Органом регулирования расходы на ремонтное обслуживание приняты в размере 474,4 тыс. руб.

Корректировка расходов произведена органом регулирования, в том числе ввиду отсутствия у общества дефектных ведомостей. Представленные обществом в подтверждение ремонтных расходов сметы документами, обосновывающими необходимость ремонтных работ, не являются.

Также из ремонтной программы общества органом регулирования обоснованно исключены работы по техническому обслуживанию ввиду достаточного количества сотрудников и исходя из объема работ по техническому обслуживанию в соответствии с условиями договоров аренды.

Для ООО «Симбирсксетьсервис» 2017 год является первым полным годом долгосрочного периода регулирования, определяющим базовый уровень операционных расходов, исходя из которого в последующие годы будет производиться корректировка на соответствующие коэффициенты инфляции базового уровня операционных расходов. Объемы работ, включенные в ремонтные программы, являются существенными, так как влекут необоснованное увеличение уровня операционных расходов в базовом периоде, тогда как в последующие периоды регулируемой деятельности объемы расходов предусмотрены ниже уровня базового периода.

Кроме того, органом регулирования обоснованно указано на технически исправное и рабочее состояние имущества, переданного в аренду, согласно заключенным договорам аренды, поэтому увеличение расходов по этой статье затрат  являлось бы экономически необоснованным.

Указание в экспертном заключении и в протоколе на заявленную обществом по этой статье расходов сумму 4932,76 тыс. руб. суд расценивает как техническую описку, не влияющую на правильность решения, поскольку в распоряжении экспертов находились все представленные обществом материалы.

В расчете необходимой валовой выручки на услуги по передаче электрической энергии на 2018 год ООО «Симбирсксетьсервис» были заявлены расходы на оплату труда 7567,42 тыс. руб.

Пунктом 26 Основ ценообразования предусмотрено, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Расчет расходов на оплату труда составлен обществом исходя из штатной численности на 2018 год.

Как следует из материалов дела, ООО «Симбирсксетьсервис» не присоединилось к отраслевому тарифному соглашению, также не имеет данных предыдущего периода регулирования, поскольку тариф устанавливался впервые.

Обществом рассчитана нормативная численность  рабочих с учетом коэффициента невыходов 8,23 единицы, административно-управленческого аппарата – 17,5 единицы, что превышает фактическую численность персонала административного истца по штатному расписанию 20 единиц.

Органом регулирования расчет численности произведен в соответствии с приказом Госстроя РФ от 3 апреля 2000 г. № 68 «Об утверждении Рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства» и составил 10 единиц.

Проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд находит, что расчеты, произведенные ответчиком, являются экономически обоснованными, произведены с учетом количества условных единиц, мощности и протяженности сетей общества, правильно применен метод интерполяции, предусмотренный пунктом 1.13 приказа Госстроя № 68; тогда как общество принимает нормативную численность административно - управленческого персонала по максимальному значению из предложенного рекомендациями Госстроя диапазона, что не отвечает принципу экономической обоснованности расходов.

Расчет фонда оплаты труда произведен органом регулирования в размере 25 372,90 руб. исходя из размера среднемесячной начисленной заработной платы работников по полному кругу организаций, размещенной на официальном сайте территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области на сентябрь 2017 года, что не противоречит пункту 29 Основ ценообразования.

В связи с уменьшением расходов на оплату труда соответствующим образом скорректированы расходы на отчисления на социальные нужды, поскольку статья расходов «Отчисления на социальные нужды» является расчетной, и расходы по ней принимаются в зависимости от принятого размера фонда оплаты труда и дополнительного учета не требуют.

Суд не усматривает нарушений требований Правил регулирования и Методических рекомендаций при корректировке расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды.

Доводы административного истца о том, что произведенный ответчиком расчет численности персонала не соответствует требованиям Правил технической эксплуатации электроустановок и Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, суд не принимает во внимание, поскольку в силу пункта 1.8 Приказа Госстроя № 68 нормативная численность установлена в соответствии с действующими правилами охраны труда и техники безопасности.

В соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии в порядке, определенном методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, учитываются расходы на оплату величины потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций, определяемой в соответствии с пунктом 40(1) настоящего документа.

В качестве базы для расчета цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, используются объем отпуска электрической энергии потребителям и величина мощности, определяемая в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг и прогнозным балансом, а также величина потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций, определяемая в соответствии с пунктами 38(1) и 40(1) настоящего документа.

Для территориальных сетевых организаций, расходы которых впервые учитываются при утверждении в установленном порядке тарифов на услуги по передаче электрической энергии, а также для территориальных сетевых организаций, предыдущий период регулирования которых составил менее 12 месяцев, уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям должен быть определен исходя из условия непревышения по соответствующим уровням напряжения нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, утвержденных Министерством энергетики Российской Федерации, с учетом показателей, по которым производится дифференциация нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, в соответствии с методикой определения нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, утвержденной Министерством энергетики Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, расходы на компенсацию потерь ООО «Симбирсксетьсервис» на 2018 год рассчитаны Министерством в соответствии с  приказом Минэнерго России от 30 сентября 2014 г. № 674, норматив потерь определен в размере 4,85% по данным представленного баланса электрической энергии  на 2018 год. Рассчитывая норматив потерь, орган регулирования обоснованно исходил из того, что общество использует сети среднего второго и нижнего напряжения, поэтому величину объема поступившей электроэнергии из сети высокого напряжения включил в объем электроэнергии, поступающей по сетям СН2. Представитель ООО «Симбирсксетьсервис» в судебном заседании подтвердил, что поступившая из сетей высокого напряжения электроэнергия потребителям не передается, а с использованием трансформаторной подстанции перерабатывается в энергию СН2.

Кроме того, суд учитывает, что пунктом 52 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861, установлена обязанность потребителей услуг оплачивать в составе тарифа за услуги по передаче электрической энергии нормативные потери, возникающие при передаче электрической энергии по сети сетевой организацией, с которой соответствующими лицами заключен договор.

Расчет норматива потерь, составленный ООО «Симбирсксетьсервис», необоснованно завышен, тогда как действующее законодательство ограничивает компенсацию регулируемой организации ненормативных потерь электрической энергии за счет потребителей.

Согласно части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Основываясь на положениях федерального законодательства, суд приходит к выводу, что оспариваемые нормы приказа Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 25 декабря 2017 г. № 06-629 «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2018 год» приняты в пределах полномочий Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области, с соблюдением порядка принятия и опубликования, не противоречат требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, прав и законных интересов административных истцов не нарушают, поэтому в удовлетворении требований     ООО «АВИС»,  ООО «ИРЭС» и ООО «Симбирсксетьсервис» следует отказать.

Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «АВИС»  о признании недействующим приказа Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 25 декабря 2017 г. № 06-629 «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2018 год» в части установления обществу с ограниченной ответственностью «АВИС» необходимой валовой выручки в сумме 4578,73 тыс. руб. и понуждении к установлению необходимой валовой выручки на 2018 год в сумме 5521,77 тыс. руб. отказать.

В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Инзенские районные электрические сети»  о признании недействующим приказа Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 25 декабря 2017 г. № 06-629 «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2018 год» в части установления обществу с ограниченной ответственностью «Инзенские районные электрические сети» необходимой валовой выручки в сумме 14 857,70 тыс. руб. и понуждении к установлению необходимой валовой выручки на 2018 год методом экономически обоснованных расходов (затрат)  отказать.

В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Симбирсксетьсервис»  о признании недействующим приказа Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от   25 декабря 2017 г. № 06-629 «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2018 год» в части установления обществу с ограниченной ответственностью «Симбирсксетьсервис» необходимой валовой выручки в сумме 5699,24 тыс. руб. и понуждении к установлению необходимой валовой выручки на 2018 год в сумме 15 055,16 тыс. руб. отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                                            Н.А. Пулькина