ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-83/2021 от 25.05.2021 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Дело № 3а-83/2021

42OS0000-01-2020-000263-95

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.Кемерово 25 мая 2021 года

Кемеровский областной суд в составе председательствующего судьи Решетняка А.М.,

при секретаре Юргель Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился с административным иском об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Требования мотивированы тем, что он является собственником объекта недвижимости – пристроенное помещение, с кадастровым номером , площадью 1156,4 кв.м., назначение – нежилое, наименование: «пристроенное помещение - отделочный цех», расположенного по адресу: <адрес>.

Кадастровая стоимость помещения определена по состоянию на 02 июня 2011 года и составляет 4 485 953,14 руб.

Между тем рыночная стоимость данного объекта недвижимости ниже его кадастровой стоимости, что подтверждается отчетом оценщика ООО «Оценщик» №7-ПК от 19 ноября 2019 года, согласно которому рыночная стоимость данного объекта на дату оценки на 02 июня 2011 года составляет 2 830 964,12 руб.

В связи с этим, ссылаясь на Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», административный истец просит восстановить срок на пересмотр кадастровой стоимости и установить кадастровую стоимость спорного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, а именно 2 830 964, 12 рублей, определенной по состоянию на 02.06.2011.

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял.

Административные ответчики ФГБУ «ФКП Росреестра» (филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области - Кузбассу), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области – Кузбассу, Правительство Кемеровской области – Кузбасса, заинтересованное лицо администрация Мариинского городского поселения своих представителей в судебное заседание не направили, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.

Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области - Кузбассу в письменном отзыве указал, что не является надлежащим административным ответчиком по делу, не оспаривает право административного истца на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя (т.1 л.д.53-56).

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области – Кузбассу представило письменные возражения, в которых указало на то, что не является административным ответчиком по делу, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя (т.1 л.д.81-82).

Правительство Кемеровской области-Кузбасса направило объяснения, в которых указало на отсутствие спорного объекта недвижимости с кадастровым номером в постановлении Коллегии Администрации Кемеровской области от 13.01.2012 № 2 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Кемеровской области», которым были утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, определенные по состоянию на 02.06.2011. Право административного истца на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости не оспаривает, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя (т.1 л.д.194-196).

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, распорядившихся своим правом на участие в судебном заседании.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно ст. 24.20 названного Федерального закона сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Судом установлено, что ФИО1 является собственником объекта недвижимости – «Помещение», с кадастровым номером , площадью 1156,4 кв.м., назначение – нежилое, наименование: «пристроенное помещение - отделочный цех», расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 66 т.1), копией кадастрового дела (л.д. 57-77 т.1).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 01 ноября 2019 года (том 1 л.д. 129) кадастровая стоимость объекта недвижимости определена по состоянию на 02 июня 2011 года и составляет 4 485 953,14 руб. Сведения о кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости 21 февраля 2012 года.

Поскольку результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности административного истца как собственника объекта недвижимости, являющегося плательщиком налога на имущество организаций, размер которого определяется от кадастровой стоимости объекта недвижимости (ч. 1 ст. 375, ч. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации), он вправе в судебном порядке оспорить результаты определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

Согласно ч. 3 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

В суд с настоящим заявлением административный истец обратился 22 июня 2020 года, о чем свидетельствует квитанция об отправке искового заявления в электронном виде (л.д. 3 т.1).

Как следует из разъяснений, данных в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен при наличии уважительных причин его пропуска.

Исходя из конкретных обстоятельств дела, в том числе даты заключения договора купли – продажи недвижимого имущества, учитывая также, что с даты утверждения последних результатов кадастровой стоимости прошло более пяти лет, при этом, в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения ч. 1 ст. 24.12 Закона об оценочной деятельности, предусматривающие обязательность проведения государственной кадастровой оценки не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка, полагаясь на которые административный истец мог рассчитывать на своевременное проведение очередной государственной кадастровой оценки объекта недвижимости, утратили свою силу, срок для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением подлежит восстановлению.

Из представленного отчета №7-ПК от 19 ноября 2019 года, составленным оценщиком ООО «Оценщик» (л.д. 131-192 т.1) усматривается, что рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером на дату оценки на 02 июня 2011 года, составляет 2 830 964,12 руб.

Поскольку оценщиком в нарушение рекомендаций Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 № 611, применен затратный подход, целесообразность применения такого подхода, в разрез с вышеуказанными рекомендациями не аргументирована. Расчет рыночной стоимости объекта оценки затратным подходом, в том числе, в рамках отдельных показателей принятых при расчете нового строительства и определения величины функционального износа здания, не обеспечил проверяемость результата, определением Кемеровского областного суда от 09 марта 2021 года по делу назначена судебная оценочная экспертиза объекта недвижимости (л.д. 20-24 т.2).

Согласно заключению эксперта ООО «Оценочное бюро «Актив» № 47/2021 от 30 апреля 2021 года рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером , площадью 1156,4 кв.м., назначение – нежилое, наименование: «пристроенное помещение - отделочный цех», расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 2 июня 2011 года составляет 3 005 000 руб. (л.д. 36-84 т.2).

Оценивая указанное заключение эксперта о рыночной стоимости нежилого здания, суд исходит из того, что оно по своему содержанию соответствует требованиям части 2 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, содержит подробное описание и результаты проведенных исследований, в нем указаны используемые стандарты оценки, выводы эксперта мотивированы, изложены ясно и не допускают неоднозначного их толкования. Рыночная стоимость объекта оценки определена методом количественного обследования (анализа) затратного подхода, отказ от сравнительного и доходного подходов обоснован. Этапы определения стоимости объекта оценки экспертом подробно изложены, приведены источники информации на основании которых произведен расчет итоговой величины рыночной стоимости, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных экспертом.

Дата, по состоянию на которую экспертом определена рыночная стоимость спорного объекта недвижимости – 2 июня 2011 года, соответствует дате, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что представленное заключение эксперта об определении рыночной стоимости пристроенного помещения с кадастровым номером , является надлежащим доказательством, подтверждающим размер его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

В силу пункта 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 28 от 30.06.2015 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» на основании имеющихся в деле доказательств, суд вправе установить рыночную стоимость в ином порядке, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.

По данному делу установление кадастровой стоимости в размере рыночной подлежит на основании экспертного заключения.

Лицами, участвующими в деле, не представлено каких-либо возражений, подтвержденных доказательствами, относительно величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, установленной экспертом в заключении.

Довод представителя Правительства Кемеровской области – Кузбасса об отсутствии спорного объекта недвижимости с кадастровым номером в постановлении Коллегии Администрации Кемеровской области от 13.01.2012 № 2 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Кемеровской области» опровергается данным постановлением, а именно содержанием таблицы «Кадастровая стоимость объектов недвижимости на территории Кемеровской области (Мариинский район)», где он расположен под порядковым номером – , а также материалами кадастрового дела.

В обоснование заявленных требований административный истец указал на несоответствие кадастровой стоимости спорного нежилого здания его рыночной стоимости, что нашло свое подтверждение при рассмотрении дела. Рыночная стоимость нежилого здания ниже его кадастровой стоимости, что подтверждается заключением эксперта, в связи с чем административный истец вправе требовать установления его кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости.

В соответствии с частью 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Доводы Управления Росреестра по Кемеровской области и ФГБУ «ФКП Росреестра» о том, что данные лица не являются надлежащими ответчиками по делу, противоречат положениям части 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в соответствии с которыми к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

При таких обстоятельствах требования административного истца об установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости подлежат удовлетворению, кадастровую стоимость объекта недвижимости надлежит установить в размере рыночной стоимости равной 3 005 000 руб. на основании заключения судебной экспертизы.

В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 названного кодекса.

Положениями части 1 статьи 103 и пункта 1 статьи 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела отнесены суммы, подлежащие выплате экспертам.

Как следует из материалов дела определением Кемеровского областного суда от 9 марта 2021 года по инициативе суда назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено ООО «Оценочное бюро «Актив». Обязанность по оплате экспертизы возложена на ФИО1

Определение суда исполнено, заключение эксперта ООО «Оценочное бюро «Актив» представлено в материалы дела.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости установлена судом на основании заключения судебной экспертизы ООО «Оценочное бюро «Актив» № 47/2021 от 30 апреля 2021 года.

По сообщению экспертного учреждения ООО «Оценочное бюро «Актив» стоимость услуг по проведению судебной экспертизы составила 16 000 рублей и до настоящего времени не оплачена (л.д. 34 т.2).

Размер стоимости судебной экспертизы в размере 16 000 рублей лицами, участвующими в деле, не оспаривался.

Принимая во внимание, что требование административного истца об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости подлежит удовлетворению, при этом оспариваемая кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере 4 485 953,14 руб., превышает кадастровую стоимость, установленную судом на основании заключения судебной экспертизы – 3 005 000 руб. настолько, что свидетельствует о повлекшей нарушение прав административного истца ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости, и не укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений, потому судебные расходы подлежат отнесению на административного ответчика, утвердившего результаты оспариваемой кадастровой стоимости.

Поскольку оспариваемая кадастровая стоимость утверждена постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 13.01.2012 № 2 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Кемеровской области», суд по правилам главы 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым взыскать стоимость судебной экспертизы в размере 16 000 рублей с Правительства Кемеровской области-Кузбасса в пользу экспертной организации ООО «Оценочное бюро «Актив».

При исполнении настоящего определения суда о взыскании судебных расходов следует учитывать, что в соответствии с положениями п. 1 ст. 9 Устава Кемеровской области - Кузбасса, ст. 3 Закона Кемеровской области от 09.03.2005 № 47-ОЗ «О системе исполнительных органов государственной власти Кемеровской области - Кузбасса», ст. 1 Закона Кемеровской области от 09.03.2005 № 43-ОЗ «О Правительстве Кемеровской области - Кузбасса» Правительство Кемеровской области - Кузбасса является высшим исполнительным органом государственной власти Кемеровской области - Кузбасса, коллегиальным органом, возглавляющим систему исполнительной власти в Кемеровской области - Кузбассе, который не наделен статусом юридического лица.

Согласно п. 3 ст. 49 Устава Кемеровской области - Кузбасса, деятельность высшего исполнительного органа государственной власти Кемеровской области обеспечивается исполнительным органом государственной власти Кемеровской области общей компетенции.

Таким органом, в соответствии с п. 1.1 Положения об Администрации Правительства Кузбасса, утвержденного постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 20.11.2019 № 668, является Администрация Правительства Кузбасса, которая обладает правами юридического лица и осуществляет организационное, документационное, информационно-аналитическое, правовое и финансовое обеспечение деятельности Правительство Кемеровской области - Кузбасса (п.п. 2.1, 3.3 Положения).

Принимая во внимание установленное правовое регулирование в сфере обеспечения деятельности Правительства Кемеровской области - Кузбасса, определение о взыскании судебных расходов подлежит исполнению за счет средств Администрации Правительства Кузбасса. Полномочиями по организации исполнения исполнительного документа о взыскании судебных расходов по настоящему делу наделено Управление Федерального казначейства по Кемеровской области (пункт 7 статьи 161, статьи 242.3 - 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Требования ФИО1 удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – «Помещение», с кадастровым номером , площадью 1156,4 кв.м., назначение «Нежилое», наименование: «Пристроенное помещение - отделочный цех», расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости равной 3 005 000 рублей, определенной по состоянию на 02 июня 2011 года.

Датой обращения ФИО1 в суд считать – 22 июня 2020 года.

Взыскать с Правительства Кемеровской области-Кузбасса в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Оценочное бюро «Актив» стоимость судебной экспертизы в размере 16 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Решетняк А.М.