ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-83/2022 от 11.04.2022 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 3а -83/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 апреля 2022 года г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе председательствующего Феофиловой Л.В., при секретаре Агатаевой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению администрации Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области в лице главы Еленинского сельского поселения, администрации Карталинского муниципального района Челябинской области в лице главы Карталинского муниципального района Челябинской области к Совету депутатов Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области об оспаривании нормативного правового акта,

у с т а н о в и л :

Администрация Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области в лице главы Еленинского порселения, администрация Карталинского муниципального района Челябинской области в лице главы ЕКарталинского муниципального района обратились в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области, в котором просят:

признать недействующим решение Совета депутатов Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области от 20 декабря 2021 года № 119 «О внесении изменений в Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области, утвержденное решением Совета депутатов Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области № 94 от 27 мая 2021 года», как не соответствующее законодательству Российской Федерации.

В обоснование административных исковых требований указали, что 09 декабря 2021 года Главе Еленинского сельского поселения было представлено для подписания решение о внесении изменений в Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района, утвержденное решением Совета депутатов Еленинского сельского поселении № 94 от 27 мая 2021 года. Решением пункт 10 изложен в новой редакции «10. Председатель конкурсной комиссии избирается из числа членов конкурсной комиссии, на предварительном заседании конкурсной комиссии в ходе открытого голосования простым большинством голосов от числа членов конкурсной комиссии, присутствующих на заседании. При равенстве голосов решающим является голос председателя Совета депутатов Еленинского сельского поселения». Проект был отклонен Главой на основании части 3 статьи 23 Устава Еленинского сельского поселения. Вносимые изменения в Положение противоречат пунктам 5 и 6 Положения о порядке проведения конкурса. 20 декабря 2021 года Главе Еленинского сельского поселения было представлено для подписания решение о внесении изменений в Положение о порядке проведения конкурса в идентичной редакции за номером 119. 20 декабря 2021 года на заседании внеочередной сессии Совета депутатов Еленинского сельского поселения был решен вопрос о внесении изменений в Положение. Полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с нарушением процедуры принятия и опубликования.

Протокольным определением Челябинского областного суда от 14 февраля 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Глава Еленинского сельского поселения Челябинской области ФИО1 (л.д.77-78).

Представитель административных истцов администрации Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области, администрации Карталинского муниципального района Челябинской области ФИО2, действующая на основании доверенностей от 10 января 2022 года также в интересах глав муниципальных образований (л.д. 65-66), в судебном заседании на удовлетворении требований настаивала.

В ходе производства по делу поясняла, что в связи с принятием Советом депутатов Еленинского поселения Карталинского района Челябинской области решения от 02 марта 2022 года № 130, противоречия, касающиеся участия председателя Совета депутатов Еленинского сельского поселения в голосовании устранены, однако процедура принятия и опубликования оспариваемого нормативного правового акта не соблюдена. Кроме того, полагала, что оспариваемым нормативным правовым актом неправомерно исключена процедура учета мнения Главы Карталинского района при избрании председателя конкурсной комиссии.

Представитель Совета депутатов Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области ФИО3, действующий на основании доверенности от 10 марта 2022 года (л.д. 111), в судебном заседании производство по делу полагал подлежащим прекращению.

В письменных возражениях указал, что неопределенность процедуры утверждения председателя конкурсной комиссии устранена принятым решением Советом депутатов Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области от 02 марта 2022 года № 130. В частности, Советом депутатов решено изложить пункт 5 раздела II Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района в следующей редакции: «Кандидатуры членов конкурсной комиссии, назначаемых Советом депутатов, могут вноситься председателем Совета депутатов, депутатами Совета депутатов, депутатскими объединениями (фракциями), представленными в Совет депутатов. Члены конкурсной комиссии от Совета депутатов назначаются решением Совета депутатов, принятым простым большинством голосов депутатов от установленной численности депутатов Совета депутатов. Председатель Совета депутатов назначается постоянным членом конкурсной комиссии от Совета депутатов». Оспариваемый нормативный правовой акт перестал затрагивать права административного истца, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению (л.д. 113-115).

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с положениями статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме (часть 7).

Согласно части 8 настоящей статьи при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9).

Как следует из материалов дела, решением Советом депутатов Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области от 27 мая 2021 года № 94 утверждено Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района (далее – Положение) (л.д. 37-46).

Вышеуказанное решение, а также процедура его принятия сторонами не оспаривается.

Пунктом 10 Положения в первоначальной редакции установлено, что Председатель конкурсной комиссии избирается из числа членов конкурной комиссии, с учетом мнения главы Карталинского муниципального района, на предварительном заседании конкурной комиссии в ходе открытого голосования простым большинством голосов из числа членов конкурсной комиссии, присутствующих на заседании.

08 декабря 2021 года Советом депутатов Еленинского сельского поселения Карталинского района Челябинской области вынесено решение № 106 о внесении изменений в Положение, согласно которым пункт 10 изложен в новой редакции: «Председатель конкурсной комиссии избирается из числа членов конкурсной комиссии, на предварительном заседании конкурсной комиссии в ходе открытого голосования простым большинством голосов от числа членов конкурсной комиссии, присутствующих на заседании. При равенстве голосов решающим является голос председателя Совета депутатов Еленинского сельского поселения».

17 декабря 2021 года исполняющей обязанности главы Еленинского сельского поселения ФИО1 направлено письмо в адрес Совета депутатов Еленинского сельского поселения о том, что направленное в ее адрес решение № 106 противоречит пунктам 5 и 6 Положения, на основании чего в силу части 5 статьи 23 Устава Еленинского сельского поселения решение отклоняется (л.д. 104).

20 декабря 2021 года состоялось внеочередная сессия Совета депутатов Еленинского сельского поселения, на которой обсуждался вопрос о внесении изменений в Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области, утвержденное решением Совета депутатов Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области № 94 от 27 мая 2021 года. На заседании присутствовало 8 человек из 10 установленного статьей 20 Устава Еленинского сельского поселения количества депутатов (л.д. 7-36). «За» проголосовало 8 депутатов (л.д. 106).

По итогам собрания Советом депутатов Еленинского сельского поселения Карталинского района Челябинской области было принято решение от 20 декабря 2021 года № 119, согласно которому в пункт 10 раздела III Положения, внесены изменения, он изложен в редакции: «Председатель конкурсной комиссии избирается из числа членов конкурсной комиссии на предварительном заседании конкурсной комиссии в ходе открытого голосования простым большинством голосов от числа членов конкурсной комиссии, присутствующих на заседании. При равенстве голосов решающим является голос председателя Совета депутатов Еленинского сельского поселения» (л.д. 107).

28 декабря 2021 года исполняющей обязанности главы Еленинского сельского поселения ФИО1 направлено письмо в адрес Совета депутатов Еленинского сельского поселения о том, что данный проект решения отклоняется. Указывает на нарушение процедуры принятия данного решения.

В соответствии с частью 5 статьи 23 Устава Еленинского сельского поселения Карталинского района Челябинской области (далее по тексту - Устав) нормативные правовые акты, принятые Советом депутатов поселения, направляются Главе поселения для подписания и обнародования в течение 10 дней. В случае отклонения Главой поселения решения Совета депутатов поселения правовой акт в течение 10 дней возвращается в Совет депутатов поселения с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если при повторном рассмотрении указанное решение будет одобрено в ранее принятой редакции не менее двумя третями от установленной численности Совета депутатов поселения, решение подлежит подписанию Главой поселения в течение семи дней и обнародованию.

Согласно абзацу 2 части 5 статьи 23 Устава решения Совета депутатов поселения, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Согласно письменных объяснений представителя административных истцов, полный текст оспариваемого решения Совета депутатов Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области от 20 декабря 2021 года № 119 «О внесении изменений в Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области, утвержденное решением Совета депутатов Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области № 94 от 27 мая 2021 года» опубликован на официальном сайте администрации Еленинского сельского поселения Карталинского района Челябинской области 22 декабря 2021 года, размещен (обнародован) на стендах в здании администрации поселения, в котором расположен кабинет участкового полиции, МФЦ, почта, парикмахерская (л.д. 134).

Как следует из абзаца 7 части 5 статьи 23 Устава обнародованием решений Совета депутатов считается размещение их полных текстов на информационных стендах поселения.

Таким образом, суд не соглашается с доводами административных истцов о нарушении процедуры принятия оспариваемого акта и введения его в действие, поскольку оспариваемое решение принято квалифицированным большинством голосов, в ранее принятой редакции, обнародовано в порядке, предусмотренном Уставом.

Согласно части 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации определены специальным законом, каковым является Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Частью 3 статьи 34 Закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ установлено, что вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Согласно положениям части 2.1. статьи 36 Закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования.

Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования.

В поселении, во внутригородском районе половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом поселения, внутригородского района, а другая половина - главой соответствующего муниципального района, городского округа с внутригородским делением.

Согласно пункту 10 Положения в редакции оспариваемого нормативного правового акта, Председатель конкурсной комиссии избирается из числа членов конкурсной комиссии, на предварительном заседании конкурсной комиссии в ходе открытого голосования простым большинством голосов от числа членов конкурсной комиссии, присутствующих на заседании. При равенстве голосов решающим является голос председателя Совета депутатов Еленинского сельского поселения.

В ходе рассмотрения настоящего дела Советом депутатов Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области принято решение от 02 марта 2022 года № 130 «О внесении изменений в Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области, утвержденное решением Совета депутатов Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области № 94 от 27 мая 2021 года» (л.д. 116), которым пункт 5 раздела II Положения изложен в следующей редакции: «Кандидатуры членов конкурсной комиссии, назначаемых Советом депутатов, могут вноситься председателем Совета депутатов, депутатами Совета депутатов, депутатскими объединениями (фракциями), представленными в Совет депутатов. Члены конкурсной комиссии от Совета депутатов назначаются решением Совета депутатов, принятым простым большинством голосов депутатов от установленной численности депутатов Совета депутатов. Председатель Совета депутатов назначается постоянным членом конкурсной комиссии от Совета депутатов».

Решение Совета депутатов Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области размещено на официальном сайте администрации Еленинского сельского поселения Каратлинского муниципального района Челябинской области 04 марта 2022 года (л.д. 136) и опубликовано в газете «Карталинская новь» выпуск № 11 (11239) от 26 марта 2022 года (л.д. 137).

Часть 7 статьи 213 КАС РФ предписывает судам, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта проверять законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются, однако, при проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Учитывая, что неопределенность Положения, допущенная принятием оспариваемого нормативного правового акта, на момент рассмотрения административного спора устранена внесением изменений в Положение, что представителем административных истцов не оспаривалось, основания для удовлетворения административных исковых требований отсутствуют.

При этом оснований для прекращения производства по административному делу суд не усматривает.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 214 КАС РФ суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя.

Вместе с тем в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц (часть 2 статьи 194, пункт 1 части 8, часть 11 статьи 213, пункт 1 части 2 статьи 214 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ).

В оспариваемый административными истцами нормативный правовой акт, которым внесены изменения в основной нормативный правовой акт, изменения не вносились. Кроме того, содержание пункта 10 Положения, с учетом пояснений представителя административных истцов в судебном заседании 23 марта 2022 года, оспаривается не только по мотиву неопределенности порядка учета голоса председателя Совета депутатов Еленинского сельского поселения при равенстве голосов (до внесения изменений решением от 02 марта 2022 года № 130), но и в связи с исключением учета мнения главы Карталинского муниципального района при избрании председателя конкурсной комиссии.

При таких обстоятельствах основания для прекращения производства по делу отсутствуют.

Оценивая указанный довод административных истцов, суд считает исключение учета мнения главы Карталинского муниципального района при избрании председателя конкурсной комиссии не противоречащим положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.

Как ранее указывалось, определение порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования относится к полномочиям представительного органа муниципального образования.

Учитывая, что нормативные правовые акты, имеющие большую юридическую силу, обязательность учета мнения главы муниципального образования при избрании Председателя конкурсной комиссии не предусматривают, Положением в первоначальной редакции процедура учета мнения главы Карталинского муниципального района урегулирована не была, то есть не было механизма реализации данной нормы, что делало ее неопределенной, основания для признания решения Совета депутатов Еленинского сельского поселения от 20 декабря 2021 года № 119 недействующим отсутствуют.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административных исковых требований Администрации Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области, администрации Карталинского муниципального района Челябинской области к Совету депутатов Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области о признании недействующим решения Совета депутатов Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области от 20 декабря 2021 года № 119 «О внесении изменений в Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области, утвержденное решением Совета депутатов Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области от 27 мая 2021 года № 94, отказать.

Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Челябинский областной суд.

Председательствующий Л.В. Феофилова