Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Самара 28 июня 2023 года Самарский областной суд в составе: председательствующего судьи Калинниковой О.А., при секретаре – помощнике судьи ФИО2, с участием прокурора ФИО3, представителя административного истца ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-841/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Никитские ворота» о признании недействующими в части нормативных правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации, у с т а н о в и л : ФИО6 административный истец, общество) обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Самарской области, в котором, с учетом уточнения требований, просит признать недействующими со дня их принятия Перечни объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020-2022 годы, утверждённые приказами министерства имущественных отношений Самарской области, соответственно, от 7 октября 2019 года № 2201; от 19 октября 2020 года № 2014, от 22 октября 2021 года № 2233 (далее также Перечни, Перечни объектов недвижимого имущества) в части включения в них нежилого здания с кадастровым номером №:205, расположенного в г. Самара. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что обществу на праве собственности до декабря 2022 года принадлежало нежилое помещение с кадастровым номером №:747, которое является частью спорного нежилого здания. Полагают, что нежилое здание необоснованно включено в оспариваемые Перечни, поскольку не соответствуют критериям объектов, поименованным в статье 378.2 НК РФ, не является административно-деловым или торговым центром, а представляет собой подземный паркинг. Оспариваемыми нормативными актами нарушаются права и законные интересы общества, так как налог на принадлежащее обществу нежилое помещение, не включенное в Перечни, исчисляется из его кадастровой стоимости, то есть необоснованно увеличено налоговое бремя. В судебном заседании представитель ФИО7ФИО5, действующая на основании доверенности, поддержала административный иск по изложенным в нем основаниям. Пояснила, что спорное здание представляет собой двухуровневый подземный паркинг, все помещения в нем являются машино-местами для хранения автомобилей, в нем отсутствуют офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и бытового обслуживания. Представитель административного ответчика - министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представлены письменные возражения, из которых следует, что спорное нежилое здание с кадастровым номером №:205 обоснованно включено в оспариваемые Перечни на 2020-2022 г.г. на основании подпункта 1 пункта 1 и пункта 3 статьи 378.2 НК РФ, поскольку расположено на земельном участке с кадастровым номером №:3 с видом разрешенного использования «для строительства жилого дома со встроенными нежилыми помещениями, здания многоцелевого использования с жилыми квартирами, магазинами, офисами», что позволяет отнести его к объектам, предназначенным для использования в целях размещения объектов делового и коммерческого назначения. Решение об определении вида фактического использования нежилого здания министерством не принималось. Просят отказать в удовлетворении заявленных требований. Представители заинтересованных лиц – администрации городского округа Самара, МИФНС № 21 по Самарской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. МИФНС № 21 по Самарской области представлены письменные, из которых следует, что поскольку принадлежащее ФИО8 нежилое помещение находится в здании, включенном в Перечни, определенные приказами министерства имущественных отношений Самарской области, оно подлежит налогообложению из кадастровой стоимости. В силу статей 150, 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Выслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшего, что административный иск подлежит удовлетворению, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему. В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. На основании части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт. Установлено, что 08.02.2009 на государственный кадастровый учет поставлен объект недвижимости – здание с кадастровым номером №:205, площадью 3 459,7 кв.м, количество этажей 1(в том числе подземных 1), расположенное по адресу: <адрес>Д, строение 1. ФИО9 в период с 29.12.2014 по 23.12.2022 являлось собственником нежилого помещения № 74 с кадастровым номером №:747, площадью 1503,9 кв.м, расположенного в подвальном этаже вышеуказанного нежилого здания на отм. -6,600. Указанные обстоятельства подтверждены выписками из Единого государственного реестра недвижимости (далее также ЕГРН) от 18.11.2021, 09.03.2023, 10.03.2023, 07.04.2023. На основании статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов. Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 НК РФ/. Согласно пунктам 1, 2 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Если иное не установлено настоящим пунктом, налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса. В силу статьи 1.1 Закона Самарской области от 25 ноября 2003 года № 98-ГД «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области» налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. В силу части 3 статьи 4, статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 года № 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области» министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы. В рамках переданных полномочий министерством имущественных отношений Самарской области изданы приказы: - от 7 октября 2019 года № 2201, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, и в печатном издании «Волжская коммуна», № 158(30741) 23.10.2019; - от 19 октября 2020 года № 2014, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества на 2021 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19.10.2020, в издании «Волжская коммуна», N 171(30955), 21.10.2020; - от 22 октября 2021 года № 2233, которым в приложении № 1 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (нежилых зданий) на 2022 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021; Оспариваемые нормативные правовые акты приняты в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области», и официально опубликованы в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок. По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказов, нарушения процедуры их принятия и порядка опубликования нормативные правовые акты не оспариваются. В указанные Перечни на 2020 год под пунктом № 3801, на 2021 год под пунктом № 3405, на 2022 год под пунктом № 3362 (приложение № 1) министерством имущественных отношений Самарской области включено нежилое здание с кадастровым номером №:205. Сведения о зарегистрированных правах на спорное нежилое здание в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют. При этом, входящее в состав здания нежилое помещение с кадастровым номером №:747, принадлежавшее административному истцу в период с 29.12.2014 по 23.12.2022, в оспариваемые Перечни не включено. Вместе с тем, по сообщению налогового органа от 16.03.2023, налог на нежилое помещение с кадастровым номером №:747 исчисляется из его кадастровой стоимости, поскольку оно расположено в нежилом здании, включенном в Перечни. Таким образом, несмотря на отсутствие сведений о правообладателе спорного нежилого здания, включение его в Перечни на 2020-2022 гг. влечет для административного истца обязанность уплаты налога на имущество из кадастровой стоимости объекта недвижимости. С учетом изложенного, суд полагает, что административный истец вправе оспорить нормативные правовые акты – приказы министерства имущественных отношений Самарской области в части включения нежилого здания с кадастровым номером №:205 в Перечни на 2020-2022 г.г. ФИО10 обратилось с административным иском в суд 28.12.2022. Несмотря на истечение к моменту обращения срока действия приказов об утверждении Перечней на 2020-2021 г.г., а к моменту рассмотрения дела также приказа об утверждении Перечня на 2022 год, суд полагает, что оспариваемые нормативные акты продолжают затрагивать права административного истца, поскольку сохраняется обязанность по уплате налога на имущество, право на перерасчет налога, а также право налогового органа на взимание недоимки. В установленном порядке приказы не отменены, следовательно, подлежат применению и после истечения срока их действия в целях налогообложения. Согласно позиции административного ответчика, нежилое здание с кадастровым номером №:205 включено в оспариваемые Перечни на основании подпункта 1 пункта 1 и пункта 3 статьи 378.2 НК РФ, исходя из вида разрешенного использования земельного участка, в границах которого оно расположено. Оценивая обоснованность включения объекта недвижимого имущества в Перечни на 2020-2022 г.г., проверив оспариваемые нормативные правовые акты на их соответствие законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: - административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; - нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Согласно пунктам 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки). В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. В целях настоящего пункта: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. В силу пункта 5 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Как следует из материалов дела, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости нежилое здание с кадастровым номером №:205, площадью 3459, 7 кв.м, является одноэтажным (в том числе подземных 1), имеет назначение «нежилое» и наименование «подземный паркинг»; данные о виде его разрешенного использования отсутствуют. Однако, наименование здания «подземный паркинг» не является тождественным значению «административно-деловой или торговый центр (комплекс)» и, соответственно, без проверки назначения входящих в состав здания помещений по сведениям ЕГРН и технической документации или его фактического использования, с бесспорностью не подтверждает предназначение такого здания по сведениям ЕГРН для размещения офисов (сопутствующей офисной инфраструктуры), торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания. Административным истцом представлены технические паспорта на спорное здание и принадлежащее обществу нежилое помещение, выполненные Аналитическим центром – служба кадастровых инженеров по состоянию на 09.06.2008 и 10.04.2013. Принимая во внимание, что техническая документация выполнена по состоянию на 09.06.2008 неуполномоченной организацией, а технический паспорт от 10.04.2013 составлен после 01.01.2013, документы технической инвентаризации были истребованы судом из филиала ППК «Роскадастр» по Самарской области в порядке межведомственного взаимодействия (СМЭВ). Согласно уведомлению филиала ППК «Роскадастр» по Самарской области от 28.03.2023 технический план в реестром деле на нежилое здание с кадастровым номером № отсутствует. В связи с этим судом были истребованы и приобщены в материалы дела выписки из ЕГРН на 86 нежилых помещений, образующих здание. По сведениям, предоставленным филиалом ППК «Роскадастр» по Самарской области, установлены следующие данные о нежилых помещениях в спорном здании: №:700, площадью 21,2 кв.м, пом.№, подвал, назначение- нежилое, наименование – данные отсутствуют, вид использования – помещение для стоянки (хранения) автомобиля в подземном паркинге; №:701, площадью 17,7 кв.м, пом.№, подвал, назначение - нежилое, наименование – помещение для стоянки(хранения) автомобиля в подземном паркинге; №:702, площадью 17,9 кв.м, пом.№, подвал, назначение – нежилое, наименование – нежилое помещение; вид использования – данные отсутствуют, №:703, площадью 25,2 кв.м, пом.№, назначение – нежилое, наименование – нежилое помещение, вид использования – данные отсутствуют, №:706, площадью 18,1 кв.м, пом.№, назначение – нежилое, наименование – данные отсутствуют, вид использования – данные отсутствуют, №:707, площадью 16 кв.м, пом.№, назначение – нежилое, наименование – данные отсутствуют, вид использования – помещение для стоянки (хранения) автомобиля в подземном паркинге, №:708, площадью 16,6 кв.м, пом.№, назначение – нежилое, наименование – данные отсутствуют, вид использования – помещение для стоянки (хранения) автомобиля в подземном паркинге, №:711, площадью 16,8 кв.м, пом.№, назначение – нежилое, наименование- нежилое помещение, вид использования – данные отсутствуют, №:712,площадью 35,7 кв.м, пом.№, назначение – нежилое, наименование – машино-место, вид использования – данные отсутствуют, №:713,площадью 19,1 кв.м, пом.№, назначение – нежилое, наименование – данные отсутствуют, вид использования - помещение для стоянки (хранения)автомобиля в подземном паркинге, №:714, площадью 18,6 кв.м, пом.№, назначение – нежилое, наименование – данные отсутствуют, вид использования: помещение для стоянки (хранения)автомобиля в подземном паркинге, №:715, площадью 28,2 кв.м, пом.№, подвал, назначение – нежилое, наименование – нежилое помещение, вид использования - данные отсутствуют, №:716, площадью 18,5 кв.м, пом.№, назначение – нежилое, наименование – нежилое помещение, вид использования – данные отсутствуют, №:717,площадью 18,8 кв.м, пом.№, подвал, назначение – нежилое, наименование – данные отсутствуют, вид использования: помещение для стоянки (хранения)автомобиля в подземном паркинге, №:718, площадью 19,4 кв.м, пом.№, назначение – нежилое, наименование – данные отсутствуют, вид использования: помещение для стоянки (хранения)автомобиля в подземном паркинге, №:719, площадью 33,3 кв.м, пом.№, подвал, назначение – нежилое, наименование – нежилое помещение, вид использования – данные отсутствуют, №:720,площадью 18,1 кв.м, пом.№, назначение – нежилое, наименование – данные отсутствуют, вид использования: помещение для стоянки (хранения)автомобиля в подземном паркинге, №:721, площадью 18,6 кв.м, пом.№, подвал, назначение - нежилое, наименование – данные отсутствуют, вид использования: помещение для стоянки (хранения)автомобиля в подземном паркинге №:722, площадью 18,2 кв.м, пом.№, назначение – нежилое, наименование – данные отсутствуют, вид использования: помещение для стоянки (хранения)автомобиля в подземном паркинге №:723,площадью 30,8 квм, пом.№, подвал, назначение - нежилое, наименование – нежилое помещение, вид использования: данные отсутствуют, №:724, площадью 18,4 кв.м, пом.№, подвал, назначение- нежилое, наименование – нежилое помещение, вид использования: данные отсутствуют, №:725, площадью 22,5 кв.м, пом.№, назначение – нежилое, наименование – нежилое помещение, вид использования: данные отсутствуют, №:726, площадью 16,6 кв.м, пом.61, назначение – нежилое, наименование – нежилое помещение, вид использования: данные отсутствуют; №:746, площадью 18,8 кв.м, пом.№, подвал, назначение – нежилое, наименование – нежилое помещение, вид использования: данные отсутствуют, №:747,площадью 1503,9 кв.м, пом.№, назначение – нежилое, наименование – нежилое помещение, вид использования: данные отсутствуют, №:754,площадью 17,9 кв.м, пом.№, назначение – нежилое, наименование - нежилое помещение, вид использования: данные отсутствуют, №:755,площадью 6,2 кв.м, пом. №, назначение – нежилое, наименование – нежилое помещение, вид использования: данные отсутствуют, №:757, площадью 16,9 кв.м, пом.№, назначение – нежилое, наименование – нежилое помещение, вид использования: данные отсутствуют, №:758,площадью 20,2 кв.м, пом.№, назначение – нежилое, наименование – данные отсутствуют, вид использования: помещение для стоянки (хранения)автомобиля в подземном паркинге, №:759, площадью 15,8 кв.м, пом.№, подвал, назначение – нежилое, наименование – нежилое помещение, вид использования: данные отсутствуют, №:760, площадью 21,8 кв.м, пом.№, назначение – нежилое, наименование – данные отсутствуют, вид использования: помещение для хранения автомобиля №:761, площадью 19,3 кв.м, пом.№, подвал, назначение – нежилое, наименование – данные отсутствуют, вид использования: помещение для стоянки(хранения)автомобиля в подземном паркинге, №:762, площадью 32,4 кв.м, пом.№, назначение – нежилое, наименование – нежилое помещение, вид использования: данные отсутствуют, №:764, площадью 17,9 кв.м, пом.№, подвал, назначение – нежилое, наименование – нежилое помещение, вид использования: данные отсутствуют, №:765,площадью 14,5 кв.м, пом.№, назначение – нежилое, наименование – нежилое помещение, вид использования: помещения для хранения автомобиля, №:766, площадью 17,9 кв.м, пом.№, подвал, назначение – нежилое, наименование – нежилое помещение, вид использования: данные отсутствуют, №:767,площадью 17,8 кв.м, пом.№, назначение – нежилое, наименование – нежилое помещение, вид использования: данные отсутствуют, №:768,площадью 23,9 кв.м, пом.№, подвал, назначение – нежилое, наименование – нежилое помещение, вид использования: данные отсутствуют, №:769, площадью 17,9 кв.м, пом.№, подвал, назначение – нежилое, наименование – данные отсутствуют, вид использования: помещение для стоянки(хранения) автомобиля в подземном паркинге, №:770, площадью 24,1 кв.м, пом.№, подвал, назначение- нежилое, наименование – нежилое помещение, вид использования: данные отсутствуют, №:772, площадью 17,4 кв.м, пом.№, назначение – нежилое, наименование – данные отсутствуют, вид использования – помещение для хранения автомобиля, №:773, площадью 18,3 кв.м, пом.№, назначение – нежилое, наименование – данные отсутствуют, вид использования: помещение для стоянки (хранения)автомобиля в подземном паркинге, №:785, площадью 1132,5 кв.м, пом.№, назначение – нежилое, наименование – нежилое помещение, вид использования: данные отсутствуют, №:1522, площадью 20,6 кв.м, пом.№, машино-место, №:1523, площадью 17,3 кв.м, пом. №, машино-место, №:1524, площадью 17, 2 кв.м, машино-место №, подвал, №:1525, площадью 28,8 кв.м, машино-место №, №:1526, площадью 17,7 кв.м, машино-место №, №:1527, площадью 17,7 кв.м, машино-место №, №:1528, площадью 15,2 кв.м, машино-место №, подвал, №:1529, площадью 15,3 кв.м, машино-место №, №:1530, площадью 16,2 кв.м, машино-место №, подвал, №:1531, площадью 16,2 кв.м, машино-место №, подвал, №:1532, площадью 17,5 кв.м, машино-место №, №:1533, площадью 16,6 кв.м, машино-место №, №:1534, площадью 17,6 кв.м, машино-место №, №:1535, площадью 15,7 квм, машино-место №, подвал, №:1536, площадью 15,2 кв.м, машино-место №, №:1537, площадью 20,6 кв.м, машино-место №, подвал №:1538, площадью 16,8 кв.м, машино-место №, подвал №:1539, площадью 16,8 кв.м, машино-место №, №:1540, площадью 16,8 кв.м, машино-место №, №:1541, площадью 16,8 кв.м, машино-место №, №:1542, площадью 16,8 кв.м, машино-место №, №:1543, площадью 16,8 кв.м, машино место №, №:1544, площадью 11,3 кв.м, машино-место №, №:1545, площадью 18,3 кв.м, машино-место №, №:1546, площадью 18,9 кв.м, машино-место №, №:1547, площадью 23,2 кв.м, машино-место №, №:1548, площадью 18 кв.м, машино-место №, №:1549, площадью 17,9 кв.м, машино-место №, №:1550, площадью 16,6 кв.м, машино-место №, №:1551, площадью 16,7 кв.м, машино-место №, №:1552, площадью 16,7 кв.м, машино-место №, №:1553, площадью 18,5 кв.м, машино-место №, №:1554, площадью 27,5 кв.м, машино-место №, №:1555, площадью 15,1 кв.м, машино-место №, подвал, №:1556, площадью 24 кв.м, машино-место №, №:1557, площадью 24 кв.м, машино-место №, №:1558, площадью 17,1 кв.м, машино-место №, №:1559, площадью 22,8 кв.м, машино-место №, №:1560, площадью 16,8 кв.м, машино-место №, №:1561, площадью 16,8 кв.м, машино-место №, подвал, №:1562, площадью 15,5 кв.м, машино-место №, подвал №:1563, площадью 18,3 кв.м, машино-место №, подвал №:1564, площадью 18,3 кв.м, машино-место №, подвал. На запросы суда о предоставлении технической документации, филиалом ППК «Роскадастр» по Самарской области представлены: - на нежилые помещения с кадастровыми номерами с №:700 по №:773 - две план-схемы подземного паркинга; - на нежилые помещения с кадастровыми номерами с №:1522 по №:1541, с №:1543 по №:1562 - разрешение на ввод объекта (подземного паркинга (№9 по генплану) в эксплуатацию № 1210 от 29.12.2008, план помещений, соглашение от 02.02.2023 о порядке пользования машино-местами; - на нежилое помещение с кадастровым номером №:785 – технический план по состоянию на 02.10.2013, характеристики – площадь 1132, 5 кв.м, назначение – нежилое помещение; декларация с указанием вида объекта – помещение; - на нежилые помещения с кадастровыми номерами №:1542 (машино-место), №:1563 (машино-место), №:1564 (машино-место) – техническая документация не поступила. В ходе судебного разбирательства филиалом ППК «Роскадастр» по Самарской области на повторный запрос суда был также представлен технический паспорт на нежилое здание «подземный паркинг» с кадастровым номером №:205, расположенное по адресу: <адрес> «Д», строение 1, выполненный Самарским филиалом ФГУП «Ростеинвентаризация-Федеральное БТИ» по состоянию на 09.06.2008. Как видно из экспликации к техническому паспорту, нежилое здание включает помещения назначением: - подвал: помещения, коридоры, подсобные помещения, лифт, вентиляционные камеры, лестницы, паркинг, насосные, итого – 3459, 7 кв.м. Таким образом, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости и документам технического учета (инвентаризации) наименование и назначение спорного нежилого здания, не предполагают размещение административно-делового или торгового центра (комплекса), поскольку не соответствуют критериям объектов, поименованных в пунктах 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ. Установлено также, что нежилое здание находится в пределах земельного участка с кадастровым номером №:3 с видом разрешенного использования «для строительства жилого дома со встроенными нежилыми помещениями, здания многоцелевого использования с жилыми квартирами, магазинами, офисами», что подтверждено выпиской из ЕГРН от 09.03.2023. Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540, действовавшим в период до 04.04.2021, а также приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года № П/0412 утверждены классификаторы видов разрешенного использования земельных участков. В названных классификаторах поименованы такие виды разрешенного использования земельных участков, как «жилая застройка» (2.0); «многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), включающий размещение подземных гаражей и автостоянок» (2.6); «хранение автотранспорта, включающий размещение отдельно стоящих и пристроенных гаражей, в том числе подземных, предназначенных для хранения автотранспорта, в том числе с разделением на машино-места» (2.7.1); «предпринимательство» (4.0); «деловое управление» (4.1); «объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы), включающий размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра» (4.2); «магазины» (4.4) и пр. Между тем, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №:3 не соответствует указанным в названных классификаторах. Такой самостоятельный вид разрешенного использования как «магазины», «деловое управление», «объекты торговли» отсутствует. Фактически на земельном участке возведено отдельностоящее нежилое здание – «подземный паркинг» на уровнях -3,300м, - 6,600 м, не являющееся частью административно-делового или торгового центра (комплекса), в связи с чем нельзя сделать однозначный вывод о том, что вид разрешенного использования земельного участка со всей очевидностью предусматривает размещение административных, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. Таким образом, по мнению суда, сведения Единого государственного реестра недвижимости, не дают достаточных оснований для вывода о безусловном, бесспорном предназначении такого участка для размещения административно-делового или торгового центра и, соответственно, также не подтверждают наличие предусмотренных пп.1 п. 1, п. 3, п. 4, п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ условий для включения этого здания в Перечни на 2020-2022 годы. В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 12.11.2020 № 46-П, содержание вида использования земельного участка должно быть обусловлено фактическим использованием объекта недвижимости, расположенного на таком земельном участке. Фактическое использование при этом устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 9 статьи 378.2 НК РФ). Данное регулирование связывает определение фактического использования здания (строения, сооружения) с особенностями эксплуатации находящихся в его составе помещений, независимо от наименования и назначения такого объекта, содержащихся в ЕГРН. Согласно положениям ст. 378.2 НК РФ и Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 25 июля 2016 № 402, при отсутствии достаточных сведений об объектах недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), требуется проверка фактического использования здания (помещения) на соответствие его критериям, определенным в ст. 378.2 НК РФ и оформление уполномоченными органами акта осмотра. Однако, осмотр спорного здания в целях установления вида его фактического использования на момент формирования и утверждения Перечней на 2020-2022 г.г., то есть до начала соответствующих налоговых периодов (п. 7 ст. 378.2 НК РФ), министерством имущественных отношений не проводился. Заявления ФИО11 от 18.08.2021 и 17.11.2022 по вопросу исключения из Перечней объекта недвижимости с кадастровым номером №:205 министерством имущественных отношений Самарской области 26.08.2021 и 22.11.2022 оставлены без удовлетворения. Как следует из ответов на заявление, принадлежащее ФИО12 помещение с кадастровым номером №:747 в Перечни не включено, в связи с чем отсутствуют основания для определения вида его фактического использования. По смыслу закона, основания для включения принадлежащего юридическому лицу объекта капитального строительства в Перечень в целях налогообложения из кадастровой стоимости, должны быть безусловными, бесспорными. В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Поскольку доказательств, подтверждающих соответствие нежилого здания с кадастровым номером №:205 требованиям статьи 378.2 НК РФ, административным ответчиком не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для включения этого здания в оспариваемые Перечни на 2020-2022 г.г. При таких обстоятельствах суд полагает, что нормативные правовые акты в оспариваемой части не соответствуют закону, имеющему большую юридическую силу, что нарушает права и законные интересы административного истца, возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество из кадастровой стоимости принадлежавшего обществу в период 2020-2022 г.г. объекта недвижимости. В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых нормативных правовых актов недействующими в части со дня их принятия. Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд р е ш и л : административный иск ФИО13 удовлетворить. Признать недействующими со дня их принятия: - Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07 октября 2019 года № 2201, в части включения в него под пунктом № 3801 нежилого здания с кадастровым номером №:205; - Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года № 2014, в части включения в него под пунктом № 3405 нежилого здания с кадастровым номером №:205; - Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233 в части включения в приложение № 1 под пунктом № 3362 нежилого здания с кадастровым номером №:205. Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Волжская коммуна» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме. Судья О.А.Калинникова <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |