3а-844/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 сентября 2020 г. г. Оренбург
Оренбургский областной суд в составе:
председательствующего судьи Дорохиной Т.С.,
при секретаре Татариновой Е.В.,
с участием прокурора Борисовой М.А.,
представителя административного истца Чикунова В.Ю.,
представителя заинтересованного лица Лимаревой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Живова Дениса Александровича к администрации Гайского городского округа, Совету депутатов Гайского городского округа Оренбургской области о признании недействующим пункта 5.1 Приложения к решению Гайского городского Совета депутатов Оренбургской области от 25 августа 2015 г. № 476 «Об утверждении значений ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования Гайский городской округ Оренбургской области, предоставленных в аренду без торгов»,
установил:
25 августа 2015 г. Гайский городской Совет депутатов Оренбургской области принял решение № 476 «Об утверждении значений ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования Гайский городской округ Оренбургской области, предоставленных в аренду без торгов».
Решение Гайского городского Совета депутатов Оренбургской области опубликовано в газете «Гайская новь» и на официальном сайте администрации Гайского городского округа (www.gy.orb.ru) и Совета депутатов Гайского городского округа (www.sovetgai.ru).
Пунктом 5.1 Приложения к решению Гайского городского Совета депутатов Оренбургской области установлены ставки арендной платы для земельных участков предназначенных для размещения торговых павильонов, киосков, ларьков, торговли с лотков, автомашин, автоприцепов: 1 и 2 экономические зоны в размере 60,73 %, 3 экономическая зона - 91,09 %, 4 экономическая зона – 126,50 %, 5 экономическая зона – 121,45 %, 6 экономическая зона – 182,18 %, 7 экономическая зона – 232,78 %.
Живов Д.А. обратился в суд с административным иском, в котором просит признать недействующим пункт 5.1 Приложения к решению Гайского городского Совета депутатов Оренбургской области от 25 августа 2015 г. № 476 «Об утверждении значений ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования Гайский городской округ Оренбургской области, предоставленных в аренду без торгов».
В обоснование требований административный истец указал, что 18 ноября 2014 года индивидуальный предприниматель Живов Д.А. заключил с МКУ «Комитет по управлению имуществом администрации г. Гай» договор аренды № земельного участка, находящегося в государственной собственности.
По договору аренды, ИП Живову Д.А. передан земельный участок площадью 34 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: (адрес) разрешенное использование – для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с п. 3.1. договора, размер арендной палаты определяется расчетом в приложении к договору.
В 2020 году ИП Живову предложено заключить дополнительное соглашение № от 21 января 2020 г., согласовать расчет размера арендной платы, расчет которого производится на основании пункта 5 «Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории Оренбургской области, предоставленных в аренду без торгов», утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 24 февраля 2015 г. №110-п.
В приложении к дополнительному соглашению № указан расчет арендной платы, указана ставка арендной платы 232,78 процентов, предусмотренная для земельных участков, предназначенных для размещения торговых павильонов, киосков, ларьков, торговли с лотков, автомашин, автоприцепов.
Данный размер ставки предусмотрен пунктом 5.1 (для 7 экономической зоны) Приложения к Решению Гайского городского Совета депутатов Оренбургской области №476 от 25 августа 2015 г. «Об утверждении значений ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования Гайский городской округ Оренбургской области, предоставленных в аренду без торгов».
По мнению административного истца, ставка арендной платы в размере 232,78 процентов для 7 экономической зоны определена с нарушением требований, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», которое имеет большую юридическую силу.
В судебном заседании представитель административного истца Чикунов В.Ю. поддержал требования административного иска.
Представитель Совета депутатов Гайского городского округа, администрации Гайского городского округа в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с требованиями статьи 150, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие административных ответчиков.
В письменном отзыве администрация Гайского городского округа Оренбургской области выразили несогласие с требованиями административного иска, полагая, что администрация Гайского городского округа не является надлежащим ответчиком по делу.
Представитель заинтересованного лица муниципального казенного учреждения «Комитет по управлению имуществом администрации Гайского городского округа» Лимарева А.М. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска.
Выслушав представителя административного истца, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Борисовой М.А., полагавшей заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Судом установлено, Гайский городской Совет депутатов Оренбургской области принял решение от 25 августа 2015 г. № 476 «Об утверждении значений ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования Гайский городской округ Оренбургской области, предоставленных в аренду без торгов».
Решение Гайского городского Совета депутатов Оренбургской области опубликовано в газете «Гайская новь» и на официальном сайте администрации Гайского городского округа (www.gy.orb.ru) и Совета депутатов Гайского городского округа (www.sovetgai.ru).
Пунктом 5.1 Приложения к решению Гайского городского Совета депутатов Оренбургской области установлены ставки арендной платы для земельных участков предназначенных для размещения торговых павильонов, киосков, ларьков, торговли с лотков, автомашин, автоприцепов: 1 и 2 экономические зоны в размере 60,73%, 3 экономическая зона - 91,09%, 4 экономическая зона – 126,50%, 5 экономическая зона – 121,45%, 6 экономическая зона – 182,18%, 7 экономическая зона – 232,78%.
Живов Д.А. является арендатором земельного участка, площадью 34 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: (адрес), разрешенное использование – для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, что подтверждается договором аренды № земельного участка, находящегося в государственной собственности от 18 ноября 2014 года. Срок аренды земельного участка устанавлен с 18 ноября 2014 г. по 17 ноября 2063 г.
Согласно расчету арендной платы за земельный участок за период с 18 ноября 2014 года по 17 ноября 2015 года (Приложение № к договору аренды №) размер арендной платы был рассчитан исходя из ставки арендной платы за земельные участки предназначенные для размещения торговых павильонов, киосков, ларьков, торговли с лотков, автомашин, автоприцепов, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 16 октября 2009 №537-п «Об утверждении значений ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области» Ставка была установлена в размере 197,59%.
Постановление 537-п утратило силу с 1 сентября 2015 года на основании Постановления Правительства Оренбургской области от 24 февраля 2015 года №110-п «Об утверждении порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области, предоставленных в аренду без торгов».
Пунктом 4 Постановления №110-п рекомендовано органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Оренбургской области до 1 сентября 2015 года разработать и утвердить в установленном порядке значения ставок арендной платы согласно пункту 5 Порядка в соответствии с основными принципами определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».
25 августа 2015 г. Гайским городским Советом депутатов Оренбургской области принято решение № 476 «Об утверждении значений ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования Гайский городской округ Оренбургской области, предоставленных в аренду без торгов». Пунктом 5.1 Приложения к решению Гайского городского Совета депутатов Оренбургской области установлены значения ставок за использование земельных участков, предназначенных для размещения торговых павильонов, киосков, ларьков, торговли с лотков, автомашин, автоприцепов по 7 экономическим зонам.
Расчет арендной платы с новой ставкой был применен при заключении дополнительного соглашения № от 12 февраля 2016 года о внесении изменений и дополнений в договор аренды земельного участка от 18 ноября 2014 №. Аналогичные дополнительные соглашения были заключены 20 июня 2016 года, 25 января 2017 года, 7 февраля 2018 года.
В 2020 года ИП ФИО2 было предложено заключить дополнительное соглашение № к договору аренды от (дата)№.
По условиям дополнительного соглашения № от 21 января 2020 года, размер арендной платы за участок за период с 1 января 2020 по 31 декабря 2020 года составляет 61 431,24 рублей.
Расчет арендной платы за участок за период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года произведен на основании пункта 5 Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области, предоставленных в аренду без торгов, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 24 февраля 2015 года №110-п «Об утверждении порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области, предоставленных в аренду без торгов, и определен в приложении к соглашению от 21 января 2020 №6, которое является неотъемлемой частью Договора».
В приложении к дополнительному соглашению № указан расчет арендной платы за указанный земельный участок административному истцу с 1 января 2020 г. начисляемый исходя из ставки 232,78 процентов, установленной оспариваемым решением Гайского городского Совета депутатов.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 3 статьи 39.7 Земельного кодекса порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные без торгов устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Порядок определения арендной платы на территории Оренбургской области установлен постановлением Правительства Оренбургской области от 24 февраля 2015 г. № 110-п «Об утверждении порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области, предоставленных в аренду без торгов», где пунктом 1 утвержден порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области, предоставленных в аренду без торгов, а в пункте 4 рекомендовано органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Оренбургской области до 1 сентября 2015 года разработать и утвердить в установленном порядке значения ставок арендной платы согласно пункту 5 Порядка в соответствии с основными принципами определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».
Таким образом, принятие оспариваемого нормативного правового акта отнесено к полномочиям административного ответчика, нормативный правовой акт принят в установленной форме.
Статья 22 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства Российской Федерации № 582) утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков.
К числу таких принципов, установленных постановлением Правительства Российской Федерации № 582, относятся в том числе: принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11 мая 2004 г. № 209-О, и с учетом схожести правового регулирования земельного налога и арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, т.е. основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Из анализа приведенных норм и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что при утверждении ставок арендной платы за использование земельных участков, органы местного самоуправления должны руководствоваться принципами определенными в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 и учитывать государственное регулирование тарифов.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
Проверяя доводы административного истца относительно соблюдения принципов, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582, суд приходит к выводу о том, что установление в п. 5.1 Приложения к решению Совета депутатов Гайского городского округа Оренбургской области ставка арендной платы для земельных участков, предназначенные для размещения торговых павильонов, киосков, ларьков, торговли с лотков, автомашин, автоприцепов, не отвечает принципу экономической обоснованности.
Доказательств того, что при разработке проекта решения Гайского городского Совета депутатов проводилось какое-либо экономическое исследование или анализ доходности земельных участков, оценка факторов, которые влияют на доходность земельных участков, оценка потребительского спроса, обеспеченность территорий коммунальными услугами, связью, развитие социальной инфраструктуры или другие факторы, которые легли в основу для установления ставки, в суд не представлено.
Согласно ответу председателя Совета депутатов Гайского городского округа Оренбургской области от 28 сентября 2020 года, решения Совета депутатов за период 2010-2015 гг. сданы в архив. Пояснительные записки, листы согласований по данным решениям согласно номенклатуре дел не сохраняются.
Установление Советом депутатов оспариваемой ставки арендной платы за земельные участки, влекущие для истца увеличение арендной платы без соблюдения принципа экономической обоснованности при определении ее размера, свидетельствует о нарушении положений Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 № 582, имеющего большую юридическую силу, следовательно, требования административного иска Живова Д.А. подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Учитывая, что решение Гайского городского Совета депутатов применялось в течение определенного времени, и на его основании реализованы права граждан и организаций, суд считает возможным признать его не действующим в части со дня вступления в законную силу настоящего решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Живова Дениса Александровича удовлетворить.
Признать не действующим со дня вступления в законную силу решения суда, пункт 5.1 Приложения к решению Гайского городского Совета депутатов Оренбургской области № 476 от 25 августа 2015 г. «Об утверждении значений ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования Гайский городской округ Оренбургской области, предоставленных в аренду без торгов», которым утверждены ставки арендной платы земельных участков категории земли населенных пунктов для «земельных участков, предназначенных для размещения торговых павильонов, киосков, ларьков, торговли с лотков, автомашин, автоприцепов».
Возложить на Гайский городской Совет депутатов Оренбургской области обязанность опубликовать сообщение о решении суда в газете «Гайская новь» в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Оренбургский областной суд в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Оренбургского
областного суда Т.С. Дорохина
Мотивированное решение составлено 14 октября 2020 года.
Судья Оренбургского
областного суда Т.С. Дорохина