Дело № 3а-846/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ставрополь 12 ноября 2021 года
Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Задорневой Н.П., при секретаре судебного заседания Четвериковой Л.В.,
с участием представителя административного истца ФИО1 - ФИО2, представителя административного ответчика министерства имущественных отношений Ставропольского края ФИО3, прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском, арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края Ледовской Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании нормативных правовых актов недействующими в части,
установил:
28 декабря 2018 года министерством имущественных отношений Ставропольского края издан Приказ № 985 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год», в пункт … Перечня включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером …, находящийся по адресу: ….
Данный приказ опубликован в сетевом издании «Официальный интернет портал правовой информации Ставропольского края» - www/parvo.stavregion.ru 29 декабря 2018 года.
27 декабря 2019 года министерством имущественных отношений Ставропольского края издан Приказ № 1317 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год», в пункт … Перечня включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером …, находящийся по адресу: ….
Данный приказ опубликован в сетевом издании «Официальный интернет портал правовой информации Ставропольского края» -ww/parvo.stavregion.ru 30 декабря 2019 года, номер публикации: …
28 декабря 2020 года Министерством имущественных отношений Ставропольского края издан Приказ № 1462 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год», в пункт … Перечня включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером …, находящийся по адресу: ….
Данный приказ опубликован в сетевом издании «Официальный интернет портал правовой информации Ставропольского края» -ww/parvo.stavregion.ru 30 декабря 2020 года, номер публикации: ….
Административный истец ФИО1 обратился в Ставропольский краевой суд с административным иском о признании вышеназванных приказов министерства имущественных отношений Ставропольского края недействующими в части включения в Перечни принадлежащего ему на праве собственности нежилого здания с кадастровым номером …, находящегося по адресу : ….
В обоснование заявленных требований ФИО1 сослался на то, что спорный объект недвижимости включен в Перечни, утвержденные оспариваемыми приказами, необоснованно, что нарушает его права и законные интересы, поскольку возлагает на него как на налогоплательщика налога на имущество физических лиц его уплату в большем размере. Принадлежащее ему на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером … не отвечают критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, которые позволяют включить его в Перечни.
В судебное заседание административный истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, не явился, представив суду заявление о рассмотрении административного дела в его отсутствие с представлением интересов в лице представителя по доверенности ФИО2
В судебное заседание представители заинтересованных лиц – администрации г. Ставрополя, Управления Росреестра по Ставропольскому краю, извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, не явились, уважительности причин неявки не представили. В судебное заседание заинтересованное лицо – ФИО4, извещенная надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, не явилась, уважительности причин неявки не представила, представила суду заявление о рассмотрении административного дела в ее отсутствие. Ходатайств об отложение рассмотрения административного дела суду заявлено не было.
В силу статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде.
Принимая во внимание, что стороны по административному делу надлежащим образом извещены о дате, времени и месте судебного заседания, не представили доказательств уважительности своей неявки, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, административным истцом заявлено о рассмотрении дела в его отсутствие с представлением интересов в лице представителя по доверенности, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, руководствуясь положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 – ФИО2 заявленные в административном иске требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, в судебных заседаниях дала аналогичные заявленным в иске пояснения.
Представитель административного ответчика - Министерства имущественных отношений Ставропольского края ФИО3 поддержала представленные в суд письменные возражения в полном объеме, пояснила, что оспариваемые приказы не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Нежилое здание с кадастровым номером … включено в спорные Перечни исходя из наименования объекта недвижимого имущества – «административно-торговое (магазин-кафе)», указанного в техническом паспорте, содержания документа технического учета (инвентаризации), подтверждающего наличие более 20% от общей площади нежилого здания помещений, являющихся торговыми объектами, включая складские и подсобные помещения магазина, а также по виду разрешенного использования земельного участка, что отвечает критериям, установленным подпунктами 1 и 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Заслушав объяснения представителей сторон по административному делу, исследовав письменные доказательства, проверив приказы в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Ледовской Н.В., полагавшей, что административные исковые требования являются обоснованными, подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных исковых требований по следующим основаниям.
Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании положений главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью либо в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов административного дела следует, что спорный объект недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером …, находящееся по адресу : …, принадлежит на праве общей долевой собственности административному истцу ФИО1 и ФИО4, что подтверждается соответствующими содержащимися в материалах дела выписками из Единого государственного реестра недвижимости, в связи с чем административный истец вправе обжаловать нормативные правовые акты органа исполнительной власти Ставропольского края, поскольку размер налоговых платежей на указанное недвижимое имущество рассчитывается из кадастровой стоимости этих объектов недвижимого имущества, возлагая на него как налогоплательщика налога на имущество физических лиц обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2019, 2020, 2021 годы по ставке 2% как за объект недвижимости, включенный в Перечни в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Административный истец – ФИО1 является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативными правовыми актами, которыми нарушены его права и законные интересы вследствие включения принадлежащего ему на праве собственности объектов недвижимости в Перечни.
В соответствии с пунктами 2, 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Проверяя соблюдение приведенных нормативных положений при издании оспариваемых приказов министерства имущественных отношений Ставропольского края, суд установил следующее.
28 декабря 2018 года министерством имущественных отношений Ставропольского края издан приказ № 985 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год».
27 декабря 2019 года министерством имущественных отношений Ставропольского края издан приказ № 1317 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год».
28 декабря 2020 года министерством имущественных отношений Ставропольского края издан приказ № 1462 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год».
В утвержденные данными приказами Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, включено находящееся в общей долевой собственности ФИО1, ФИО4 нежилое здание с кадастровым номером …, находящееся по адресу : ….
Законом Ставропольского края от 18 июня 2012 года № 56-кз «О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Ставропольского края» в статье 1 предусмотрено, что официальным опубликованием правового акта Ставропольского края является размещение полного текста в газете «Ставропольская правда» с пометкой «Официальное опубликование», и (или) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), и (или) «Официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края» (www.pravo.stavregion.ru).
Вышеуказанные оспариваемые в части приказы министерства имущественных отношений Ставропольского края опубликованы в сетевом издании «Официальный интернет портал правовой информации Ставропольского края» - www/pravo.stavregion.ru, что является надлежащим опубликованием.
Указанное свидетельствует о том, что оспариваемые в части нормативные правовые акты опубликованы и введены в действие в соответствии с требованиями закона Ставропольского края от 18 июня 2012 года № 56-кз «О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Ставропольского края», пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Состав сведений, включенных в данный Перечень объектов недвижимого имущества, соответствует требованиям, определенным приказом Федеральной налоговой службы России от 28 ноября 2014 года № ММВ-7-11/604 «Об определении состава сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, и об утверждении формата их представления в электронной форме».
В соответствии с пунктами 16.1 - 16.3 Положения о министерстве имущественных отношений Ставропольского края, утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от 06 марта 2012 года № 137, министерство имущественных отношений является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по реализации статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
На основании изложенного суд приходит к выводу о соблюдении министерством имущественных отношений Ставропольского края порядка принятия оспариваемых нормативных правовых актов, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правил введения нормативного правового акта в действие, порядка его опубликования и вступления в силу, что не оспаривается административным истцом.
Проверяя соблюдение приведенных нормативных положений при принятии оспариваемых приказов министерства имущественных отношений Ставропольского края, которым урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения, суд приходит к следующему.
Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Аналогичное положение содержится в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Особенности определения налоговой базы установлены федеральным законодателем в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в Перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период Перечень объектов недвижимого имущества, указанный в подпунктах 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
На основании приведенных норм права субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества. К полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации отнесено определение не позднее 1-го числа очередного налогового периода перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и физических лиц определяется как кадастровая стоимость.
Абзацами 1, 2 пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 402 данного кодекса.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем 2 пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Статьей 402 Налогового Кодекса Российской Федерации (в редакции от 04 октября 2014 года № 284-ФЗ, вступившего в законную силу с 01 января 2015 года) законодательным (представительным) органам государственной власти субъекта Российской Федерации предписано в срок до 01 января 2020 года определить единую дату начала применения на территории субъекта порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Законом Ставропольского края от 05 ноября 2015 года № 109-кз «Об установлении единой даты начала применения на территории Ставропольского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» такая дата определена - с 01 января 2016 года.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц относится к местным налогам.
Налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации (статья 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с пунктом 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в размерах, не превышающих :
1) 0,1 процента в отношении:
- жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат;
- объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом;
- единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом;
- гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;
- хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;
2) 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;
3) 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.
На основании пункта 1 статьи 399, пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования - решением Ставропольской городской думы от 17 ноября 2014 года № 567 (в ред. решений Ставропольской городской Думы от 09.04.2015 г. № 639, от 25.11.2015 г. № 784, от 22.11.2017 г. № 189, от 31.10.2018 г. № 276, от 29.07.2020 г. № 468) «Об установлении налога на имущество физических лиц и введении его в действие на территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края» на территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края введен налог на имущество физических лиц и определены ставки по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения в следующих размерах:
1) 2,0 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;
2) 0,3 процента в отношении:
- жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат;
- объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом;
- единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом;
- гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в подпункте 1 настоящего пункта;
- хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;
3) 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.
Согласно пункту 1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Налоговая база как кадастровая стоимость определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, перечень которых утверждается министерством имущественных отношений Ставропольского края.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов).
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий :
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом : здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации под торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий :
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом : здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта : здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По смыслу приведенных норм федерального законодательства в Перечень подлежит включению такие объекты недвижимого имущества (нежилые здания), которые отвечают критериям, установленным пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в полном объеме.
Проверяя нормативные правовые акты в оспариваемой части в полном объеме суд установил следующее.
Принадлежащий на праве долевой собственности ФИО1, ФИО4 объект недвижимого имущества …, площадью 662 кв.м, находящийся по адресу: …, имеет назначение : «нежилое здание», наименование : «нежилое здание», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от 20.08.2021 г. № ….
Как усматривается из наименования объекта недвижимости с кадастровым номером …, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от 20.08.2021 г. № …, имеет наименование : «нежилое здание».
Исходя из документа технического учета (инвентаризации) – технического паспорта от 30 мая 2012 года, выполненного ФГУП «Федеральное БТИ», объект недвижимости, расположенный по адресу : г. …, имеет наименование: «административно-торговое (магазин-кафе)».
Критериями для включения нежилого здания в перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на основании пунктов 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, является наличие в этом нежилом здании помещений общей площадью не менее 20 процентов от общей площади здания, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; или наличие фактически используемых в этом здании помещений не менее 20 процентов общей площади этого здания, в которых размещены офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) объекты бытового обслуживания.
В связи с этим, объект недвижимого имущества, принадлежащий на праве долевой собственности ФИО1, ФИО4, не подлежал включению в Перечни по тому основанию, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о наименовании нежилого здания - «нежилое здание», в документе технического учета (инвентаризации) – техническом паспорте от 30 мая 2012 года, выполненном ФГУП «Федеральное БТИ» содержатся сведения о наименовании: «административно-торговое (магазин-кафе)», поскольку в соответствии с подпунктом 2 пунктов 3, 4, пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации наименование здания не является критерием для признания здания, предназначенным для использования в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Наименование здания, установленное в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации), правового значения не имеет и юридически значимым не является; для такого признания, в соответствии с подпунктом 2 пунктов 3, 4, пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, установлены иные критерии: наличие в здании помещений общей площадью не менее 20 процентов от общей площади здания, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Правовое значение имеет назначение, разрешенное использование или наименование помещений в здании, а не назначение, разрешенное использование или наименование самого здания. Это назначение, разрешенное использование или наименование помещений в здании должно соответствовать всем критериям, установленным подпунктом 2 пунктов 3, 4, пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно : должно быть подтверждено сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации), и площадь таких помещений должна быть не менее 20 процентов от общей площади здания.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что нежилое здание с кадастровым номером …, расположенное по адресу : г. …, не могло быть включено в Перечни по тому основанию, что в Едином государственном реестре недвижимости или в документе технического учета (инвентаризации) содержатся сведения о наименовании нежилого здания - «нежилое здание», «административно-торговое (магазин-кафе)», поскольку подобного основания для включения в Перечни законом не предусмотрено.
Доводы административного ответчика в данной части являются ошибочными, а основание для включения в Перечни – наименование здания в отсутствие такого предусмотренного законом критерия является незаконными.
Проверяя законность признания нежилого здания с кадастровым номером …, подлежащим включению в Перечни, на основании подпункта 2 пункта 3, 4, пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации по критерию признания здания, предназначенным для использования в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, для которых требуется наличие в здании помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, суд установил следующее.
Как усматривается из материалов дела, выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от 20.08.2021 г. № …, являющаяся надлежащим документом, содержащим сведения из Единого государственного реестра недвижимости в отношении нежилого здания с кадастровым номером …, не содержат сведений о назначении, разрешенном использовании или наименовании помещений, входящих в состав этого нежилого здания, следовательно, по сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, нежилое здание с кадастровым номером … нельзя признать соответствующими подпункту 2 пунктов 3, 4, пункту 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с документами технического учета (инвентаризации) судом установлено следующее.
Согласно экспликации, содержащейся в документе технического учета (инвентаризации) - техническом паспорте от 30 мая 2012 года, выполненном ФГУП «Федеральное БТИ», объекта недвижимости, расположенного по адресу: …, здание, литеры А, а, А1, общей площадью 662 кв.м, состоит из следующих нежилых помещений :
1 этаж, помещения : № 1 – Коридор, площадью 6,0 кв.м, № 2 – Торговый зал, площадью 63,4 кв.м, № 3 – Кладовая, площадью 23,7 кв.м, № 4 – Туалет, площадью 1,7 кв.м, № 5 – Котельная, площадью 5,5 кв.м, № 6 – Электрощитовая, площадью 1,0 кв.м, № 7 – Коридор, площадью 2,0 кв.м, № 8 – Коридор, площадью 3,6 кв.м, № 9 – Кладовая, площадью 7,2 кв.м, № 10 – Санузел, площадью 5,3 кв.м, № 11 – Кабинет, площадью 29,9 кв.м, № 12 – Склад, площадью 59,8 кв.м, № 13 – Склад, площадью 148,6 кв.м, № 14 – Коридор, площадью 18,7 кв.м, № 30 – Лестница, площадью 3,9 кв.м;
2 этаж, помещения : № 15 – Лестница, площадью 12,5 кв.м, № 16 – Кабинет, площадью 111,7 кв.м, № 17 – Туалет, площадью 1,7 кв.м, № 18 – Кладовая, площадью 1,3 кв.м, № 19 – Кабинет, площадью 18,2 кв.м, № 20 – Комната отдыха, площадью 10,9 кв.м, № 21 – Кабинет, площадью 55,3 кв.м, № 22 – Коридор, площадью 18,4 кв.м, № 23 – Бытовое помещение, площадью 7,6 кв.м, № 24 – Душевая, площадью 3,6 кв.м, № 25 – Туалет, площадью 2,7 кв.м, № 26 – Комната отдыха, площадью 7,7 кв.м, № 27 – Бытовое помещение, площадью 7,2 кв.м, № 28 – Комната персонала, площадью 13,9 кв.м, № 29 – Лестница, площадью 9,0 кв.м.
Как усматривается из сведений документа технического учета (инвентаризации), помещения 1 этажа : № 1 – Коридор, площадью 6,0 кв.м, № 3 – Кладовая, площадью 23,7 кв.м, № 4 – Туалет, площадью 1,7 кв.м, № 5 – Котельная, площадью 5,5 кв.м, № 6 – Электрощитовая, площадью 1,0 кв.м, № 7 – Коридор, площадью 2,0 кв.м, № 8 – Коридор, площадью 3,6 кв.м, № 9 – Кладовая, площадью 7,2 кв.м, № 10 – Санузел, площадью 5,3 кв.м, № 14 – Коридор, площадью 18,7 кв.м, № 30 – Лестница, площадью 3,9 кв.м; 2 этажа: № 15 – Лестница, площадью 12,5 кв.м, № 17 – Туалет, площадью 1,7 кв.м, № 18 – Кладовая, площадью 1,3 кв.м, № 20 – Комната отдыха, площадью 10,9 кв.м, № 22 – Коридор, площадью 18,4 кв.м, № 23 – Бытовое помещение, площадью 7,6 кв.м, № 24 – Душевая, площадью 3,6 кв.м, № 25 – Туалет, площадью 2,7 кв.м, № 26 – Комната отдыха, площадью 7,7 кв.м, № 27 – Бытовое помещение, площадью 7,2 кв.м, № 29 – Лестница, площадью 9,0 кв.м, общей площадью 161,2 кв.м, являются помещениями вспомогательного назначения.
Помещения 1 этаж : № 11 – Кабинет, площадью 29,9 кв.м, 2 этаж: № 16 – Кабинет, площадью 111,7 кв.м, № 19 – Кабинет, площадью 18,2 кв.м, № 21 – Кабинет, площадью 55,3 кв.м, № 28 – Комната персонала, площадью 13,9 кв.м, общей площадью 229,0 кв.м, с наименованием «кабинет», «комната персонала» не тождественно наименованию: «офисы».
Наименование : «кабинет» не предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) и не используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, чему должны соответствовать нежилые помещения, предназначенные для офисов.
В нежилом здании с кадастровым номером … расположены исключительно служебные кабинеты работников.
Административным ответчиком не представлено суду доказательств, что какие-либо кабинеты фактически используются административным истцом как офисы.
Помещения на 1 этаже : № 12 – Склад, площадью 59,8 кв.м, № 13 – Склад, площадью 148,6 кв.м, общей площадью 208,4 кв.м, имеют наименование и назначение помещений, предназначенных для материального хранения.
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 склады относятся к Разделу Н «Транспортировка и хранение», пункту 52 «Складское хозяйство», подпункту 52.1 «Деятельность по складированию и хранению», а не к Разделу G «Торговля оптовая и розничная».
Склады, согласно Приложению № 2 к Приказу Минэкономразвития России от 12.05.2017 г. № 226 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке», относятся к Группе 7, «Объекты производственного назначения» - 0700, подгруппе 0704 – «Производственные, производственно-складские и производственно-административные здания площадью 100 и более кв. м», подгруппе 0723 «Складские здания, кроме ангаров».
Помещение на 1 этаже : № 2 – Торговый зал, площадью 63,4 кв. м. имеет наименование торгового объекта.
Подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено в качестве критерия включение в Перечни наименование помещений не менее 20% от общей площади здания, предназначенных для размещения торговых объектов.
По наименованиям помещений в нежилом здании с кадастровым номером … соответствует торговому объекту только помещение № 2 – Торговый зал, площадью 63,4 кв. м.
При этом, площадь торгового зала 63,4 кв. м составляет от общей площади здания, равной 662 кв.м., 9,58%.
Как следует из возражений административного ответчика от 29 сентября 2021 года и аналогичных им пояснений представителя министерства имущественных отношений Ставропольского края, данных в судебном заседании, в основание включения в Перечни нежилого здания с кадастровым номером … по подпункту 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в соответствии с документами технического учета (инвентаризации), предусматривающими более 20% от общей площади здания помещений с наименованиями и назначением, предусматривающими размещение торговых объектов, министерством имущественных отношений Ставропольского края признаны по документам технического учета (инвентаризации) торговой площадью не только торговый зал (№ 2) 63,4 кв.м, но и кладовые (№ № 3, 9, 18) - 23,7 кв.м, 7,2 кв.м, 1,3 кв.м; склады (№ № 12, 13) - 59,8 кв.м, 148,6 кв.м; бытовые помещения (№ № 23, 27) - 7,6 кв.м, 7,2 кв.м, общая площадь которых составляет 318,8 кв.м, то есть 48,15% от общей площади здания 662,0 кв. м.
В связи с этим, по мнению министерства имущественных отношений Ставропольского края, включение в Перечни нежилого здания с кадастровым номером … на основании подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации является законным и обоснованным.
Относя на основании документов технического учета (инвентаризации) к торговой площади не только торговый зал (№ 2) 63,4 кв.м, но и кладовые (№№ 3, 9, 18) - 23,7 кв.м, 7,2 кв.м, 1,3 кв.м; склады (№№ 12, 13) - 59,8 кв.м, 148,6 кв.м; бытовые помещения (№№ 23, 27) - 7,6 кв.м, 7,2 кв.м, министерство имущественных отношений Ставропольского края руководствовалось установленным пунктом 38 ГОСТ Р 51303-2013. «Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения», утвержденным Приказом Росстандарта от 28.08.2013 г. 582-ст (ред. от 22.04.2020) (далее ГОСТ Р 51303-2013. «Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения») понятием «магазин», которым является стационарный торговый объект, предназначенный для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения.
Суд признает вышеуказанные доводы административного ответчика ошибочными, противоречащими закону и обстоятельствам дела по следующим основаниям.
Административным истцом в письменных пояснениях, содержащихся в материалах дела, представлены фотографии помещений в нежилом здании с кадастровым номером …, выполненные в 2021 году, свидетельствующие о том, что только одно помещение № 3 – Кладовая, площадью 23,7 кв. м. используется как складское вспомогательное помещение к торговому залу № 2, который сам по себе имеет небольшие размеры, его площадь составляет 63,4 кв. м. и для его обслуживания не требуется больших вспомогательных складских помещений. Также из представленных фотографий следует, что в помещениях № 12 – Склад, площадью 59,8 кв. м., № 13 – Склад, площадью 148,6 кв. м., общей площадью 208,4 кв. м., размещено предприятие автосервиса, что соответствует виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером …:21 в части «…под объект по обслуживанию транспортных средств», на котором расположено спорное нежилое здание.
Согласно частям 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Полномочия административного истца по владению, пользованию и распоряжению принадлежащего ему на праве собственности нежилого здания с кадастровым номером … ограничены, он использовал складские, подсобные, за исключением помещения № 3, административно-бытовые помещения не в качестве вспомогательных для обслуживания торгового зала. Является недопустимым произвольное, основанное на предположениях административного ответчика допущение того, что все входящие в состав нежилого здания помещения с наименованиями : «кладовые, подсобные, складские» и т.п. являются частями магазина.
Административным ответчиком не представлено суду доказательств, что административным истцом помещения : кладовые (№№ 3, 9, 18) - 23,7 кв.м, 7,2 кв.м, 1,3 кв.м; склады (№№ 12, 13) - 59,8 кв.м, 148,6 кв.м; бытовые помещения (№№ 23, 27) - 7,6 кв.м, 7,2 кв.м. в оспариваемые периоды включения в Перечни нежилого здания с кадастровым номером 26:12:011601:98 использовались в качестве вспомогательных для обслуживания торгового зала. Не исключена возможность использования данных помещений в качестве самостоятельных складских помещений или подсобных помещений для обслуживания иных, а не торговых помещений.
Также административным ответчиком не представлено суду доказательств того, что в нежилом здании с кадастровым номером … находится магазин, а не просто торговый зал в виде помещения № 2 площадью 63,4 кв. м.
Толкование всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах трактуется в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации).
Сомнения и неясности в использовании помещений : кладовые (№№ 3, 9, 18) - 23,7 кв.м, 7,2 кв.м, 1,3 кв.м; склады (№№ 12, 13) - 59,8 кв.м, 148,6 кв.м; бытовые помещения (№№ 23, 27) - 7,6 кв.м, 7,2 кв.м в качестве вспомогательных для обслуживания торгового зала (помещения № 2 (63,4 кв. м.) в оспариваемые периоды включения в Перечни нежилого здания с кадастровым номером … не устранены, в связи с чем у суда не имеется оснований считать их таковыми.
Наличие в нежилом здании с кадастровым номером … вспомогательных помещений (складских, подсобных, кладовых и т.п.) к торговому залу для его обслуживания в силу закона правового значения также не имеет по следующим в силу закона основаниям.
Применение министерством имущественных отношений Ставропольского края пункта 38 ГОСТ Р 51303-2013 к правоотношениям, вытекающим из налогового законодательства, является ошибочными в связи с противоречием закону. В соответствии с ГОСТ Р 51303-2013. «Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения» понятия «торговый объект» и «магазин» тождественными не являются. «Магазин» в силу отнесения к Разделу «Типы торговых предприятий» и на основании пункта 21 ГОСТ Р 51303-2013. «Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения» является торговым предприятием, а не торговым объектом.
При этом подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации критерием для включения в Перечни является здание, помещения в котором по своему назначению соответствуют именно размещению торгового объекта. Следовательно, налоговым законодательством прямо установлено применение исключительно понятия «торговый объект», а не «магазин», «торговое предприятие». В силу прямой нормы закона по применению понятия «торговый объект» оно не подлежит иному толкованию.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», пунктом 14 ГОСТ Р 51303-2013. «Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения» под торговым объектом понимается здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Следовательно, для того чтобы признать складское, кладовое, подсобное и подобные помещения торговым объектам, их площадь должна включать в себя помещение (часть помещения), предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Административным ответчиком не представлено доказательств того, что помещения : кладовые (№№ 3, 9, 18) - 23,7 кв.м, 7,2 кв.м, 1,3 кв.м; склады (№ № 12, 13) - 59,8 кв.м, 148,6 кв.м; бытовые помещения (№ № 23, 27) - 7,6 кв.м, 7,2 кв.м в оспариваемые периоды включения в Перечни нежилого здания с кадастровым номером … были предназначены для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров. В связи с этим, отнесение указанных выше помещений к торговым объектам является незаконным.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» под площадью торгового объекта подразумевается помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей.
Согласно пунктам 109, 110 ГОСТ Р 51303-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения» площадь всех помещений торгового предприятия – это общая площадь торгового предприятия. Торговая площадь торгового предприятия - это площадь торговых помещений торгового предприятия.
В свою очередь, торговое помещение предприятия розничной торговли - это часть помещения розничного торгового предприятия, включающая торговый зал и помещения для оказания услуг. Площадь торгового зала : часть розничного торгового объекта, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей; площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей (пункты 111, 113 ГОСТ Р 51303-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения».
В соответствии с Примечаниям к пунктам 111, 113 ГОСТ Р 51303-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения» прямо установлено, что к торговым помещениям, к площади торгового зала не относят административно-бытовые помещения, а также помещения для приемки, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не осуществляют обслуживание покупателей.
В соответствии с пунктом 33 и Примечанию к нему, пунктом 91 ГОСТ Р 51303-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения» склад - это специальные здания, строения, сооружения, помещения, открытые площадки или их части, обустроенные для целей хранения товаров и выполнения складских операций. Примечание - к складским операциям относят операции по приему, сортировке, комплектации, упаковке, отпуску, отгрузке. Складское помещение: Специально оборудованная часть помещения торгового предприятия, предназначенная для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже.
Следовательно, подлежащие исключению из торговых помещений и из площади торгового зала на основании Примечания к пунктам 111, 113 ГОСТ Р 51303-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения» помещения для приемки, хранения товаров и подготовки их к продаже – это и есть, согласно пунктам 33, 91 ГОСТ Р 51303.-2013. «Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения», - склады (складские помещения).
Административно-бытовое помещение торгового предприятия : Часть помещения торгового предприятия, предназначенная для размещения аппарата управления и включающая бытовые помещения. Примечание - в состав административно-бытового помещения входят служебные помещения (офисы), объекты питания персонала, санитарно-бытовые помещения и т.п. (пункт 96 ГОСТ Р 51303.-2013. «Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения»).
Подсобное помещение торгового предприятия : Часть помещения торгового предприятия, предназначенная для размещения вспомогательных служб и выполнения работ по обслуживанию технологического процесса. Примечание: в состав подсобного помещения входят помещения для хранения упаковочных и обвязочных материалов, технологического оборудования, инвентаря, тары, уборочных машин, отходов упаковки, мойки инвентаря и производственной тары, приема стеклянной посуды от населения, экспедиция по доставке товаров на дом, коридоры, тамбуры, вестибюли и т.п. (пункт 97 ГОСТ Р 51303.-2013. «Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения»).
Как усматривается из нормативного содержания 33, 91, 96, 97 ГОСТ Р 51303.-2013. «Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения», - склады (складские помещения), подсобные, административно-бытовые помещения по своему законодательно установленному назначению не предназначены для размещения торговых объектов, у них иное назначение.
В силу пунктов 4, 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», пункта 14, 110, 111 ГОСТ Р 51303-2013. «Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения» складские, подсобные, административно-бытовые помещения по законодательно установленному назначению не являются торговыми объектами, площадью торгового объекта, торговыми помещениями.
В соответствии с Примечанием к пунктам 111, 113 ГОСТ Р 51303-2013. «Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения» складские, подсобные, административно-бытовые не относятся к торговым помещениям и к площади торгового зала и, соответственно, подлежат исключению.
Административным ответчиком не представлено доказательств того, что помещения : кладовые (№№ 3, 9, 18) - 23,7 кв.м, 7,2 кв.м, 1,3 кв.м; склады (№ № 12, 13) - 59,8 кв.м, 148,6 кв.м; бытовые помещения (№ № 23, 27) - 7,6 кв.м, 7,2 кв.м. в оспариваемые периоды включения в Перечни нежилого здания с кадастровым номером … имели назначение, соответствующее торговому помещению, площади торгового объекта, отвечающего установленным законом критериям к ним.
С учетом изложенного, отнесение министерством имущественных отношений Ставропольского края указанных выше помещений к помещениям, предназначенным по своему назначению для размещения торговых объектов является незаконным.
С учетом изложенного, нежилое здание с кадастровым номером … не подлежало включению в Перечни на основании подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации по критерию признания здания, предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, поскольку в соответствии документами технического учета (инвентаризации) в нежилом здании с кадастровым номером … отсутствуют помещения общей площадью не менее 20% от общей площади здания, назначение, разрешенное использование или наименование которых предусматривает размещение торговых объектов, поскольку наименование и назначение только одного помещения № 2 предусматривает размещение торгового объекта, при этом, его площадь, 63,4 кв. м., от общей площади здания 662 кв. м. составляет 9,58%, то есть менее 20%.
Проверяя законность признания нежилого здания с кадастровым номером …, подлежащим включению в Перечни на основании подпункта 2 пунктов 3, 4, пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации по критерию фактического использования здания в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, для признания которого требуется установление фактического использования не менее 20% общей площади этого здания для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, суд установил следующее.
В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Во исполнение пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.02.2015 г. № 54-п утвержден Порядок определения вида фактического использования отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, расположенных на территории Ставропольского края, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Согласно пункту 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу требований части 1 статьи 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.
Из системного толкования пунктов 9, 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.02.2015 г. № 54-п, следует, что единственным документом, подтверждающим фактическое использование объекта недвижимости с целью его включения в перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, является акт обследования недвижимого имущества, полученный до утверждения Перечней.
Единственно относимые и допустимые в силу закона доказательства – акты обследования нежилого здания с кадастровым номером … для его включения в Перечни в оспариваемые периоды административным ответчиком не представлены.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что нежилого здания с кадастровым номером … не подлежало включению в Перечни на основании подпункта 2 пунктов 3, 4, пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации по критерию фактического использования здания в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Проверяя законность признания нежилого здания с кадастровым номером …, подлежащим включению в Перечни на основании подпункта 1 пунктов 3, 4, пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации по критерию вида разрешенного использования земельных участков, на которых расположены эти нежилые здания, суд установил следующее.
Из письменных возражений и пояснений представителя административного ответчика – министерства имущественных отношений Ставропольского края, данных в ходе судебного разбирательства, следует, что вид разрешенного использования земельного участка послужил основанием, предусмотренным подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для включения в Перечни нежилого здания с кадастровым номером ….
Нежилое здание с кадастровым номером … расположено на земельном участке с кадастровым номером …:21, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости от 20.08.2021 г. № … на ОКС с кадастровым номером … и выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости от 20.08.2021 г. № … на з/у с к/н …:21.
Земельный участок с кадастровым номером …:21, площадью 510 кв. м., категория земель : «земли населенных пунктов», находящийся по адресу : …, имеет вид разрешенного использования - «под объект торгового назначения, объект по обслуживанию транспортных средств», что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости от 20.08.2021 г. № ….
Из содержания вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером …:21 - «под объект торгового назначения, объект по обслуживанию транспортных средств» следует, что он не предусматривает размещение офисов, объектов общественного питания и бытового обслуживания и не предусматривает исключительно размещение объектов торговли.
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером …:21 предусматривает, помимо разрешенного использования земельного участка для размещения торгового объекта, также размещение объекта по обслуживанию транспортных средств, производственных объектов (автосервиса).
Объекты капитального строительства - станции технического обслуживания (СТО), автосервисы, согласно Приложению № 2 к Приказу Минэкономразвития России от 12.05.2017 г. № 226 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке», относятся к Группе 7, «Объекты производственного назначения» - 0700, подгруппе 0730 – «Станции технического обслуживания (СТО), автосервисы».
Земельные участки, предназначенные для размещения мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей и прочих объектов придорожного сервиса, согласно Приложению № 1 к Приказу Минэкономразвития России от 12.05.2017 г. № 226 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке», относятся к сегменту 6 «Производственная деятельность» - 6.0, виду разрешенного использования 4.9.1 «Объекты придорожного сервиса. Размещение мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей и прочих объектов придорожного сервиса».
В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, действовавшим на момент включения в Перечни спорных объектов, земельные участки, предназначенные для размещения станций технического обслуживания автомобилей, автосервиса, относятся к дорожному сервису с кодом вида разрешенного использования 4.9.1.4 «Ремонт автомобилей» (размещение мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей, и прочих объектов дорожного сервиса), входящих в группу видов разрешенного использования 4.9.1 «Объекты дорожного сервиса».
Автосервис не относится к объектам бытового обслуживания, к которым, согласно Постановлениям Правительства РФ от 15.08.1997 г. № 1025, от 21.09.2020 г. № 1514 «Об утверждении правил бытового обслуживания населения», ГОСТам 32670-2014, 30592-2014, 30590-2014, 32610-2014, Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 г. № 540, относятся мастерские мелкого ремонта, ремонта бытовой техники, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро.
Вид разрешенного использования земельного участка 4.9.1 «Объекты дорожного сервиса» - автосервис не предполагает размещение на таком земельном участке офисов, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, то есть объектов, подлежащих включению в Перечни, поименованных в пунктах 3, 4, 4.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом того, что из содержания вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером …:21 следует, что он является смешанным, т.е. имеет более чем один вид разрешенного использования, то данный вид разрешенного использования однозначно не предусматривает размещение торговых объектов и может подтверждать размещение таких объектов только посредством осуществления проверки их фактического использования, которой, как указано выше, осуществлено не было.
В связи с этим, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером …:21 не позволяет сделать однозначный и безусловный вывод о том, что он предусматривает размещение на нем объектов поименованных в пунктами 3, 4 и 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Толкование всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах трактуется в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно конституционно-правовому смыслу, выявленному в Постановлении Конституционного Суда РФ от 12.11.2020 г. № 46-П, пп. 1 п. 4 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ в системе действующего правового регулирования не может служить основанием для возложения на налогоплательщика обязанности определять налоговую базу по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования используемого налогоплательщиком земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения). При этом здание (строение, сооружение) признается не предназначенным и фактически не используемым для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания с учетом двадцатипроцентного критерия, предусмотренного подпунктом 2 пункта 4 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с пунктами 2, 4 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 12.11.2020 г. № 46-П выявленный в настоящем Постановлении конституционно-правовой смысл подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации является общеобязательным, что исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике. Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу со дня официального опубликования, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
С учетом неоднозначности и небезусловности вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером …:21, размещение на нем офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания должно быть подтверждено только посредством осуществления проверки фактического использования нежилого здания с кадастровым номером …, которой осуществлено не было.
С учетом изложенного, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером …:21 не мог являться основанием для включения в Перечни нежилого здания с кадастровым номером … в отсутствие установления его фактического использования, подтверждающего законность включения в Перечни с учетом двадцатипроцентного критерия, предусмотренного подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Административным ответчиком – министерством имущественных отношений Ставропольского края таких доказательств суду не представлено.
На основании изложенного, включение нежилого здания с кадастровым номером … в Перечни в отсутствие всех критериев и условий, предусмотренных для такого включения пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, является незаконным.
При таких обстоятельствах, требования административного истца о признании недействующим со дня принятия Перечней объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, утвержденных приказами министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2018 года № 985, от 27 декабря 2019 года № 1317, от 28 декабря 2020 года № 1462, в части включения в них нежилого здания с кадастровым номером …, - подлежат удовлетворению.
Разрешая иск в части даты признания оспариваемых нормативных правовых актов недействующими, суд полагает обоснованными требования о признании их недействующими в оспариваемой части этих нормативных правовых актов со дня их принятия по следующим основаниям.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Исходя из положений пункта 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В данном случае, включение спорных объектов в Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, произведено в целях налогообложения на 2019, 2020, 2021 годы, вследствие чего обязанность по уплате налога сохраняется.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия, на 2019, 2020, 2021 годы, признание отдельного положения недействующим с момента принятия нормативного правового акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
Учитывая изложенное, а также предписание федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий, неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), спорное нежилое здание с кадастровым номером …, расположенное по адресу: …, подлежит исключению из оспариваемых Перечней, поскольку находящиеся в долевой собственности административного истца ФИО1 объект недвижимости не соответствует критериям, поименованным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 208, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования ФИО1 к министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании нормативных правовых актов недействующими в части - удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2018 года № 985, в части включения в пункт … Перечня объекта недвижимого имущества с кадастровым номером …, расположенного по адресу: ….
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 декабря 2019 года № 1317, в части включения в пункт … Перечня объекта недвижимого имущества с кадастровым номером …:98, расположенного по адресу : ….
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2020 года № 1462, в части включения в пункт … Перечня объекта недвижимого имущества с кадастровым номером …, расположенного по адресу : ….
Обязать министерство имущественных отношений Ставропольского края опубликовать сообщение о настоящем судебном решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ставропольский краевой суд.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 23 ноября 2021 года.
Председательствующий судья Задорнева Н.П.