ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-847/18 от 29.10.2018 Московского областного суда (Московская область)

Дело <данные изъяты>а-847/18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ Р. Ф.

29 октября 2018 года <данные изъяты>

<данные изъяты>

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.

при секретаре Тягай А.А.

с участием прокурора Смирновой М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Стрела» об оспаривании нормативного правового акта,

у с т а н о в и л :

Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры <данные изъяты> принято распоряжение <данные изъяты>-Р от <данные изъяты> «Об изменении и отмене некоторых смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок автомобильном транспортом и городским наземным электрическим транспортом <данные изъяты>, отмене некоторых межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом <данные изъяты> и внесение изменений в соответствующий реестр» (далее Распоряжение).

Пунктом первым Распоряжения отмены смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом <данные изъяты> согласно Приложения <данные изъяты>.

Пунктом 2 Распоряжения сведения о смежных межрегиональных маршрутах регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом <данные изъяты> согласно Приложения <данные изъяты> исключены из Реестра смежных межрегиональных маршрутах регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом <данные изъяты>, начальный остановочный пункт которых находится на территории <данные изъяты>.

Данное Распоряжение было опубликовано на официальном сайте Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры <данные изъяты><данные изъяты> и вступило в силу со дня его официального опубликования. Пункт 2 Распоряжения вступил в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования.

С указанным нормативным правовым актом в части отмены и исключения из реестра смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок автомобильным транспортом <данные изъяты> маршрута <данные изъяты>к «ФИО1-ФИО2-Москва» (м.Южная) выражает несогласие действующий перевозчик общество с ограниченной ответственностью «Стрела», осуществляющий перевозку пассажиров по отмененному маршруту.

Административный истец полагает, что нормативный правой акт принят Министерством в нарушение порядка отмены межрегиональных маршрутов определенного статьей 13 Федерального закона №220-ФЗ от <данные изъяты> «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом Российской Федерации», а также в нарушение процедуры Порядка установленного Соглашением об организации регулярных перевозок.

Просит признать данное распоряжение в части отмены смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок автомобильным транспортом <данные изъяты><данные изъяты>к «ФИО1-ФИО2-Москва» (м.Южная) недействующим с момента его издания.

В судебном заседании представитель ООО «Стрела» и генеральный директор общества поддержали заявленные требования и указали, что предусмотренных законных оснований для исключения из Реестра маршрута по которому общество осуществляет перевозку, не имелось. Безосновательная отмена маршрута фактически лишила предпринимательской деятельности общества, и здоровой конкуренции на рынке услуг по перевозкам. Организация имеет полноценный автомобильный состав и возможность осуществления перевозок по данному маршруту. Кроме того, на основании маршрутных карт до настоящего времени осуществляет перевозку по данному маршруту.

Представители Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры <данные изъяты> возражали относительно требований, указали, что Министерство при принятии оспариваемого Распоряжения действовало в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением компетенции по принятию и форме данного нормативного правового акта.

При приятии решения Министерство руководствовалось порядком установления, изменения, отмены смежных межмуниципальных маршрутов регулируемых перевозок между Москвой и <данные изъяты>ю. Отмена смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок автомобильным транспортом <данные изъяты><данные изъяты>к «ФИО1-ФИО2-Москва» (м.Южная) и смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок автомобильным транспортом <данные изъяты><данные изъяты>к «ФИО1-Венюково-Москва» (м.Южная) осуществляемым по нерегулируемым тарифам и установление маршрута смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок автомобильным транспортом <данные изъяты><данные изъяты> «ФИО1-ФИО2-Москва» (м.Южная) по регулируемому тарифу было вызвано необходимостью обеспечения перевозками граждан из муниципального образования ФИО1 в <данные изъяты>, в том числе отдельных категорий граждан, которые обеспечиваются бесплатным проездом на автомобильном и городском наземном транспорте по маршрутам регулируемых перевозок по регулируемым тарифам. Решение о целесообразности отмены маршрута было приято комиссией на основании мониторинга пассажиропотока, обращение граждан в развитее Целевой регуляторной модели рынка автобусных пассажирских перевозок <данные изъяты> до 2020 года и государственной программой «Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса» 2014-2018.

Представитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры <данные изъяты> поддержала позицию министерства.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, заслушав заключение прокурора, полагавшего о не соответствии действующему законодательству оспариваемого нормативного правового акта, приходит к следующему.

Как установлено в ходе рассмотрения административного дела административный истец на основании Лицензии от <данные изъяты> N АСС-50-616287 осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Согласно Реестра смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок между городом Москвой и <данные изъяты>ю, начальный остановочный пункт которых находится на территории <данные изъяты> обществом осуществлялись регулярные перевозки по маршруту N 365к "ФИО1 - ФИО2 - Москва (и. Южная)", с параметрами: 3 единицы автобусов большого класса, 2 единицы - малого класса, по нерегулируемым тарифам.

Оспариваемы Распоряжением (пункт 10 Приложение <данные изъяты> к Распоряжению) маршрут <данные изъяты>к «ФИО1-ФИО2-Москва» (м.Южная) отменен. По истечению 180 дней после дня официального опубликования Распоряжения маршрут подлежит исключению из Реестра смежных маршрутов.

Как следует из оспариваемого Распоряжения в качестве снования для его принятия в части отмены маршрута <данные изъяты>к «ФИО1-ФИО2-Москва» (м.Южная) является пункта 3.1 протокола заседания Межведомственного координационного совета по формированию маршрутной сети смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок между Москвой и <данные изъяты>ю от <данные изъяты><данные изъяты>, уведомление от <данные изъяты> исх.<данные изъяты>/.

На основании ч. 3 ст. 11 Федерального закона N 220-ФЗ муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах городов федерального значения устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

На территории <данные изъяты> таким уполномоченным органом исполнительной власти относится Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры <данные изъяты>.

В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок устанавливается, изменяется, отменяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого расположен начальный остановочный пункт по данному маршруту.

Пунктом 2 ст. 13 Федерального закона закреплено, что Порядок установления, изменения, отмены смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок устанавливается соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации, в границах которых проходит данный маршрут, с учетом положений Федерального закона.

Особенность порядка отмены смежного межрегионального маршрута установлена в ч. 7 статьи приведенного выше Закона, согласно которой отмена такого маршрута осуществляется по согласованию между уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в границах которых проходит данный маршрут.

В силу пункта 8 и 9 Закона уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, принявший решение об отмене смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок, обязан уведомить об указанном решении юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, уполномоченного участника договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по данному маршруту, не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу. Смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок считается отмененным со дня исключения сведений о данном маршруте из реестра смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок.

В целях удовлетворения потребностей населения в безопасных и своевременных перевозках по смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок и во исполнение требований Федерального закона №220-ФЗ между Правительством Москвы и <данные изъяты><данные изъяты> заключено Соглашение об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок между городом Москвой и <данные изъяты>ю" установившее Порядок установления, изменения, отмены смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок между городом Москвой и <данные изъяты>ю" (далее Положение).

Порядок установления, изменения, отмены смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок между городом Москвой и <данные изъяты>ю определяет процедуру установления, изменения, отмены смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок между городом Москвой и <данные изъяты>ю.

В силу пункта 4 Порядка Межведомственный координационный совет по формированию сети смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок между городом Москвой и <данные изъяты>ю готовит заключения о целесообразности либо нецелесообразности установления, изменения, отмены смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок между городом Москвой и <данные изъяты>ю, а также о необходимости доработки соответствующего предложения в соответствии с Положением о Межведомственном координационном совете по формированию сети маршрутов (приложение 1 к настоящему Порядку).

Решения, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, принимаются при наличии заключения Межведомственного координационного совета о целесообразности соответственно установления, изменения, отмены смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок между городом Москвой и <данные изъяты>ю, в срок не позднее 30 календарных дней с даты проведения заседания Межведомственного координационного совета, на котором было утверждено указанное заключение.

Предложения об установлении, изменении, отмене смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок между городом Москвой и <данные изъяты>ю разрабатываются Департаментом (в случае, если начальный остановочный пункт соответствующего маршрута расположен в границах <данные изъяты>) и Министерством (в случае, если начальный остановочный пункт соответствующего маршрута расположен в границах <данные изъяты>) по формам, установленным согласно приложениям 2-4 к настоящему Порядку, и вносятся на рассмотрение Межведомственного координационного совета посредством их направления в Секретариат Совета.

В пункте 16 Положения о Межведомственном координационном совете по формированию сети маршрутов (Приложение N 1 к Порядку) указано, что заключение о целесообразности отмены смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок между городом Москвой и <данные изъяты>ю принимается Межведомственным координационным советом при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

маршрут не соответствует требованиям, установленным правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;

техническое состояние улиц, автомобильных дорог, не относящихся к автомобильным дорогам федерального значения, по которым проходит маршрут, и размещенных на них искусственных дорожных сооружений не соответствует максимальным полной массе и (или) габаритам транспортных средств, которые предлагается использовать для осуществления регулярных перевозок по данному маршруту;

отсутствие устойчивого пассажиропотока на маршруте, а также отказ перевозчика от осуществления перевозок пассажиров по маршруту.

<данные изъяты> Межведомственным координационным советом по формированию маршрутной сети смежных межрегиональных регулярных перевозок между Москвой и <данные изъяты>ю принято решение об отмене данного смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок, оформленное впоследствии Протоколом от <данные изъяты> N 17-29-57/7.

Письмом от <данные изъяты> N Исх.-11765 обществу сообщено, что истечении 180 дней с даты его получения сведения о маршруте N 365к будут исключены из Реестра смежных межрегиональных автобусных маршрутов регулярных перевозок между Москвой и <данные изъяты>ю.

Решением Арбитражного суда <данные изъяты> от <данные изъяты> вступившим в законную силу Постановлением Десятого Арбитражного апелляционного суда от <данные изъяты> и Постановлением Арбитражного суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по требованиям общества с ограниченной ответственностью "Стрела" к Министерству транспорта <данные изъяты>, Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры <данные изъяты> Межведомственного координационного совета по формированию маршрутной сети смежных межрегиональных регулярных перевозок между Москвой и <данные изъяты>ю от <данные изъяты> в части отмены маршрута N 365к «ФИО1 - ФИО2 - Москва (м. Южная)» и письмо Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры <данные изъяты> от <данные изъяты> N 11765 в части уведомления об исключении из реестра смежных межрегиональных автобусных маршрутов регулярных перевозок между Москвой и <данные изъяты>ю сведений о маршруте N 365к «ФИО1 - ФИО2 - Москва (м. Южная)» признаны принятыми в нарушение закона.

Установленные такими судебными решениями обстоятельства не нуждаются в доказывании (часть 2 статьи 64 КАС РФ).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что нормативный правовой акт в оспариваемой его части нельзя признать законным, поскольку процедура Порядка отмены смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок устанавливается Соглашением об организации регулярных перевозок. Данное Соглашение между Правительством Москвы и <данные изъяты> заключено. Порядок процедуры отмены маршрута регламентирован, но не соблюден Министерством при отмене маршрута под номером 365к "ФИО1 - ФИО2 - Москва (м. Южная)", решение явившееся основанием для принятия оспариваемого нормативного акта об отмене маршрута признано судом незаконным и отменно.

Суд также находит доводы министерства относительно нецелесообразности отмененного маршрута голословными, поскольку судом при рассмотрении дела также установлено и не оспаривалось стороной административного ответчика, что после отмены маршрута административного истца дальнейшее открытие Министерством маршрута под номером 365 "ФИО1 - ФИО2 - Москва (м. Южная)" с параметрами 18 единиц автобусов большого класса свидетельствует о том, что маршрут установленным правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров соответствует, техническое состояние улиц, автомобильных дорог, по которым проходит маршрут, максимальным полной массе и (или) габаритам транспортных средств заявителя (3 единицы автобусов большого класса, 2 единицы - малого класса) также соответствует, а равно направление на схожий маршрут 18 единиц транспортных средств по сравнению с 5 единицами эксплуатирующимися в настоящее время говорит об устойчивости пассажиропотока на маршруте.

В случае необходимости перевода маршрута с нерегулируемыми тарифами на маршрут с регулируемыми тарифами, а равно при необходимости изменить параметры маршрута по количеству транспортных средств суд полагает Министерство должно было изменить параметры маршрута и (или) изменить вид регулярных перевозок, руководствуясь статьей 18 Закона об организации регулярных перевозок.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы.

Исходя из того, что нормативный правовой акт в оспариваемой части применяется к административному истцу и влияет на его права, то подлежит признанию недействующим со дня его принятия.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 177, 178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

РЕШИЛ:

административные исковые заявления общества с ограниченной ответственностью «Стрела», удовлетворить.

Признать распоряжение Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры <данные изъяты><данные изъяты>-Р от <данные изъяты> «Об изменении и отмене некоторых смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок автомобильном транспортом и городским наземным электрическим транспортом <данные изъяты>, отмене некоторых межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом <данные изъяты> и внесение изменений в соответствующий реестр» недействующим в части отмены и исключения из реестра смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок автомобильным транспортом <данные изъяты><данные изъяты>к «ФИО1-ФИО2-Москва» (м.Южная) со дня его принятия.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме и принесено апелляционное представление прокурором в тот же срок.

Судья М.Ю. Елизарова