ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-848/2021 от 02.11.2021 Свердловского областного суда (Свердловская область)

УИД: 66OS0000-01-2021-000872-12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург

02 ноября 2021 года

Номер производства 3а-848/2021

Резолютивная часть решения объявлена 02 ноября 2021 года.

Мотивированное решение изготовлено 11 ноября 2021 года.

Свердловский областной суд в составе

судьи Полевщиковой С.Н.,

при ведении протокола помощником судьи Паначевой О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного производства № 3а-848/2021

по административному исковому заявлению Федотовских Владимира Владимировича

к административным ответчикам – Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области,

с участием заинтересованных лиц – ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу, Территориального управления Росимущества в Свердловской области, общества с ограниченной ответственностью «Энерготраст», А., общества с ограниченной ответственностью «Уральский Центр Аффинажа и Рекуперации Драгоценных Металлов»,

об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№>,

установил:

Федотовских Владимир Владимирович (далее – Федотовских В.В., административный истец), являясь собственником земельного участка с кадастровым номером <№> (далее – земельный участок), обратился в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом его уточнения, просил установить по состоянию на 01 января 2020 года кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости на основании отчета об оценке № 21/06-04 от 16 июля 2021 года (далее – Отчет), выполненного оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Квадрат-Е» К.

Представителем ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу Мелобинской М.А. направлен отзыв, в котором подтверждены дата определения и размер кадастровой стоимости земельного участка.

От Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области по существу заявленных требований относительно определения кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости возражений не поступило.

До начала судебного заседания от представителя административного истца Симкина В.В. и представителя административного ответчика Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области Никитина А.А. поступили ходатайства о рассмотрении административного дело в их отсутствие.

Иные лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.

В силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителей вышеуказанных лиц.

Исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Использование земли в Российской Федерации является платным.

Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

Обязанность по доказыванию размера действительной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости возложена законом на административного истца (часть 5 статьи 247, пункт 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации, пункт 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».

Как следует из материалов дела, административный истец является собственником земельного участка, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под зданиями и сооружениями станции автосервиса, площадью 21 115 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 08 октября 2020 года № 3333 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Свердловской области» по состоянию на 01 января 2020 года утверждена кадастровая стоимость земельного участка в размере 103134528,3 руб.

Сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 02 декабря 2020 года.

Обращаясь в суд, административный истец представил в качестве доказательства размера рыночной стоимости земельного участка Отчет, согласно которому по состоянию на 01 января 2020 года рыночная стоимость земельного участка определена оценщиком в размере 21 368 000 руб.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки.

Согласно положениям статей 12, 15 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (часть 1 статьи 12)

Оценщик обязан соблюдать требования Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, а также требования стандартов и правил оценочной деятельности, утвержденных Саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является (абзац 3 статьи 15).

Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение.

Оценив в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд считает, что оценка спорного земельного участка проведена оценщиком без нарушений требований законодательства об оценочной деятельности.

Оценка проведена на основании заключенного административным истцом с обществом с ограниченной ответственностью «Квадрат-Е» договора на оценку.

Отчет составлен оценщиком К., обладающим правом на проведение подобного рода исследований, специальными познаниями.

К. является членом Ассоциации Саморегулируемой организации «Национальная коллегия специалистов-оценщиков», застраховавшим свою ответственность и имеющей действующий квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению «Оценка недвижимости».

Из Отчета следует, что оценщик использовал сравнительный подход и метод сравнения продаж.

Проведя анализ сегмента рынка объекта исследования, оценщик подобрал объекты-аналоги, информация о которых была получена из объявлений о продаже и интернет-источников.

Все существенные характеристики объектов-аналогов представлены в таблице сравнения.

В связи с выявленными отличиями объектов-аналогов от объекта оценки оценщиком введены корректировки.

Таким образом, итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, поскольку при оценке земельного участка оценщик придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки.

Сторонами не представлено каких-либо убедительных доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности Отчета и определенной в нем величины рыночной стоимости земельного участка.

Поэтому ставить представленный административным истцом Отчет под сомнение не имеется.

На основании изложенного, административное исковое заявление подлежит удовлетворению, поскольку требования административного истца являются обоснованными, рыночная стоимость земельного участка подтверждена надлежащими доказательствами.

Датой обращения заявителя с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости необходимо считать дату обращения в суд - 16 сентября 2021 года.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Федотовских Владимира Владимировича, удовлетворить.

Установить по состоянию на 01 января 2020 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> в размере рыночной стоимости 21 368 000 (двадцать один миллион триста шестьдесят восемь тысяч) руб.

Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№>, считать 16 сентября 2021 года.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Свердловский областной суд.

Судья С.Н. Полевщикова