ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-848/2021 от 30.06.2021 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 3а-848/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

30 июня 2021 года г. Пермь

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Буланкова Р.В.,

при секретаре Леновской К.И.,

с участием прокурора прокуратуры Пермского края Захарова Е.В.,

представителя административного истца Ившиной Н.Г.,

представителя административного ответчика Артемьевой К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «А-Бизнес» об оспаривании в части постановления Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года № 756-п, от 28 ноября 2019 года № 874-п, от 25 ноября 2020 года № 896-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»,

УСТАНОВИЛ:

Правительство Пермского края постановлениями:

- от 29 ноября 2018 года № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»,

- от 28 ноября 2019 года № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее – Постановление № 874-п),

- от 25 ноября 2020 года № 896-п «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»

утвердило согласно приложениям – таблицы 1 Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019, 2020, 2021 годы, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 года № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае».

Постановление № 756-п опубликовано 3 декабря 2018 года в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», за № 47 часть 2, а также размещено 30 ноября 2018 года на официальном интернет-портале правовой информации http:/www.pravo.gov.ru.

Постановление № 874-п опубликовано 9 декабря 2019 года в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», за № 48, том 2, а также размещено 02 декабря 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации http:/www.pravo.gov.ru.

Постановление № 896-п опубликовано 7 декабря 2020 года в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», за № 49, том 1, а также размещено 30 ноября 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации http:/www.pravo.gov.ru.

Пунктом 1 названных постановлений Правительства Пермского края определены на 2019, 2020, 2021 годы перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, согласно приложению к каждому Постановлению.

Под пунктом 5200 таблицы № 1 приложения к Постановлению № 756-п, пунктом 3869 таблицы № 1 приложения к Постановлению № 874-п включен объект недвижимости с кадастровым номером **:249, наименование «здание», общей площадью 5689 кв.м, расположенное по адресу: Пермский край, городской округ Пермский, город Пермь, улица Гайвинская, дом 105.

Под пунктом 3511 таблицы № 1 приложения к Постановлению № 874-п, пунктом 696 таблицы № 1 приложения к Постановлению № 896-п включен объект недвижимости с кадастровым номером **:95, наименование «инженерно-бытовой корпус № 1», общей площадью 6818,4 кв.м, расположенный по адресу: Пермский край, город Пермь, Орджоникидзевский район, улица Гайвинская, дом 99.

ООО «А-Бизнес», являясь собственником объектов недвижимости, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пункта № 5200 Перечня на 2019 год, пунктов 3869, 3511 Перечня на 2020 год, пункта 696 Перечня на 2021 год, полагая, что данные объекты недвижимости не отвечают требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, оспариваемые правовые предписания противоречат приведенным законоположениям и нарушают права административного истца, так как незаконно возлагают обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.

Представитель административного истца Ившина Н.Г. в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Правительства Пермского края, заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края Артемьева К.С. в судебном заседании возражала об удовлетворении требований по доводам, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление.

Выслушав объяснения лиц, принимавших участие в судебном заседании, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Пермского края Захарова Е.В., полагавшего требования административного истца, подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

С учетом положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 14, пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 16 октября 2015 года № 848-п «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края уполномочено органом исполнительной власти Пермского края на формирование перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Постановлениями Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», от 28 ноября 2019 года № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», от 25 ноября 2020 года № 896-п «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» были утверждены сформированные Министерством перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019, 2020, 2021 годы. В пунктах 5200, 3869 Перечней на 2019, 2020 годы соответственно включено здание с кадастровым номером **:249, в пунктах 3511, 696 Перечней на 2020, 2021 годы соответственно включено здание с кадастровым номером **:95, принадлежащие административному истцу на праве собственности.

Постановления Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года № 756-п, от 28 ноября 2019 года № 874-п, от 25 ноября 2020 года № 896-п изданы в установленном порядке уполномоченным органом в пределах компетенции (опубликовано на официальном сайте), что следует из анализа положений пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 11, 16 Закона Пермского края от 7 сентября 2007 года № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», Регламента подготовки проектов правовых актов Правительства Пермского края от 5 октября 2007 года № 223-П, указа губернатора Пермского края от 10 апреля 2009 года № 16 «Об интегрированной системе электронного документооборота, архива и управления потоками работ Пермского края», пункта 4 указа губернатора Пермского края от 24 июля 2008 года № 37 «О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края».

Проверяя порядок принятия, опубликования (обнародования) оспариваемых нормативных правовых актов, суд нарушений не установил. При рассмотрении и разрешении административного дела суд исходит из того, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий Правительства Пермского края, с соблюдением требований к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения их в действие, что не оспаривается административным истцом.

В пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации приведены условия, при которых налоговая база отдельных видов недвижимого имущества определяется как кадастровая стоимость такого имущества.

По сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, объект недвижимости с кадастровым номером **:249, наименование «здание» расположен на земельных участках с кадастровыми номерами **:14, **:93 с видом разрешенного использования «под производственную территорию», «под здание учебного корпуса (лит.А)» соответственно. Объект недвижимости с кадастровым номером **:95, наименование «инженерно-бытовой корпус № 1» расположен на земельном участке с кадастровым номером **:57 с видом разрешенного использования «под здание инженерно-бытового корпуса № 1 (лит.О)».

Таким образом, основанием для включения в Перечни спорных объектов вид разрешенного использования любого из названных земельных участков являться не может, поскольку не предусматривает возможность эксплуатации административно-деловых (торговых) центров либо нежилых помещений, в которых могут быть размещены офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и бытового обслуживания.

Вторым основанием включения объектов капитального строительства в Перечни могли послужить обстоятельства того, что назначение, разрешенное использование или наименование помещений в таких зданиях общей площадью не менее 20 процентов общей площади этих зданий в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривают размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.

Исходя из содержания технического паспорта помещений находящихся в здании с кадастровым номером **:249, расположенном по адресу: Российская Федерация, Пермский край, городской округу Пермский, город Пермь, улица Гайвинская, дом 105, в здании находятся помещения со следующими назначениями: «спортзал, коридор, электрощитовая, раздевалка, душевая, туалет, кладовая инвентаря, кабинет, фойе, тамбур, лестничная клетка, парикмахерская, кладовая хозяйственная, буфет, кладовая продуктов, санузел, оружейная комната, холл, сауна, электробойлерная, умывальная, тренажерный зал, учебный класс, актовый зал, комната оператора, запасной выход, кладовая, шкаф, музей, умывальник, душ, комната приема пищи».

Исходя из содержания технического паспорта помещений находящихся в здании с кадастровым номером **:95, расположенном по адресу: Пермский край, город Пермь, Орджоникидзевский район, улица Гайвинская, дом 99, в здании находятся помещения со следующими назначениями: «насосная, комната электрика, воздушная завеса, вспомогательное помещение, тепловой узел, коридор, электрощитовая, вентиляционная, лестничная клетка, вентиляционная камера, вестибюль, тамбур, комната вахтера, гардероб, банкетный зал, санузел, кухня, цех холодных закусок, доготовочная, основное помещение, моечное отделение, резка хлеба, кабинет ЛФК, кладовая продуктов, комната отходов, моечное отделение, обеденный зал, бар, банкетный зал, помещение охраны, архив, кабинет, раздевалка, умывальная, холл, машинное отделение».

Наличие в здании с кадастровым номером **:249 таких помещений как «парикмахерская, буфет» общей площадью 136,6 кв.м не свидетельствует о соблюдении требований Налогового кодекса Российской Федерации в части наличия в здании не менее 20 процентов помещений предназначенных для общественного питания, либо бытового обслуживания.

Наличие в здании с кадастровым номером **:95 таких помещений как «банкетный зал, кухня, цех холодных закусок, обеденный зал, бар» общей площадью 228,1 кв.м не свидетельствует о соблюдении требований Налогового кодекса Российской Федерации в части наличия в здании не менее 20 процентов помещений предназначенных для общественного питания, либо бытового обслуживания.

Остальные перечисленные помещения не могут быть однозначно отнесены к офисам, торговым объектам, объектам общественного питания либо бытового обслуживания в соответствии с требованиями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Из отзыва административного ответчика и пояснений представителя установлено, что основанием для включения объектов в Перечни на 2019, 2020, 2021 годы явились акты обследования их фактического использования.

Из системного анализа взаимосвязанных положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, включение в Перечни спорных объектов по их фактическому использованию как административно-делового либо торгового центра является правомерным при условии, что содержание Актов позволяет сделать однозначный вывод о том, какие помещения и на какой площади используются для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.

Представленный Акт обследования от 29 августа 2018 года содержит указание на общую площадь нежилых помещений, используемую в административных целях, под объекты общественного питания, под объекты бытового обслуживания в здании с кадастровым номером **:249, составляющую 2492,7 кв.м. (50,7 % от общей площади здания).

Представленный Акт обследования от 30 августа 2019 года содержит указание на общую площадь офисных помещений с учетом мест общего пользования в здании с кадастровым номером **:95, составляющую 6204,95 кв.м. (91 % от общей площади здания).

Таким образом, оба акта содержат указание на общую площадь зданий и выводы о том, что свыше 20% площади объектов фактически используется в административных целях.

В силу прямого указания, содержащегося в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, допустимым доказательством правомерности включения объектов недвижимости в Перечни по их фактическому использованию являются акты обследования.

Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства установлено, что в названных зданиях не осуществляется самостоятельная деловая, административная или коммерческая деятельность, прямо или косвенно не связанная с обеспечением производственной деятельности ООО «***». Перечисленные здания используются для производственных целей предприятия и размещения административного персонала организации, что не опровергнуто административным ответчиком и подтверждается административным истцом, дополнительно представленными актами осмотра. В зданиях функционирует пропускной режим. Все помещения, находящиеся в заданиях, направлены на обеспечение деятельности ООО «***», и не отвечают критериям, которые определены в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Кроме того имеющиеся акты осмотра на основании которых административным ответчиком приняты оспариваемые нормативные правовые акты не содержат указание на признаки по которым членами комиссии помещения отнесены к конкретному виду использования, отсутствуют сведения о проведении замеров площадей помещений, что исключает возможность исчисления размера площадей конкретных помещений используемых в тех либо иных целях.

Необходимо учитывать, что в Перечни по своей цели и смыслу подлежат включению такие здания (строения, сооружения), которые используются или могут быть использованы в целях делового, административного или коммерческого назначения. То есть это такие объекты недвижимости, которые с экономической точки зрения в процессе их самостоятельной эксплуатации способны обеспечивать их владельцу извлечение дохода и принесение прибыли, и именно поэтому налогообложение таких объектов регулируется законодателем в специально установленном порядке.

Спорные объекты капитального строительства не являются объектами недвижимости, в отношении которых при действующем правовом регулировании допустимо использовать его кадастровую стоимость для последующего определения размера налоговой базы, поскольку с экономической точки зрения такие объекты недвижимости не приносят самостоятельного дохода и их использование возможно исключительно по функциональному назначению.

Согласно части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Между тем Правительством Пермского края относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорных зданий условиям, установленным Налоговым кодекса Российской Федерации и необходимым для включения его в Перечни, не представлено.

При таких обстоятельствах следует признать, что здания с кадастровыми номерами **:249, **:95 в оспариваемые Перечни включены быть не могли, поскольку данные здания не расположены на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривал бы размещение офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, а также для использования в названных целях не предназначены и фактически в этих целях не используются (по смыслу статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации), обратное стороной административного ответчика не доказано.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска и исключения спорных зданий из Перечней на 2019, 2020, 2021 годы.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд считает возможным применить норму пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и, учитывая, что оспариваемая норма изначально вошла в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую силу, полагает необходимым признать соответствующие пункты Перечней недействующими с даты принятия постановлений №№ 756-п, 874-п, 896-п.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «А-Бизнес» удовлетворить.

Признать не действующим со дня принятия пункт 5200 таблицы 1 Приложения к постановлению Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

Признать не действующими со дня принятия пункты 3511, 3869 таблицы 1 приложения к постановлению Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

Признать не действующим со дня принятия пункт 696 таблицы 1 приложения к постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года № 896-п «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

Возложить на Правительство Пермского края обязанность опубликовать сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».

Взыскать с Правительства Пермского края в пользу общества с ограниченной ответственностью «А-Бизнес» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 13500 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 9 июля 2021 года.

Решение суда не вступило в законную силу.

Судья /подпись/