Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 августа 2022 года гор. Красногорск
Московская область
Московский областной суд
в составе председательствующего судьи Смышляевой О.В.,
при секретаре Качур А.В.,
с участием прокурора Быхановой Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску ООО «Средмашэкспорт» к Совету депутатов Одинцовского городского округа о признании недействующим с момента принятия решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района от «Об утверждении паспорта особо охраняемой природной территории местного значения природного рекреационного комплекса «» в части,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Средмашэкспорт» обратилось в суд с административным иском о признании недействующим с момента принятия решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района от «Об утверждении паспорта особо охраняемой природной территории местного значения природного рекреационного комплекса «» в новой редакции и отмене пункта 1 решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района от и решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района от » в редакции решения Совета депутатов Одинцовского городского округа от в части включения в границы особо охраняемой природной территории местного значения природного рекреационного комплекса «» земельного участка, принадлежащего на праве аренды обществу с ограниченной ответственностью «Средмашэкспорт», с кадастровым номером , площадью 120 000 кв.м., расположенного по адресу: , .В обоснование иска указало, что Советом депутатов Одинцовского муниципального района принято решение «Об утверждении паспорта особо охраняемой природной территории местного значения природного рекреационного комплекса «» в новой редакции и отмене пункта 1 решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района от и решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района от » (далее - Решение от ). Указанным решением находящийся в аренде административного истца земельный участок включен в границы особо охраняемой природной территории местного значения природного рекреационного комплекса «», что делает невозможным его использование в соответствии с установленным видом разрешенного использования и условиями договоров аренды, тем самым нарушаются права и законные интересы правообладателя. Оспариваемое Решение не соответствует федеральному и региональному законодательству, определяющему правовой статус особо охраняемых природных территорий.
Административным ответчиком Советом депутатов Одинцовского городского округа представлены письменные возражения на иск, в которых просит в удовлетворении требований отказать, указывая на то, что оспариваемое в части Решение от принято Советом депутатов в рамках егокомпетенции, с соблюдением действующего законодательства, оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, не нарушают прав и законных интересов административных истцов.
В судебном заседании представители административного истца поддержали заявленные требования по доводам, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Иные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства были извещены.
Заслушав пояснения представителей административного истца, административного ответчика, исследовав материалы административных дел, заслушав заключение прокурора, полагавшей удовлетворить требования административных истцов, суд приходит к следующим выводам.
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации).
Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).
Частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона N 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.
Согласно п. 22 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесены вопросы создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района, а также осуществления Муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения.
В силу п.22 ч.3 ст. 10 Устава Одинцовского муниципального района к вопросам местного значения Одинцовского муниципального района относятся создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на Территории Одинцовского муниципального района, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения.
Согласно п. 13, 19, 4.3.1 ст.10 Устава Одинцовского муниципального района к вопросам местного значения, решаемым органами местного самоуправления Одинцовского муниципального района на территориях сельских поселений Одинцовского муниципального района, относятся:
- организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;
- создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения.
В соответствии п. 2.1, 2.2 Положения об особо охраняемых природных территориях местного значения , утвержденным решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района особо охраняемая природная территория местного значения в районе организуется, как правило, без изъятия земельных участков у собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов. При организации особо охраняемой природной территории местного значения без изъятия земель у собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов категория принадлежащих земель не изменяется, а устанавливается особый правовой режим. Пользование землями, включенными в состав особо охраняемой природной территории, осуществляется с учетом ограничений, установленных режимом охраны особо охраняемой природной территории.
В силу ст. от N96/2003-03 «Об особо охраняемых природных территориях» органы местного самоуправления муниципальных образований разрабатывают и утверждают положения (паспорта) особо охраняемых природных территорий местного значения.
Советом депутатов Одинцовского муниципального района принято решение «Об утверждении паспорта особо охраняемой природной территории местного значения природного рекреационного комплекса «» в новой редакции и отмене пункта 1 решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района от и решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района от ».
Решение официально опубликовано в газете «» от (666), в газете «» от , на сайте администрации Одинцовского муниципального района по адресу: https://odin.ru/.
В силу статьи 54 Устава муниципальные правовые акты Совета депутатов, в том числе имеющие нормативное содержание, вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования (обнародования), если иное не определено в самом нормативном правовом акте. На территории Одинцовского муниципального района официальным средством массовой информации являетсягазета «».
от -ОЗ «Об объединении территорий поселений Одинцовского муниципального района и территории городского округа Звенигород» в результате объединения территорий, входящих в состав Одинцовского муниципального района, в том числе городского поселения Одинцово, образовано муниципальное образование Одинцовский городской округ.
В соответствии со статьей от -ОЗ со дня формирования органов местного самоуправления Одинцовского городского округа полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района прекращены.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Федерального закона - ФЗ муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующих территориях, действуют в части, не противоречащей федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституциям (уставам), законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, а также муниципальным правовым актам органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования.
В соответствии с ч.1 Решения Совета депутатов Одинцовского городского округа от Совет депутатов Одинцовского городского округа является правопреемником Совета депутатов Одинцовского муниципального района.
Таким образом, с учетом установленных обстоятельств, оспариваемый в части нормативный правовой акт был принят в пределах полномочий Совета депутатов Одинцовского муниципального района , опубликован и вступил в законную силу в соответствии с федеральным законодательством и статьей 54 Устава и не оспаривается административным истцом по порядку его принятия и вступления в действие.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушен или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу положений части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан с основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровыми номером , площадью 120 000 кв.м., расположенный по адресу: , , категория земель – земли лесного фонда, вид разрешенного использования – заготовка древесины, заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, осуществление рекреационной деятельности, строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов, строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов, осуществление религиозной деятельности, изыскательные работы, предоставлен обществу с ограниченной ответственностью «Средмашэкспорт» в аренду сроком до по договору аренды от .
Административный истец является долгосрочным арендатором спорного земельного участка, осуществляющим хозяйственное использование (освоение) по целевому назначению в соответствии с договором и утвержденным в установленном порядке Планом освоения лесов. В частности, согласно пп. «б» п. 3.3 договора, арендатор имеет право на создание, эксплуатацию и реконструкцию объектов лесной инфраструктуры и объектов, не связанных с лесной инфраструктурой, в соответствии со ст. 21 Лесного кодекса РФ.
Установленные оспариваемым решением запреты и ограничения в связи с включением спорного земельного участка в границы особо охраняемой природной территории местного значения – природный рекреационный комплекс «» ограничивают возможность хозяйственной деятельности. Так, на территории особо охраняемой природной территории «» запрещены: возведение некапитальных построек, установка временных сооружений, а также организация туристических палаточных лагерей, туристических стоянок, бивуаков, проведение массовых спортивно-оздоровительных мероприятий, пребывание на территории с духовым оружием и его использование, прослушивание аудиосредств без наушников, свободный выгул собак и многое другое.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости, право собственности на земельный участок, переданный в аренду административному истцу, зарегистрировано за Российской Федерацией.
Пунктом 4 статьи 94 Земельного кодекса определен порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов регламентированы Федеральным законом от № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее- Закон об особо охраняемых природных территориях).
Статья 2 Закона об особо охраняемых природных территориях предусматривает категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития, которые устанавливаются с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территории. К ним относятся, в частности природные парки. Пунктом 3 данной статьи предусмотрено, что законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения. Органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования (пункт 8).
Аналогичное положение содержится в пункте 2 статьи 26. от «Об особо охраняемых природных территориях» (в редакции закона, действующей по состоянию на ), согласно которому природные рекреационные комплексы организуются по решениям органов местного самоуправления муниципальных образований в отношении территорий и акваторий в границах земельных участков, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования.
С учетом системного толкования приведенных выше норм материального права, подлежащих применению к возникшим правоотношениям, муниципальное образование вправе включать в особо охраняемые территории земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования. Изъятие земельных участков для создания или расширения особо охраняемой природной территории предусмотрено подпунктом 1 пункта 2 статьи 56.3 Земельного кодекса.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 3 части 6 статьи 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации в составе материалов по обоснованию проекта схемы территориального планирования муниципального образования отображаются зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения.
Как установлено в судебном заседании на период принятия в оспариваемой части Решения от право собственности на указанный выше земельный участок в силу прямого предписания закона принадлежало и принадлежит до настоящего времени Российской Федерации, соответственно, Совет депутатов Одинцовского муниципального района посредством включения участка в состав особо охраняемой природной территории местного значения природного рекреационного комплекса «» разрешил вопрос о правах и обязанностях правообладателя участков - Российской Федерации, а также в нарушение приведенных выше законов, административным ответчиком при принятии оспариваемого в части Решения были затронуты права административного истца как арендатора земельного участка, на распоряжение которым наложены не предусмотренные законом обременения, исключающие возможность использования участка с учетом вида разрешенного использования.
Согласно п. 7.6 Положения об особо охраняемых природных территориях местного значения , утвержденного решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района от , организация особо охраняемой природной территории местного значения и проект паспорта (положения) особо охраняемой природной территории должны быть согласованы с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды; лесхозом в соответствии с полномочиями, утвержденными лесным законодательством, если особо охраняемая природная территория или ее часть расположены на территории лесного фонда; управлением сельского хозяйства администрации района, если особо охраняемая природная территория или ее часть расположены на землях сельскохозяйственного назначения; администрациями городских или (и) сельских поселений, если особо охраняемая природная территория или ее часть входят в состав поселений; Комитетом по охране природы; Управлением архитектуры и градостроительства района. Проект особо охраняемой природной территории может быть согласован с собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, намеченных к включению в состав территорий особо охраняемой природной территории.
Доказательств получения таких согласований при принятии оспариваемого решения административным ответчиком не представлено.
Применительно к предписаниям федерального законодательства запрещена необоснованная широта дискреционных полномочий, в том числе отсутствие или неопределенность условий или оснований для принятия решения, выборочное изменение объема прав- возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц), отсутствие или неполнота административных процедур- отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка, а также юридико-лингвистическая неопределенность.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы.
С учетом изложенного в настоящем решении, исследовав материалы административного дела, проверив и оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к суждению об их достаточности для вывода об удовлетворении административного иска по заявленным требованиям.
Доводы административного ответчика о том, что административным истцом не представлено заключение кадастрового инженера о вхождении земельного участка в ООПТ, несостоятельны. Административным истцом представлен паспорт ООПТ, согласно которому весь 19 квартал включен в границы ООПТ, тогда как земельный участок с кадастровым номером входит в квартал 19, договор аренды, где указаны границы и описание границ земельного участка, которые совпадают с описанием границ, указанных в приложении к решению Совета депутатов Одинцовского муниципального района . Доказательств, опровергающих данные документы, административным ответчиком не представлено.
Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления в законную силу в официальном печатном издании Совета депутатов Одинцовского городского округа.
Исходя из того, что оспариваемый в части нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и затрагивал права и законные интересы административного истца, нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим в части со дня принятия.
Руководствуясь ст. ст. 177,178,215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Средмашэкспорт» удовлетворить.
Признать не действующим с момента принятия решение Совета депутатов Одинцовского муниципального района от «Об утверждении паспорта особо охраняемой природной территории местного значения природного рекреационного комплекса «» в новой редакции и отмене пункта 1 решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района от и решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района от » в редакции решения Совета депутатов Одинцовского городского округа от в части включения в границы особо охраняемой природной территории местного значения природного рекреационного комплекса «» земельного участка, принадлежащего на праве аренды обществу с ограниченной ответственностью «Средмашэкспорт», с кадастровыми номером , площадью 120 000 кв.м., расположенного по адресу: ,
Решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании г.о. Одинцово, в котором было опубликовано или должно было быть опубликовано оспоренное положение нормативного правового акта.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в судебную коллегию по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Смышляева О.В.
Дата изготовления мотивированного решения – 26.08.2022