Дело № 3а-849/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 ноября 2019 г. г. Архангельск
Архангельский областной суд в составе:
судьи Лобановой Н.В.,
при секретаре Паламар А.И.,
в отсутствие административного истца муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Оксовская средняя школа», административных ответчиков федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, правительства Архангельской области, заинтересованных лиц министерства имущественных отношений Архангельской области, администрации муниципального образования «Оксовское»,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Оксовская средняя школа» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Оксовская средняя школа» (далее по тексту также - Учреждение) обратилось в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 1 350 000 руб.
В обоснование заявленных требований указало, что владеет этим земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования. В целях определения налоговой базы по земельному налогу применяется величина его кадастровой стоимости в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. Вместе с тем, определенная в соответствии с действующим законодательством об оценочной деятельности рыночная стоимость данного имущества составляет меньшую величину, чем кадастровая стоимость. Полагая, что установление кадастровой стоимости земельного участка в размере, превышающем рыночную, затрагивает его права как плательщика земельного налога, обратилось в суд с рассматриваемым требованием.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили. По определению суда дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается данным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с названным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
На территории муниципального образования «Оксовское» земельный налог введен решением муниципального совета муниципального образования «Оксовское» от ДД.ММ.ГГГГ. № «О земельном налоге» (с последующими изменениями и дополнениями).
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Постановлением правительства Архангельской области от 18 декабря 2012 г. № 595-пп «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области» утверждены определенные по состоянию на 5 июня 2012 г. результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области.
На дату рассмотрения данного административного дела очередная государственная кадастровая оценка для установления новой кадастровой стоимости земель Архангельской области не проведена.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предписывает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Как следует из представленных материалов, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Оксовская средняя школа» на праве постоянного (бессрочного) пользования владеет земельным участком из состава земель населенных пунктов с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, расположенным по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 14 ноября 2019 г.
Сведения о величине кадастровой стоимости данного земельного участка, определенной по состоянию на 28 марта 2019 г., в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. внесены в Единый государственный реестр недвижимости 29 марта 2019 г. на основании составленного филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу 29 марта 2019 г. акта определения кадастровой стоимости земельных участков.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Архангельской области при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 7 октября 2019 г. № отказано в удовлетворении заявления Учреждения, поступившего в названную комиссию 23 сентября 2019 г., об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости указанного земельного участка.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о соблюдении Учреждением обязательного досудебного порядка разрешения спора о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В обоснование величины рыночной стоимости указанного в административном иске земельного участка муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Оксовская средняя школа» представило отчет об определении рыночной стоимости этого имущества №, выполненный 22 октября 2019 г. <данные изъяты>М.Е. Согласно этому отчету рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, определенная по состоянию на 28 марта 2019 г., составляет 1 350 000 руб.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Представленный административным истцом отчет соответствует установленным статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» требованиям, подготовлен с учетом замечаний, указанных в решении комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Архангельской области при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 7 октября 2019 г. №. Составившее этот отчет лицо имеет необходимые образование и квалификацию, является членом некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация оценщиков «<данные изъяты>», его ответственность застрахована в установленном порядке.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о завышении либо занижении оценщиком рыночной стоимости земельного участка, который предоставлен административному истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведенной оценки, суду не представлено. Участники процесса не высказали намерений о назначении и проведении по делу судебной экспертизы для установления рыночной стоимости этого объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для признания представленного административным истцом отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка недостоверным доказательством.
Принимая во внимание, что действующее правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости при определении его рыночной стоимости, учитывая, что в отношении указанного в административном исковом заявлении земельного участка установлена его рыночная стоимость, величина которой существенно отличается от определенной в ходе кадастровой оценки кадастровой стоимости, чем затрагиваются права муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Оксовская средняя школа» как плательщика земельного налога, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление является обоснованным.
В силу положений статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление судом кадастровой стоимости объекта недвижимости в порядке, предусмотренном статьей 24.18 названного федерального закона, является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
С учетом разъяснений, данных Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в четвертом абзаце пункта 25 постановления от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», датой подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка надлежит считать дату обращения Учреждения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости – 23 сентября 2019 г.
Установленная решением суда кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> подлежит применению для целей налогообложения с 29 марта 2019 г. до установления новой кадастровой стоимости в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки (четвертый абзац пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, часть 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 178-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Оксовская средняя школа» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости, равном 1 350 000 (Один миллион триста пятьдесят тысяч) рублей.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 29 марта 2019 г. до установления новой кадастровой стоимости в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка считать 23 сентября 2019 г.
На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба через Архангельский областной суд во 2 апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Лобанова