ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-84/18 от 02.07.2018 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 3а-84/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Брянск 2 июля 2018 года

Брянский областной суд в составе:

судьи областного суда Бобылевой Л.Н.

при секретаре Денисовой К.А.

с участием прокурора Дзех К.А.

представителей административного истца ФИО1, административного ответчика ФИО2, заинтересованного лица ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению потребительского общества «Комаричское» о признании недействующими пунктов 40, 106 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Комаричского района Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 октября 2016 года № 1266 (в редакции Приказа управления имущественных отношений Брянской области от 28 июня 2017 года № 683)

УСТАНОВИЛ:

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 октября 2016 года № 1266 (далее –Приказ) определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Комаричского района Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. (далее – Перечень).

Указанный Приказ действует в редакции Приказов управления имущественных отношений Брянской области от 18 ноября 2016 года № 1370, от 20 апреля 2017 года № 382, от 28 июня 2017 года № 683.

В Перечень включены, в том числе, объекты недвижимого имущества: здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> (пункт 106 Перечня); здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> (пункт 40 Перечня).

Представитель потребительского общества «Комаричское» обратился в Брянский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими с 1 января 2017 года пунктов 40, 106 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Комаричского района Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 октября 2016 года № 1266 (в редакции Приказа управления имущественных отношений Брянской области от 28 июня 2017 года № 683), ссылаясь на то, что спорные объекты недвижимости, включенные в Перечень, полностью не эксплуатируются и не обладают предусмотренными ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из их кадастровой стоимости. Кроме того, нарушена процедура принятия оспариваемого акта, регламентированная постановлением Правительства Брянской области от 29 августа 2016 года № 471-п «Об утверждении порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в целях налогообложения» (далее – Порядок), мотивируя тем, что в нарушение пунктов 4, 5, 6, 9 Порядка обследование объектов недвижимости рабочей группой администрации Комаричского района не проводилось, акты не составлялись и вид фактического использования спорных объектов управлением имущественных отношений Брянской области не определен, проект Перечня не рассматривался на заседании межведомственной комиссии. Несмотря на это, спорные объекты включены в Перечень, что влечет неправомерную обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 заявленные требования поддержала по основаниям изложенным в иске, пояснив, что с учетом положений п. 10 Порядка расчет 20% площади объектов, имеющих назначение «торговые» должен производиться исходя из фактического использования площадей для торговли, поскольку расчет площади по технической документации ставит в неравные условия осуществления хозяйственной деятельности субъектов экономической деятельности.

Представитель административного ответчика ФИО2 иск не признала, пояснив, что оспариваемый Приказ управления имущественных отношений Брянской области принят уполномоченным органом. Объекты недвижимости включены в Перечень с соблюдением требований статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Брянской области от 29 августа 2016 года № 471-п, а также с учетом рекомендаций межведомственной комиссии. Отсутствие актов обследования объектов недвижимости, при наличии сведений из Государственного кадастра недвижимости, полученных в рамках межведомственного взаимодействия, содержащих информацию о назначении и наименовании зданий, не препятствовало управлению имущественных отношений Брянской области в рамках полномочий утвердить Приказ об определении Перечня.

Представитель заинтересованного лица администрации Комаричского муниципального района Брянской области ФИО3 возражала против удовлетворения заявленных требований, поскольку спорные объекты включены в Перечень с учетом их назначения и вида разрешенного использования земельного участка. Несмотря на неиспользование собственником объектов недвижимости, они не разрушены, аварийными не признаны и пригодны для использования.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «и» части 1 статья 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.

Статьей 14 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.

На основании пунктов 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Законом Брянской области от 27 ноября 2003 года № 79-З "О налоге на имущество организаций" (в редакции Закона Брянской области от 03 октября 2016 года № 76-З) на территории Брянской области с 01 января 2017 года введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости имущества в отношении указанных в данном нормативном правовом акте видов недвижимого имущества.

Согласно ст. 1.1. указанного Закона налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:

1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;

2) нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

4) жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить Перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить Перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий Перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 02 ноября 2013 года № 307-ФЗ).

Согласно Положению об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденному Указом Губернатора Брянской области от 15 декабря 2015 года № 318, управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области по обеспечению проведения единой государственной политики в области управления и распоряжения государственным имуществом Брянской области.

Управление в пределах своей компетенции вправе принимать нормативные правовые акты (пункт. 1.3 Положения)

В соответствии с указом Губернатора Брянской области от 26 мая 2016 года № 186 «О внесении изменений в Положение об управлении имущественных отношений Брянской области» и пунктом 3 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Брянской области от 29 августа 2016 года № 471-п, управление имущественных отношений Брянской области является уполномоченным органом по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 октября 2016 года № 1266 определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Комаричского района Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в который включены объекты, принадлежащие Комаричскому районному потребительскому обществу на праве собственности.

Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 26 октября 2016 года № 1266 размещен (опубликован) на «Официальном интернет - портале правовой информации» (http://pravo.gov.ru/). Дата опубликования 31 октября 2016 года, номер опубликования 3201201610310028 (том 1 лист 239)

На момент рассмотрения дела указанный приказ действует в редакции Приказа управления имущественных отношений Брянской области от 28 июня 2017 года № 683, который опубликован на «Официальном интернет - портале правовой информации» (http://pravo.gov.ru/) 4 июля 2017 года, номер опубликования 3201201707040004.

В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается их официальным опубликованием.

Таким образом, Приказ управления имущественных отношений Брянской области «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Комаричского района Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» издан уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, правил введения в действие и опубликования, вступил в силу.

В Перечень включены, в том числе спорные объекты недвижимого имущества: здание с кадастровым номером (пункт 106 Перечня); здание с кадастровым номером (пункт 40 Перечня).

Право собственности административного истца на указанные объекты недвижимости подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, из которых следует, что назначение объекта недвижимости с кадастровым номером нежилое здание, наименование административное здание, общей площадью <данные изъяты> кв.м. (т. 1 л.д. 79-80), с кадастровым номером - нежилое здание, наименование магазин, общей площадью <данные изъяты> кв.м. (том 1 л.д. 78- 81).

Проверяя содержание Перечня в части оспариваемых объектов на предмет его соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.

Подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент включения принадлежащих административных истцу зданий в Перечень) установлено, что налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости имущества в отношении: административно-деловых центров, торговых центров (комплексов), помещений в них, а также нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

3) фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов.

В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в действующей до 1 января 2017 года редакции определено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4 и 5 поименованной статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

До утверждения на федеральном уровне порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений установление вида фактического использования перечисленных объектов недвижимости осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации").

Постановлением Правительства Брянской области от 29 августа 2016 года № 471-п в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения.

Пунктами 4, 5 указанного Порядка определено, что информационной базой для проведения мероприятий по определению перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества является информация: территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, государственных органов Брянской области; органов местного самоуправления муниципальных образований Брянской области; юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками объектов недвижимости; средств массовой информации.

Мероприятия по определению перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества проводятся в форме:

1) межведомственного взаимодействия Управления имущественных отношений Брянской области с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, государственными органами Брянской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Брянской области;

2) запросов сведений и документов, необходимых для определения перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества, у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками объектов недвижимого имущества;

3) обследований объектов недвижимого имущества.

Согласно пункту 6 указанного Порядка вид фактического использования объектов недвижимого имущества определяется Управлением имущественных отношений Брянской области на основании актов обследования объектов недвижимого имущества, проводимых рабочими группами администраций муниципальных районов и городских округов Брянской области по рассмотрению вопросов, касающихся определения перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения (далее - рабочие группы органов местного самоуправления и органы местного самоуправления соответственно), информации, полученной от государственных органов, и документов, представленных собственниками объектов недвижимого имущества в органы местного самоуправления и (или) полученных в установленном порядке органами местного самоуправления, посредством запроса: копия кадастрового паспорта объекта недвижимого имущества; копия кадастрового паспорта земельного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества; кадастровая выписка об объекте недвижимого имущества; выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении объекта недвижимого имущества и земельного участка, на котором расположен указанный объект недвижимого имущества; выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в отношении собственника (собственников) объекта недвижимого имущества; копии правоустанавливающих документов на объект недвижимого имущества в случае, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в ЕГРП; копии технического паспорта, изготовленного до 1 января 2013 года, поэтажного плана, технического плана, экспликации объекта недвижимого имущества; копия разрешительной документации на проведение перепланировки помещений объекта недвижимого имущества (в случаях проведения перепланировки помещений).

К указанным документам также могут быть приложены фото- и видеоматериалы (в случае осуществления фото- и видеосъемки) объекта недвижимого имущества.

Из приведенных выше правовых норм следует, что для признания отдельно стоящего нежилого здания (строения, сооружения) объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, необходимо установление в отношении этого здания одного из условий, перечисленных в пунктах 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом данных кадастровых паспортов соответствующих объектов недвижимости, документов технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости или фактического использования здания.

Как установлено судом спорные объекты недвижимости были включены в Перечень согласно фрагментам первоначальной выборки из сведений Государственного кадастра недвижимости наименования по ОКС – административное здание и здание магазина.

Вместе с тем из положений пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент утверждения Перечня, само по себе наименование зданий не являлось достаточным основанием для включения объектов недвижимости в Перечень.

Проверяя обоснованность доводов административного истца о несоответствии спорных объектов недвижимости предусмотренным ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признакам объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, с учетом документов технической инвентаризации, а также сведений о разрешенных видах использования земельных участков, суд приходит к следующему.

Согласно выписке из технического паспорта на здание, расположенное по адресу: <адрес> (пункт 106 Перечня), это административное здание общей площадью <данные изъяты> кв.м., основная площадь <данные изъяты> кв.м. Из плана строения следует, что в здании находится 10 помещений, сведения о назначении которых отсутствуют. (том 1 л.д. 219-222)

Иных документов, которые бы свидетельствовали о том, что административное здание соответствует установленным налоговым законодательством обязательным признаки, как наличие помещений централизованных приемных, комнат для проведения встреч, или используется под офисы административным ответчиком не представлено.

Здание расположено на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , принадлежащем на праве собственности административному истцу на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно свидетельству о государственной регистрации права, выписке из государственного кадастра недвижимости данный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование (назначение) для общественно деловых целей (административное здание). (том 1 л.д. 81, 208)

Как следует из положений пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Исходя из классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" общественное, деловое использование объектов капитального строительства предусматривает размещение объектов в целях удовлетворения бытовых, социальных, духовных потребностей человека (код 3.0-3.10.2), размещение объектов управленческой деятельности (код 4.1).

Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка, принадлежащего административному истцу, предполагает размещение на нем как офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, так и зданий иного общественного (публичного) назначения (для просвещения, культурного развития и т.д.), то есть объектов недвижимости, которые Налоговый кодекс Российской Федерации не позволяет отнести к объектам, подлежащим включению в Перечень.

До вступления в силу приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540, согласно его пункту 2, виды разрешенного использования земельного участка указывались в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".

Вид разрешенного использования земельного участка для общественно деловых целей, на котором расположено здание, безусловно не свидетельствует о том, что он предусматривает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, поскольку такой вид разрешенного использования как земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения, пунктом 1.2.7 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, выделен в самостоятельную группу.

Такой вид разрешенного использования земельного участка, как административное здание, предусмотрен в Методических указаниях в пункте 1.2.17 наряду с земельными участками, предназначенными для размещения объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.

Как установлено в судебном заседании на момент формирования Перечня земельный участок согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки, утвержденными Решением Совета народных депутатов пгт Комаричи от 26 декабря 2012 года № 2-265, относился к территориальной зоне «жилые зоны», условно разрешенный вид использования которой предусматривает размещение административно-хозяйственных и общественных учреждений и организаций районного и локального уровней, офисов и т.д.

При указанных обстоятельствах, учитывая невозможность определения назначения спорного здания по документам, определение назначения подлежало выяснению с учетом фактического использования такого объекта.

Из комиссионного акта обследования, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, следует, что здание не используется, соответствующий раздел об использовании не менее 20 процентов площади здания под размещение офисов, торговых объектов, общественного питания или бытового обслуживания не заполнен. (том 2 л.д. 38-40)

Допрошенный в качестве свидетеля ФИО4, который участвовал в проведении обследования, пояснил, что на момент обследования в здание не заходили, так оно не использовалось и было закрыто.

С учетом изложенного, доказательств тому, что 20 процентов от общей площади здания предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры или фактически используется в этих целях, административным ответчиком не представлено и таковых доказательств в материалах административного дела не содержится.

При таких обстоятельствах оснований для включения указанного здания в Перечень объектов недвижимого имущества не имелось, и суд находит иск в данной части обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Требование же о признании недействующим пункта 40 Перечня (здание с кадастровым номером ) суд считает не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из технического паспорта данного здания (строения), расположенного по адресу: <адрес>, следует, что это здание магазина, состоит из двух частей, в каждой из которых имеется торговый зал. Общая площадь здания <данные изъяты> кв.м., что соответствует площади здания, указанной в свидетельстве о государственной регистрации права. Площадь двух торговых залов составляет <данные изъяты> кв.м., то есть превышает 20%, что является достаточным основанием для включения здания в Перечень. (том 1 л.д. 210-218, 78).

Из представленных административным истцом свидетельства о государственной регистрации права, выписок из Единого государственного реестра недвижимости следует, что здание расположено на земельных участках с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м. и кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., разрешенный вид использования которых для общественно–деловых целей. (том 1 л.д. 82, 207, 209, 225, 226).

На момент формирования Перечня земельный участок согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки, утвержденными Решением Совета народных депутатов пгт Комаричи от 26 декабря 2012 года № 2-265, относился к территориальной зоне «жилые зоны», условно разрешенный вид использования которой предусматривает размещение магазинов.

Из комиссионного акта обследования здания, составленного по состоянию на 22 ноября 2016 года, следует, что здание не используется, соответствующий раздел об использовании не менее 20 процентов площади здания под размещение офисов, торговых объектов, общественного питания или бытового обслуживания не заполнен. (том 2 л.д. 35-37).

При этом из представленных административным истцом фотоматериалов следует, что данное здание предназначено для торговой деятельности, о чем свидетельствует наличие торговых залов, в которых имеется торговое оборудование, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров.

Из позиции административного ответчика следует, что из всех оснований, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, указанный объект недвижимости включен в Перечень исходя из предназначения здания для использования в целях размещения торгового объекта.

Принимая во внимание приведенные обстоятельства и учитывая, что общая площадь помещений в названном объекте недвижимости, имеющих назначение "торгового зала", очевидно превышает 20% общей площади этого объекта, то в соответствии с критериями, установленными частью 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, здание с кадастровым номером соответствует признакам объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база могла быть определена исходя из кадастровой стоимости, в связи с чем, данное здание подлежало включению в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества.

Доводы административного истца о возможности включения в Перечень зданий предназначенных для торговли только при условии их фактического использования и определении 20% для размещения торговых объектов с учетом фактического использования площади объекта недвижимого имущества, а не по документам, суд находит несоответствующими положениям пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому критерием признания объекта недвижимости торговым центром является не совокупность условий, а хотя бы одно из условий, в частности предназначение или фактическое использование в целях размещения торговых объектов.

В данном случае спорное здание было включено в Перечень не по виду его фактического использования, а по его назначению.

Закон Брянской области «О налоге на имущество организаций» не содержит каких либо особенностей в отношении неэксплуатируемых объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.

При указанных обстоятельствах фактическое использование здания правового значения для настоящего административного дела не имеет, поскольку данное обстоятельство не служило и не служит основанием для включения спорного здания в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущество.

Доводы административного истца о нарушении процедуры формирования и определения Перечня, установленной постановлением Правительства Брянской области от 29 августа 2016 года № 471-п «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения», также не являются основанием для удовлетворения иска в целом.

Так из преамбулы указанного постановления следует, что оно издано в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Порядок регулирует отношения, связанные с определением вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения в соответствии со статьей 378.2, пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации (п. 1 Порядка).

В соответствии с п. 2 Порядка Перечень объектов недвижимого имущества определяется уполномоченным органом исполнительной власти – управлением имущественных отношений Брянской области.

Обследование объектов недвижимого имущества проводят рабочие группы органов местного самоуправления и по результатам обследования составляется акт (пункты 7, 7.6 Порядка).

Постановлением Правительства Брянской области главам администраций муниципальных районов и городских округов Брянской области было рекомендовано создать рабочие группы по рассмотрению вопросов, касающихся определения перечня объектов недвижимого имущества, для подготовки предложений по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в уполномоченный орган – управление имущественных отношений Брянской области.

По результатам определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества управление имущественных отношений Брянской области формирует проект Перечня, обеспечивает его рассмотрение межведомственной комиссией по рассмотрению вопросов, касающихся определения перечня объектов недвижимого имущества и вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения (далее - межведомственная комиссия) в срок не позднее 15 октября года, предшествующего наступлению налогового периода, на который формируется перечень ( пункт 9).

Межведомственная комиссия в срок до 25 декабря года, предшествующего наступлению налогового периода, на который формируется перечень, рассматривает проект перечня и готовит рекомендации управлению имущественных отношений Брянской области по включению, невключению конкретных объектов недвижимого имущества в Перечень или уточнению сведений о фактическом использовании общей площади объекта недвижимого имущества на основании актов обследований, проводимых рабочими группами органов местного самоуправления (пункт 10).

Управление имущественных отношений Брянской области с учетом рекомендаций межведомственной комиссии определяет на очередной налоговый период по налогу на имущество организаций Перечень и ежегодно в срок не позднее 31 декабря года, предшествующего наступлению налогового периода, на который формируется Перечень: направляет его в электронной форме в управление Федеральной налоговой службы по Брянской области; размещает его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://uprio.ru);на официальном сайте Правительства Брянской области (http://bryanskobl.ru) не позднее 1 ноября года, предшествующего указанному налоговому периоду; перечень утверждается приказом управления имущественных отношений Брянской области (пункт 11).

Исходя из взаимосвязи приведенных выше правовых положений п.4 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации об отнесении к торговым центрам зданий исходя из их предназначения для использования или фактического использования в целях размещения торговых объектов, а также п. 3, 4 постановления Правительства Брянской области об информационной базе и мероприятиях по определению Перечня следует, что формирование проекта Перечня и его определение управлением имущественных отношений Брянской области возможно на основании информации о назначении объектов недвижимости, полученной в порядке межведомственного взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.

Вопреки доводам административного истца определение вида фактического использования здания и наличие акта обследования не является обязательным условием для решения вопроса о включении объекта недвижимости в Перечень.

Отсутствие документов технического учета, кадастрового паспорта на объекты недвижимости с кадастровым номером на момент формирования и определения Перечня не доказывает факт незаконности включения объекта в Перечень.

Как следует из материалов дела на заседании межведомственной комиссии по рассмотрении вопросов, касающихся определения перечня объектов недвижимого имущества и вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, состоявшемся 23 сентября 2016 года обсуждались вопросы межотраслевого значения для формирования позиции по критериям включения в Перечень объектов недвижимости, а также иных проблемах по составлению Перечня.

Как установлено в судебном заседании данные рекомендации межведомственной комиссии, в том числе по включению в Перечень неиспользуемых объектов недвижимости, учитывались административным ответчиком при определении Перечня.

Отсутствие рекомендаций межведомственной комиссии по оспариваемому Перечню не свидетельствует о нарушении процедуры определения Перечня, поскольку норма, содержащаяся в п. 11 Порядка носит для административного ответчика рекомендательный характер, соответственно отсутствие рекомендации не препятствовало определению Перечня управлением имущественных отношений Брянской области в рамках своих полномочий.

Приказ об определении Перечня объектов недвижимого имущества принят и размещен на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в установленные сроки.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в п. 19 постановления от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» при проверке порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суду необходимо выяснять, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.

С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что существенных нарушений при формировании и определении оспариваемого Перечня управлением имущественных отношений Брянской области не допущено.

Учитывая, что Перечень формируется исключительно в соответствии с критериями, установленными в законе о налоге на имущество субъекта Российской Федерации, представляет собой особую форму регионального нормативного правового акта, принятие которого предусмотрено федеральным законодателем в целях доведения соответствующих сведений до налогоплательщиков, сам по себе не содержит каких-либо новых условий или изменений порядка налогообложения, установленного законом, суд находит несостоятельной ссылку административного истца на ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой вводимые налоги должны учитывать фактическую способность субъекта на его уплату.

Таким образом, разрешая заявленные административным истцом требования, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении иска.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт в части должен быть признан недействующим, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что административный истец являлся плательщиком налога на имущество организаций в 2017 году. Несмотря на то, что оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия (на 2017 год), суд исходит из того, что возможность оспорить утративший силу нормативный правовой акт сохраняется до тех пор, пока он непосредственно затрагивает права и законные интересы заинтересованного лица.

Как следует из материалов дела административный истец в 2017 году произвел оплату налога на имущество, в том числе за объект недвижимости с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> (том 1 л.д. 161-206).

В соответствии с пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Учитывая изложенное суд полагает, что достижение цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца возможно путем признания отдельного его положения недействующим с 01 января 2017 года.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Пунктом 2 оспариваемого Приказа Управления имущественных отношений Брянской области отделу кадастровой оценки и контроля за использованием недвижимости и земельных ресурсов было поручено разместить (опубликовать) приказ с приложением Перечня в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Управления имущественных отношений Брянской области и направить Перечень в Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.

С учетом изложенного настоящее решение в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области, в Управление имущественных отношений Брянской области и размещению на официальном сайте Правительства Брянской области, Управления имущественных отношений Брянской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 180, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ :

Административный иск удовлетворить частично.

Пункт 106 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Комаричского района Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 26 октября 2017 года № 1266 (в редакции Приказа Управления имущественных отношений Брянской области от 28.06.2017 № 683) признать недействующим с 01 января 2017 года.

В удовлетворении требования о признании недействующим пункта 40 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Комаричского района Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 26 октября 2017 года № 1266 (в редакции Приказа Управления имущественных отношений Брянской области от 28.06.2017 № 683) – отказать.

Настоящее решение в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области, в Управление имущественных отношений Брянской области и размещению на официальном сайте Правительства Брянской области, Управления имущественных отношений Брянской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Брянского областного суда Л.Н. Бобылева