ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-84/20 от 30.11.2020 Калужского областного суда (Калужская область)

Дело № 3а-84/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 ноября 2020 года город Калуга

Калужский областной суд в составе председательствующего судьи Сычева Ю.В., при секретаре Сухоруковой В.А., с участием прокурора Островской М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Калужской области к Сельской Думе сельского поселения «Деревня Игнатовка» о признании недействующими в части решения Сельской Думы сельского поселения «Деревня Игнатовка» от 27 декабря 2019 года № 193 «Об утверждении Положения о порядке возмещения расходов Главе муниципального образования сельского поселения «Деревня Игнатовка» и депутатам сельского поселения «Деревня Игнатовка», Положения «О порядке возмещения расходов Главе муниципального образования сельского поселения «Деревня Игнатовка» и депутатам сельского поселения «Деревня Игнатовка», утвержденного решением Сельской Думы сельского поселения «Деревня Игнатовка» от 27 декабря 2019 года № 193,

УСТАНОВИЛ:

решением Сельской Думы сельского поселения «Деревня Игнатовка» от 27 декабря 2019 года № 193 (далее – Решение) утверждено Положение о порядке возмещения расходов Главе муниципального образования сельского поселения «Деревня Игнатовка» и депутатам сельского поселения «Деревня Игнатовка» (далее – Положение).

Решение от 27 декабря 2019 года № 193 было официально опубликовано 31 декабря 2019 года в газете «Людиновский рабочий».

Пунктом 2 решения Сельской Думы сельского поселения «Деревня Игнатовка» от 27 декабря 219 года № 193 «Об утверждении Положения о порядке возмещения расходов Главе муниципального образования сельского поселения «Деревня Игнатовка» и депутатам сельского поселения «Деревня Игнатовка» предусмотрено следующее: установить на 2020 год ежемесячное возмещение расходов на осуществление полномочий: - Главе муниципального образования сельского поселения «Деревня Игнатовка» - в размере 5 000 (пять тысяч) рублей; - депутатам сельского поселения «Деревня Игнатовка» - в размере 500 (пятьсот) рублей.

Пунктом 3 Положения предусмотрено, что денежные средства Главой муниципального образования сельского поселения «Деревня Игнатовка» и депутатами сельского поселения «Деревня Игнатовка» расходуются самостоятельно, не требуется предоставление документов, подтверждающих произведенные расходы на сумму денежных средств, выделяемых ежемесячно на возмещение этих расходов.

03 августа 2020 года заместитель прокурора Калужской области обратился в Калужский областной суд с административным исковым заявлением, в котором, уточнив требования административного иска, просил признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункт 2 решения Сельской Думы сельского поселения «Деревня Игнатовка» от 27 декабря 2019 года № 193 «Об утверждении Положения о порядке возмещения расходов Главе сельского поселения «Деревня Игнатовка» и депутатам сельского поселения «Деревня Игнатовка», пункт 3 Положения «О порядке возмещения расходов Главе муниципального образования сельского поселения «Деревня Игнатовка» и депутатам сельского поселения «Деревня Игнатовка», утвержденного решением Сельской Думы сельского поселения «Деревня Игнатовка» от 27 декабря 2019 года № 193.

В обоснование доводов указал, что ежемесячное возмещение расходов на осуществление полномочий Главы сельского поселения и депутатам Сельской Думы на непостоянной основе представляет собой денежное вознаграждение, не несет компенсационный характер, так как ежемесячная оплата труда может быть установлена Главе сельского поселения и депутатам, осуществляющим полномочия только на постоянной основе. Оспариваемые нормативно-правовые акты противоречат статьям 33, 34, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статье 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В судебном заседании представитель административного истца прокурор отдела прокуратуры Калужской области Островская М.А. требования административного иска поддержала.

Административный ответчик Сельская Дума сельского поселения «Деревня Игнатовка», заинтересованное лицо Глава сельского поселения «Деревня Игнатовка», извещавшиеся о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. В письменном отзыве Глава сельского поселения «Деревня Игнатовка» Сафронов Г.С. просил отказать в удовлетворении заявленных требований заместителя прокурора Калужской области, рассмотреть дело без участия представителя Сельской Думы сельского поселения «Деревня Игнатовка».

Выслушав объяснения прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы (часть 1).

С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор (часть 3).

В силу пункта «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Частью 5.1 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 4 Закона Калужской области от 09.03.2010 № 648-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Калужской области» предусмотрено, что уставами муниципальных образований в соответствии с законодательством могут устанавливаться следующие гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления: возмещение расходов, связанных с осуществлением полномочий депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица, в размере и порядке, установленных муниципальным правовым актом.

В силу пункта 1 статьи 23 Устава муниципального образования сельского поселения «Деревня Игнатовка» Людиновского района Калужской области (далее - Устав) структуру органов местного самоуправления сельского поселения составляют: представительный орган муниципального образования сельского поселения «Деревня Игнатовка» - Сельская Дума сельского поселения «Деревня Игнатовка»; Глава муниципального образования сельского поселения «Деревня Игнатовка» - Глава сельского поселения «Деревня Игнатовка»; Администрация сельского поселения «Деревня Игнатовка», обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Пунктом 1 статьи 24 Устава предусмотрено, что Сельская Дума состоит из 7 депутатов, избираемых населением сельского поселения на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по мажоритарной системе относительно большинства по многомандатному избирательному округу сроком на 5 лет.

Сельская Дума самостоятельно определяет свою структуру. Организацию деятельности Сельской Думы осуществляет Глава сельского поселения являющийся председателем Сельской Думы, избираемый Сельской Думой из своего состава тайным голосованием, который избирается на срок полномочий Сельской Думы (пункты 1, 2, 3 статьи 25 Устава).

Из пункта 6 статьи 28 Устава следует, что депутаты Сельской Думы работают на непостоянной основе.

Подпунктом 11 пункта 1 статьи 32.1 Устава определено, что депутатам и Главе сельского поселения гарантируется возмещение расходов, связанных с осуществлением полномочий депутата городской Думы, Главы муниципального образования, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе, в размере и порядке, установленных муниципальным правовым актом.

Согласно статье 48 Устава муниципальные правовые акты сельского поселения вступают в силу в порядке, установленном настоящим Уставом.

Муниципальные правовые акты, носящие нормативный характер и затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат обязательному официальному опубликованию (обнародованию).

В соответствии со статьей 49 Устава официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его в печатных средствах массовой информации, распространяемых на территории муниципального образования сельского поселения «Деревня Игнатовка», размещение на официальном интернет-сайте, зарегистрированном как сетевое издание в установленном законом порядке.

Обнародованием муниципального правового акта считается вывешивание в специально отведенных местах на территории муниципального образования сельского поселения «Деревня Игнатовка», установленных решением Сельской Думы и размещение на официальном интернет-сайте, зарегистрированном как сетевой издание в установленном законом порядке.

Муниципальные правовые акты могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, размещены в сетях общего пользования, разосланы органам государственной власти, органам местного самоуправления, должностным лицам и организациям.

Органы и должностные лица местного самоуправления сельского поселения обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с муниципальными правовыми актами города, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Решение Сельской Думы сельского поселения «Деревня Игнатовка» от 27 декабря 2019 года № 193 «Об утверждении Положения о порядке возмещения расходов Главе муниципального образования сельского поселения «Деревня Игнатовка» и депутатам сельского поселения «Деревня Игнатовка», Положение «О порядке возмещения расходов Главе муниципального образования сельского поселения «Деревня Игнатовка» и депутатам сельского поселения «Деревня Игнатовка», утвержденное решением Сельской Думы сельского поселения «Деревня Игнатовка» от 27 декабря 2019 года № 193, официально опубликованы 31 декабря 2019 года в газете «Людиновский рабочий» и обнародованы путем размещения на официальном сайте Администрации сельского поселения «Деревня Игнатовка» в сети Интернет.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты с соблюдением правил о компетенции, с соблюдением процедуры их принятия и опубликования.

Согласно статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип самостоятельности бюджетов означает право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств; недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств.

Статьей 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

В силу статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Пунктом 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.

Вместе с тем, оспариваемыми нормативными правовыми актами ежемесячное фиксированное возмещение расходов на осуществление полномочий Главы муниципального образования сельского поселения «Деревня Игнатовка» и депутатских полномочий расходуются ими самостоятельно, без предоставления документов, подтверждающих произведенные расходы на сумму денежных средств, выделяемых ежемесячно на возмещение этих расходов.

Таким образом, учитывая изложенное и принимая во внимание, что Глава муниципального образования сельского поселения «Деревня Игнатовка» и депутаты Сельской Думы сельского поселения «Деревня Игнатовка» работают на непостоянной основе, органом местного самоуправления установлена ничем не обусловленная обязанность по выплате Главе муниципального образования сельского поселения «Деревня Игнатовка» и депутатам Сельской Думы сельского поселения «Деревня Игнатовка» ежемесячного возмещения расходов на осуществление депутатских полномочий, которые расходуются ими самостоятельно без предоставления документов, подтверждающих произведенные расходы. Выплата указанная в оспариваемых нормативно-правовых актах, с учетом ее безусловности, периодичности и единого размера, представляет собой вознаграждение за исполнение публичных полномочий Главе сельского поселения и депутатам, осуществляющим свою деятельность на непостоянной основе, которое не предусмотрено действующим законодательством.

Указанное правовое регулирование в оспариваемых нормативных правовых актах не согласуется со статусом депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, которые вправе иметь другую постоянную работу.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абз. 3 пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Учитывая, что в оспариваемой части нормативные правовые акты не обеспечивают баланс частных и публичных интересов и противоречит приведенным выше требованиям федерального законодательства, суд приходит к выводу о признании пункта 2 решения Сельской Думы сельского поселения «Деревня Игнатовка» от 27 декабря 2019 года № 193 «Об утверждении Положения о порядке возмещения расходов Главе муниципального образования сельского поселения «Деревня Игнатовка» и депутатам сельского поселения «Деревня Игнатовка», пункта 3 Положения «О порядке возмещения расходов Главе муниципального образования сельского поселения «Деревня Игнатовка» и депутатам сельского поселения «Деревня Игнатовка», утвержденного решением Сельской Думы сельского поселения «Деревня Игнатовка» от 27 декабря 2019 года № 193, противоречащими действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу, и недействующими со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 177, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление заместителя прокурора Калужской области удовлетворить.

Признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда пункт 2 решения Сельской Думы сельского поселения «Деревня Игнатовка» от 27 декабря 2019 года № 193 «Об утверждении Положения о порядке возмещения расходов Главе муниципального образования сельского поселения «Деревня Игнатовка» и депутатам сельского поселения «Деревня Игнатовка», пункт 3 Положения «О порядке возмещения расходов Главе муниципального образования сельского поселения «Деревня Игнатовка» и депутатам сельского поселения «Деревня Игнатовка», утвержденного решением Сельской Думы сельского поселения «Деревня Игнатовка» от 27 декабря 2019 года № 193.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции через Калужский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий Ю.В.Сычев