ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-84/2016 от 26.05.2016 Брянского областного суда (Брянская область)

����������������

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор.Брянск 26 мая 2016 года

Брянский областной суд в составе:

судьи областного суда Богородской Н.А.

с участием прокурора Николаевой С.Н.

при секретаре Чесаковой О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Муниципального унитарного Брянского городского пассажирского автотранспортного предприятия о признании недействующим в части Порядка предоставления бюджетных средств на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Брянской области для отдельных категорий граждан, утвержденного постановлением Правительства Брянской области от 25 декабря 2015 года № 686-п,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением Правительства Брянской области от 25 декабря 2015 года № 686-п утверждены Порядок предоставления бюджетных средств на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Брянской области для отдельных категорий граждан и методика распределения бюджетных средств, предоставляемых на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Брянской области для отдельных категорий граждан.

Муниципальное унитарное Брянское городское пассажирское автотранспортное предприятие (далее - МУ БГПАТП) обратилось в Брянский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим в части Порядка предоставления бюджетных средств на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Брянской области для отдельных категорий граждан, утвержденного постановлением Правительства Брянской области от 25 декабря 2015 года № 686-п (далее - Порядок), ссылаясь на то, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых указанным постановлением, поскольку является транспортной организацией по перевозке отдельных категорий граждан. Согласно пункту 6 указанного Порядка департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета, в пределах лимитов бюджетных обязательств осуществляет перечисление бюджетных средств транспортным организациям.

Считает, что оспариваемое постановление Правительства Брянской области от 25 декабря 2015 года № 686-п «Об утверждении Порядка предоставления и методики распределения бюджетных средств, предоставляемых на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Брянской области для отдельных категорий граждан» противоречит Федеральному закону от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», что подтверждено выработанной Конституционным Судом Российской Федерации правовой определенностью в вопросах обеспечения ранее гарантированных льгот определенным категориям граждан, высказанной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2008 года № 1031-О-О, от 03 июля 2007 года № 523-О-П и др.

Ссылаясь на то, что лимит бюджетных средств не покрывает убытки, понесенные предприятием на перевозку отдельных категорий граждан, просил признать недействующим первое предложение пункта 6 Порядка предоставления бюджетных средств на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Брянской области для отдельных категорий граждан, утвержденного постановлением Правительства Брянской области от 25 декабря 2015 года № 686-п, как не соответствующее законодательству Российской Федерации, признав его действующим в следующей редакции: «Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах фактически понесенных финансовых средств, транспортным организациям».

В ходе рассмотрения дела административный истец уточнил исковые требования, просит признать недействующим первое предложение пункта 6 Порядка предоставления бюджетных средств на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Брянской области для отдельных категорий граждан, утвержденного постановлением Правительства Брянской области от 25 декабря 2015 года № 686-п, как не соответствующее законодательству Российской Федерации, ссылаясь на то, что административный истец в соответствии с заключенным договором является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым постановлением, поскольку является транспортной организацией по перевозке отдельных категорий граждан. Поскольку лимит бюджетных средств не покрывает затраты, понесенные предприятием на перевозку отдельных категорий граждан, данное предложение следует признать недействительным и изложить в следующей редакции: «Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета, в пределах фактически понесенных финансовых средств, транспортным организациям».

Считает, что оспариваемое в части постановление Правительства Брянской области от 25 декабря 2015 года № 686-п «Об утверждении Порядка предоставления и методики распределения бюджетных средств, предоставляемых на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Брянской области для отдельных категорий граждан» противоречит требованиям подпунктов 12 и 55 пункта 2 статьи 26.3, статьи 26.3-1 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и требованиям статьи 22 Закона Брянской области от 03 июля 2010 года № 54-З «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Брянской области».

В обоснование требований указано, что согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением, обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета. Следуя установленным законодательством нормам, субъект Российской Федерации, в данном случае Брянская область, должен финансировать в полном объеме затраты на перевозку отдельной категорий граждан. Оспариваемое постановление затрагивает законные права и интересы по полному финансированию административного истца по перевозке отдельных категорий граждан, поскольку лимит бюджетных средств не покрывает затраты на перевозку отдельных категорий граждан.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 заявленные требования уточнил. По основаниям, изложенным в иске, просит признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу первое предложение пункта 6 Порядка предоставления бюджетных средств на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Брянской области для отдельных категорий граждан, утвержденного постановлением Правительства Брянской области от 25 декабря 2015 года № 686-п, как противоречащее подпунктам 12 и 55 части 2 статьи 26.3, статье 26.3-1 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184 –ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статье 22 Закона Брянской области от 03 июля 2010 года № 54-З «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Брянской области» и статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку оспариваемой нормой не предусмотрено полное финансирование МУ БГПАТП по перевозке отдельных категорий граждан, средства, выделяемые в пределах лимитов бюджетных обязательств, не покрывают затраты предприятия на перевозку отдельных категорий граждан.

Представитель Правительства Брянской области ФИО3 исковые требования не признала, полагает, что перечисление департаментом промышленности, транспорта и связи Брянской области транспортным организациям в соответствии с оспариваемым Порядком бюджетных средств в пределах лимитов бюджетных обязательств, соответствует положениям статей 6 и 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области ежемесячно производит расчет суммы компенсации на основании предоставленных отчетов транспортных предприятий по проданным билетам в рамках заключенных договоров на компенсацию расходов, связанных с обеспечением равной транспортной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан в городе Брянске. Просит в удовлетворении иска отказать.

Представитель департамента промышленности, транспорта и связи Брянской области ФИО4 иск не признала. Считает, что оснований для удовлетворения административного иска не имеется, поскольку пунктами 12 и 55 части 2 статьи 26.3 и статьей 26.3-1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также статьей 22 Закона Брянской области «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Брянской области» не предусмотрена стопроцентная компенсация расходов, связанных с обеспечением равной транспортной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан. Оспариваемым административным истцом пунктом 6 Порядка предоставления бюджетных средств на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Брянской области для отдельных категорий граждан, утвержденного постановлением Правительства Брянской области от 25 декабря 2015 года № 686-п, предусмотрено перечисление денежных средств транспортным предприятиям в пределах лимитов бюджетных обязательств, что соответствует требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать, т.к. административный истец не указал, каким нормативным правовым актам противоречит пункт 6 названного Порядка и не доказал каким образом нарушаются его права.

Начальник отдела экономики и финансов департамента промышленности, транспорта и связи Брянской области ФИО1 в качестве специалиста по делу пояснила, что оспариваемое положение Порядка предоставления бюджетных средств на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Брянской области для отдельных категорий граждан, утвержденного постановлением Правительства Брянской области от 25 декабря 2015 года № 686-п, соответствует требованиям действующего бюджетного законодательства. В соответствии со статьей 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок доведения бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом, в данном случае департаментом финансов Брянской области. Согласно приказу департамента финансов Брянской области от 16 декабря 2013 года № 165 «Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи областного бюджета, бюджетных росписей главных распорядителей средств областного бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита областного бюджета)» лимиты бюджетных обязательств утверждаются руководителем департамента одновременно с утверждением сводной росписи и должны соответствовать ее показателям, лимиты бюджетных обязательств главным распорядителям утверждаются на очередной финансовый год и плановый период, в условиях прогнозируемого недопоступления доходов областного бюджета и источников финансирования дефицита областного бюджета департамент утверждает и доводит главным распорядителям сокращенные лимиты бюджетных обязательств. По итогам исполнения областного бюджета в текущем финансовом году, при поступлении запланированных доходов и источников финансирования дефицита областного бюджета, лимиты бюджетных обязательств могут корректироваться в сторону увеличения.

Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Николаевой С.Н., полагавшей, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством, федеративное устройство которого основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 1, часть 1; статья 5, часть 3); разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий (статья 11, часть 3).

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ).

Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01 января 2005 года отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем, данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

Для реализации нового порядка предоставления льгот в Федеральный закон от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» включена статья 26.3-1 «Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения» и внесены изменения в статью 26.3 «Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации».

Согласно части 1 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе, в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В соответствии с частью 2 указанной нормы Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси (пункт 12); социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе, льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (пункт 24); установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 55).

В силу требований части 3 статьи 26.3 названного Федерального закона органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе, исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

В силу положений статьи 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям названного публично-правового образования. При этом органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определять направления расходования денежных средств своего бюджета (статья 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия субъекта Российской Федерации.

Таким образом, меры социальной поддержки, принимаемые с целью обеспечения равной доступности транспортных услуг для отдельных категорий граждан, являются дополнительными мерами социальной поддержки, в связи с этим определение оснований, порядка, размера и условий их реализации относится к полномочиям субъекта Российской Федерации и зависит от финансовых возможностей его бюджета.

Отношения в сфере организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным, городским наземным электрическим транспортом, железнодорожным транспортом в пригородном сообщении и воздушным транспортом на территории Брянской области регулируются Законом Брянской области от 03 июля 2010 года № 54-З «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Брянской области».

В соответствии с частью 1 статьи 7 названного Закона Брянской области к полномочиям Правительства Брянской области относится осуществление в соответствии с действующим законодательством полномочий по вопросам организации транспортного обслуживания населения, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Брянской области (подпункт 7).

Согласно статье 22 данного Закона Брянской области под государственной поддержкой перевозчиков понимается совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Брянской области, в целях создания и обеспечения правовых и экономических условий, гарантий и стимулов деятельности перевозчиков. Формой государственной поддержки является, в том числе, финансирование части затрат на компенсацию потерь в доходах, связанных с государственным регулированием тарифов, предоставлением права льготного проезда отдельным категориям граждан. Порядок и условия оказания государственной поддержки перевозчикам устанавливаются Правительством Брянской области в соответствии с законом Брянской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.

Порядок предоставления бюджетных средств, предоставляемых на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Брянской области для отдельных категорий граждан и методика распределения бюджетных средств, предоставляемых на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Брянской области для отдельных категорий граждан, утверждены Постановлением Правительства Брянской области от 25 декабря 2015 года № 686-п.

Данное постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 29 декабря 2015 года, что соответствует порядку, установленному частью 1 статьи 29 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области».

Таким образом, оспариваемый истцом Порядок предоставления бюджетных средств, предоставляемых на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Брянской области для отдельных категорий граждан, утвержденный постановлением Правительства Брянской области от 25 декабря 2015 года № 686-п, является нормативным правовым актом, принятыми уполномоченным органом, в пределах предоставленных ему полномочий и опубликован в установленном порядке.

В соответствии с пунктами 1 - 6 указанного Порядка предоставления бюджетных средств, предоставляемых на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Брянской области для отдельных категорий граждан, Порядок определяет предоставление бюджетных средств, направляемых на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Брянской области для отдельных категорий граждан, определенных Указом Губернатора Брянской области от 4 февраля 2013 года № 100 «О порядке и условиях установления статуса «Ветеран труда Брянской области» и мерах социальной поддержки указанной категории граждан», Постановлениями администрации Брянской области от 1 февраля 2005 года № 27 «Об обеспечении доступности транспортных услуг на территории Брянской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и Брянской области», от 20 февраля 2006 года № 116 «Об утверждении Порядка изготовления, реализации и учета единых социальных проездных билетов и проезда по ним», категории отбора юридических лиц, цели, условия и порядок возврата бюджетных средств в случае нарушения условий при их предоставлении.

Условием предоставления бюджетных средств является обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Брянской области для отдельных категорий граждан, имеющих право на проезд по единому социальному проездному билету в пассажирском электротранспорте и автомобильном транспорте общего пользования по муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

Главным распорядителем средств областного бюджета по вышеуказанным расходам является департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области.

Транспортными организациями, имеющими право на получение бюджетных средств на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, являются транспортные организации, осуществляющие пассажирские перевозки по муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

Бюджетные средства предоставляются транспортным организациям с целью возмещения расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Брянской области для отдельных категорий граждан.

Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета, в пределах лимитов бюджетных обязательств осуществляет перечисление бюджетных средств транспортным организациям. Бюджетные средства направляются транспортным организациям на предоставление единых социальных проездных билетов и на возмещение убытков при предоставлении льготного проезда по муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам согласно методике распределения бюджетных средств, предоставляемых на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Брянской области для отдельных категорий граждан, и договору департамента промышленности, транспорта и связи Брянской области с транспортными организациями о компенсации расходов транспортных организаций по обеспечению равной доступности услуг для отдельных категорий граждан. Основанием для заключения договора на компенсацию расходов, связанных с обеспечением равной транспортной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, является государственный (муниципальный) контракт (договор) на оказание услуг по перевозке пассажиров по муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в том числе, льготной категории граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и Брянской области.

Согласно пункту 1.1 Устава Муниципального унитарного Брянского городского пассажирского автотранспортного предприятия, данное предприятие основано на праве хозяйственного ведения и создано в соответствии с постановлением администрации гор.Брянска от 04 марта 1998 года № 247 № «О создании унитарных пассажирских автотранспортных предприятий».

23 марта 2009 года между Брянской городской администрацией (заказчик) и муниципальным унитарным Брянским городским пассажирским автотранспортным предприятием (исполнитель) заключен договор № 15 на транспортное обслуживание автомобильным транспортом ( автобусы), 23 марта 2012 года сторонами договора заключено дополнительное соглашение № 9. Предметом договора является транспортное обслуживание населения города Брянска, при этом заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по осуществлению перевозки пассажиров автомобильным транспортом(автобусы) по маршрутам регулярных перевозок города Брянска. В соответствии с пунктом 2.2.5 договора заказчик обязуется компенсировать исполнителю на основании договора о предоставлении субсидий выпадающие доходы от перевозки льготных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по полномочиям органов местного самоуправления в соответствии с нормативными актами органов местного самоуправления и частично погашать убытки, сложившиеся в результате производственно-хозяйственной деятельности исполнителя по предоставлению транспортных услуг населению в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств на финансовый год.

31 декабря 2015 года между департаментом промышленности, транспорта и связи Брянской области (заказчик) и Муниципальным унитарным Брянским городским пассажирским автотранспортным предприятием (исполнитель) на основании договора на транспортное обслуживание населения автомобильным транспортом (автобусы) № 15 от 23 марта 2009 года (в редакции от 23 марта 2012 года № 9) заключен договор № 685 на компенсацию расходов, связанных с обеспечением равной транспортной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, согласно которому исполнитель по заданию заказчика обязуется обеспечить перевозку льготной категории граждан по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам в гор.Брянске в соответствии с расписанием, с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года № 112 и Порядка изготовления, реализации и учета единых социальных проездных билетов и проезда по ним, утвержденного постановлением администрации области от 20 февраля 2006 года № 116, и отчитаться об оказанных услугах в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором (пункт 1.1).

Размер компенсации расходов, связанных с обеспечением равной транспортной доступности услуг отдельным категориям граждан определяется расчетным путем в соответствии с Методикой распределения, утвержденной постановлением Правительства Брянской области от 25 декабря 2015 года № 686-п «Об утверждении Порядка предоставления и методики распределения бюджетных средств, предоставляемых на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Брянской области для отдельных категорий граждан» и выделяется в пределах утвержденных лимитов на финансовый год (пункт 2.1).

Оплата заказчиком производится в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств на основании расчета, в соответствии с Методикой распределения, утвержденной постановлением Правительства Брянской области от 25 декабря 2015 года № 686-п «Об утверждении Порядка предоставления и методики распределения бюджетных средств, предоставляемых на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Брянской области для отдельных категорий граждан» ( пункт 2.2).

Оспаривая пункт 6 названного выше Порядка, в части указания о том, что департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета, в пределах лимитов бюджетных обязательств осуществляет перечисление бюджетных средств транспортным организациям, административный истец ссылается на его противоречие положениям пунктов 12 и 55 части 2 статьи 26.3 и статьи 26.3-1 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Однако, в пункте 2 статьи 26.3 указанного Федерального закона только конкретизируются полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), а статьей 26.3-1 данного Федерального закона закреплено право на участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, полномочий по предметам совместного ведения, а также определяются пределы такого участия. Вопросы финансирования конкретных обязательств данными нормами федерального законодательства не регулируются.

Доводы административного истца о противоречии оспариваемых им положений статье 22 Закона Брянской области от 03 июля 2010 года № 54-З «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Брянской области» также являются несостоятельными, поскольку данной нормой не регулируются вопросы финансирования перевозчиков, а определено понятие государственной поддержки перевозчиков и указаны формы государственной поддержки, одной из которых является финансирование части затрат на компенсацию потерь в доходах, связанных с государственным регулированием тарифов, предоставлением права льготного проезда отдельным категориям граждан.

При этом, частью 3 данной нормы Закона Брянской области предусмотрено, что порядок и условия оказания государственной поддержки перевозчикам устанавливаются Правительством Брянской области в соответствии с законом Брянской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.

Доводы представителя административного истца ФИО2 о противоречии оспариваемых положений статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации суд находит необоснованными, поскольку в данной норме закона даны лишь понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе.

Таким образом, оснований для признания оспариваемых административным истцом положений пункта 6 Порядка предоставления бюджетных средств на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Брянской области для отдельных категорий граждан, утвержденного постановлением Правительства Брянской области от 25 декабря 2015 года № 686-п, не соответствующими указанным в административном иске требованиям пунктов 12 и 55 части 2 статьи 26.3, статьи 26.3-1 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также статьи 22 Закона Брянской области от 03 июля 2010 года № 54-З «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Брянской области», не имеется.

Проверив оспариваемое положение Порядка предоставления бюджетных средств на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Брянской области для отдельных категорий граждан, утвержденного постановлением Правительства Брянской области от 25 декабря 2015 года № 686-п, за пределами доводов административного иска на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, регулирующим спорные правоотношения, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.

Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году; лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде); главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом; распорядитель бюджетных средств (распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств; получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств (пункт 1 части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Согласно информации департамента промышленности, транспорта и связи Брянской области от 13 мая 2016 года, Законом Брянской области от 16 декабря 2015 года № 137-З «Об областном бюджете на 2016 год» предусмотрены бюджетные средства на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Брянской области отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым отнесено к ведению Российской Федерации и Брянской области, в сумме 61,97 млн. руб. При формировании бюджета Брянской области на 2016 год данная сумма субсидии предусмотрена на уровне субсидии 2015 года. Департамент ежемесячно производит расчет суммы компенсации на основании предоставленных отчетов транспортных предприятий по проданным билетам в рамках заключенных договоров на компенсацию расходов, связанных с обеспечением равной транспортной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан в городе Брянске.

Таким образом, оспариваемое административным истцом положение пункта 6 Порядка предоставления бюджетных средств на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Брянской области для отдельных категорий граждан, утвержденного постановлением Правительства Брянской области от 25 декабря 2015 года № 686-п, согласно которому перечисление департаментом промышленности, транспорта и связи Брянской области, как главным распорядителем средств областного бюджета по вышеуказанным расходам, бюджетных средств транспортным организациям производится в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета, в пределах лимитов бюджетных обязательств, соответствует требованиям действующего бюджетного законодательства.

Доводы административного истца, изложенные в уточненном административном исковом заявлении о том, что поскольку лимит бюджетных средств не покрывает затраты, понесенные предприятием на перевозку отдельных категорий граждан, оспариваемое предложение пункта 6 Порядка предоставления бюджетных средств на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Брянской области для отдельных категорий граждан следует признать недействительным и изложить в редакции, согласно которой «Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета, в пределах фактически понесенных финансовых средств, транспортным организациям», т.е. исходя из смысла заявленных административным истцом требований, Правительство Брянской области должно принять другое постановление об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта, не могут быть приняты во внимание, т.к. в силу статьи 10 Конституции Российской Федерации органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны, вмешательство в их хозяйственную и нормотворческую деятельность не допускается.

На основании изложенного, с учетом указанных выше требований федерального законодательства, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления МУ БГПАТП о признании недействующим в части пункта 6 Порядка предоставления бюджетных средств на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Брянской области для отдельных категорий граждан, утвержденного постановлением Правительства Брянской области от 25 декабря 2015 года № 686-п.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении административного искового заявления Муниципального унитарного Брянского городского пассажирского автотранспортного предприятия о признании недействующим в части Порядка предоставления бюджетных средств на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Брянской области для отдельных категорий граждан, утвержденного постановлением Правительства Брянской области от 25 декабря 2015 года № 686-п, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.А.Богородская