Дело № 3а-84/2017
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Хабаровск 16 мая 2017 года
Хабаровский краевой суд в составе председательствующего судьи Мороз И.Г., при секретаре Диановой О.С., с участием прокурора Серга Ю.В., представителя административного истца ФИО2 – ФИО3, представителей административного ответчика Хабаровской городской Думы ФИО4, ФИО5, представителя заинтересованного лица ТСН «Сокольники» ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Хабаровской городской Думе о признании недействующим в части решение Хабаровской городской Думы от 15.11.2016г. № 436 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа «Город Хабаровск»,
УСТАНОВИЛ:
Хабаровской городской Думой 15 ноября 2016 года принято решение № 436 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа «Город Хабаровск», утвержденные решением Хабаровской городской Думы от 21.05.2002г. № 211» (далее – Решение № 436). Нормативный акт опубликован в официальном печатном издании «Хабаровские вести» № 200, 30.12.2016г., вступил в силу со дня официального опубликования.
Пунктом 1.1 Решения № 436 в статье 7 Правил землепользования и застройки городского округа «Город Хабаровск» (далее – ПЗЗ) установлены границы территориальных зон в соответствии с прилагаемой схемой.
ФИО2 обратился в Хабаровский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Решение № 436 в части изменения территориальной зоны земельного участка с кадастровым номером № со смешанной жилой застройки (Ж-3) на территориальную зону малоэтажной индивидуальной жилой застройки (Ж-1).
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что на основании договора купли-продажи от 29.02.2016г. является собственником указанного земельного участка площадью 698 кв.м, расположенного примерно в 35 м по направлению на север от ориентира водопроводная насосная станция, адрес ориентира: <адрес>, с разрешенным использованием в соответствии с видами разрешенного использования для зоны Ж-3. На земельном участке расположен трехэтажный жилой дом площадью 463,7 кв.м. В соответствии с видом разрешенного использования земельного участка им запланирована реконструкция указанного жилого дома под многоквартирный жилой дом. На публичных слушаниях по проекту внесения изменений в ПЗЗ он возражал против изменения зоны земельного участка с зоны Ж-3 на зону Ж-1, письменные возражения были направлены в Комиссию по подготовке проекта ПЗЗ (далее – Комиссия). В оспариваемой части Решение № 436 не соответствует статьям 30, 34, 36 Градостроительного кодекса РФ, статьям 40, 85 Земельного кодекса РФ. Оспариваемые нормы нарушают его права, поскольку лишают возможности использования земельного участка для целей, в которых он был приобретен.
В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие административного истца ФИО2, который в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО3 заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представители административного ответчика Хабаровской городской Думы ФИО4, ФИО5 заявленные требования не признали по тем основаниям, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в соответствии с компетенцией Хабаровской городской Думы, требованиям федерального законодательства не противоречит, порядок внесения изменений в ПЗЗ соблюден. Основанием для изменения территориальной зоны спорного земельного участка явилось предложение ТСЖ «Сокольники» об отнесении всего поселка к зоне малоэтажной жилой застройки (Ж-1), а также приведение ПЗЗ в соответствие с Генеральным планом г. Хабаровска, в соответствии с которым спорный земельный участок относится к территориальной зоне Ж-1. Оспариваемое в части решение принято Хабаровской городской Думой по результатам рассмотрения подготовленных Комиссией проекта, протокола о публичных слушаниях и заключения о результатах публичных слушаний с учетом мнения населения. В силу части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ задача органов муниципальных образований при разработке изменений в ПЗЗ состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса. ФИО2 использует спорный земельный участок под индивидуальный жилой дом.
Представитель заинтересованного лица ТСН «Сокольники» ФИО6 просила в удовлетворении заявленных требований отказать по тем основаниям, что изначально с 2005 года на территории ТСЖ «Сокольники» планировалась малоэтажная застройка. В 2006-2007 годах ОАО «Дальгипротранс» выполнил проектную документацию по объекту «Малоэтажная застройка жилого района по <адрес>», которая получила положительную оценку Государственной экспертизы. Инженерные сети электроснабжения, водоснабжения, газоснабжения и водоотведения были запроектированы по техническим условиям сетедержателей для инженерного обеспечения индивидуальных жилых домов. На инженерное обеспечение многоквартирных жилых домов инженерные сети проектной документацией рассчитаны не были. На момент передачи административному истцу земельного участка в аренду на территории поселка сложилась малоэтажная индивидуальная застройка. Строительство на спорном земельном участке многоквартирного дома нарушает интересы членов ТСЖ «Сокольники».
Заслушав участников процесса, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, считающего заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, а Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, утверждаемым нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 8 статьи 1 Грк РФ).
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 ГрК РФ и включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (части 5, 6 статьи 31 ГрК РФ), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31 ГрК РФ), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов и документам территориального планирования (часть 9 статьи 31 ГрК РФ), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31 ГрК РФ), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31 ГрК РФ), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31 ГрК РФ), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31 ГрК РФ).
Обязательными приложениями к проектам правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24 ГрК РФ и часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 ГрК РФ).
Из материалов дела следует, что распоряжением мэра г. Хабаровска от 22.12.2006г. № 4047-р была утверждена документация по планировке территории в границах <адрес>.
Согласно указанной проектной документация проект «Малоэтажная застройка жилого района по <адрес>» предусматривал расположение на проектируемой территории социальных объектов, зеленой зоны и индивидуальных жилых домов (общее количество около 264).
С заявлением о внесении изменений в ПЗЗ путем установления на всей территории микрорайона территориальной зоны индивидуальной жилой застройки (Ж-1) обратилось ТСЖ «Сокольники», расположенное на указанной территории.
В порядке, установленном статьями 31, 33 ГрК РФ, постановлением мэра г. Хабаровска от 31.07.2015г. № 2711 принято решение о подготовке проекта изменений в ПЗЗ, которое в соответствии с требованиями части 7 статьи 31 ГрК РФ опубликовано в официальном печатном издании «Хабаровские Вести» от 04.08.2015г. № 117 (3124) и размещено на официальном сайте в сети «Интернет» khabarovskadm.ru.
Постановлением администрации г. Хабаровска от 02.12.2015г. № 4082, опубликованном в газете «Хабаровские вести» от 04.12.2015г. и размещенном на официальном сайте khabarovskadm.ru., назначены дата и время публичных слушаний – 21.01.2016г.
Из протокола от 21.01.2016г. № 4-ПЗЗ следует, что 21.01.2016г. в 18-00 состоялись публичные слушания по проекту внесения изменений в ПЗЗ.
По результатам публичных слушаний Комиссией по подготовке проекта ПЗЗ составлено заключение от 12.02.2016г., согласно пункту 10 которого принято частично предложение ТСЖ «Сокольники» по изменению границ территориальных зон на территории микрорайона «Сокольники», расположенного в районе улиц Воронежской и Трехгорной. Рекомендовано изменить границы территориальных зон: предусмотреть на большей части микрорайона «Сокольники», застроенной индивидуальными жилыми домами, зону малоэтажной индивидуальной жилой застройки Ж-1.
Заключение о результатах публичных слушаний от 12.02.2016г. опубликовано в газете «Хабаровские Вести», 12.02.2016г.
В соответствии с требованиями части 15 статьи 31 ГрК РФ Комиссия доработала проект решения о внесении изменений в ПЗЗ с учетом результатов публичных слушаний от 21.01.2016г.
Оспариваемое в части решение № 436 принято Хабаровской городской Думой на основании Устава городского округа «Город Хабаровск», с учетом протокола о публичных слушаниях, заключения о результатах публичных слушаний.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что изменения внесены в ПЗЗ уполномоченным органом в пределах его компетенции, порядок принятия нормативного правового акта административным ответчиком соблюден.
Из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи от 29.02.2016г. ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 698 кв.м, расположенного примерно в 35 м по направлению на север от ориентира водопроводная насосная станция, адрес ориентира: <адрес>, с разрешенным использованием в соответствии с видами разрешенного использования для зоны Ж-3, на котором расположен принадлежащий ФИО7 на праве собственности трехэтажный жилой дом площадью 463,7 кв.м.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования и устанавливают территориальные зоны и градостроительные регламенты (пункт 8 статьи 1, часть 2 статьи 30 ГрК РФ).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 данного Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района.
Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который, в частности, содержит карту планируемого размещения объектов городского округа и карту функциональных зон городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18, часть 3 статьи 23 ГрК РФ.
Частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 статьи 34 ГрК РФ закреплен принцип первичности генерального плана городского округа, перед правилами землепользования и застройки, как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития.
Решением Хабаровской городской Думы от 26 сентября 2006г. № 307 «Об утверждении корректировки Генерального плана г.Хабаровска», утвержден Генеральный план города Хабаровска (действует в ред. решений Хабаровской городской Думы от 08.04.2008 № 58, 23.10.2012 № 662, от 21.04.2015 № 97) (далее – Генеральный план).
Пунктом 4.1.1 Генерального плана предусмотрены следующие зоны жилой застройки города Хабаровска: зона многоэтажной застройки (5 этажей и выше); зона среднеэтажной застройки (2-10 этажей); зона малоэтажной застройки (2-4 этажа); зона индивидуальной застройки (1-2 этажа).
Решением Хабаровской городской Думы от 21.05.2002г. № 211 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа «Город Хабаровск».
В соответствии с пунктом 8.2 ПЗЗ предусмотрены жилые зоны на территории г. Хабаровска, включающие в себя, в том числе:
Ж-1 - зона малоэтажной индивидуальной жилой застройки (территориальная зона выделена для обеспечения правовых условий формирования жилых районов низкой плотности застройки не выше трех этажей с минимально разрешенным набором услуг, где предусматривается размещение одноквартирных и двухквартирных жилых домов с земельными участками (подпункт 8.2.1);
Ж-3 - зона смешанной жилой застройки (территориальная зона выделена для обеспечения правовых условий формирования жилых районов средней плотности застройки, где предусматривается размещение одноквартирных, двухквартирных и блокированных жилых домов не выше трех этажей с земельными участками, многоквартирных жилых домов до 10 этажей. Разрешен полный спектр услуг местного уровня (подпункт 8.2.3).
Согласно выкопировкам из Генерального плана в редакции решения Хабаровской городской Думы от 23.10.2012г. № 662 земельный участок с кадастровым номером № относился к малоэтажной застройке; в действующей редакции решения Хабаровской городской Думы от 21.04.2015г. № 97 – к зоне индивидуальной застройки.
Согласно выкопировке из ПЗЗ в ранее действующей редакции земельный участок с кадастровым номером № относился к зоне смешанной жилой застройки (Ж-3).
Согласно выкопировке из ПЗЗ в редакции оспариваемого в части решения, земельный участок с кадастровым номером № относится к зоне малоэтажной индивидуальной жилой застройки (Ж-1), расположен на территории зоны индивидуальной жилой застройки (к которой также относятся расположенные рядом земельные участки).
Таким образом, в действующей редакции в оспариваемой части ПЗЗ соответствуют Генеральному плану.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования. Границы территориальных зон могут устанавливаться по границам земельных участков (п. 3 ч. 2 ст. 34 ГК РФ).
По смыслу части 1 статьи 30 ГрК РФ ПЗЗ призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.
Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
Из показаний свидетеля ФИО1 следует, что он является владельцем индивидуального жилого дома, расположенного на земельном участке, рядом со спорным земельным участком. Приобретая земельный участок в коттеджном поселке, он не предполагал, что рядом с ним будет возведен многоквартирный дом, что нарушает его право на комфортное проживание в своем доме.
Установление территориальной зоны Ж-1 на территории ТСЖ «Сокольники», как следует из пояснений представителей административного ответчика, заинтересованного лица, материалов дела, было вызвано необходимостью установления соответствия ее назначения, так как земельные участки с объектами недвижимости, расположенные в данном месте, более всего использовались для малоэтажной индивидуальной жилой застройки.
Судом не установлено нарушений требований федерального законодательства при внесении изменений в ПЗЗ, изменивших для спорного земельного участка территориальную зону застройки.
Предусмотренное подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Положениями части 8 статьи 36 ГрК РФ предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Реконструкция указанных в части 8 настоящей статьи объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом (часть 9).
Таким образом, при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменяется территориальное зонирование, содержание градостроительного регламента и, соответственно, разрешенное использование земельного участка, его собственник вправе продолжать использование этого участка, разрешенное до такого изменения, без какого-либо ограничения, в том числе по сроку, если только такое использование не создает опасности для перечисленных в части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса объектов.
Вместе с тем, федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки.
Одним из принципов градостроительной деятельности в Российской Федерации является осуществление строительства на основе документов территориального, планирования и правил землепользования и застройки (пункт 4 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В судебном заседании установлено, что земельный участок с кадастровым номером № используется ФИО2 под индивидуальный жилой дом, с заявлением о получении разрешения на реконструкцию указанного дома в многоквартирный жилой дом до внесения изменений в ПЗЗ ФИО2 не обращался.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что издание оспариваемого акта не противоречит нормам ГрК РФ и Земельного кодекса РФ, то обстоятельство, что данным актом ограничиваются права ФИО2 на строительство на земельном участке многоквартирного дома, не может служить основанием для признания его недействующим.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принят в пределах компетенции органа местного самоуправления, с соблюдением процедуры принятия, предусмотренные законом права административного истца не нарушает, что в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ сообщение о принятии настоящего решения должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании «Хабаровские вести».
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ,
РЕШИЛ:
ФИО2 в удовлетворении требования о признании недействующим решение Хабаровской городской Думы от 15.11.2016г. № 436 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа «Город Хабаровск» в части изменения территориальной зоны земельного участка с кадастровым номером № со смешанной жилой застройки (Ж-3) на территориальную зону малоэтажной индивидуальной жилой застройки (Ж-1) отказать.
Сообщение о принятии настоящего решения опубликовать в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании «Хабаровские вести».
Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 19 мая 2017 года.
Судья Хабаровского краевого суда И.Г. Мороз