ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-84/2021 от 07.10.2021 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Дело № 3а-84/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7 октября 2021 года город Смоленск

Смоленский областной суд в составе:

председательствующего судьи Туникене М.В.,

при помощнике судьи Тимофееве А.И.,

с участием прокурора Накцевой И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества «НК «Роснефть»-Смоленскнефтепродукт» о признании недействующими пунктов 2379, 2489, 6224 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, определенного приказом Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 20 декабря 2019 года № 1615; пунктов 751,815,4518 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, определенного приказом Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 24 декабря 2020 года № 1502.

установил:

20 декабря 2019 г. приказом Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее – Департамент) № 1615 в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определен на 2020 год перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень).

Приказ опубликован на официальном сайте Департамента и на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, 27декабря 2019 г.

В пункт 2379 Перечня объектов на 2020 год включен объект Автозаправочная станция № 71 с кадастровым номером , расположенный по адресу: Смоленская область, ... (АЗС № 71).

В пункт 2489 Перечня на 2020 год включен объект недвижимости Административное здание (офис) с кадастровым номером , расположенный по адресу: Смоленская область, ... (административное здание (офис).

В пункт 6224 Перечня на 2020 год включен объект недвижимости Здание автоналивной станции, с кадастровым номером , расположенный по адресу: Смоленская область, ... (здание автоналивной станции).

Приказом Департамента от 24 декабря 2020 г. № 1502 в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 г., также включены АЗС № 71 (п.815), административное здание (офис) - п.751 и здание автоналивной станции (п.4518).

Приказ от 24 декабря 2020 г. № 1502 опубликован на официальном сайте Департамента и официальном интернет-портале правовой информации.

Публичное акционерное общество «НК «Роснефть» -Смоленскнефтепродукт» (далее – Общество, ПАО «НК «Роснефть»-Смоленскнефтепродукт») обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пункта 2379 Перечня с 26 октября 2020 г., пунктов 2489, 6224 Перечня, определенного приказом Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 20 декабря 2019 г. № 1615, со дня принятия приказа, а также о признании недействующими со дня принятия пунктов 751, 815, 4518 Перечня, определенного приказом Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 24 декабря 2020 г. № 1502 со дня принятия приказа, поскольку они противоречат статьям 373, 374, 378.2 Налогового кодека Российской Федерации (далее – НК РФ), ст. 1.1 Закона Смоленской области от 27 ноября 2003 г. № 83-з «О налоге на имущество организаций» и незаконно возлагают на Общество обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.

В обоснование заявленных требований Общество указало, что ему на праве собственности принадлежат АЗС № 71, с кадастровым номером ; административное здание (офис), с кадастровым номером ; здание автоналивной станции с кадастровым номером .

Свои требования мотивировало тем, что административное здание (офис) и здание автоналивной станции не обладают признаками объекта налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включение их в перечень на 2020-2021 годы противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы административного истца, незаконно возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.

Указанные здания не являются объектом недвижимости, в отношении которого налоговая база определяется исходя из его кадастровой стоимости, поскольку ни предназначение зданий, ни их фактическое использование, ни вид разрешенного использования земельных участков, не свидетельствуют о том, что данные объекты соответствует критериям, установленным ст.378.2 НК РФ.

Объект АЗС № 71, с кадастровым номером , в период времени с 31 августа 2020 г. по 26 октября 2020 г. был уничтожен (снесен), сведения об объекте сняты с кадастрового учета, зарегистрированные в ЕГРН права на него прекращены.

Таким образом, нахождение объекта недвижимости, с кадастровым номером в Перечне на 2020 г. после его уничтожения 26октября 2020 г., и последующее включение его в перечень таковых объектов на очередной налоговой период 2021 г. является неправомерным и не соответствует ст. 378.2 НК РФ.

В судебном заседании представители административного истца Николаевский А.В. и Гнездилов Р.Ю. поддержали заявленные требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области Поленкова А.М. административные исковые требования не признала. Пояснила, что процедура включения в Перечни объектов недвижимости для целей налогообложения и принятия оспариваемых актов была соблюдена. Административное здание (офис), здание автоналивной станции и АЗС №71 были включении в Перечни как объекты, предназначенные для использования в целях размещения торговых объектов.

На момент определения Перечня на 2020-2021 годы, направления указанного Перечня в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещения перечня на официальном сайте Департамента или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-коммуникационной сети «Интернет», указанные объекты недвижимости имели статус «актуальный, ранее учтенный».

Заинтересованное лицо УФНС России по Смоленской области в письменных возражениях оставило решение указанного спора на усмотрение суда, поскольку формирование Перечня не входит в компетенцию налогового органа.

Заинтересованные лица – Администрация Смоленской области, УФНС России по Смоленской области явку в судебное заседание своих представителей не обеспечили, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Заслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика, исследовав письменные доказательства, принимая во внимание заключение прокурора, указавшего на наличие оснований для удовлетворения заявленных требований, суд приходит к следующему.

Из положений статей 72, 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 данного Кодекса.

В силу части 1 статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Частью 2 данной статьи установлено, что в отношении отдельных объектов недвижимого имущества налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.

Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В отношении налога на имущество организаций согласно пункту 1 статьи 379 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Согласно Положению о Департаменте имущественных и земельных отношений Смоленской области, утвержденному постановлением Администрации Смоленской области от 20 февраля 2009 г. № 86 (далее Положение о Департаменте), Департамент является органом исполнительной власти Смоленской области, уполномоченным определять перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган и размещает перечень на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункты 3.21.5 раздела 3).

В соответствии с подпунктом 5.4.2 пункта 5.4 раздела 5 Положения о Департаменте начальник Департамента издает в порядке, определенном областным законодательством, правовые акты, направленные на реализацию возложенных на Департамент задач.

В силу пункта 8 статьи 378.2 НК РФ состав сведений, подлежащих включению в перечень, формат и порядок их направления в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов.

Приложением 1 приказа Федеральной налоговой службы от 28 ноября 2014 г. № ММВ-7-11/604@ «Об определении состава сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, и об утверждении формата их представления в электронной форме» определен состав сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 30июня 2020 г. № ЕД-7-21/409@, признан утратившим силу приказ Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 28 ноября 2014г. №ММВ-7-11/604@ и в приложении 1 данного приказа утвержден состава сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, формата представления и порядка направления указанных сведений в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, содержащий аналогичные нормы.

Оспариваемый Перечень по своей структуре и содержанию соответствует предусмотренному пунктом 8 статьи 378.2 НК РФ составу сведений.

Приказ от 20 декабря 2019 г. опубликован на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 27декабря 2019 г. и направлен в УФНС России по Смоленской области письмом от 20 декабря 2019 г. № 2822/6.

Приказ от 24 декабря 2020 г. опубликован на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 29декабря 2020 г., направлен в УФНС России по Смоленской области письмом от 26 декабря 2020 г. №2981/6.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в установленной форме и размещены на официальном сайте уполномоченного органа в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ.

Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

На территории Смоленской области в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона Смоленской области от 27 ноября 2003 г. № 83-з «О налоге на имущество организаций» налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Из материалов дела следует, что ПАО «НК «Роснефть» на праве собственности принадлежат: объект с кадастровым номером , расположенный по адресу: Смоленская область, ... (АЗС № 71) (л.д.55-57 т.2);

объект недвижимости с кадастровым номером , расположенный по адресу: Смоленская область, ... (административное здание (офис) (л.д.9-12 т.2);

объект недвижимости с кадастровым номером , расположенный по адресу: Смоленская область, ... (здание автоналивной станции) (л.д.27-30 т.2).

До 26 октября 2020 г. объект с кадастровым номером , расположенный по адресу: Смоленская область, ... (АЗС № 71), принадлежал административному истцу.

В период с 31 августа 2020 г. по 26 октября 2020 г. указанная автозаправочная станция была уничтожена (снесена), 24 марта 2021 г. объект был снят с кадастрового учета, сведения о нем исключены из ЕГРН, права на объект недвижимости прекращены (л.д. 58-65, 94 т.2).

Изучив доводы административного истца о том, что пунктами 2379 приложения к приказу № 1615 и пунктом 815 приложения к приказу № 1502 в Перечень включен объект недвижимости АЗС № 71, который фактически был уничтожен в период с 31 августа по 26 октября 2020 г., в отношении которого уполномоченным органом принято решение о снятии с кадастрового учета, суд приходит к выводу о правомерности требований административного истца.

Положениями статей 3 и 14 НК РФ установлено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

По смыслу статьи 376.2 НК РФ в перечень объектов недвижимого имущества включаются существующие здания, не снятые с кадастрового учета.

Статьей 374 НК РФ предусмотрено, что объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Положения статьи 378.2 и 382 НК РФ, предусматривающие особенности обложения налогом недвижимости, в отношении которой налоговая база определяется как ее кадастровая стоимость, не устанавливают иных признаков объекта налогообложения по сравнению с тем, как они определены статьей 374НК РФ.

Следовательно, законодательство о налогах и сборах связывает обязанность по начислению и уплате налога на имущество организаций с наличием у налогоплательщика реально существующих объектов недвижимости, способных приносить экономические выгоды его владельцу и потому признаваемых частью активов налогоплательщика – объектами основных средств.

Уплата налога со стоимости недвижимости выступает в этом случае одной из составляющих бремени содержания имущества, которое лежит на собственнике, а само по себе наличие в государственном кадастровом учете сведений об объекте недвижимости и его принадлежности налогоплательщику не может служить основанием для взимания налога при отсутствии облагаемого имущества в действительности.

Право на вещь не может существовать в отсутствие самой вещи. На основании пункта 1 статьи 235 ГК РФ и с учетом разъяснений, данных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в случае сноса объекта недвижимости право собственности на него прекращается по факту уничтожения (утраты физических свойств) имущества.

Таким образом, принимая во внимание принципы и цели налогообложения, а также учитывая то, для чего формируется и утверждается перечень объектов недвижимого имущества, необходимо исходить из того, что в перечень недвижимого имущества могут включаться только существующие объекты недвижимости.

Включенный в Перечни объект недвижимости с кадастровым номером был снят с кадастрового учета 24 марта 2021 г. (л.д.94 т.2), зарегистрированные в ЕГРН права на них прекращены, таким образом нахождение вышеуказанного объекта недвижимости в перечне объектов налогообложения на 2020 г. после его уничтожения 26 октября 2020 г. и последующее включение его в перечень таковых объектов на очередной налоговый период 2021 г. является неправомерным и не соответствует ст.378.2НК РФ.

В отношении иных объектов недвижимости, принадлежащих административному истцу, установлено следующее.

Из материалов дела усматривается, что административное здание (офис) с кадастровым номером , автоналивная станция с кадастровым номером включены в оспариваемые Перечни как объекты, предназначенные для использования в целях административного назначения и размещения торгового объекта.

Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Данное законоположение предусматривает, что в перечень указанных объектов недвижимого имущества включаются, в том числе административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2).

В целях статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1 пункта 3 статьи 378.2); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (подпункт 2 пункта 3 статьи 378.2 НК РФ).

Торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ).

Отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20% общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 4.1 статьи 378.2 НК РФ).

В то же время судом установлено, что в соответствии с выпиской изЕГРН и техническим паспортом здание с кадастровым номером (административное здание (офис) имеет назначение «нежилое» и состоит из помещений: тамбур, две лестницы, шесть кабинетов, коридор; входит в состав имущества Гагаринского склада нефтепродуктов.

Указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером , имеющего вид разрешенного использования «для размещения нефтебазы».

Здание с кадастровым номером нельзя отнести ни к административно-деловому, ни к торговому центрам (комплексам), поскольку ни вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, - «для размещения нефтебазы», ни фактическое использование здания (которое до утверждения Перечней на 2020-2021 годы не проводилось), ни его предназначение не соответствуют критериям, установленным пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ.

Одного лишь наименования здания – «административное здание (офис)», без установления помещений, поименованных в абзацах вторых подпунктов 2 пунктов 3, 4 и абзаце 3 пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, площадь которых составляет более 20% площади здания, не достаточно для отнесения его к административно-деловому или торговому центру (комплексу). Техническая документация на здание не подтверждает наличие 20% общей площади помещений, имеющих назначение, разрешенное использование или наименование, предусматривающее размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Помещения с назначением «кабинет» не могут быть однозначно отнесены к офисам и сопутствующей офисной инфраструктуре, поскольку термин «кабинет» равным по значению термину «офис» не является.

Указание «офис» в наименовании здания с кадастровым номером , его назначение (наименование) как «административное здание (офис)» с учетом установленного назначения помещений в нем не позволяет отнести объект к административно-деловому центру и включить его в перечни объектов налогообложения на 2020 -2021 г.г.

Кроме того, судом установлено, что здание с кадастровым номером , с 2014 г. обществом не эксплуатируется. Данное здание входит в состав Гагаринского склада хранения нефтепродуктов Вяземского филиала ПАО «НК Роснефть-Смоленскнефтепродукт», который на основании приказа от 7 июля 2014 г. № 274 выведен из эксплуатации с 1 сентября 2014 г. На основании приказа от 26 мая 2015 г. № 250 законсервирован с 1 июня 2015г.

Аналогичные выводы суд делает и в отношении строения с кадастровым номером (автоналивная станция).

Из материалов дела следует, что объект с кадастровым номером (автоналивная станция) состоит из шести помещений (операторной) и тамбура, расположено на земельном участке с кадастровым номером , имеющего вид разрешенного использования «для производственной территории», то есть не предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Объект недвижимости с кадастровым номером фактически не является автозаправочной станцией, понятие «автоналивная станция» не тождественно понятию «автозаправочная станция», так как не является объектом розничной торговли.

Административный истец использует данный объект как производственный объект Ярцевской нефтебазы по осуществлению сливоналивных операций с нефтепродуктами в автомобильные цистерны, он не используется в целях административно-делового и (или) торгового центра и с экономической точки зрения в процессе самостоятельной его эксплуатации не способен обособленно обеспечивать извлечение дохода и принесение прибыли Обществу.

Таким образом, наименование здания «административное здание» (офис) и «автоналивная станция» без установления помещений, поименованных в абзаце втором подпункта 2 пункта 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, площадь которых составляет более 20 процентов площади здания, не позволяет отнести здания к указанным в подпункте 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации объектам.

Приведенные сведения документов технического учета (инвентаризации) не позволяют сделать однозначный вывод, что назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью менее 20 % общей площади спорных объектов предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, а также размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, то есть не подтверждают законность включения объектов недвижимости в Перечни.

Доказательств, подтверждающих факт проведения в отношении указанных зданий до включения их в Перечень на 2020-2021 годы мероприятий по определению вида фактического использования административным ответчиком, суду не представлено, несмотря на то, что процессуальным законом на него возложена обязанность доказать законность включения объектов в Перечень, представление относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие здания условиям, определенным Налоговым кодексом Российской Федерации, и необходимых для включения объекта в Перечень.

При таких данных, поскольку ни виды разрешенного использования земельных участков, на которых расположены здания с кадастровыми номерами и , ни предназначение зданий исходя из технической документации, ни их фактическое использование не позволяют признать административное здание (офис), с кадастровым номером и строение «автоналивная станция», с кадастровым номером объектами недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется исходя из его кадастровой стоимости, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска в полном объеме.

Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и учитывая, что административный истец является налогоплательщиком за 2020-2021 г.г., при этом признание оспариваемых норм с момента вынесения решения не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, считает необходимым признать оспариваемый пункты 2489, 6224 Перечня объектов недвижимого имущества, определенного приказом Департамента от 20 декабря 2019 г. №1615 недействующим со дня его принятия; пункты 751, 815, 4518 Перечня объектов недвижимого имущества, определенного приказом Департамента от 24 декабря 2020 г. № 1502 недействующим со дня его принятия.

Пункт 2379 Перечня объектов недвижимого имущества, определенного приказом Департамента от 20 декабря 2019 г. № 1615 суд признает недействующим с 26 октября 2020 г., то есть с момента фактического прекращения существования объекта АЗС № 71 на местности, что подтверждается актом о приемке выполненных работ о разборке здания от 26октября 2020 г., актом обследования (л.д.58-65 т.2).

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о данном решении должно быть опубликовано на официальном сайте, где был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.

Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

При подаче административного искового заявления ПАО «НК «Роснефть»-Смоленскнефтепродукт» уплачена государственная пошлина в размере 9 000 рублей согласно платежному поручению от 12 августа 2021 г. №75066 (л.д.3 т.1). Данные судебные расходы подлежат взысканию с Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области в пользу административного истца.

Руководствуясь статьями 179-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление публичного акционерного общества «НК «Роснефть»- Смоленскнефтепродукт» удовлетворить.

Признать недействующими со дня принятия пункты 2489, 6224 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, определенного приказом Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 20 декабря 2019 г. № 1615.

Признать недействующим с 26 октября 2020 г. пункт 2379 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, определенного приказом Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 20 декабря 2019 г. № 1615.

Признать недействующими со дня принятия пункты 751, 815, 4518 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, определенного приказом Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 24 декабря 2020 года № 1502.

Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Смоленской области, а также размещению на официальном сайте Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Взыскать с Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области в пользу публичного акционерного общества «НК «Роснефть»-Смоленскнефтепродукт» расходы на уплату государственной пошлины в размере 9000 (девять тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Смоленский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 12 октября 2021 г.

Судья М.В. Туниккене