ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-84/2021 от 08.07.2021 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

№ 3а-84/2021

УИД 75OS0000-01-2021-000144-31

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 июля 2021 года г. Чита

Забайкальский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Бурака М.Н.,

при секретаре судебного заседания Нагайцевой Т.В.,

с участием:

представителя административного истца публичного акционерного общества «Россети Сибирь» Обуховой О.В.,

представителя административного ответчика Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края Дорожковой О.Н.,

прокурора отдела прокуратуры Забайкальского края Камратовой А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества «Россети Сибирь» о признании недействующими пункта 4 таблицы Приложения № 2 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 27 декабря 2019 года № 660-НПА «Об установлении долгосрочных тарифов для территориальных сетевых организаций Забайкальского края на 2020-2024 годы», пункта 5 таблицы 2 Приложения к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 29 декабря 2020 года № 634-НПА «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Забайкальского края на 2021 год»,

установил:

приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее также – РСТ Забайкальского края) от 27 декабря 2019 года № 660-НПА установлены долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций Забайкальского края на 2020-2024 годы, а также определен размер необходимой валовой выручки (далее также – НВВ) территориальных сетевых организаций Забайкальского края на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь).

Данный нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф) 30 декабря 2019 года.

В пункте 4 таблицы Приложения № 2 к приказу РСТ Забайкальского края от 27 декабря 2019 года № 660-НПА установлена необходимая валовая выручка филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Читаэнерго» (далее также – филиал «Читаэнерго») на долгосрочный период регулирования (без учета потерь) на 2021 год в размере 5 364 839,92 тыс. руб.

Приказом РСТ Забайкальского края от 18 декабря 2020 года № 611-НПА в приказ РСТ Забайкальского края от 27 декабря 2019 года № 660-НПА внесены изменения, таблица приложения № 2 изложена в новой редакции, в строке 2021 год цифры «5 364 839,92» заменены цифрами «5 019 199,65».

Данный нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф) 22 декабря 2020 года.

Приказом РСТ Забайкальского края от 29 декабря 2020 года № 634-НПА установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Забайкальского края на 2021 год согласно приложению к настоящему приказу.

Данный нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф) 30 декабря 2020 года.

В пункте 5 Таблицы 2 приложения к приказу РСТ Забайкальского края от 29 декабря 2020 года № 634-НПА установлена НВВ без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Читаэнерго»» (с учетом оплаты услуг ОАО «ФСК ЕЭС» по всем уровням напряжения) на 2021 год в размере 5 019 199,65 тыс. руб.

Приказом РСТ Забайкальского края от 22 января 2021 года № 4-НПА в приказ РСТ Забайкальского края от 29 декабря 2020 года № 634-НПА внесены изменения, не затрагивающие оспариваемые положения приказа РСТ Забайкальского края от 29 декабря 2020 года № 634-НПА в рамках настоящего административного дела.

Данный нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф) 29 января 2021 года.

12 апреля 2021 года Публичное акционерное общество «Россети Сибирь» (далее по тексту – ПАО «Россети Сибирь») посредством представителя Третьяковой О.А. обратилось в Забайкальский краевого суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указывая, что установленная оспариваемыми нормативными правовыми актами на 2021 год необходимая валовая выручка (с учетом оплаты услуг ПАО «Россети ФСК ЕЭС» по всем уровням напряжения и без учета оплаты потерь) учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в размере 5 019 199,65 тыс. руб., нарушает права и экономические интересы административного истца. Оспариваемые нормативные правовое акты не соответствуют пунктам 2, 7, 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2011 года № 1178 (далее также – Основы ценообразования № 1178), пунктам 23 и 26 Правил государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 (далее также – Правила регулирования № 1178), пунктам 7-9 и 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 года № 98-э (далее также – Методические указания № 98-э).

Административный истец не согласен с установленным для филиала «Читаэнерго» размером НВВ на 2021 год, полагая, что при расчете органом регулирования необоснованно не приняты фактические расходы на обслуживание заемных средств за 2019 год в размере 171 891,41 тыс. руб., плановые расходы на обслуживание заемных средств на 2021 год в размере 187 790,17 тыс. руб. Кроме того, считает необоснованной корректировку РСТ Забайкальского края НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности за 2019 год в размере 301 037,44 тыс. руб.

С учетом уточнения требований, административный истец просит суд признать недействующими со дня принятия пункт 4 таблицы Приложения № 2 приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 27 декабря 2019 года № 660-НПА «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций Забайкальского края на 2020-2024 годы» (в редакции приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 18 декабря 2020 года № 611-НПА), устанавливающего необходимую валовую выручку филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Читаэнерго» на 2021 год в размере 5 019 199,65 тыс. руб., пункт 5 Таблицы № 2 Приложения приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 29 декабря 2019 года № 634-НПА «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Забайкальского края на 2021 год», устанавливающего необходимую валовую выручку филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Читаэнерго» (с учетом оплаты услуг ПАО «Россети ФСК ЕЭС» по всем уровням напряжения) (без учета оплаты потерь), учтенную при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Забайкальском крае в размере 5 019 199,65 тыс. руб.; возложить на Региональную службу по тарифам и ценообразованию Забайкальского края обязанность принять новые нормативные правовые акты, замещающие приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 27 декабря 2019 года № 660-НПА «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций Забайкальского края на 2020-2024 годы» в части пункта 4 таблицы Приложения № 2, устанавливающего НВВ филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Читаэнерго» на 2021 год в размере 5 679 918,67 тыс. руб., приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 29 декабря 2019 года № 634-НПА «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Забайкальского края на 2021 год» в части пункта 5 Таблицы № 2 Приложения, устанавливающего НВВ филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Читаэнерго» (с учетом оплаты услуг ОАО «ФСК ЕЭС» по всем уровням напряжения) (без учета оплаты потерь), учтенную при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Забайкальском крае в размере 5 679 918,67 тыс.руб.

Руководитель РСТ Забайкальского края Морозова Е.А. с административным исковым заявлением не согласилась, представила письменный отзыв, в котором указала, что 30 апреля 2020 года административный истец обратился с заявлением о корректировке НВВ на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям филиала «Читаэнерго» на 2021 год, утвержденной в рамках долгосрочного периода регулирования на 2020-2024 годы. Расчет (корректировка) НВВ, расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год был выполнен с применением метода долгосрочной индексации НВВ. Расчет корректировки НВВ филиала «Читаэнерго» по доходам от осуществления регулируемой деятельности выполнен на основании фактических сведений о полученной «котловой» выручке, расходах на оплату услуг нижестоящих сетевых организаций, а также расходах, понесенных для целей оплаты технологического расхода (потерь) электрической энергии, отраженных в показателях раздельного учета за 2019 год. По вопросу учета расходов на обслуживание заемных средств (проценты за кредит) за 2019 год представленные административным истцом в РСТ Забайкальского края документы не содержали сведений о конкретных направлениях (целях) расходования полученных заемных средств, обоснованный и неразногласный размер дефицита денежных средств, образовавшегося в результате нарушения контрагентами платежной дисциплины и покрытие которого возможно только путем привлечения займов. По вопросу учета плановых расходов на обслуживание заемных средств на 2021 год в размере 187 790,17 тыс. руб. регулируемой организацией не был представлен расчет заявленной суммы расходов с приложением исходной документации, на основании которой сформирован прогноз.

В дополнительных письменных пояснениях от 1 июня 2021 года, 28 июня 2021 года, 2 июля 2021 года руководитель РСТ Забайкальского края Морозова Е.А. указала, что расчет корректировки НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности был выполнен согласно формуле 7.1 Методических указаний № 98-э исходя из размеров плановой НВВ филиала «Читаэнерго», утвержденной на 2019 год и фактической НВВ за 2019 год. Размер плановой НВВ филиала «Читаэнерго», утвержденной на 2019 год принят согласно тарифному решению на 2019 год в сумме 4 632 549,42 тыс. руб., размер фактической НВВ за 2019 год ввиду отсутствия установленных на 2019 год индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии без учета ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии, был рассчитан исходя из показателей раздельного бухгалтерского учета как разница между общей (котловой) выручкой, собранной филиалом «Читаэнерго» исходя из утвержденных единых (котловых) тарифов за оказанные всеми сетевыми организациями региона услуги по передаче электрической энергии, в размере 7 147 755,00 тыс. руб., средствами, подлежащими уплате со стороны филиала «Читаэнерго» нижестоящим сетевым организациям за оказанные ими услуги по передаче электрической энергии (с учетом расходов на оплату технологических потерь электроэнергии), в размере 576 390,23 тыс. руб., и расходами, уплаченными Читаэнерго для целей компенсации потерь электрической энергии, в размере 1 274 041,70 тыс. руб. и составила 5 297 323,07 тыс. руб., в связи с чем размер корректировки НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности за 2019 год составил -664 477,65 тыс. руб. Обращает внимание, что первоначально филиал «Читаэнерго» рассчитал и заявил к учету корректировку НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности за 2019 год в аналогичном размере, впоследствии письмом от 13 ноября 2020 года филиал «Читаэнерго» направил скорректированный расчет указанного показателя в размере -363 735,85 тыс. руб. который не был принят органом регулирования по причине его некорректности. Представленный регулируемой организацией пакет документов, обосновывающих расходы по обслуживанию заемных средств, не позволил подтвердить экономическую обоснованность заявленных расходов на обслуживание заемных средств за 2019 год и на 2021 год. В орган регулирования были представлены 60 договоров о получении заемных средств, из которых только по 22 договорам имелась конкурсная документация, что не позволило РСТ Забайкальского края прийти к выводу о соответствии заключенных договоров на предоставление займов требованиям пункта 29 Основ ценообразования. В представленных филиалом «Читаэнерго» справках о движении кредитов и начисленных процентах за 2019 год содержались сведения о том, что в 2019 году сетевая компания несла расходы по обслуживанию заемных средств, привлеченных по договорам, заключенным в том числе в 2016 и 2017 годах. С 2017 года часть кредитных соглашений заключалась, в том числе, с целью использования полученных заемных средств для погашения займов по ранее заключенным кредитным соглашениям. Расчет заявленной суммы расходов на обслуживание займов на 2021 год с приложением исходной документации, на основании которой сформирован прогноз, представлены не были.

В дополнительных письменных пояснениях от 8 июля 2021 года представитель РСТ Забайкальского края Дорожкова О.Н. указала, что в составе обосновывающих материалов к тарифной заявке на 2021 год ПАО «Россети Сибирь» направило в орган регулирования 60 кредитных соглашений, 31 из которых было заключено до 2018 года, при этом до 2018 года в отношении ПАО «Россети Сибирь» при формировании тарифов на услуги по передаче электрической энергии применялся метод доходности инвестированного капитала, в связи с чем в силу положений абзаца 10 пункта 7 Основ ценообразования № 1178 административный истец не вправе претендовать на включение в необходимую валовую выручку на следующий период регулирования (в том числе, на 2021 год) расходов на обслуживание заемных средств (выплате процентов по кредитам), понесенных в период осуществления регулируемой деятельности с применением метода доходности инвестированного капитала.

В дополнительных письменных пояснениях от 4 июня 2021 года, 22 июня 2021 года представитель ПАО «Россети Сибирь» Третьякова О.А. указала, что показатель фактической НВВ регулируемой организации является расчетным и определяется путем умножения ставки на содержание электрических сетей на фактический объем оказанных услуг. При этом произведенный РСТ Забайкальского края расчет корректировки НВВ по доходам, путем вычитания из «котловой» выручки фактических расходов для целей оплаты технологического расхода (потерь) противоречит положениям действующего законодательства и разъяснениям Федеральной антимонопольной службы России. В силу положений пунктов 50 и 51 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 6 августа 2004 года № 20-э/2, и одноставочный и двуставочный варианты тарифа на услуги по передаче электроэнергии содержат в себе ставку на оплату потерь в сетях.

В дополнительных письменных пояснениях от 6 июля 2021 года представитель ПАО «Россети Сибирь» Обухова О.В. полагала произведенную органом регулирования корректировку НВВ по доходам не соответствующей действующему тарифному законодательству. РСТ Забайкальского края были представлены все документы финансовой и бухгалтерской отчетности, а также учетная информация, подтверждающие как основания привлечения кредитных средств, так и факт несения данных затрат в заявленном размере. Начисление процентов произведено по кредитным соглашениям, заключенным в 2017-2019 годах.

В судебном заседании представитель административного истца ПАО «Россети Сибирь» Обухова О.В. позицию административного истца изложенную в административном исковом заявлении и дополнительных письменных пояснениях поддержала в полном объеме.

Представитель РСТ Забайкальского края Дорожкова О.Н. с заявленными требованиями не согласилась, приведя доводы, изложенные в письменных возражениях.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей Изьюрьеву А.В., Казанцеву А.И., исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Камратовой А.Г., полагавшей требования административного истца подлежащими частичному удовлетворению, суд приходит к следующему.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 28 мая 2008 года № 179-э Открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии», под регистрационным № 24.1.58, в связи с чем в отношении него в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» введено государственное регулирование и контроль.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»(далее также – Закон об электроэнергетике).

Согласно пункту 2 статьи 20 Закона об электроэнергетике, в электроэнергетике применяется такой метод государственного регулирования и контроля, как государственное регулирование и государственный контроль (надзор) в отнесенных законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сферах электроэнергетики, осуществляемые в соответствии с законодательством о естественных монополиях, в том числе регулирование инвестиционной деятельности субъектов естественных монополий в электроэнергетике.

В силу пункта 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике на срок не менее чем пять лет может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций или на основе заключаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, соглашений об условиях осуществления регулируемых видов деятельности.

Выбор и применение методов государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляются в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 24, пункту 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

На территории Забайкальского края в соответствии с пунктами 1, 13.2.6 Положения о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 16 мая 2017 № 196, соответствующими полномочиями по принятию нормативных правовых актов об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, наделена Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края.

Приказом РСТ Забайкальского края от 27 декабря 2019 года № 660-НПА установлены долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций Забайкальского края на 2020-2024 годы, а также определен размер НВВ территориальных сетевых организаций Забайкальского края на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) (том 2 л.д. 83-87).

Приказом РСТ Забайкальского края от 18 декабря 2020 года № 611-НПА в приказ РСТ Забайкальского края от 27 декабря 2019 года № 660-НПА внесены изменения, таблица приложения № 2 изложена в новой редакции, НВВ филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Читаэнерго» на 2021 год составила 5 019 199,65 тыс. руб. (том 2 л.д. 88-90).

Приказом РСТ Забайкальского края от 29 декабря 2020 года № 634-НПА установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Забайкальского края на 2021 год. Пунктом 5 Таблицы № 2 Приложения к данному приказу установлена НВВ филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Читаэнерго» (с учетом оплаты услуг ПАО «Россети ФСК ЕЭС» по всем уровням напряжения) без учета оплаты потерь, учтенную при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Забайкальском крае в размере 5 019 199,65 тыс. руб. (том 2 л.д. 92-109).

Приказом РСТ Забайкальского края от 22 января 2021 года № 4-НПА в приказ РСТ Забайкальского края от 29 декабря 2020 года № 634-НПА внесены изменения, не затрагивающие оспариваемые положения приказа РСТ Забайкальского края от 29 декабря 2020 года № 634-НПА в рамках настоящего административного дела (том 2 л.д. 110-111).

Приказы РСТ Забайкальского края от 27 декабря 2019 года № 660-НПА, от 18 декабря 2020 года № 611-НПА, от 29 декабря 2020 года № 634-НПА, были приняты на заседаниях Правления РСТ Забайкальского края в правомочном составе, с учетом экспертных заключений по установлению тарифов, официально опубликованы на Официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф) 30 декабря 2019 года, 22 декабря 2020 года и 30 декабря 2020 года соответственно (том 3 л.д. 54, том 2 л.д. 118-119).

Оснований полагать процедуру принятия оспариваемых нормативных правовых актов, порядка их опубликования и введения в действие нарушенными не усматривается, в данной части приказы РСТ Забайкальского края не оспариваются.

Кроме того, соблюдение порядка принятия и опубликования Приказа РСТ Забайкальского края от 27 декабря 2019 года № 660-НПА было проверено в рамках административного дела № 3а-42/2021 по административному исковому заявлению публичного акционерного общества «Россети Сибирь» о признании недействующими пункта 4 Приложения № 2 к приказу РСТ Забайкальского края от 27 декабря 2019 года № 660-НПА «Об установлении долгосрочных тарифов для территориальных сетевых организаций Забайкальского края на 2020-2024 годы», пункта 5 таблицы 2 Приложения к приказу РСТ Забайкальского края от 27 декабря 2019 года № 662-НПА «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Забайкальского края на 2020 год». Решение Забайкальского краевого суда от 26 февраля 2021 года вступило в законную силу 10 июня 2021 года.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о соблюдении административным ответчиком порядка принятия и опубликования оспариваемых нормативных правовых актов, принятых в пределах полномочий РСТ Забайкальского края.

Оценив содержание нормативных правовых актов в оспариваемых частях, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанных положений закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике.

Тарифы применяются в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики. Установление тарифов производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел.

Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявления) об установлении тарифов с приложением обосновывающих документов (пункты 8, 12, 17 Правил регулирования № 1178).

В силу пункта 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике при государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов); учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии. Государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике на срок не менее чем пять лет может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций или на основе заключаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, соглашений об условиях осуществления регулируемых видов деятельности (пункт 4).

Пунктом 12 Основ ценообразования установлено, что при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений настоящего документа.

Согласно положений пункта 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в форме установления долгосрочных тарифов на срок не менее чем пять лет.

Из материалов дела следует, что филиал «Читаэнерго» является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Забайкальского края. Первый долгосрочный период регулирования филиала «Читаэнерго» составлял три года с 2012 по 2014 годы, второй - пять лет с 2015 по 2019 годы. Очередным долгосрочным периодом регулирования является период с 2020 по 2024 годы.

При формировании тарифов на услуги по передаче электрической энергии на очередной период регулирования в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФАС России от 6 августа 2004 года № 20-э/2, применен котловой метод, согласно которому гарантирующий поставщик, а также иные энергоснабжающие организации региона, рассчитываются с котлодержателем по установленным единым (котловым) тарифам на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Забайкальского края с учетом полезного отпуска электрической энергии на границе балансовой принадлежности конечного потребителя и сетевой организации, к сетям которой присоединены данные потребители. При этом «держателем котла» является региональная сетевая компания - филиал «Читаэнерго», и все расчеты с территориальными сетевыми организациями за передачу электрической энергии производит «котлодержатель» по установленным индивидуальным тарифам.

Приказом РСТ Забайкальского края от 27 декабря 2019 года № 660-НПА установлены долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций Забайкальского края на 2020-2024 годы, а также определен размер необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций Забайкальского края на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь).

30 апреля 2020 года филиал «Читаэнерго» обратился в РСТ Забайкальского края с заявлением о корректировке НВВ на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям филиала «Читаэнерго» на 2021 год, утвержденной в рамках долгосрочного периода регулирования на 2020-2024 годы (том 2 л.д. 15-16).

Приказом от 22 мая 2020 года № 114 РСТ Забайкальского края открыла дело об установлении долгосрочных параметров регулирования и цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые филиалом «Читаэнерго» на 2021 год. (том 3 л.д. 52-53).

Согласно заключению по расчету (корректировке) необходимой валовой выручки на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые филиалом ПАО «Россети Сибирь» - «Читаэнерго», на 2021 год (далее также – Экспертное заключение на 2021 год) расчет (корректировка) НВВ филиала «Читаэнерго» и тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год выполнен РСТ Забайкальского края с применением метода долгосрочной индексации НВВ (том 2 л.д. 24-54).

18 декабря 2020 года и 29 декабря 2020 года на заседаниях Правления РСТ Забайкальского края приняты приказы № 611-НПА и № 634-НПА соответственно (том 2 л.д. 75-82, 112-117).

Как видно из приложений к оспариваемым в части нормативным правовым актам, НВВ филиала «Читаэнерго» (без учета оплаты потерь) на 2021 год, а также НВВ без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии филиала «Читаэнерго» (с учетом оплаты услуг ПАО «Россети ФСК ЕЭС» по всем уровням напряжения) на 2021 год определены в размере 5 019 199,65 тыс. руб.

Обратившись в суд и утверждая о недействительности оспариваемых нормативных правовых актов, административный истец указывает, что при расчете (корректировке) НВВ на 2021 год органом регулирования необоснованно не приняты фактические расходы на обслуживание заемных средств за 2019 год в размере 171 891,41 тыс. руб., плановые расходы на обслуживание заемных средств на 2021 год в размере 187 790,17 тыс. руб., а также считает необоснованной корректировку РСТ Забайкальского края НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности за 2019 год в размере 301 037,44 тыс. руб.

Как было указано выше, государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования № 1178 и Правилами регулирования № 1178.

Основы ценообразования определяют основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, а Правила регулирования № 1178 определяют основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, предусмотренных Основами ценообразования.

Пунктом 2 Основ ценообразования предусмотрено, что необходимая валовая выручка определяется как экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.

В необходимую валовую выручку подлежат включению только экономически обоснованные затраты, что отвечает принципам ценообразования и исключает необоснованный рост цен на электрическую энергию для потребителей.

Из положений пункта 38 Основ ценообразования следует, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании следующих долгосрочных параметров регулирования: базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами; индекс эффективности подконтрольных расходов; коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов; уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям; уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг).

Базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов.

Перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов: индекс потребительских цен; размер активов; величина неподконтрольных расходов; величина мощности, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии потребителям услуг в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг; величина полезного отпуска электрической энергии потребителям услуг территориальной сетевой организации; цена (тариф) покупки потерь электрической энергии, учитываемая при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются регулируемыми организациями.

Расчет величины расходов, не отнесенных к подконтрольным расходам, производится регулирующими органами в соответствии с перечнем, предусмотренным методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.

В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 настоящего документа.

Расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, осуществляется в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 года № 98-э (далее также – Методические указания № 98-э), согласно пункту 10 которых при определении ежегодной корректировки необходимой валовой выручки учитываются результаты деятельности регулируемой организации.

В соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э НВВ на содержание электрических сетей на первый год и i-й год долгосрочного периода регулирования рассчитывается с учетом, в том числе, неподконтрольных расходов, определяемых в свою очередь методом экономически обоснованных расходов.

Оценив доводы административного истца о неправомерности непринятия регулирующим органом фактических расходов на обслуживание заемных средств по операционной деятельности за 2019 год и плановых расходов по процентам за обслуживание кредитных средств на 2021 год суд приходит к следующему.

В соответствии с абзацем 10 пункта 7 Основ ценообразования № 1178 в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования. К экономически обоснованным расходам в том числе относятся расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала).

При подаче тарифной заявки административным истцом заявлены фактические расходы на обслуживание заемных средств за 2019 год в размере 171 891,41 тыс. руб. и плановые расходы на обслуживание заемных средств на 2021 год в размере 187 790,17 тыс. руб.

Согласно положений пункта 29 Основ ценообразования № 1178 заявленные расходы по данной статье затрат должны определяться исходя из регулируемых государством цен; цен, установленных в договорах, заключенных в результате проведения торгов; рыночных цен, сложившихся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; рыночных цен, предоставляемых организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах. При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Из материалов дела и пояснений сторон следует, что при первоначальной подаче тарифной заявки в РСТ Забайкальского края регулируемой организацией были представлены на электронном носителе копии 54 кредитных соглашений.

13 ноября 2020 года в обоснование расходов на обслуживание заемных средств административный истец направил в РСТ Забайкальского края дополнительный пакет документов в электронном виде, включающий: справку по порядку финансирования расходов филиалов ПАО «Россети Сибирь»; таблицу с анализом изменения дебиторской задолженности Читаэнерго за услуги по передаче электрической энергии по состоянию на 01 января 2020 года; таблицу по структуре дебиторской задолженности Читаэнерго за период 2018-2020 годов; таблицу по бюджету движения денежных средств Читаэнерго за 2019 год, 9 месяцев 2020 года и план на 2021 год; отчеты по результатам работы с дебиторской задолженностью Читаэнерго по состоянию на 31 декабря 2018 года, 31 декабря 2019 года, 31 сентября 2020 года; копии решений, определений, постановлений арбитражных судов, а также мировых соглашений; сальдо счетов 66, 67, 76, 90, 91 за 2019 год и за 9 месяцев 2020 года; таблицы с расчетами средневзвешенной процентной ставки за 2019 год, 9 месяцев 2020 года и на 2021 год; справки о движении кредитов и оплате процентов ПАО «Россети Сибирь» за 11 месяцев 2019 года, за 8 месяцев 2020 года; обороты по счету 62 за 2019, 2020 годы; копии 2 договоров займа с ПАО «Россети», копии 8 кредитных соглашений; справки о начисленных процентах за 2019 год, за 9 месяцев 2020 года; копии протоколов конкурсной комиссии на заключение 22 кредитных соглашений.

Согласно экспертному заключению на 2021 год, в учете расходов на обслуживание заемных средств за 2019 год размере 171 891,41 тыс. руб. и плановых расходов на обслуживание заемных средств на 2021 год в размере 187 790,17 тыс. руб. отказано по причинам: отсутствия документов, подтверждающих получение филиалом «Читаэнерго» в рамках открытых кредитных линий траншей и сведений, указывающих на перечисление полученных заемных средств в адрес филиала «Читаэнерго»; отсутствия обоснования величины фактического дефицита денежного потока филиала «Читаэнерго»; отсутствия информации о том, на какие конкретные цели расходовались заемные средства (статьи затрат); отсутствия части торгово-закупочной документации по представленным кредитным соглашениям ПАО «Россети Сибирь» (том 2 л.д. 24-53).

В судебном заседании представитель административного истца не смогла пояснить по каким кредитным соглашениям была уплачена указанная в тарифной заявке сумма за обслуживание заемных средств за 2019 год в размере 171 891,41 тыс. руб.

Из приложенной к тарифной заявке информации о кредитном портфеле филиала «Читаэнерго» за 2019 год следует, что сумма уплаченных в 2019 году по кредитным договорам процентов составила 221 105,54934 тыс. руб., при этом расчет произведен на основании 34 кредитных договоров, заключенных в период с 30 марта 2017 года по 30 декабря 2019 года, из которых по 33 кредитным соглашениям указаны суммы уплаченных процентов (том 1 л.д. 64).

Согласно справке о движении потоков и кредитов по филиалу «Читаэнерго» за период 2015-2019 годов, сумма уплаченных в 2019 году процентов по привлеченным кредитам составила 221 106 тыс. руб., в том числе по инвестиционной деятельности 48 277 тыс. руб., сумма выпадающих доходов – 171 891 тыс. руб. (том 1 л.д. 65).

В информации об объемах кредитного портфеля филиала «Читаэнерго» по состоянию на 31 декабря 2018 года содержатся сведения о наличии ссудной задолженности по 20 кредитным соглашениям (том 1 л.д. 66).

Согласно справке о начисленных процентах по кредитам за 2019 год, сумма начисленных в 2019 году процентов по привлеченным кредитам составила 221 105 549,34 руб., в том числе по инвестиционной деятельности 48 277 374,53 руб., по операционной деятельности – 172 828 174,81 руб. (том 1 л.д. 67).

Анализ содержащихся в вышеприведенных документах сведений позволяет суду прийти к выводу о том, что при подаче в орган регулирования тарифной заявки административный истец просил учесть в составе НВВ расходы на обслуживание заемных средств за 2019 год по операционной деятельности размере 171 891,41 тыс. руб., понесенные в 2019 году по 33 кредитным соглашениям: № 8646.01-17/162 от 30 марта 2017 года, № 8646.01-17/163 от 30 марта 2017 года, № 8646.01-17/164 от 30 марта 2017 года, № 8646.01-17/184 от 14 апреля 2017 года, № 8646.01-17/624 от 26 декабря 2017 года, № 8646.01-17/625 от 26 декабря 2017 года, № 8646.01-17/657 от 26 декабря 2017 года, № 8646.01-18/020 от 19 февраля 2018 года, № 8646.01-18/021 от 19 февраля 2018 года, № 4400.01-18/054 от 25 июня 2018 года, № 4400.01-18/055 от 25 июня 2018 года, № 4400.01-19/015 от 1 марта 2019 года, № 4400.01-19/016 от 1 марта 2019 года, № 8646.01-17/427 от 25 августа 2017 года, № 3416-040-КЛ от 30 сентября 2016 года, № 3416-055-КЛ от 25 ноября 2016 года, № 3416-057-КЛ от 25 ноября 2016 года, № 3417-078-КЛ от 25 декабря 2017 года, № 3418-019-КЛ от 22 февраля 2018 года, № 3418-026-КЛ от 30 марта 2018 года, № 3418-068-КЛ от 19 июля 2018 года, № 3418-117-КЛ от 28 декабря 2018 года, № 3419-016-КЛ от 15 марта 2019 года, № 3418-092-ОВ от 28 сентября 2018 года, № 18КЛ-0013/2017 от 28 июня 2017 года, № 19КЛ-0013/2017 от 28 июня 2017 года, № 33КЛ-0013/2018 от 14 августа 2018 года, № 35КЛ-0013/2018 от 16 ноября 2018 года, № 36КЛ-0013/2018 от 24 декабря 2018 года, № 48КЛ-0013/2019 от 24 декабря 2019 года, № 19-1124 от 31 декабря 2019 года, № 19-1132 от 31 декабря 2019 года, № 19-1125 от 31 декабря 2019 года.

Из письменных пояснений РСТ Забайкальского края от 2 июля 2021 года и приложенного к ним реестра кредитных соглашений следует, и стороною административного истца не оспаривается, что из 33 положенных в основу расчета расходов на обслуживание заемных средств за 2019 год во исполнение требований пункта 29 Основ ценообразования № 1178 конкурсная документация была предоставлена лишь по 22 кредитным соглашениям. При этом по 11 кредитным соглашениям (№ 33КЛ-0013/2018 от 14 августа 2018 года, № 3416-040-КЛ от 30 сентября 2016 года, № 3416-055-КЛ от 25 ноября 2016 года, № 3416-057-КЛ от 25 ноября 2016 года, № 3418-019-КЛ от 22 февраля 2018 года, № 3418-092-ОВ от 28 сентября 2018 года, № 8646.01-17/162 от 30 марта 2017 года, № 8646.01-17/163 от 30 марта 2017 года, № 8646.01-17/164 от 30 марта 2017 года, № 8646.01-17/184 от 14 апреля 2017 года, № 8646.01-17/427 от 25 августа 2017 года) при подаче тарифной заявки в РСТ Забайкальского края материалы о проведении конкурсных процедур, порядок которых установлен Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», представлены не были.

Следует также отметить, что вышеуказанные кредитные соглашения заключались между финансовыми организациями и ПАО «Россети Сибирь» (ранее до 5 августа 2020 года – ПАО «МРСК Сибири»). Первичные бухгалтерские документы, подтверждающие дальнейшее направление филиалу «Читаэнерго» полученных в рамках кредитных линий денежных средств, послуживших основаниями для исчисления процентов за 2019 год, в составе тарифной заявки отсутствовали. Представленные в суд административным истцом банковские ордера и платежные поручения подтверждают лишь факт перечисления заемных средств банками на счет ПАО «МРСК Сибири».

По большинству исследуемых кредитных соглашений в качестве цели использования заемных средств указано финансирование финансово-хозяйственной деятельности, в том числе финансирование текущего и капитального ремонта, затрат на строительство и реконструкцию энергообъектов.

Представленные сведения по счетам не отражают дальнейшее движение полученных кредитных денежных средств по корреспондирующим счетам бухгалтерского учета, которые подлежали направлению в приоритетном порядке на погашение кредитов, оплату налогов, выплату заработной платы и прочие расходы, связанные с осуществлением вида деятельности по передаче электроэнергии и не исключают факта расходования кредитных средств на покрытие расходов, возникающих при осуществлении прочих видов деятельности, в том числе по технологическому присоединению.

Из пояснений представителей административного истца следует, что привлеченные заемные средства направлялись на покрытие дефицита денежных средств, вызванного просрочкой по оплате гарантирующими поставщиками, в том числе АО «Читаэнергосбыт», оказанных услуг по передаче электрической энергии, на выплату заработной платы, выполнение ремонтных и инвестиционных программ.

Однако само по себе наличие у филиала «Читаэнерго» дебиторской задолженности за услуги по передаче электрической энергии, не освобождает административного истца от обязанности предоставления в орган регулирования соответствующего комплекта документов, содержащего необходимые и достаточные сведения для установления экономически обоснованного тарифа.

Пункты 12, 17 Правил регулирования № 1178 устанавливают обязанность организации, осуществляющей регулируемую деятельность, направить заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней с комплектом обосновывающих материалов в органы государственного регулирования тарифов.

С учетом установленных по делу обстоятельств суд соглашается с позицией административного ответчика об отсутствии правовых оснований для признания экономически обоснованными и подлежащими включению в состав НВВ заявленных регулируемой организацией к учету фактических расходов на обслуживание заемных средств по операционной деятельности за 2019 год в размере 171 891,41 тыс. руб., поскольку представленные в составе тарифной заявки документы не свидетельствовали о соблюдении административным истцом положений пункта 29 Основ ценообразования № 1178 в части заключения кредитных соглашений ПАО «Россети Сибирь» по результатам проведения конкурсных процедур, не подтверждали факта направления филиалу «Читаэнерго» полученных в рамках кредитных линий денежных средств, послуживших основаниями для исчисления процентов за 2019 год, а также не подтверждали расходование заемных средств на осуществление деятельности по передаче электроэнергии.

Кроме того, при подаче тарифной заявки административным истцом заявлены к учету плановые расходы на обслуживание заемных средств на 2021 год в размере 187 790,17 тыс. руб. В обоснование указанных расходов к заявлению административный истец приложил справочные данные о планируемых к уплате суммах за обслуживание заемных средств в 2021 году.

Представитель административного ответчика в судебном заседании дополнительно пояснила, что орган регулирования отказал включить данные расходы в связи с отсутствием исходной документации, на основании которой был сформирован прогноз расходов на обслуживание заемных средств на 2021 год, в том числе бизнес-плана.

В составе обосновывающих материалов к тарифной заявке на 2021 год ПАО «Россети Сибирь» направило в орган регулирования 60 кредитных соглашений, при этом как отмечалось выше, только по 22 из них была представлена конкурсная документация.

В соответствии с пунктом 10 Регламента «Управление платежами» корпоративной интегрированной системы менеджмента ПАО «МРСК Сибири» привлечение кредитных ресурсов осуществляется Обществом в рамках утвержденного Бизнес-плана на текущий год в соответствии с Положением о кредитной политике Общества и БДДС на отчетный период. При наличии дефицита денежного потока, в целях соблюдения принципа сбалансированности БДДС, в соответствии с СО 3.066/0, Правлением, при утверждении БДДС принимается решение о необходимости привлечения кредитных средств на осуществление текущей деятельности Общества в рамках утвержденного Бизнес-плана.

Согласно положений пункта 3 Порядка финансирования расходов филиалов ПАО «Россети Сибирь» при исполнении плана Бюджета движения денежных средств (далее также – БДДС) казначейство, в целях недопущения срыва платежей, обязательных для исполнения, в связи с дефицитом денежного потока осуществляет привлечение кредитных средств на филиал, по которому запланировано привлечение бизнес-планом (том 3 л.д. 104-106).

Вышеприведенные положения внутренних нормативных актов ПАО «Россети Сибирь» предусматривают привлечение кредитных ресурсов в том числе на основании утвержденного Бизнес-плана, который в свою очередь в орган регулирования представлен не был, что не позволило административному ответчику признать исследуемые расходы экономически обоснованными.

Поскольку в представленных в орган регулирования документах отсутствовала исходная документация, на основании которой был сформирован прогноз расходов на обслуживание заемных средств на 2021 год в том числе Бизнес-план, подтверждающая необходимость привлечения кредитных средств с учетом требований Регламента «Управление платежами» и Порядка финансирования расходов филиалов ПАО «Россети Сибирь», а сам прогноз был подтвержден лишь справочными сведениями, не содержащими обоснования (расчета) суммы расходов и обоснования по направлениям расходования, суд соглашается с позицией административного ответчика об отсутствии оснований для признания плановых расходов по процентам за обслуживание кредитных средств на 2021 год в размере 187 790,17 тыс. руб. экономически обоснованными и подлежащими учету при расчете НВВ.

При этом довод административного истца о том, что РСТ Забайкальского края должна была запросить недостающие документы, подлежит отклонению, поскольку в силу требований пункта 19 Правил регулирования цен, запрос дополнительных сведений является не обязанностью регулирующего органа, а его дискреционным полномочием, которое может быть реализовано при наличии соответствующей необходимости.

Вопреки соответствующему доводу административного истца причины отклонения расходов на обслуживание заемных средств отражены на страницах 20-21, 23-24 Экспертного заключения на 2021 год (том 2 л.д. 24-53), в выписке из протокола заседания Правления РСТ Забайкальского края от 18 декабря 2020 года № 95 (том 2 л.д. 75-82).

Вместе с тем заслуживает внимание довод административного истца о допущенном органом регулирования нарушении при корректировке НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности, выразившемся в отступлении от предусмотренной для расчета Методическими указаниями № 98-э формулы 7.1, полагая, что РСТ Забайкальского края неверно рассчитала показатель фактического объема выручки за услуги по передаче электрической энергии за 2019 год в части содержания электрических сетей.

Предусмотренная пунктом 11 Методических указаний № 98-э формула 7.1 содержит следующие значения: НВВсодi-2 - необходимая валовая выручка в части содержания электрических сетей, установленная на год i-2; НВВфi-2 - фактический объем выручки за услуги по передаче электрической энергии за год i-2 в части содержания электрических сетей (с учетом фактически недополученной выручки по зависящим от сетевой организации причинам), определяемый исходя из установленных на год i-2 тарифов на услуги по передаче электрической энергии без учета ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, и фактических объемов оказанных услуг.

Корректировка НВВ на содержание (НВВсодi) определяется как разница между необходимой валовой выручкой в части содержания электрических сетей, установленная на год, предшествующий году, в котором осуществляется регулирование (НВВсодi-2), и фактическим объемом выручки за услуги по передаче электрической энергии в части содержания электрических сетей за год, предшествующий году, в котором осуществляется регулирование (НВВфi-2).

Следовательно, показатель НВВфi-2 является расчетным и определяется в рассматриваемом случае путем умножения установленного на 2019 год тарифа (без ставки на потери) на фактический объем оказанных услуг.

Из разъяснений, содержащихся в письме ФАС России от 24 апреля 2018 года № ВК/29179/18 следует, что при применении формулы 7.1 пункта 11 Методических указаний № 98-э и использовании в расчетах за услуги по передаче электрической энергии одноставочного тарифа расчет производится путем вычитания из одноставочного тарифа ставки на оплату нормативных потерь электрической энергии.

В соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования № 1178 регулирующие органы устанавливают цены (тарифы) на услуги но передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, включая: единые (котловые) тарифы; тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями; цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии для сетевых организаций, обслуживающих преимущественно одного потребителя.

Единые (котловые) и индивидуальные тарифы рассчитываются в соответствии с пунктами 49-52 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ России от 6 августа 2004 года № 20-э/2. Пунктом 49 предусмотрено, что расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность). Расчет единых на территории субъекта Российской Федерации тарифов на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированных по уровням напряжения, для потребителей услуг по передаче электрической, независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены (далее - единые (котловые) тарифы), производится на основе НВВ, рассчитанной для каждой сетевой организации, расположенной на территории субъекта Российской Федерации. Указанная НВВ дифференцируется по уровням напряжения.

Для расчета единых (котловых) тарифов на территории субъекта Российской Федерации на каждом уровне напряжения суммируются НВВ всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения.

Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, устанавливаются для взаиморасчетов между парой сетевых организаций.

Единые (котловые) и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории субъекта Российской Федерации устанавливаются одновременно в двух вариантах: одноставочный и двухставочный.

Приказом РСТ Забайкальского края от 28 декабря 2018 года № 765-НПА установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Забайкальского края на 2019 год.

Приказом РСТ Забайкальского края от 28 декабря 2017 года № 763-НПА установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Забайкальского края на 2019 год.

В целях применения установленных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям, на территории Забайкальского края установлена схема расчетов «котел сверху», в соответствии с которой всю выручку по котловому тарифу собирает филиал «Читаэнерго», а потом перераспределяет ее по индивидуальным тарифам в пользу других территориальных сетевых организаций.

Следовательно, выручка на содержание электрических сетей по филиалу «Читаэнерго» определяется путем вычитания из котловой выручки (рассчитанной по единым (котловым) тарифам за минусом ставки на потери), величины фактического объема выручки в части содержания электрических сетей других территориальных сетевых организаций, рассчитанной по индивидуальным тарифам.

Из Экспертного заключения на 2021 год и пояснений представителя административного ответчика следует, что расчет корректировки НВВ филиала «Читаэнерго» по доходам от осуществления регулируемой деятельности выполнен на основании фактических сведений о полученной «котловой» выручке, расходах на оплату услуг нижестоящих сетевых организаций, а также расходах, понесенных для целей оплаты технологического расхода (потерь) электрической энергии, отраженных в показателях раздельного учета за 2019 год. Сумма корректировки составила 664 773,65 тыс. руб.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что при расчете корректировки НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности орган регулирования в нарушение формулы 7.1 Методических указаний № 98-э рассчитал показатель НВВфi-2 не путем умножения установленного на 2019 год тарифа (без ставки на потери) на фактический объем оказанных услуг, а путем вычитания из фактического размера «котлового» НВВ за 2019 год фактических расходов на оплату потерь и расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии другим территориальным сетевым организациям, что привело к неверному расчету размера исследуемой корректировки.

Поскольку административным ответчиком не представлено правового обоснования произведенного расчета корректировки НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности с отступлением от закрепленной в пункте 11 Методических указаний № 98-э формулы 7.1 суд соглашается с доводами административного истца о имевшем место нарушении РСТ Забайкальского края при расчете величины корректировки НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности.

При этом довод административного ответчика о невозможности применения формулы 7.1 Методических указаний № 98-э подлежит отклонению как не нашедший соответствующего подтверждения в ходе судебного заседания.

В силу действующего законодательства в области электроэнергетики необходимая валовая выручка организации, осуществляющей регулируемую деятельность, является одним из основных экономических показателей, необходимых для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии. Самостоятельного правового и экономического значения в отрыве от тарифов на услуги по передаче электрической энергии НВВ не имеет.

При государственном регулировании тарифов в электроэнергетике должен достигаться баланс экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии. Основой формирования тарифов является их экономическая обоснованность.

Формирование экономически обоснованных тарифов в соответствии с принципами государственного регулирования, закрепленными в статье 23 Закона об электроэнергетике, является нормативно установленной обязанностью органов регулирования.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что нормативные правовые акты – приказ РСТ Забайкальского края от 27 декабря 2019 года № 660-НПА «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций Забайкальского края на 2020-2024 годы» (в редакции приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 18 декабря 2020 года № 611-НПА) в части установления необходимой валовой выручки филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Читаэнерго» на 2021 год в размере 5 019 199,65 тыс. руб. и приказ РСТ Забайкальского края от 29 декабря 2019 года № 634-НПА «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Забайкальского края на 2021 год», в части установления необходимой валовой выручки филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Читаэнерго» (с учетом оплаты услуг ПАО «Россети ФСК ЕЭС» по всем уровням напряжения) (без учета оплаты потерь), учтенную при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Забайкальском крае в размере 5 019 199,65 тыс. руб., не соответствуют действующему федеральному законодательству.

В связи с этим у суда имеются основания для удовлетворения заявленных административным истцом требований о признании не действующими в части приказов РСТ Забайкальского края от 27 декабря 2019 года № 660-НПА и от 29 декабря 2019 года № 634-НПА.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого нормативные правовые акты должны быть признаны частично недействующими, суд принимает во внимание, что оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия, признание их недействующими с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ.

Следовательно, оспариваемые административным истцом приказы РСТ Забайкальского края следует признать не действующими в части с момента их принятия.

При этом, исходя из закрепленных в Положении о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, утвержденном постановлением Правительства Забайкальского края от 16 мая 2017 года № 196, полномочий данного органа регулирования, и принимая во внимание законодательно закрепленный порядок представления предложения об установлении тарифа и документов в его обоснование, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требования административного истца о возложении на РСТ Забайкальского края обязанности установить НВВ в предлагаемом административном истцом размере 5 679 918,67 тыс. руб., в связи с чем данное требование удовлетворению не подлежит.

В связи с удовлетворением требований о признании части оспариваемых нормативных правовых актов недействующими суд, руководствуясь статьями 103, 111 КАС РФ, полагает необходимым взыскать с административного ответчика в пользу административного истца сумму уплаченной при подаче административного искового заявления государственной пошлины в размере 4 500 рублей.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление публичного акционерного общества «Россети Сибирь» удовлетворить частично.

Признать недействующим со дня принятия пункт 4 таблицы Приложения № 2 приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 27 декабря 2019 года № 660-НПА «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций Забайкальского края на 2020-2024 годы» (в редакции приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 18 декабря 2020 года № 611-НПА) в части установления необходимой валовой выручки филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Читаэнерго» на 2021 год.

Признать недействующим со дня принятия пункт 5 Таблицы № 2 Приложения приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 29 декабря 2019 года № 634-НПА «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Забайкальского края на 2021 год», в части установления необходимой валовой выручки филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Читаэнерго» (с учетом оплаты услуг ПАО «Россети ФСК ЕЭС» по всем уровням напряжения) (без учета оплаты потерь), учтенную при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Забайкальском крае.

Обязать Региональную службу по тарифам и ценообразованию Забайкальского края принять новые нормативные правовые акты, замещающие пункт 4 таблицы Приложения № 2 приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 27 декабря 2019 года № 660-НПА «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций Забайкальского края на 2020-2024 годы» (в редакции приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 18 декабря 2020 года № 611-НПА) в части установления необходимой валовой выручки филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Читаэнерго» на 2021 год и пункт 5 Таблицы № 2 Приложения приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 29 декабря 2019 года № 634-НПА «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Забайкальского края на 2021 год», в части установления необходимой валовой выручки филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Читаэнерго» (с учетом оплаты услуг ПАО «Россети ФСК ЕЭС» по всем уровням напряжения) (без учета оплаты потерь), учтенную при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Забайкальском крае.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований публичного акционерного общества «Россети Сибирь» отказать.

Сообщение о решении суда по настоящему делу опубликовать в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф).

Взыскать с Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края в пользу публичного акционерного общества «Россети Сибирь» сумму уплаченной государственной пошлины в размере 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Забайкальский краевой суд.

Судья М.Н. Бурак

Мотивированное решение составлено 16 июля 2021 года.