ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-84/2022 от 13.07.2022 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

дело № 3а-84/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Кондратюка А.В.,

при секретаре Розовой А.Г.,

с участием прокурора Скворцовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 13 июля 2022 года в г. Сыктывкаре Республики Коми административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ленкомтранс» о признании недействующими пунктов 2414, 2760 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений от 28 декабря 2021 года № 324-од «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на налоговый период 2022 года налоговая база определяется как кадастровая стоимость»,

установил:

приказом Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений от 28 декабря 2021 года № 324-од «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на налоговый период 2022 года налоговая база определяется как кадастровая стоимость», определен на 2022 год перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Данный приказ размещен в сетевом издании «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» http://www.law.rkomi.ru, 29 декабря 2021 года.

В пункты 2414, 2760 названного Перечня включены соответственно нежилое здание с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенное по адресу: <Адрес обезличен>, нежилое здание с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенное по адресу: <Адрес обезличен>.

ООО «Ленкомтранс» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 2414, 2760 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений от 28 декабря 2021 года № 324-од «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на налоговый период 2022 года налоговая база определяется как кадастровая стоимость», которыми в названный Перечень включены нежилое здание с кадастровым номером <Адрес обезличен>, расположенное по адресу: <Адрес обезличен>, и нежилое здание с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенное по адресу: <Адрес обезличен>. В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, и нежилого здания с кадастровым номером <Адрес обезличен>, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, которые были внесены в пункты 2414 и 2760 соответственно оспариваемого в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год. Между тем указанные нежилые здания не обладают признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включение их в Перечень на 2022 год нарушает права административного истца, незаконно возлагая на Общество обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.

Представитель административного истца ООО «Ленкомтранс» Данилов А.Ю. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержал.

Представитель административного ответчика Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений Кызродева А.Е. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, просила в удовлетворении административного иска отказать, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях, согласно которым, оспариваемый в части приказ Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений от 28 декабря 2021 года № 324-од «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на налоговый период 2022 года налоговая база определяется как кадастровая стоимость», полностью соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принят в пределах установленных полномочий Комитета, опубликован в установленном законом порядке, и не нарушает прав и законных интересов административного истца.

Заинтересованное лицо – ООО «Компания 2000», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя для участия в судебном заседании не направило.

В соответствии со статьями 150, 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителя административного истца ООО «Ленкомтранс» Данилова А.Ю., представителя административного ответчика Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений Кызродеву А.Е., исследовав и оценив материалы дела, заслушав заключение прокурора Скворцовой Е.А., полагавшей, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу положений частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (здесь и далее по тексту законы и иные нормативные правовые акты приведены в их редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого в части нормативного правового акта) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 3, 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации).

На основании пункта 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 данного Кодекса.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения признается недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 данного Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 названного Кодекса.

В силу пункта 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 данного Кодекса.

В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Указом Главы Республики Коми от 20 октября 2020 года № 115 «О структуре органов в системе исполнительной власти Республики Коми» Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений переименовано в Комитет Республики Коми имущественных и земельных отношений.

Постановлением Правительства Республики Коми от 2 ноября 2020 года № 537 «О Комитете Республики Коми имущественных и земельных отношений» утверждено Положение о Комитете Республики Коми имущественных и земельных отношений, согласно которому Комитет является правопреемником Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений (пункт 8); определяет на очередной налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - перечень), и утверждает указанный перечень; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по Республике Коми; размещает перечень на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; устанавливает вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, расположенных на территории Республики Коми, для целей налогообложения (подпункты 20 – 23 пункта 11).

В соответствии со статьей 5 Закона Республики Коми от 4 ноября 2002 года № 101-РЗ «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Коми и иных правовых актов, принимаемых в Республике Коми, а также о порядке опубликования материалов, подлежащих официальному опубликованию» нормативные правовые акты органов исполнительной власти Республики Коми подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Согласно части 4 статьи 8 Закона Республики Коми от 4 ноября 2002 года № 101-РЗ «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Коми и иных правовых актов, принимаемых в Республике Коми, а также о порядке опубликования материалов, подлежащих официальному опубликованию» официальным опубликованием нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Коми считается первая публикация (первое размещение (опубликование) полного текста этих актов в одном из следующих источников официального опубликования: газета «Республика»; газета «Коми му»; журнал «Бюллетень органов государственной власти Республики Коми»; сетевое издание «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» (http://law.rkomi.ru); «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Сетевое издание «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» (http://law.rkomi.ru/) является официальным сайтом в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором в соответствии с Законом Республики Коми «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Коми и иных правовых актов, принимаемых в Республике Коми, а также о порядке опубликования материалов, подлежащих официальному опубликованию» размещаются (публикуются) на русском языке законы Республики Коми, нормативные правовые акты Государственного Совета Республики Коми, нормативные правовые акты Главы Республики Коми, нормативные правовые акты Правительства Республики Коми, решения Конституционного Суда Республики Коми, нормативные правовые акты органов исполнительной власти Республики Коми, а также иные правовые акты, материалы - документы, сведения, информация, подлежащие официальному опубликованию в соответствии с федеральным законодательством и (или) законодательством Республики Коми (постановление Правительства Республики Коми от 27 марта 2014 года № 124 «О сетевом издании для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Республики Коми, иной официальной информации»).

Таким образом, оспариваемый в части приказ Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений от 28 декабря 2021 года № 324-од «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на налоговый период 2022 года налоговая база определяется как кадастровая стоимость», размещенный в сетевом издании «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» http://www.law.rkomi.ru, 29 декабря 2021 года, принят уполномоченным органом в установленной форме, официально опубликован для всеобщего сведения и по этим основаниям не оспаривается.

Федеральный законодатель указал в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 1), предусмотрев в абзаце втором пункта 2 статьи 372 этого же кодекса право субъектов Российской Федерации законами устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.

При этом полномочием по ограничению видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, поименованного в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, субъект Российской Федерации не наделен.

Согласно части 1 статьи 4(1) Закона Республики Коми от 24 ноября 2003 года № 67-РЗ «О налоге на имущество организаций на территории Республики Коми» (в редакции, действующей с 1 января 2020 года) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении видов недвижимого имущества, определенных в подпунктах 1 - 3 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, названным Законом Республики Коми от 24 ноября 2003 года № 67-РЗ особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества не установлены, следовательно, в отношении всех видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, применяются положения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации без особенностей.

По смыслу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов соответственно);

- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункты 2 указанных пунктов соответственно).

Таким образом, из приведенных правовых норм федерального и регионального законодательства следует, что в Перечень подлежат включению такие нежилые отдельно стоящие здания, которые отвечают одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.

Из материалов административного дела следует, что объекты недвижимости – нежилые здания с кадастровыми номерами <Номер обезличен> (<Адрес обезличен>) и <Номер обезличен> (<Адрес обезличен>) принадлежат административному истцу на праве собственности и имеют наименования «автозаправочная станция» и «здание операторной с топливными контейнерами, бетонированной площадкой и хозблоком».

Как следует из материалов административного дела, спорное здание с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположено на земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен>, который согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости отнесен к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования: «для обслуживания АЗС»; спорное здание с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположено на земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен>, который согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости отнесен к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования: «для обслуживания АЗС № 3».

Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (абзац четвертый пункта 2 статьи 7).

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540 был утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков (действовавший до 4 апреля 2021 года), который устанавливал наименование вида разрешенного использования земельного участка, его описание и числовое обозначение в виде кода.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 года № П/0412 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, который устанавливает наименование вида разрешенного использования земельного участка, его описание и числовое обозначение в виде кода.

Названные Классификаторы видов разрешенного использования земельных участков, наряду с такими видами разрешенного использования земельных участков, как объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) (код 4.2); рынки (код 4.3); магазины (код 4.4); общественное питание (код 4.6), безусловно предусматривающими размещение торговых объектов и объектов общественного питания, также включают в себя такие виды разрешенного использования земельных участков, как объекты дорожного сервиса (код 4.9.1); заправка транспортных средств - размещение автозаправочных станций; размещение магазинов сопутствующей торговли, зданий для организации общественного питания в качестве объектов дорожного сервис (код 4.9.1.1), описание которых не предусматривает безусловного размещения на земельных участках объектов торговли и объектов общественного питания.

Таким образом, исходя из буквального описания, приведенные виды разрешенного использования земельных участков «для обслуживания АЗС», «для обслуживания АЗС № 3» однозначно не предусматривают размещение на них торговых объектов и объектов общественного питания в значении, придаваемом в описании видов разрешенного использования земельных участков «объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)» с кодом 4.2; «рынки» с кодом 4.3; «магазины» с кодом 4.4; «общественное питание» с кодом 4.6, названных выше классификаторов видов разрешенного использования земельных участков, позволяющим отнести здания к торговому центру, а следовательно, не отвечают условиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения.

Доказательств, объективно свидетельствующих о том, что названные выше земельные участки имели иной вид разрешенного использования на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, материалы дела не содержат.

Учитывая предписание федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), спорные здания с кадастровыми номерами <Номер обезличен> и <Номер обезличен> не могли быть включены в оспариваемый Перечень на 2022 год только по виду разрешенного использования земельных участков, на которых они расположены, без исследования вопроса о наличии иных оснований, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Доводы представителя административного ответчика об обратном основаны на неверном толковании норм материального права и не учитывают правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Постановлении от 12 ноября 2020 года № 46-П «По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества «Московская шерстопрядильная фабрика», согласно которой подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может служить основанием для возложения на налогоплательщика обязанности определять налоговую базу по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования арендуемого налогоплательщиком земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения).

В связи с этим, поскольку данные виды разрешенного использования земельных участков «для обслуживания АЗС», «для обслуживания АЗС № 3» однозначно не предусматривают размещения на них торговых объектов и объектов общественного питания, обоснованность включения зданий с кадастровыми номерами <Номер обезличен> и <Номер обезличен> в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества следовало определять исходя из предназначения для использования или фактического использования здания в целях размещения торговых объектов и объектов общественного питания.

Между тем согласно техническому паспорту здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, составленному Сыктывкарским филиалом ГУП РК «Республиканское бюро технической инвентаризации» по состоянию на 10 марта 2005 года, и экспликации к поэтажному плану этого здания, а также выписке из Единого государственного реестра недвижимости, принадлежащее ООО «Ленкомтранс» нежилое одноэтажное здание общей площадью ... кв.м имеет назначение – автозаправочная станция, нежилое, наименование – автозаправочная станция, расположенные в нем помещения имеют назначение: операторная, кабинет, слесарный цех, бытовое помещение, электрощитовая, туалеты, тепловой узел. При этом указанная автозаправочная станция состоит из названного здания, четырех заправочных колонок, четырех топливных резервуаров.

Согласно техническому паспорту здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, составленному Филиалом ГУП РК «Республиканское бюро технической инвентаризации» г. Сыктывкар по состоянию на 12 января 2007 года, и экспликации к поэтажному плану этого здания, а также выписке из Единого государственного реестра недвижимости, принадлежащее ООО «Ленкомтранс» нежилое одноэтажное здание общей площадью ... кв.м имеет назначение – АЗС № 3, нежилое, наименование – здание операторной с топливными контейнерами, бетонированной площадкой и хозблоком, расположенные в нем помещения имеют назначение: операторная, кабинет, туалет, подсобные. При этом указанная автозаправочная станция состоит из названного здания, четырех заправочных колонок, шести топливных резервуаров, навеса на металлических столбах и бетонированной площадки.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Таким же образом раскрывается содержание понятия торгового объекта в Национальном стандарте ГОСТ Р 51303-2013, утвержденном приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 года № 582-ст, который по типу торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности, различает стационарные торговые объекты и нестационарные торговые объекты (пункт 14).

При таком положении, исследовав и оценив данную техническую документацию на указанные здания, суд приходит к выводу об отсутствии в них помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых предусматривает размещение торговых объектов, поскольку отсутствуют доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что помещения в спорных зданиях, указанные в технической документации с назначением: «операторная», «кабинет», «слесарный цех», «бытовое помещение», «электрощитовая», «туалеты», «тепловой узел», «подсобные» предусматривают размещение торговых объектов, так как перечисленные объекты законодательством к торговым не относятся.

Следовательно, на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета (инвентаризации), спорные здания с кадастровыми номерами <Номер обезличен> и <Номер обезличен> также не подлежали включению в Перечень на 2022 год, поскольку назначение или наименование расположенных в них помещений не предусматривают размещение торговых объектов в объеме, превышающем 20 процентов от их площади. Указания в технических паспортах назначения зданий, а в Едином государственном реестре недвижимости наименования зданий «автозаправочная станция» и «АЗС № 3» для отнесения их к категории административно-делового центра или торгового центра (комплекса) недостаточно. При этом такое обстоятельство федеральным законодателем не отнесено к условиям, при наличии которого отдельно стоящее нежилое здание в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, в этом случае правовое значение имеет именно предназначение помещений в здании, а не его (здания) наименование и цели использования.

При таком назначении спорных зданий и помещений в них должна быть установлена фактическая направленность на обслуживание покупателей.

В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Республики Коми от 25 декабря 2014 года № 546 утвержден Порядок установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, расположенных на территории Республики Коми, для целей налогообложения (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 3.1 Порядка организационно-техническую работу, связанную со сбором информации в целях установления вида фактического использования объектов недвижимого имущества и проведением обследований объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 Порядка, проводит государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Республиканское учреждение технической инвентаризации и кадастровой оценки» (далее - ГБУ РК «РУТИКО»).

Приведенным Порядком также установлено, что должностные лица проводят обследования объектов недвижимого имущества, в том числе посещают и осматривают объекты недвижимого имущества, указанные в приказе о проведении мероприятий, проводят измерения объектов недвижимого имущества (при необходимости), осуществляют иные действия в целях установления вида фактического использования объектов недвижимого имущества (пункт 9); результаты проведения мероприятий и вид фактического использования объекта недвижимого имущества, установленный по результатам проведения мероприятий, фиксируются должностными лицами в акте обследования фактического использования объекта недвижимого имущества, расположенного на территории Республики Коми, который составляется и подписывается должностными лицами в срок не позднее 7 рабочих дней со дня окончания сроков, указанных в пункте 10 Порядка, по форме согласно приложению 2 к данному Порядку (пункт 11).

Между тем, как следует из материалов административного дела и пояснений представителя административного ответчика, мероприятий по обследованию принадлежащих административному истцу объектов недвижимости с целью определения вида их фактического использования и включения в Перечень на 2022 год не проводилось, вид фактического использования указанных зданий на момент их включения в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества не определялся.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объектов в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Таким образом, административным ответчиком Комитетом Республики Коми имущественных и земельных отношений относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорных зданий условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения их в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, не представлено, не содержится их и в материалах административного дела.

При этом представленные в материалы дела в подтверждение факта использования спорных зданий с кадастровыми номерами <Номер обезличен> и <Номер обезличен> в качестве торговых объектов акты обследования фактического использования зданий от 28 сентября 2020 года, на которые ссылалась представитель административного ответчика, являются недопустимыми доказательствами по настоящему административному делу, а потому не могут быть приняты в качестве надлежащих доказательств обоснованности включения спорных зданий с кадастровыми номерами <Номер обезличен> и <Номер обезличен> в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, поскольку обследование фактического использования объекта недвижимости должно быть проведено в год, предшествующий налоговому периоду.

Так, по смыслу подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации обследование объектов недвижимого имущества с целью определения вида их фактического использования должно проводится ежегодно до начала налогового периода, на который уполномоченным органом определяется перечень объектов недвижимого имущества, в данном случае в 2021 году и до 1 января 2022 года.

Вместе с тем в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что в отношении объектов недвижимости административного истца в 2021 году проводились мероприятия по обследованию зданий с целью определения вида их фактического использования и включения в Перечень на 2022 год. Следовательно, спорные здания не могли быть включены в данный Перечень по указанному основанию.

С учетом изложенного, поскольку обследование спорных зданий в 2021 году в целях установления их фактического использования до принятия оспариваемого нормативного правового акта не проводилось, сведения о наличии в них помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади здания (строения, сооружения), назначение, разрешенное использование или наименование которых предусматривает размещение объектов, указанных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, отсутствуют, при этом спорные здания расположены на земельных участках с видом разрешенного использования не предусматривающим безусловного размещения на них перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации объектов, суд приходит к выводу о том, что на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта принадлежащие административному истцу здания не отвечали установленным федеральным законодательством условиям, позволяющим отнести их к объектам недвижимости, налоговая база которых исчисляется как кадастровая стоимость.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание приведенные выше нормы закона, суд считает, что оспариваемые пункты 2414, 2760 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений от 28 декабря 2021 года № 324-од «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на налоговый период 2022 года налоговая база определяется как кадастровая стоимость», не соответствуют положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административные исковые требования подлежат удовлетворению.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим в указанной части, суд, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывая, что административный истец является плательщиком налога на имущество организаций за 2022 год, при этом признание оспариваемых положений недействующими с момента вынесения настоящего решения не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, считает необходимым признать оспариваемые пункты Перечня объектов недвижимого имущества недействующими со дня их принятия.

С учетом требований пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит размещению в сетевом издании «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» http://www.law.rkomi.ru, где был ранее размещен нормативный правовой акт.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 и 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Ленкомтранс» о признании недействующими пунктов 2414, 2760 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений от 28 декабря 2021 года № 324-од «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на налоговый период 2022 года налоговая база определяется как кадастровая стоимость», удовлетворить.

Признать недействующими со дня принятия пункты 2414, 2760 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений от 28 декабря 2021 года № 324-од «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на налоговый период 2022 года налоговая база определяется как кадастровая стоимость».

Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит размещению в сетевом издании «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» http://www.law.rkomi.ru, где был ранее размещен нормативный правовой акт.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья - А.В. Кондратюк

В окончательной форме решение изготовлено 14 июля 2022 года.

Судья - А.В. Кондратюк

...