ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-852/2021 от 08.12.2021 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

дело № 3а-852/2021

УИД 26 ОS0000-04-2021-000538-21

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ставрополь 8 декабря 2021 года

Ставропольский краевой суд в составе: председательствующего судьи Ситьковой О.Н., при секретаре судебного заседания ФИО1,

с участием представителя административного истца ООО «Экстра» - ФИО6, представителя заинтересованного лица ГБУ «<адрес>имущество» ФИО2, прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском, арбитражном процессе прокуратуры <адрес>ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Экстра» к министерству имущественных отношений <адрес> о признании нормативных правовых актов недействующими в части,

установил:

ДД.ММ.ГГГГ министерством имущественных отношений <адрес> издан приказ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год», которым в пункт 1617 Перечня включен объект недвижимости с кадастровым номером .

ДД.ММ.ГГГГ министерством имущественных отношений <адрес> издан приказ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год», которым в пункт 1457 Перечня включен объект недвижимости с кадастровым номером :585.

ДД.ММ.ГГГГ Министерством имущественных отношений <адрес> издан приказ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год», которым в пункт 1549 Перечня включен объект недвижимости с кадастровым номером :585.

Данные приказы опубликованы в сетевом издании «Официальный интернет портал правовой информации <адрес>» -www/parvo.stavregion.ru.

ООО «Экстра» обратилось в <адрес>вой суд с административным иском к министерству имущественных отношений <адрес> о признании вышеназванных приказов министерства имущественных отношений <адрес> недействующими в части включения в Перечни принадлежащего ему на праве собственности нежилого здания с кадастровым 585, находящееся по адресу: <адрес>.

В обоснование заявленных требований ООО «Экстра» указано, что спорный объект недвижимости включен в Перечни, утвержденные оспариваемыми приказами, необоснованно, что нарушает его права и законные интересы, поскольку возлагает на него как на налогоплательщика налога на имущество организаций его уплату в большем размере. Принадлежащие ему на праве собственности нежилое здание с кадастровым :585, находящееся по адресу: <адрес>, не отвечает критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, которые позволяют включить его в Перечни.

В судебное заседание административный истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, не явился, представив суду заявление о рассмотрении административного дела в его отсутствие с представлением интересов в лице представителя по доверенности ФИО6

В судебное заседание представители административного ответчика Министерства имущественных отношений <адрес> (заявлено о рассмотрении дела в отсутствии представителя), заинтересованных лиц Министерства финансов <адрес>, Управления Росреестра по <адрес>, администрации г.Ставрополя, КУМИ г.Ставрополя, извещенные надлежащим образом, не явились, уважительности причин неявки не представили, ходатайств об отложение рассмотрения дела суду заявлено не было, что в силу статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела по существу.

В судебном заседании представитель административного истца Аксельрод А.В. поддержала заявленные требования, в судебных заседаниях дала аналогичные заявленным в иске пояснения.

Представитель административного ответчика Гапарова С.Н. в ходе предыдущих судебных заседаний поддержала представленные в суд письменные возражения в полном объеме, указав, что оспариваемые приказы не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Нежилое здание с кадастровым номером :585 включено в спорные Перечни исходя из наименования здания – «торговый центр», содержащегося в документе технической инвентаризации (техническом паспорте объекта незавершенного строительства), и по виду разрешенного использования земельных участков, что отвечает критериям, установленным подпунктами 1 и 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Представитель заинтересованного лица – ГБУ СК «Ставкрайимущество» просил суд вынести решение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, заслушав заключение прокурора Ледовской Н.В., полагавшей, что административный иск является обоснованным, подлежащим удовлетворению, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных исковых требований по следующим основаниям.

Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании положений главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью либо в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Из материалов административного дела следует, что спорный объект недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером :585, находящееся по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности административному истцу ООО «Экстра», что подтверждается соответствующей содержащейся в материалах дела выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, в связи с чем административный истец вправе обжаловать нормативные правовые акты органа исполнительной власти <адрес>, поскольку размер налоговых платежей на указанное недвижимое имущество рассчитывается из кадастровой стоимости этих объектов недвижимого имущества, возлагая на него как налогоплательщика налога на имущество организаций обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2019, 2020, 2021 годы по ставке 2% как за объект недвижимости, включенный в Перечни в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации; административный истец – ООО «Экстра» является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативными правовыми актами, которыми нарушены его права и законные интересы вследствие включения принадлежащего ему на праве собственности объектов недвижимости в Перечни.

В соответствии с пунктами 2, 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Проверяя соблюдение приведенных нормативных положений при издании оспариваемых приказов министерства имущественных отношений <адрес>, суд установил следующее.

ДД.ММ.ГГГГ министерством имущественных отношений <адрес> издан приказ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год».

ДД.ММ.ГГГГ министерством имущественных отношений <адрес> издан приказ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год».

ДД.ММ.ГГГГ министерством имущественных отношений <адрес> издан приказ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год».

В утвержденные данными приказами Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, включено находящееся в собственности ООО «Экстра» нежилое здание с кадастровым номером :585, находящееся по адресу: <адрес>.

Законом Ставропольского края от 18 июня 2012 года № 56-кз «О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Ставропольского края» в статье 1 предусмотрено, что официальным опубликованием правового акта Ставропольского края является размещение полного текста в газете «Ставропольская правда» с пометкой «Официальное опубликование», и (или) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), и (или) «Официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края» (www.pravo.stavregion.ru).

Вышеуказанные оспариваемые в части приказы министерства имущественных отношений Ставропольского края опубликованы в сетевом издании «Официальный интернет портал правовой информации Ставропольского края» - www/pravo.stavregion.ru, что является надлежащим опубликованием.

Указанное свидетельствует о том, что оспариваемые в части нормативные правовые акты опубликованы и введены в действие в соответствии с требованиями Закона Ставропольского края от 18 июня 2012 года № 56-кз «О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Ставропольского края», пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Состав сведений, включенных в данный Перечень объектов недвижимого имущества, соответствует требованиям, определенным приказом Федеральной налоговой службы России от 28 ноября 2014 года № ММВ-7-11/604 «Об определении состава сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, и об утверждении формата их представления в электронной форме».

В соответствии с пунктами 16.1 - 16.3 Положения о министерстве имущественных отношений Ставропольского края, утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от 06 марта 2012 года № 137, министерство имущественных отношений является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по реализации статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

На основании изложенного суд приходит к выводу о соблюдении министерством имущественных отношений Ставропольского края порядка принятия оспариваемых нормативных правовых актов, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правил введения нормативного правового акта в действие, порядка его опубликования и вступления в силу, что не оспаривается административным истцом.

Проверяя соблюдение приведенных нормативных положений при принятии оспариваемых приказов министерства имущественных отношений Ставропольского края, которым урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Аналогичное положение содержится в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Особенности определения налоговой базы установлены федеральным законодателем в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в Перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период Перечень объектов недвижимого имущества, указанный в подпунктах 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

На основании приведенных норм права субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества. К полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации отнесено определение не позднее 1-го числа очередного налогового периода перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и физических лиц определяется как кадастровая стоимость.

Абзацами 1, 2 пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 402 данного кодекса.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем 2 пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Статьей 402 Налогового Кодекса Российской Федерации (в редакции от 04 октября 2014 года № 284-ФЗ, вступившего в законную силу с 01 января 2015 года) законодательным (представительным) органам государственной власти субъекта Российской Федерации предписано в срок до 01 января 2020 года определить единую дату начала применения на территории субъекта порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Законом Ставропольского края от 05 ноября 2015 года № 109-кз «Об установлении единой даты начала применения на территории Ставропольского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» такая дата определена - с 01 января 2016 года.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 14 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций относится к региональным налогам.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налогах (пункт 3 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации).

Законом Ставропольского края от 26 декабря 2003 года № 44-кз «О налоге на имущество организаций» установлен налог на имущество организаций. Данным законом определяются особенности установления налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, а также предусматриваются налоговые льготы по этому налогу и основания для их использования. Налоговая база по данному налогу определяется с учетом особенностей, установленных федеральным законом, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении торговых центров (комплексов) общая площадь которых составляет свыше 250 квадратных метров и помещений в них.

Налоговая база как кадастровая стоимость определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, перечень которых утверждается министерством имущественных отношений Ставропольского края.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов).

В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации под торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящего пункта:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

По смыслу приведенных норм федерального законодательства в Перечень подлежит включению такие объекты недвижимого имущества (нежилые здания), которые отвечают критериям, установленным пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в полном объеме.

Проверяя нормативные правовые акты в оспариваемой части в полном объеме суд установил следующее.

Принадлежащий на праве собственности ООО «Экстра» объект недвижимого имущества :585, площадью 1104 кв.м, находящийся по адресу: <адрес>, в квартале 607, имеет назначение: «нежилое здание», наименование: «торговый центр поз. 1 по ГП», что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-002/2021/-

Согласно документам технического учета (инвентаризации) нежилое здание имеет аналогичное наименование: «торговый центр».

Критериями для включения нежилого здания в перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на основании пунктов 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, является наличие в этом нежилом здании помещений общей площадью не менее 20 процентов от общей площади здания, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; или наличие фактически используемых в этом здании помещений не менее 20 процентов общей площади этого здания, в которых размещены офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) объекты бытового обслуживания.

В связи с этим, объект недвижимого имущества, принадлежащий на праве собственности ООО «Экстра», не подлежал включению в Перечни по тому основанию, что в Едином государственном реестре недвижимости, а также в документах технического учета (инвентаризации) содержатся сведения о наименовании нежилого здания - «торговый центр», поскольку в соответствии с подпунктом 2 пунктов 3, 4, пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации наименование здания не является критерием для признания здания предназначенным для использования в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Наименование здания, установленное в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации), правового значения не имеет и юридически значимым не является; для такого признания, в соответствии с подпунктом 2 пунктов 3, 4, пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, установлены иные критерии: наличие в здании помещений общей площадью не менее 20 процентов от общей площади здания, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Правовое значение имеет назначение, разрешенное использование или наименование помещений в здании, а не назначение, разрешенное использование или наименование самого здания. Это назначение, разрешенное использование или наименование помещений в здании должно соответствовать всем критериям, установленным подпунктом 2 пунктов 3, 4, пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно: должно быть подтверждено сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации), и площадь таких помещений должна быть не менее 20 процентов от общей площади здания.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что нежилое здание с кадастровым номером :585, находящееся по адресу: <адрес>, не могло быть включено в Перечни по тому основанию, что в Едином государственном реестре недвижимости или в документе технического учета (инвентаризации) содержатся сведения о наименовании нежилого здания - «торговый центр», поскольку подобного основания для включения в Перечни законом не предусмотрено.

Доводы административного ответчика в данной части являются ошибочными, а основание для включения в Перечни – наименование здания в отсутствие такого предусмотренного законом критерия является незаконными.

Проверяя законность признания нежилого здания с кадастровым :585, подлежащим включению в Перечни, на основании подпункта 2 пункта 3, 4, пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации по критерию признания здания, предназначенным для использования в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, для которых требуется наличие в здании помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, суд установил следующее.

Как усматривается из материалов дела, выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-002/2021/-, являющейся надлежащим документом, содержащим сведения из Единого государственного реестра недвижимости в отношении нежилого здания с кадастровым номером :585, она не содержат сведений о назначении, разрешенном использовании или наименовании помещений, входящих в состав этого нежилого здания, следовательно, по сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, нежилое здание с кадастровым номером :585 нельзя признать соответствующими подпункту 2 пунктов 3, 4, пункту 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с документами технического учета (инвентаризации) судом установлено следующее.

Документ технического учета (инвентаризации) – технический паспорт на нежилое здание был изготовлен ФГУП «Федеральное БТИ» 10.03.2011 только в отношении объекта незавершенного строительства, находящегося по адресу: г. Ставрополь, пр. Кулакова, 30.

В данном техническом паспорте не содержится экспликаций с перечнем помещений, поскольку в отношении объектов незавершенного строительства в техническом паспорте экспликации не составляются.

Представителем ГБУ СК «Ставкрайимущество» суду представлен такой же, что и административным истцом, технический паспорт на незавершенный строительством объект недвижимости, и даны пояснения об отсутствии в государственном архиве иного документа технического учета (инвентаризации).

Административным ответчиком не представлены иные документы технического учета (инвентаризации) и не указано, что включение в Перечни нежилого здания с кадастровым номером :585 было осуществлено на их основании.

В техническом плане, на основании которого осуществлен кадастровый учет нежилого здания с кадастровым номером 585, не имеется сведений о помещениях в здании, их наименовании, назначении и разрешенном использовании.

В отношении же завершенного строительством нежилого здания с кадастровым номером :585 технический паспорт не изготавливался, поскольку, как пояснил представитель административного истца, до настоящего времени объект капитального строительства является недействующим, находится в заброшенном состоянии, в нем не имеется как таковой внутренней отделки, и определение наименований помещений, входящих в состав здания, было нецелесообразным.

Согласно акту обследования объекта недвижимого имущества от 1 декабря 2021 года, уполномоченным органом – ГБУ СК «Ставкрайимущество» проведена проверка фактического использования нежилого здания с кадастровым номером :585, в ходе которой установлено, что объект не эксплуатируется; к акту приложены фотографии, подтверждающие его нерабочее состояние и в настоящее время.

В связи с этим, суд приходит к выводу, что в отсутствие документа технического учета (инвентаризации), подтверждающего наличие помещений не менее 20% от общей площади здания, предназначенных для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, нежилое здание с кадастровым номером 585 не подлежало включению в Перечни на основании подпункта 2 пунктов 3, 4, пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации как содержащее в документе технического учета (инвентаризации) сведения о назначении, разрешенном использовании или наименовании помещений, предназначенных для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Проверяя законность признания нежилого здания с кадастровым номером :585, подлежащим включению в Перечни на основании подпункта 2 пунктов 3, 4, пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации по критерию фактического использования здания в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, для признания которого требуется установление фактического использования не менее 20% общей площади этого здания для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, суд установил следующее.

В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Во исполнение пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.02.2015 г. № 54-п утвержден Порядок определения вида фактического использования отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, расположенных на территории Ставропольского края, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Согласно пункту 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено настоящим пунктом.

В силу требований части 1 статьи 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.

Из системного толкования пунктов 9, 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 Порядка, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п, следует, что единственным документом, подтверждающим фактическое использование объекта недвижимости с целью его включения в перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, является акт обследования недвижимого имущества, полученный до утверждения Перечней.

Единственно относимые и допустимые в силу закона доказательства – акты обследования нежилого здания с кадастровым номером 585 для его включения в Перечни в оспариваемые периоды административным ответчиком не представлены.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что нежилое здание с кадастровым номером :585 не подлежало включению в Перечни на основании подпункта 2 пунктов 3, 4, пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации по критерию фактического использования здания в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Проверяя законность признания нежилого здания с кадастровым номером :585, подлежащим включению в Перечни на основании подпункта 1 пунктов 3, 4, пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации по критерию вида разрешенного использования земельных участков, на которых расположены эти нежилые здания, суд установил следующее.

Из письменных возражений и пояснений представителя административного ответчика – министерства имущественных отношений <адрес>, данных в ходе судебного разбирательства, следует, что вид разрешенного использования земельных участков послужил основанием, предусмотренным подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для включения в Перечни нежилого здания с кадастровым номером :585.

Нежилое здание с кадастровым номером :585 расположено на двух земельных участках с кадастровыми номерами :58 :86, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-002/2021/-

Земельный участок с кадастровым номером 26:12:010102:58, площадью 2100 кв.м, категория земель: «земли населенных пунктов», находящийся по адресу: <адрес>, в квартале 607, имеет вид разрешенного использования: «для продолжения строительства торгового центра, офисного здания, автомойки автомобилей», что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-002/2021/-

Земельный участок с кадастровым номером 86, площадью 1407 кв.м, категория земель: «земли населенных пунктов», находящийся по адресу: <адрес>, в квартале 607, имеет вид разрешенного использования: «для продолжения строительства торгового центра, офисного здания и автомойки», что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-002/2021/-

Из содержания вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером :58 - «для продолжения строительства торгового центра, офисного здания, автомойки автомобилей» и вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером :86 - «для продолжения строительства торгового центра, офисного здания и автомойки» следует, что он является смешанным, т.е. имеет более чем один вид разрешенного использования.

Данный вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами размещение на земельных участках автомойки – объектов производственной деятельности.

Земельные участки, предназначенные для размещения автомобильных моек и прочих объектов придорожного сервиса, согласно Приложению № 1 к Приказу Минэкономразвития России от 12.05.2017 г. № 226 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке», относятся к сегменту 6 «Производственная деятельность» - 6.0, виду разрешенного использования 4.9.1 «Объекты придорожного сервиса. Размещение автомобильных моек и прачечных для автомобильных принадлежностей».

В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, действовавшим на момент включения в Перечни спорных объектов, земельные участки, предназначенные для размещения станций технического обслуживания автомобилей, автосервиса, относятся к дорожному сервису с кодом вида разрешенного использования 4.9.1.3 «Размещение автомобильных моек», входящих в группу видов разрешенного использования 4.9.1 «Объекты дорожного сервиса».

Вид разрешенного использования 4.9.1.3 «Размещение автомобильных моек» не относится к виду разрешенного использования земельных участков, предназначенных для размещения объектов бытового обслуживания, к которым, согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ, по виду разрешенного использования земельных участков 3.3 «Бытовое обслуживание» относятся мастерские мелкого ремонта, ремонта бытовой техники, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро.

Вид разрешенного использования земельного участка 4.9.1 «Объекты дорожного сервиса» - автомойки не предполагает размещение на таком земельном участке офисов, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, то есть объектов, подлежащих включению в Перечни, поименованных в пунктах 3, 4, 4.1 Налогового кдекса Российской Федерации.

Вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми - «для продолжения строительства торгового центра, офисного здания, автомойки автомобилей» в части его наименования «… торговый центр, офисное здание» предполагает размещение на таких земельных участках размещение одновременно как офисов, так и торговых объектов, что предполагает под собой применение пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, который не содержит критерия включения в Перечни объектов по виду разрешенного использования.

Толкование всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах трактуется в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации).

В связи с этим, вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами - «для продолжения строительства торгового центра, офисного здания, автомойки автомобилей» в части их наименования «…торговый центр, офисное здание» правового значения не имеет.

В связи с этим, вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами на котором расположен спорное нежилое здание с кадастровым :585, не позволяет сделать безусловный и однозначный вывод о том, что он предусматривает размещение на нем объектов поименованных в пунктах 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

С учетом неоднозначности и небезусловности вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами размещение на нем офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания должно быть подтверждено посредством осуществления проверки фактического использования объекта недвижимого имущества - нежилого здания с кадастровым :585, которой осуществлено не было.

Согласно конституционно-правовому смыслу, выявленному в Постановлении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ-П, подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ в системе действующего правового регулирования не может служить основанием для возложения на налогоплательщика обязанности определять налоговую базу по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования используемого налогоплательщиком земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения). При этом здание (строение, сооружение) признается не предназначенным и фактически не используемым для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания с учетом двадцатипроцентного критерия, предусмотренного подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 2, 4 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ-П выявленный в настоящем Постановлении конституционно-правовой смысл подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации является общеобязательным, что исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике. Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу со дня официального опубликования, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что нежилое здание с кадастровым номером :585 не могло быть включено в Перечни на основании подпункта 1 пунктов 3, 4, пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации по критерию вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами

В соответствии с частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Административным ответчиком – министерством имущественных отношений Ставропольского края таких доказательств суду не представлено.

На основании изложенного, включение нежилого здания с кадастровым :585 в Перечни в отсутствие всех критериев и условий, предусмотренных для такого включения пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, является незаконным.

При таких обстоятельствах, требования административного истца о признании недействующим со дня принятия Перечней объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, утвержденных приказами министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, в части включения в них нежилого здания с кадастровым номером 585, - подлежат удовлетворению.

Разрешая иск в части даты признания оспариваемых нормативных правовых актов недействующими, суд полагает обоснованными требования о признании их недействующими в оспариваемой части этих нормативных правовых актов со дня их принятия по следующим основаниям.

Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Исходя из положений части 1, 2 статьи 383 Налогового кодекса Российской Федерации, налог и авансовые платежи по налогу на имущество организаций подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 Налогового кодекса Российской Федерации.

В данном случае, включение спорных объектов в Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, произведено в целях налогообложения на 2019, 2020, 2021 годы, вследствие чего обязанность по уплате налога сохраняется.

Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Поскольку оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия, на 2019, 2020, 2021 годы, признание отдельного положения недействующим с момента принятия нормативного правового акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.

Учитывая изложенное, а также предписание федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий, неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), спорное нежилое здание с кадастровым номером 26:12:010102:585, находящееся по адресу: <адрес>, подлежит исключению из оспариваемых Перечней, поскольку находящийся в собственности административного истца ООО «Экстра» объект недвижимости не соответствует критериям, поименованным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175-180, 208, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Экстра» к Министерству имущественных отношений <адрес> о признании нормативных правовых актов недействующими в части – удовлетворить.

Признать недействующими со дня принятия:

Пункт 1617 Приказа Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год»;

Пункт 1457 Приказа Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год»;

Пункт 1549 Приказа Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год».

Министерству имущественных отношений <адрес> опубликовать сообщение о настоящем судебном решении в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте, на котором были опубликованы оспоренные нормативные правовые акты.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через <адрес>вой суд.

Дата составления мотивированного решения суда 17 декабря 2021 года.

Судья Ситькова О.Н.