ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-854/18 от 29.08.2018 Московского областного суда (Московская область)

Дело <данные изъяты>а-854/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 августа 2018 года <данные изъяты>

<данные изъяты>

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.

при секретаре Тягай А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» об оспаривании решения Комиссии по оспариванию результатов определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты>,

у с т а н о в и л :

публичное акционерное общество «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» обратилось в Московский областной суд с административным заявлением о признании незаконным отказа Комиссии по оспариванию результатов определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> (далее-Комиссия) в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре результатов кадастровой стоимости земельного участка выраженного в уведомлении о возврате заявления, поданного <данные изъяты>.

В обоснование заявленных требований общество указало, что на праве аренды владеет и пользуется земельным участком с кадастровым номером 50:52:0030103:90.

Полагая, что кадастровая стоимость участка, содержащаяся в государственном кадастре объектов недвижимости (далее ГКН) на момент ее оспаривания необоснованно завышена, общество <данные изъяты>, соблюдая предусмотренный законодательством досудебный порядок урегулирования спора, обратилась в Комиссию, однако уведомлением от <данные изъяты> Комиссией заявление в отношении земельного участка не было принято к рассмотрению и документы возвращены. Основанием для непринятия к рассмотрению заявления и его возврата явилось указание секретаря комиссии, на отсутствие среди приложения нотариально заверенной копии правоустанавливающего или право подтверждающего документа на объект недвижимости. Полагая, что в рассмотрении заявления по существу Комиссией отказано не обоснованно административный истец просит признать незаконным решение Комиссии выраженное в уведомлении, обязать принять документы и рассмотреть вопрос по существу.

В судебном заседании представитель административного истца поддержала требования и пояснила, что объект недвижимости находится у административного истца на правах аренды к заявлению была приложена выписка из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.

Представитель Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по МО по доверенности Сорокин А.А. возражал против удовлетворения требований, указа, что секретарь Комиссии не является членом Комиссии, но в силу пункта 15 Положения о создании Комиссии имел возможность возврата документов. При этом не отрицал, что выписка из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости является надлежащим документом, подтверждающим права на объект недвижимости.

Представитель комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по <данные изъяты>, Управления Росреестра по <данные изъяты> (далее административный ответчик) в установленном порядке извещен о дате и времени судебного заседания, не явился, об отложении заседания не просил.

Суд, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть административное дело по имеющейся явке.

Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.

Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости предусмотрен в статье 24.18 Федерального закона от <данные изъяты> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности, приводится в редакции закона, действующей на дату возникновения спорных правоотношений).

В силу положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, обращаются в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости с приложением документов, предусмотренных статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности.

Как установлено судом и следует из материалов дела, комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в <данные изъяты> создана на основании приказа Росреестра от <данные изъяты> № П/452 при территориальном органе в <данные изъяты>.

<данные изъяты> административный истец обратились в комиссию по оспариванию результатов определения кадастровой стоимости с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:52:0030103:90.

Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности установленная решением комиссии или судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.

С учетом даты обращения в комиссию (<данные изъяты>) у административного истца возникло право на определение новой кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости на основании представленных в комиссию документов.

Уведомлением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от <данные изъяты><данные изъяты>а-10-0170/18, подписанным секретарем комиссии, заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка было возвращено административному истцу с указанием на то, что к заявлению не приложена нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости.

Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости утвержден приказом Минэкономразвития России от <данные изъяты><данные изъяты> (далее - Порядок).

Согласно пунктам 1 и 2 Порядка комиссия создается уполномоченным федеральным органом - Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) - при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Полномочия (функции) по делопроизводству в комиссии возлагаются на ее секретаря, назначаемого из числа работников территориального органа уполномоченного федерального органа (пункт 7 Порядка), который извещает заявителя о дате рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости в срок не более семи рабочих дней с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости, но не позднее чем за пять рабочих дней до заседания комиссии (пункт 16 Порядка).

В соответствии с пунктом 13 Порядка комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости, с приложением документов, предусмотренных указанным пунктом. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости по инициативе заявителя также могут прилагаться иные документы.

Пунктом 14 Порядка предусмотрено, что при поступлении заявления о пересмотре кадастровой стоимости секретарь комиссии проверяет наличие прилагаемых документов и срок подачи заявления.

Согласно п. 15 Порядка, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано без приложения документов, указанных в пункте 13 данного Порядка, или с нарушением сроков, или величина кадастровой стоимости объекта недвижимости, результаты определения которой оспариваются, ранее установлена в размере его рыночной стоимости, оно не принимается к рассмотрению, о чем секретарь комиссии в течение семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя. Уведомление содержит перечень оснований, по которым заявление не принято к рассмотрению, с приложением.

Из анализа положений пунктов 14 и 16 Порядка следует, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано и регистрируется в территориальном управлении Росреестра, при котором создается комиссия.

По смыслу приведенных положений секретарь комиссии в соответствии с возложенными на него полномочиями обязан проверять состав приложенных к заявлению документов на предмет их комплектности, соответствие даты определения рыночной стоимости объекта недвижимости, указанной в отчете, дате определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, указанной в выписке из Единого государственного реестра недвижимости об оспариваемой кадастровой стоимости.

При этом суд исходит из того, что с учетом приведенных выше положений Порядка, секретарь комиссии наделен специальными исполнительно-распорядительными функциями, в соответствии с которыми именно секретарь комиссии осуществляет прием заявлений и их возврат по основаниям, предусмотренным настоящим Порядком. При этом, секретарь устанавливает наличие оснований для принятия заявления и назначения его к рассмотрению в заседании комиссии.

Абзацем 6 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, вступившей в силу с 01.01.2015г., предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административного истца с целью определения иной стоимости земельного участка (в размере рыночной), при бесспорно существующем праве на применение результатов определения рыночной стоимости земельного участка для целей, установленных законодательством, в соответствии с действующим нормативным правовым регулированием оценочной деятельности в Российской Федерации и иными законами, регулирующими спорные правоотношения, с соблюдением всех требований и предписаний правомерно обратился с заявлением в комиссию.

У секретаря Комиссии отсутствовали правовые основания для возврата заявления административного истца по мотиву не представления нотариально удостоверенного правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на земельный участок. В судебном заседании установлено, что ПАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» к заявлению была приложена выписка из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости выданная и надлежащим образом заверенная по состоянию на <данные изъяты> Управлением Росреестра по <данные изъяты>, содержащая в себе все основание характеристики и сведения об объекте.

Кроме того как установлено судом в ходе рассмотрения дела Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> в рамках исправления технической ошибки приведены в соответствие с правоустанавливающим документом данные ЕГРН в части указания кадастрового номера земельного участка 50:52:0030103:90 площадью 239.998 кв. метров и регистрации договора аренды. Наличие технической ошибки допущенной органом государственного учета в сведениях государственного реестра суд полагает, не может служить основанием нарушения бесспорно существующего права у административного истца на применение результатов определения рыночной стоимости земельного участка для целей, установленных законодательством с года обращения.

На основании изложенного и руководствуясь 227-228 Кодекса административного судопроизводства РФ суд,

Р Е Ш И Л :

требования публичного акционерного общества «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» - удовлетворить.

Признать незаконным отказ Комиссии по оспариванию результатов определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты><данные изъяты>а-10-0170/18 от <данные изъяты> выраженный в уведомлении о непринятии к рассмотрению комиссией заявления ПАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:52:0030103:90 поданного <данные изъяты> и зарегистрированного за <данные изъяты>

Обязать Комиссию по оспариванию результатов определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> принять ранее поданное ПАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» заявление и рассмотреть вопрос по существу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.Ю. Елизарова