ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-855/19 от 29.11.2019 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Дело № 3а-855/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 ноября 2019 г. г. Архангельск

Архангельский областной суд в составе:

судьи Лобановой Н.В.,

при секретаре Паламар А.И.,

в отсутствие административного истца муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Журавушка», административных ответчиков федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, правительства Архангельской области, заинтересованных лиц администрации муниципального образования «Плесецкий район», администрации муниципального образования «Плесецкое»,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Журавушка» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

установил:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Журавушка» (далее по тексту также - Учреждение) обратилось в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости в размере 5 076 000 руб.

В обоснование заявленных требований указало, что владеет этим земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования. В целях определения налоговой базы по земельному налогу применяется величина его кадастровой стоимости в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. Вместе с тем, определенная в соответствии с действующим законодательством об оценочной деятельности рыночная стоимость данного имущества составляет меньшую величину, чем кадастровая стоимость. Полагая, что установление кадастровой стоимости земельного участка в размере, превышающем рыночную, затрагивает его права как плательщика земельного налога, обратилось в суд с рассматриваемым требованием.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили. По определению суда дело рассмотрено в их отсутствие.

Изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается данным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с названным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

На дату рассмотрения дела на территории муниципального образования «Плесецкое» действует решение совета депутатов муниципального образования «Плесецкое» от ДД.ММ.ГГГГ. «О введении земельного налога на территории муниципального образования «Плесецкое».

В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Постановлением правительства Архангельской области от 18 декабря 2012 г. № 595-пп «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области» утверждены определенные по состоянию на 5 июня 2012 г. результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области.

На дату рассмотрения данного административного дела очередная государственная кадастровая оценка для установления новой кадастровой стоимости земель Архангельской области не проведена.

Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предписывает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Как следует из представленных материалов, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Журавушка» на праве постоянного (бессрочного) пользования владеет земельным участком из состава земель населенных пунктов с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, расположенным по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 15 ноября 2019 г.

Сведения о величине кадастровой стоимости данного земельного участка, определенной по состоянию на 5 июня 2012 г., в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. внесены в Единый государственный реестр недвижимости 10 января 2013 г. на основании постановления правительства Архангельской области от 18 декабря 2012 г. № 595-пп.

8 апреля 2019 г. Учреждение обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлением об установлении кадастровой стоимости этого объекта недвижимости равной его рыночной стоимости. Письмом от 11 апреля 2019 г. данное заявление возвращено без рассмотрения по существу в связи с пропуском Учреждением срока оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, предусмотренного частью 10 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о соблюдении Учреждением обязательного досудебного порядка разрешения спора о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Разрешая вопрос о праве административного истца оспорить кадастровую стоимость объекта недвижимости за пределами срока, установленного частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частью 10 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Часть 1 статьи 11 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» предусматривает, что государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения - не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки. Указанный срок определяется со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости до дня принятия акта об утверждении следующих результатов определения кадастровой стоимости.

Постановлением минимущества Архангельской области от 16 апреля 2018 г. № 1-п «О проведении государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов и земель сельскохозяйственного назначения на территории Архангельской области» проведение государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов и земель сельскохозяйственного назначения на территории Архангельской области запланировано на 2019 г. До утверждения результатов такой оценки при определении размера налоговых обязательств административного истца применяется величина кадастровой стоимости земельного участка, установленная постановлением правительства Архангельской области от 18 декабря 2012 г. № 595-пп.

Таким образом, в данном случае пропуск Учреждением срока, установленного частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частью 10 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», не свидетельствует об утрате им права на обращение в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено сохранение права административного истца на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости земельного участка для целей налогообложения.

В обоснование величины рыночной стоимости указанного в административном иске земельного участка муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Журавушка» представило отчет об определении рыночной стоимости этого имущества , выполненный 28 февраля 2019 г. <данные изъяты>В.М. Согласно этому отчету рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, определенная по состоянию на 5 июня 2012 г., составляет 5 076 000 руб.

В силу статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Представленный административным истцом отчет соответствует установленным статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» требованиям. Составившее этот отчет лицо имеет необходимые образование и квалификацию, является членом Общероссийской общественной организации «<данные изъяты>», его ответственность застрахована в установленном порядке.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о завышении либо занижении оценщиком рыночной стоимости земельного участка, который предоставлен административному истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведенной оценки, суду не представлено. Участники процесса не высказали намерений о назначении и проведении по делу судебной экспертизы для установления рыночной стоимости этого объекта недвижимости.

При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для признания представленного административным истцом отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка недостоверным доказательством.

Принимая во внимание, что действующее правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости при определении его рыночной стоимости, учитывая, что в отношении указанного в административном иске земельного участка установлена его рыночная стоимость, величина которой существенно отличается от определенной в ходе кадастровой оценки кадастровой стоимости, чем затрагиваются права муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Журавушка» как плательщика земельного налога, суд приходит к выводу о том, что заявленное требование является обоснованным.

В силу положений статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление судом кадастровой стоимости объекта недвижимости в порядке, предусмотренном статьей 24.18 названного федерального закона, является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

С учетом разъяснений, данных Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в четвертом абзаце пункта 25 постановления от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», датой подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков надлежит считать дату обращения Учреждения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости – 8 апреля 2019 г.

Установленная решением суда кадастровая стоимость подлежит применению для целей налогообложения с 1 января 2014 г. до установления новой кадастровой стоимости в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки (четвертый абзац пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).

Установленная решением суда кадастровая стоимость подлежит применению для иных целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2019 г. до установления новой кадастровой стоимости в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки (часть 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 178-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Журавушка» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости, равном 5 076 000 (Пять миллионов семьдесят шесть тысяч) рублей.

Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, установленной решением суда, применяются для целей налогообложения с 1 января 2014 г., а для иных целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - с 1 января 2019 г. до установления новой кадастровой стоимости в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка считать 8 апреля 2019 г.

На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба через Архангельский областной суд во 2 апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.В. Лобанова