ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-855/2022 от 11.05.2022 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 мая 2022 г. г. Оренбург

Оренбургский областной суд в составе:

председательствующего судьи Кучаева Р.Р.,

при секретаре Лексиковой Е.А.,

с участием прокурора отдела Оренбургской областной прокуратуры Филипповской О.Н.,

представителя Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Соль-Илецкому городскому округу и Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области ФИО1,

представителя администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Соль-Илецкому городскому округу к администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ, Совету депутатов муниципального образования Соль-Илецкий городской округ об оспаривании нормативно-правового акта,

УСТАНОВИЛ:

решением Совета депутатов муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области от 18 октября 2017 г. №615 утверждены Правила благоустройства на территории муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области (далее также – Правила), которые в установленном порядке подписаны и опубликованы на официальном сайте администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ в информационно-телекоммуникационной системе «Интернет».

Пункт 9.45 Правил регулирует порядок работу с брошенным и разукомплектованным автотранспортом.

Так, подпунктом 9.45.1 определено, что Правила возлагают на органы внутренних дел обязанность выявлять брошенный и разукомплектованный транспорт.

Подпункт 9.45.2 Правил возлагает на органы внутренних дел ответственность за организацию работ по выявлению, учету и эвакуации брошенного и разукомплектованного транспорта.

Подпунктом 9.45.3 Правил определено, что органы внутренних дел готовят заключение об отсутствии владельца автотранспортного средства.

Подпунктом 9.45.4 Правил предусмотрена обязанность органы внутренних дел направлять извещение владельцам транспорта о необходимости его вывоза или приведения его в порядок, а также обеспечение вывоза транспорта на охраняемую площадку в случае отказа владельца транспорта в добровольном порядке вывезти транспорт или привести его в порядок,

Согласно подпункту 9.45.5 Правил осуществление контроля за эвакуацией брошенных и разукомплектованных автотранспортных средств также возлагается на органы внутренних дел.

Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Соль-Илецкому городскому округу (далее также – ОМВД России по Соль-Илецкому городскому округу, Отдел) обратился в суд с административным иском о признании изложенных выше подпунктов 9.45.1, 9.45.2, 9.45.3, 9.45.3, 9.45.4, 9.45.5 Правил недействующими с момента вступления решения суда в силу, как противоречащими положениям Федерального закона от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции» (далее – Закон о полиции).

Определением судьи Оренбургского областного суда от 14 апреля 2022 г. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен Совет депутатов муниципального образования Соль-Илецкий городской округ, в качестве заинтересованного лица – УМВД России по Оренбургской области.

В судебном заседании представитель административного истца ОМВД России по Соль-Илецкому городскому округу и заинтересованного лица УМВД России по Оренбургской области ФИО1, действующая на основании доверенностей, заявленные требования поддержала. Пояснила, что выявление брошенного и разукомплектованного транспорта с выдачей заключения о его принадлежности, осуществление контроля за его эвакуацией, организация работ по выявлению, учёту и эвакуации брошенного и разукомплектованного транспорта, обязанность направлять извещение владельцам транспорта о необходимости его вывоза или приведения его в порядок, а также обеспечение вывоза транспорта на охраняемую площадку в случае отказа владельца транспорта в добровольном порядке, осуществление контроля за эвакуацией брошенных и разукомплектованных автотранспортных средств в полномочия Отдела не входят.

Представитель администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ ФИО2, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения административного иска, полагая, что оспариваемые подпункты Правил не противоречит требованиям закона, имеющего большую юридическую силу.

Представитель административного ответчика Совета депутатов муниципального образования Соль-Илецкий городской округ, извещённый о явке в суд надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителей явившихся в судебное заседание лиц, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.

В соответствии с частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов (устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу); соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Судом установлено, что решением Совета депутатов муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области от 18 октября 2017 г. № 615 утверждены Правила благоустройства на территории муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области, которым на Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Соль-Илецкому городскому округу возложены обязанности по выявлению, учету и эвакуации брошенного и разукомплектованного транспорта.

Данное решение принято в надлежащей форме полномочным представительным органом, опубликовано в местной газете «Илецкая Защита», являющейся источником публикации нормативных правовых актов органов местного самоуправления Соль-Илецкого городского округа. В данной части оспариваемое решение Уставу муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области не противоречит.

Разрешая требования о противоречии оспариваемых подпунктов Правил нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

Вопросы местного значения, а также права органов местного самоуправления на решение вопросов, отнесенных к вопросам местного значения, определены ст. 14 - 16.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон № 131-ФЗ).

Согласно абзацу 20 части 1 статьи 2 Федерального закона № 131-ФЗ Правила благоустройства территории муниципального образования – муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.

Пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится утверждение Правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона №131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о полиции правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел).

Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции (часть 2 статьи 3 Закона по полиции).

Согласно частям 1 и 4 статьи 4 Закона о полиции полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом Российской Федерации.

Положениями статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции» на полицию возложен ряд обязанностей, в том числе:

- осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, за организацией и проведением технического осмотра транспортных средств, а также за соблюдением специализированными организациями установленных требований к ним и за деятельностью специализированных организаций, связанной с участием в государственной регистрации транспортных средств, за деятельностью изготовителей государственных регистрационных знаков транспортных средств; регулировать дорожное движение; оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; осуществлять государственный учет основных показателей состояния безопасности дорожного движения; принимать экзамены на право управления автомототранспортными средствами, трамваями, троллейбусами и выдавать водительские удостоверения; осуществлять государственную регистрацию транспортных средств; выдавать в установленных случаях свидетельства о допуске автомототранспортных средств к перевозке опасных грузов; осуществлять по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Правительством Российской Федерации, сопровождение транспортных средств; согласовывать маршруты крупногабаритных транспортных средств, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях - тяжеловесных транспортных средств; участвовать в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, в техническом осмотре автобусов (пункт 19);

- осуществлять надзор за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (пункт 19.1).

Таким образом, действующим законодательством не предусмотрены обязанности органов полиции по выявлению брошенного и разукомплектованного транспорта и его эвакуации, следовательно, Совет депутатов муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области оспариваемым нормативным правовым актом возложил на Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Соль-Илецкому городскому округу обязанности, не предусмотренные федеральным законодательством, регламентирующим деятельность и правовое положение органов внутренних дел.

Вместе с тем, статья 3 Федерального закона от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции» не относит к числу правовых актов, составляющих правовую основу деятельности полиции, нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», определяющий полномочия органов местного самоуправления, также не предоставил указанным органам права на решение вопросов, связанных с порядком организации и деятельности органов внутренних дел.

Таким образом, органы местного самоуправления не вправе осуществлять нормативное правовое регулирование по вопросам, не относящимся к их ведению, что свидетельствует о незаконности оспариваемого нормативного правового акта.

Ссылка административного ответчика на то обстоятельство, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит положениям Инструкции о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, утвержденной приказом МВД России от 17.01.2006 года №19, судом отклоняется, поскольку данная Инструкция была принята до проведения реформы органов внутренних дел и принятия Федерального закона от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции». В связи с тем, что в Инструкции изложены полномочия, отсутствующие в Федеральном законе, имеющим более высокую юридическую силу, эти положения Инструкции применению не подлежат. Это подтверждается и тем, что обязанности по выявлению на административном участке брошенного, бесхозяйного и разукомплектованного автотранспорта, принятию мер к установлению его принадлежности, проведению проверки на предмет нахождения в розыске были возложены п. 7.12 указанной Инструкции на участковых уполномоченных полиции. Однако актуальная Инструкция по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке, утвержденная Приказом МВД России от 29.03.2019 года № 205, не возлагает на них таких обязанностей.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению.

В силу положений пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Принимая во внимание, что в результате применения оспариваемого нормативного правового акта права граждан и организаций не реализовывались, суд приходит к выводу о признании недействующими с момента принятия подпункты 9.45.1-9.45.5 Правил благоустройства на территории муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области.

В исковых требованиях к администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области следует отказать как в предъявленных к ненадлежащему ответчику, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят Советом депутатов муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области.

В соответствии с пунктом 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», пунктом 44 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», вступившее в законную силу решение суда должно быть опубликовано изданием, опубликовавшим нормативный правовой акт, признанный судом не действующим.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 176, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Отдела МВД России по Соль-Илецкому городскому округу удовлетворить.

Признать недействующими с момента принятия п. 9.45.1-9.45.5 Правил благоустройства на территории муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области, утвержденных решением Совета депутатов муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области от 18 октября 2017 г. № 615, в части возложения на органы внутренних дел городского округа обязанностей по выявлению, учету и эвакуации брошенного и разукомплектованного транспорта.

Обязать Совет депутатов муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о его принятии в газете «Илецкая защита» и в сетевом издании «Правовой портал муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области» pravo-soliletsk.ru.

В удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Оренбургский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья Оренбургского

областного суда Р.Р. Кучаев

Мотивированное решение составлено 25 мая 2022 г.

Судья Оренбургского

областного суда Р.Р. Кучаев