ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-85/18 от 05.07.2018 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 3а-85/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 05 июля 2018 года

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего – судьи Морозковой Е.Е.,

при секретаре Гринь Н.В.

с участием прокурора Капсамун И.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению АО «Синявинское» о признании недействующим областного закона Ленинградской области от 15.06.2010 №32-оз «Об административно-территориальном устройстве Ленинградской области и порядке его изменения» в части,

установил:

15 июня 2010 года принят областной закон Ленинградской области №32-оз «Об административно-территориальном устройстве Ленинградской области и порядке его изменения»(областной закон №32-оз).

В ч.4 ст.5 областного закона №32-оз определено, что перечень населенных пунктов в границах административно-территориальных единиц Ленинградской области приводится в приложении 2 к настоящему областному закону.

В приложении 2 к областному закону №32-оз указано, что административным центром Синявинского городского поселения является Синявино, городской поселок.

Областной закон Ленинградской области от 15.06.2010 №32-оз «Об административно-территориальном устройстве Ленинградской области и порядке его изменения» опубликован в газете "Вести", N 112, 23.06.2010,"Вестнике Правительства Ленинградской области", N 44, 07.07.2010, "Вестнике Законодательного собрания Ленинградской области", вып. 7, 15.09.2010, также на официальном интернет-портале администрации Ленинградской области.

АО «Синявинское», являясь собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, обратилось в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит: признать недействующим с даты вступления в законную силу решения суда приложение №2 к областному закону Ленинградской области от 15.06.2010 №32-оз «Об административно-территориальном устройстве Ленинградской области и порядке его изменения» в части указания в отношении Синявинского городского поселения населенного пункта-городской поселок Синявино.

По мнению административного истца, данный участок расположен на территории населенного пункта- поселок Синявино-II. Так, начиная с 1970 г. пос.Синявино-II в некоторых документах упоминается как отдельный населенный пункт (административно-территориальное устройство Ленинградской области 1966г., распоряжение исполнительного комитета Ленинградского областного Совета депутатов трудящихся от 17.01.1970 №29-р, справочник административно-территориального деления на 1990 год, распоряжение главы администрации Кировского района Ленинградской области от 22.09.1994 №1408). Из указанных в административном иске актов следует, что подтверждено существование населенного пункта Синявино-II в период с 1966 до 1994 года. При этом, отсутствуют данные, подтверждающие, что в соответствии с процедурой, установленной Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17.08.1982 «Об утверждении положения о порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР», пос.Синявино-II был объединен с г.п. Синявино.

В судебном заседании представитель административного истца АО «Синявинское» ФИО1 заявленные требования поддержал по основаниям,изложенным в административном иске, отметив также, что в генеральном плане муниципального образования «Синявинское городское поселение» и в Правилах землепользования и застройки поселения имеются упоминания о наличии кроме г.п.Синявино также и Синявино-II. По существу, имеется правовая неопределенность.

В возражениях относительно заявленных требований представитель административного ответчика Законодательного собрания Ленинградской области ФИО2 в удовлетворении административного иска просит отказать, ссылаясь на то, что оспариваемый закон принят уполномоченным органом в рамках предоставленных полномочий и не противоречит действующему законодательству. Представитель отметил, что установленное в соответствии с оспариваемым областным законом административно-территориальное устройство тождественно муниципально-территориальному устройству Ленинградской области. В частности, на момент принятия областной закон 32-оз (в части приложения 2) дублировал положения областного закона от 18.11.2004 №100-оз «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Кировский муниципальный район и муниципальных образований в его составе»(приложение №13). При этом, при рассмотрении Ленинградским областным судом гражданского дела уже был исследован вопрос о том, является ли Синявино-II самостоятельным населенным пунктом. Исходя из Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления ОК 019-95, устава муниципального образования Кировский район Ленинградской области, устава муниципального образования Синявинское городское поселение Кировского района Ленинградской области областным законодателем обоснованно в составе территории Синявинского городского поселения указан только городской поселок Синявино.

В судебном заседании представитель административного ответчика Законодательного собрания Ленинградской области ФИО3 просит в удовлетворении административного иска отказать по доводам, приведенным в возражениях, сославшись на недопустимость нарушения интересов жителей (которые высказались против изменения статуса поселения) и соответствующих норм Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В возражениях представитель административного ответчика-Губернатора Ленинградской области–ФИО5 в удовлетворении административного иска просит отказать, указав, что оспариваемый областной закон регулирует вопросы административно-территориального устройства Ленинградской области, принят уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий, не противоречит законодательству Российской Федерации, соответствует уставам муниципальных образований, и не нарушает прав административного истца.

В возражениях представитель заинтересованного лица –правительства Ленинградской области ФИО4 просит в удовлетворении административного иска отказать, отметив, что обжалуемый областной закон регулирует вопросы административно-территориального устройства Ленинградской области, принят уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий, не противоречит законодательству Российской Федерации, соответствует уставам муниципальных образований, и не нарушает прав административного истца.

В судебном заседании представитель административного ответчика Губернатора Ленинградской области, представитель заинтересованного лица правительства Ленинградской области ФИО5 в удовлетворении административного иска просила отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях, отметив также, что не имеется доказательств существования двух населенных пунктов на территории поселения.

В возражениях относительно заявленных требований представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования «Синявинское городское поселение» Кировского муниципального района Ленинградской области –глава администрации поселения ФИО6 в удовлетворении административного иска просила отказать. Проанализировав положения федерального законодательства, областного закона №100-оз, постановления правительства Ленинградской области от 04.12.2017 №522(об утверждении генерального плана муниципального образования «Синявинское городское поселение» Кировского муниципального района Ленинградской области), устава названного муниципального образования, а также ссылаясь на материалы гражданского дела , полагает, что отсутствуют доказательства существования двух самостоятельных населенных пунктов: Синявино-1 и Синявино-2. Представитель считает, что решение Ленинградского областного суда от 14.11.2014 по гражданскому делу имеет преюдициальное значение для разрешения настоящего дела. Изменение же статуса поселения возможно при условия соблюдения ст.13 Федерального закона от 06.10.2003№131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». При проведении публичных слушаний (в рамках проведения процедуры утверждения генерального плана поселения) жители высказались за сохранение действующего статуса поселения.

В судебном заседании представители заинтересованного лица администрации муниципального образования «Синявинское городское поселение» Кировского муниципального района Ленинградской области ФИО6, ФИО7, ФИО8 возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям, приведенным в возражениях, указав, что упоминание в генеральном плане поселения и в Правилах землепользования и застройки о наличии Синявино-1 и Синявино-2 не свидетельствует о наличии двух самостоятельных населенных пунктов. Это территории(микрорайоны), которые входят в один населенный пункт-г.п.Синявино.

В заключении прокурор Капсамун И.С. полагала, что в удовлетворении административного иска надлежит отказать, ссылаясь на то, что областной закон принят уполномоченным органом в рамках предоставленных полномочий, основан на действующем федеральном законодательстве, согласуется с уставами муниципального образования и фактически соответствует мнению населения. Прокурор обратил внимание на наличие оснований для применения ст.64 КАС РФ в связи с вступившим в законную силу решением Ленинградского областного суда от 14.11.2014 по гражданскому делу .

Изучив материалы дела, заслушав явившихся лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства согласно ст.84 КАС РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу положений статей 72, 73 Конституции Российской Федерации (с учетом правовых позиций, закрепленных в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.01.1997 №1-П, Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.05.2007 №406-О-П) административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации относится к исключительной компетенции субъекта Российской Федерации.

Согласно п.п. «л» п.2 ст.5 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законом субъекта Российской Федерации устанавливается административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации и порядок его изменения.

В федеральном законодательстве содержание понятия «административно-территориальное устройство» не раскрыто.

Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления», утв. Постановлением Госстандарта России от 31.07.1995 №413(далее-Общероссийский классификатор), предусматривает трехуровневую систему классификации объектов административно-территориального деления.

При этом, по данным названного Общероссийского классификатора на в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого областного закона №32-оз и в действующей редакции, на территории Кировского административного района Ленинградской области населенные пункты Синявино-1 и Синявино-2 отсутствовали, населенный пункт Синявино имел и имеет статус поселка городского типа(коды 41 225 563 (9)).

В действующем до 2008 года на территории Ленинградской области областном законе Ленинградской области от 17.04.1996 №9-оз «Об административно-территориальном устройстве Ленинградской области» перечень населенных пунктов в границах административно-территориальных единиц отсутствовал (решением Ленинградского областного суда от 14.03.2008 по гражданскому делу №3-42/2008 ряд положений указанного областного закона были признаны недействующими).

29 ноября 2014 года был принят областной закон Ленинградской области №100-оз «О наделении соответствующим статусом муниципального образования Кировский муниципальный район и муниципальных образований в его составе», в ст.1 которого установлены границы и наделены статусом городских поселений ряд муниципальных образований, в том числе- Синявинское городское поселение; на основании ст.3 данное поселение включено в состав Кировского муниципального района; в приложении №13 к областному закону в составе Синявинского городского поселения был указан городской поселок Синявино; в приложении 7 к областному закону было приведено картографическое описание границ Синявинское городское поселение (далее-областной закон №100-оз).

ОАО «Синявинское» оспорило статью 1 названного областного закона №100-оз в части наделения муниципального образования Синявинское городское поселение статусом городского поселения и установления границ Синявинского городского поселения путем включения в его состав территорий Синявино-1 и Синявино-2 с наделением населенного пункта Синявино статусом городского поселка. По мнению заявителя, исходя из терминов и понятий, содержащихся в областном законе Ленинградской области №32-оз, фактически Синявино-1 являлось селом, а Синявино-2-деревней; объединение указанных населенных пунктов в один (городской поселок Синявино) необоснованно.

Решением Ленинградского областного суда от 14.11.2014 по гражданскому делу в удовлетворении заявления ОАО «Синявинское» о признании недействующей статьи 1 областного закона Ленинградской области №100-оз отказано; решение суда не обжаловано и вступило в законную силу.

Областным законом Ленинградской области от 04.08.2015 №85-оз, в том числе изменена редакция ст.1 областного закона №100-оз и признано утратившим силу приложение №13 к областному закону.

Согласно п.2 ст.3 Устава Кировского района Ленинградской области, утвержденного в 1996 году (действовал до 2005 г.) в границы данного муниципального образования входили города- Кировск, Отрадное. Поселки-Мга, Павлово, Назия, Синявино Приладожский и административно подчиненные им населенные пункты-Березовская, Лезьевская, Путиловская, Суховская и Шумская волости.

В последующих Уставах муниципального образования Кировский муниципальный район Ленинградской области (утвержденных решениями совета депутатов названного муниципального образования от 06.12.2005, 28.05.2008, 25.03.2009, 20.02.2013), а также в действующем Устава муниципального образования Кировский муниципальный район Ленинградской области, утвержденном решением совета депутатов от 04.04.2018 №25(ст.2) отражено, что административным центром Синявинского городского поселения является городской поселок Синявино.

Согласно Уставу муниципального образования Синявинское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области, утвержденному решением совета депутатов названного муниципального образования от 16.03.2009 №9, административным центром поселения является городской поселок (г.п.) Синявино. Аналогичная норма имелась и в Уставе муниципального образования названного муниципального образования 2005 года.

Решением совета депутатов муниципального образования Синявинское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области от 26.12.2014 №24 утверждены Правила землепользования и застройки поселения (изменены 12.10.2016), в которых имеются упоминания о г.п.Синявино, с.Синявино, Синявино: территория 1 и территория 2. Из содержания названных Правил следует, что на территории поселения имеется один населенный пункт-г.п.Синявино с территориями 1 и 2.

Постановлением правительства Ленинградской области от 04.12.2017 №522 утвержден генеральный план муниципального образования Синявинское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области, в котором имеется один населенный пункт г.п.Синявино, включающий территории 1 и 2 (что, в частности нашло отражение в карте границ населенного пункта, являющейся составной частью генерального плана поселения).

Из протокола от 26.08.2015 следует, что в ходе проведения публичных слушаний по проекту генерального плана Синявинского городского поселения Кировского муниципального района Ленинградской области его участниками принято решение о сохранении действующего статуса –городское поселение.

В силу ст.12 областного закона Ленинградской области от 27.10.1994 №6-оз «Устав Ленинградской области» административно-территориальное устройство Ленинградской области определяется областным законом, проект которого вносится Губернатором Ленинградской области.

Как следует из представленных материалов, проект областного закона Ленинградской области об административно-территориальном устройстве Ленинградской области внесен Губернатором Ленинградской области, рассмотрен и принят Законодательным собранием Ленинградской области с соблюдением установленной процедуры, опубликован в официальном порядке, вступил в силу и является действующим(ст.ст.32, 33 областного закона Ленинградской области от 27.10.1994 №6-оз «Устав Ленинградской области, постановлением Законодательного собрания Ленинградской области от 23.04.2002 №186 «О Регламенте Законодательного собрания Ленинградской области», областной закон Ленинградской области от 11.12.2007 №174-оз «О правовых актах Ленинградской области»). Приведенные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспариваются.

В преамбуле областного закона №32-оз определено, что настоящий областной закон устанавливает административно-территориальное устройство Ленинградской области и порядок его изменения. Правовую основу настоящего областного закона составляют федеральные законы, Устав Ленинградской области.

В ст.1 областного закона №32-оз даны определения понятиям, которые используются в данном областном законе, в том числе даны определения понятиям: село, деревня, поселок, поселок городского типа.

Статьей 3 областного закона №32-оз определены административно-территориальные единицы в Ленинградской области, к которым отнесены: административный округ, административный район, муниципальное образование со статусом муниципального района, муниципальное образование со статусом городского округа, муниципальное образование со статусом поселения.

В ст.5 областного закона №32-оз, поименованной «категории населенных пунктов», указано, что населенные пункты в Ленинградской области делятся на городские и сельские населенные пункты. К городским населенным пунктам относятся города и городские поселки. Городскими поселками (поселками городского типа) являются населенные пункты, отнесенные к категории рабочих, курортных иди дачных поселков на день вступления в силу настоящего областного закона в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сельскими являются все населенные пункты, не отнесенные к городским населенным пунктам(ч.1).

В ч.2 ст.5 областного закона оговорено, что при рассмотрении вопросов, связанных с изменением категории населенного пункта, учитывается мнение соответствующего муниципального образования, включая муниципальный район, оформленное в виде правового акта представительного органа местного самоуправления.

Отнесение населенных пунктов к категориям, перечисленным в настоящей статье, производится областными законами(ч.3).

Перечень населенных пунктов в границах административно-территориальных единиц Ленинградской области приводится в приложении 2 к настоящему областному закону(ч.4).

Порядок наименования, перенаименования и объединения населенных пунктов установлен ст.6 областного закона №32-оз.

Включение административно-территориальных единиц и населенных пунктов в приложения 1 и2 к настоящему областному закону и исключение из них производится на основании областных законов или постановлений Правительства Российской Федерации в соответствии с настоящим областным законом (ст.7 областного закона №32-оз).

Таким образом, из перечисленных актов следует, что на момент принятия оспариваемого областного закона №32-оз на территории муниципального образования Синявинское городское поселение Кировского района Ленинградской области находился только один населенный пункт-городской поселок Синявино. Данные о том, что на территории муниципального образования Синявинское городское поселение Кировского района Ленинградской области существовал также и отдельный населенный пункт Синявино-2 (на момент принятия областного закона №32-оз) отсутствуют.

Отсутствуют указанные данные и в настоящий период.

При этом, суд считает, что указанные в административном иске правовые акты не подтверждают с достоверностью факт образования в установленном порядке и существования отдельного населенного пункта Синявино-2 ни в период с 1966 года по 1994 год, ни в последующие периоды, а содержат лишь упоминания о г.п. Синявино и о с.Синявино. Поэтому ссылка административного истца на противоречие областного закона №32-оз (в оспариваемой части) п.п.14,15 Указа Верховного Совета РСФСР от 17.08.1982 «Об утверждении положения о порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР» не может быть признана состоятельной.

Не могут быть учтены судом в подтверждение позиции административного истца и ссылки на имеющиеся неточности относительно наименования населенного пункта в Правилах землепользования и застройки поселения, так как во-первых, из содержания названных Правил, приложенной карты следует, что на территории данного муниципального образования имеется только один населенный пункт-г.п. Синявино.

А во-вторых, в соответствии со ст.23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральным планом муниципального образования «Синявинское городское поселение» Кировского муниципального района Ленинградской области, утвержденном постановлением правительства Ленинградской области от 04.12.2017 №522 утверждены границы единственного населенного пункта поселения –г.п. Синявино, включающего территории 1 и 2 (а не разные населенные пункты).

Указание в генеральном плане муниципального образования «Синявинское городское поселение» Кировского муниципального района Ленинградской области о том, что г.п.Синявино состоит из двух территорий также не подтверждает, что г.п. Синявино состоит из двух отдельных населенных пунктов.

Учитывая, что ранее в ходе рассмотрения гражданского дела предметом исследования и оценки суда по существу являлась аналогичная по содержанию норма (устанавливающая, что на территории муниципального образования Синявинское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области имеется только один населенный пункт – г.п.Синявино), то суд считает обоснованным ссылку на применение положений ч.2 ст.64 КАС РФ, в силу которой обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

В указанной части суд учитывает, что решением Ленинградского областного суда от 14.11.2014 по гражданскому делу установлено, что областным законодателем обоснованно в составе территории Синявинского городского поселения указан только городской поселок Синявино, доказательства существования самостоятельных населенных пунктов Синявино-1 и Синявино-2 отсутствуют; оспариваемое правовое регулирование не противоречит федеральным законам, имеющим большую юридическую силу, осуществлено законодательным органом Ленинградской области в соответствии с компетенцией, прав и законных интересов заявителя не нарушают.

С учетом изложенного в совокупности, суд считает, что оспариваемое региональное правовое регулирование осуществлено уполномоченным органом в соответствии с установленной компетенцией в рамках действующего законодательства и прав и законных интересов административного истца не нарушает.

Согласно ч.2 ст.215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Соответственно, в удовлетворении административного искового заявления АО «Синявинское» надлежит отказать на основании п.2 ч.2 ст.215 КАС РФ.

Иные доводы административного истца основаны на неверном толковании норм федерального законодательства в указанной сфере правового регулирования и не содержат правовых оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления АО «Синявинское» о признании недействующим с даты вступления в законную силу решения суда приложения №2 к областному закону Ленинградской области от 15.06.2010 №32-оз «Об административно-территориальном устройстве Ленинградской области и порядке его изменения» в части указания в отношении Синявинского городского поселения населенного пункта-городской поселок Синявино, отказать.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Законодательного собрания Ленинградской области.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы, представления через Ленинградский областной суд в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.Е.Морозкова

Решение в окончательной форме изготовлено 20 июля 2018 года.