дело № 3а-85/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07.06.2018 г.Майкоп
Верховный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего судьи - Мейстер В.М.,
при секретаре – Дзыбовой С.А.,
с участием прокурора – Яриджанова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея о признании недействующим в части нормативного правового акта органа государственной власти Республики Адыгея,
У С Т А Н О В И Л:
Приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от 30.05.2017 № 70-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Республики Адыгея» утверждены нормативы потребления коммунальной услуги на отопление для населения в соответствии с Приложением № 1 к Приказу. Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Республики Адыгея в многоквартирных домах до 1999 года постройки включительно в 5-9 - этажных домах определены в размере 0, 016 Гкал на 1 кв.м. общей площади жилого помещения в месяц (строка № 4). Нормативы определены исходя из продолжительности отопительного периода, равного семи календарным месяцам.
Указанный нормативный акт официально опубликован на официальном Интернет-сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея http://www.adygheya.ru, 30.05.2017, в печатных изданиях «Советская Адыгея», № 106-107, 01.06.2017 и в «Собрании законодательства Республики Адыгея» № 6 июнь 2017.
Приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от 29.09.2017 внесены изменения в приказ от 30.05.2017, не затрагивающие строку 4 Приложения № 1.
Приказом от 20.10.2017 в приказ Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от 30.05.2017 внесены изменения - в таблицу приложения № 1. Нормативы потребления Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения в месяц определены для многоквартирных и жилых домов со стенами из камня, кирпича и многоквартирных и жилых домов со стенами из панелей, блоков. Для многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки включительно в 5-9 этажных домах - в размере 0, 016 Гкал на 1 кв.м. общей площади жилого помещения в месяц.
Нормативный акт опубликован на официальном Интернет-сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея http://www.adygheya.ru, 20.10.2017 и в печатном издании «Советская Адыгея» № 197 28.10.2017.
Приказом от 30.03.2018 в приказ Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от 30.05.2017 внесены изменения в таблицу приложения № 1. Нормативы потребления Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения в месяц определены для многоквартирных и жилых домов со стенами из камня, кирпича; многоквартирных и жилых домов со стенами из панелей, блоков и многоквартирные и жилые дома со стенами из дерева, смешанных и других материалов. Для многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки включительно в 5-9 этажных домах многоквартирных и жилых домов со стенами из камня, кирпича; многоквартирных и жилых домов со стенами из панелей, блоков в размере 0, 016 Гкал на 1 кв.м. общей площади жилого помещения в месяц; для многоквартирных и жилых домов со стенами из дерева, смешанных и других материалов нормативы потребления содержат прочерк.
Нормативный акт опубликован на официальном Интернет-сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея http://www.adygheya.ru, 02.04.2018, в печатном издании «Советская Адыгея» № 65 14.04.2018.
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея о признании Приказа Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от 30.05.2017 № 70-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Республики Адыгея» недействующим в части установления нормативов на отопление для 5-9 - этажных домов до 1999 года постройки в размере 0,016 Гкал на 1 квадратный метр в месяц отопительного периода, и возложении обязанности на Управление государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея внести соответствующие изменения в оспариваемый нормативный правовой акт органа государственной власти Республики Адыгея.
В обоснование заявленных требований указал, что Приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от 30.05.2017 года № 70-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Республики Адыгея» утверждены нормативы потребления коммунальной услуги на отопление для населения в соответствии с Приложением № 1 к Приказу в размере 0, 016 Гкал на 1 кв.м. общей площади всех помещений в многоквартирном доме в месяц в 5-9 - этажных домах, построенных до 1999 года. Нормативы установлены исходя из продолжительности отопительного периода, равной семи календарным месяцам.
Установленные приказом № 70-п нормативы потребления для 5 - 9 - этажных домов в размере 0,016 Гкал/м. кв. применяются при расчётах платы населения за отопление в многоквартирных домах, не оборудованных приборами учёта, с 01.10.2017 года, являются обязательными для неопределенного круга лиц, рассчитаны на неоднократное применение.
Полагает, что утвержденные Приказом от 30.05.2017 № 70-п нормативы потребления в указанной части для 5-9 этажных домов не являются обоснованными и установлены с нарушением норм Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года № 306, а их применение при расчётах платы за услуги по отоплению приводит к завышению вносимой платы за данную услугу собственниками и пользователями помещений в 5 - 9 -этажных многоквартирных домах, что нарушает его имущественные права и законные интересы.
Приказ УГРЦТ РА от 30.05.2017 № 70-п в части установления нормативов потребления коммунальных услуг на отопление принят в пределах компетенции Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея, однако утверждённые им нормативы потребления установлены без учёта порядка, установленного Правительством Российской Федерации.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг определён Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее - Правила 306).
В соответствии с Правилами 306, применяемыми для установления нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, методы указываются в нормативном правовом акте об утверждении соответствующих нормативов (п. 23 Правил). Согласно пункту 2 Приказа № 70-п оспариваемые нормативы определены аналоговым и расчётным методом, однако в нарушение п. 23 Правил 306 не указано, для каких именно групп многоквартирных домов при установлении нормативов на отопление применён расчётный либо аналоговый метод их определения.
Полагает, что при применении метода аналогов для 5-9 - этажных домов не приведена обоснованность метода и расчёта нормативов на отопление для данной группы многоквартирных домов, а все имеющиеся материалы и расчёты в указанной части не соответствуют требованиям Правил 306, постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 31.07.2015 № 173 «О некоторых мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306.
Имеющийся в УГРЦТ РА пакет документов, которые использовались для определения нормативов с применением метода аналогов, не соответствует по составу и содержанию требованиям п.5 Приложения № 1 к постановлению Кабинета Министров Республики Адыгея от 21.07.2015 № 173, в них отсутствует адресный список многоквартирных домов Адыгеи с централизованной системой отопления, сформированный на основании полученной информации в ответ на соответствующие запросы в ресурсоснабжающие организации, с указанием данных о наличии или отсутствии технической возможности установки приборов учёта, типах установленных приборов, показаний приборов учёта там, где они установлены, даты перерывов в предоставлении услуги при проведении работ с целью исключения этих показаний при расчётах и т.д. Анализ документов в порядке, утверждённом Приложением № 2 к указанному постановлению, не проведён.
В нарушение Правил 306 расчёт объёма выборки количества многоквартирных домов, необходимого в целях определения нормативов потребления на отопление с применением метода аналогов в соответствии с пунктами 1 и 2 по формулам 1-4 раздела I Приложения № 1 к Правилам № 306 не произведён и в материалах УГРЦТ РА отсутствует. Представительность выборки - количество многоквартирных домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях надлежащим образом не определена, обоснованность применения метода аналогов в связи с этими обстоятельством документами не подтверждена.
По мнению истца, то обстоятельство, что в список включены многоквартирные дома с одинаковыми техническими характеристиками, находящиеся в одной климатической зоне, но объём потребления тепловой энергии в них в течение отопительного сезона различен, и эти различия на 1 кв.м. общей площади помещений, составляют до 40 % между минимальным и максимальным значениями, свидетельствует о том, что в значительной части домов требования Правил № 491 и ФЗ № 261 не исполнялись, основания применять данные по этим домам при расчёте оспариваемых нормативов отсутствовали. Данные нарушения повлекли превышение оспариваемых нормативов над обоснованными.
Тот факт, что общий объём потребления тепловой энергии содержащимися в списке многоквартирными домами составляет в течение отопительного периода 43,1 тыс. Гкал, свидетельствует о том, что соответствующие сведения с целью установления нормативов, в ресурсоснабжающих организациях не запрашивались, поскольку годовой объём реализации тепловой энергии по приборам учёта только одной из всех теплоснабжающих организаций региона - филиалом АО «АТЭК» «Майкопские тепловые сети», согласно данным официального сайта органов государственной власти Республики Адыгея http://www.adygheya.ru/, составил 159,6 тыс. Гкал, что больше в 3,7 раза.
При отсутствии расчётов и материалов, подтверждающих обоснованность применения для определения нормативов на отопление, утверждённых Приказом № 70-п метода аналогов, нормативы определяются с применением расчётного метода (п.22 Правил 306).
Административный истец указывает, что проживает со своей семьей в квартире площадью 126,9 кв.м. в кирпичном пятиэтажном доме по адресу: <адрес>. Дом построен в 1996 году. В доме отсутствует коллективный прибор учета тепловой энергии. Плата за отопление начисляется с применением нормативов потребления, установленных оспариваемым Приказом. Размер необоснованной переплаты истцом за тепловую энергию в связи с принятием Управлением государственного регулирования цен и тарифов РА оспариваемого нормативно-правового акта, с ДД.ММ.ГГГГ при тарифе на отопление в размере 2296,85 рублей за 1 Гкал ежемесячно составляет: 126,9 кв.м.*2296,85*(0,016Гкал/кв.м. – 0,015 Гкал/кв.м.) = 290,78 рублей или 290,78*7 = 2035,46 рублей в течение отопительного периода 2017-2018 год. Норматив потребления на отопление для данного дома, рассчитанный по формулам Приложения № 1 к Правилам с использованием данного показателя, составит 0,015 Гкал/м.кв. в месяц отопительного периода при его продолжительности 7 месяцев, что ниже установленного оспариваемым в части Приказа № 70-п на 6,7 %.
С учетом того, что ежемесячная плата за услуги отопления рассчитывается как произведение норматива потребления услуги, тарифа и площади помещения, ее размер для потребителей выше экономически обоснованного на 6,7 %, что в свою очередь накладывает на граждан обязанность оплачивать тепловую энергию на отопление в объеме, большем ее фактического потребления и является фактом нарушения его имущественных прав и интересов при предоставлении коммунальных услуг.
На основании изложенного, уточнив первоначально заявленные требования, ФИО1 просил суд признать Приказ Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от 30.05.2017 № 70-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Республики Адыгея» (в редакции Приказа Управления государственного регулирования цен и тарифов РА от 20.10.2017 года № 159-п, от 30.03.2018 года № 37 - п «О внесении изменений в приказ Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от 30.05.2017 № 70-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Республики Адыгея») в части установления нормативов на отопление для 5-9 - этажных домов до 1999 года постройки в размере 0,016 Гкал на 1 квадратный метр в месяц отопительного периода, не соответствующим Жилищному кодексу РФ, Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года № 306 и недействующим с даты их утверждения. Обязать Управление государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный недействующим в части.
Установленный норматив потребления коммунальной услуги нарушает его право на оплату коммунальных услуг по справедливым и экономически обоснованным ценам.
Также истец просил взыскать с административного ответчика в его пользу, расходы по уплате государственной пошлины при подаче иска в размере 300 рублей.
В возражениях на иск административный ответчик - Управление государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея просил в удовлетворении заявленных ФИО1 исковых требований отказать на том основании, что Приказ Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от 30.05.2017 № 70-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Республики Адыгея» с последующими изменениями соответствует требованиям действующего законодательства.
В возражениях на иск заинтересованное лицо - Управление государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея также просило отказать в удовлетворении заявленных ФИО1 требований, ссылаясь на то, что довод административного истца о неправомерности установленного аналоговым методом норматива потреблении коммунальной услуги по отоплению для 5-9 этажных многоквартирных домов до 1999 года постройки на основании расчета, проведенного заявителем иным методом (расчетным методом) и только для своего многоквартирного дома, не отвечает требованиям Правил № 306 и не может служить основанием для признания указанного норматива недействующим.
В письменном заключении прокурор просит требования административного истца ФИО1 к Управлению государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея оставить без удовлетворения.
В судебном заседании ФИО1 настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Представители административного ответчика Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея ФИО5 и ФИО6 в судебном заседании возражали против иска и просили в его удовлетворении отказать за необоснованностью.
Представитель заинтересованного лица- управления государственной инспекции по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея ФИО7 в судебном заседании также просила суд отказать в удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Прокурор, участвующий в деле, полагал административный иск необоснованным.
Выслушав доводы административного истца, представителей административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, суд полагает административный иск не подлежащим удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила № 306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 15.07.2010 № 133 «О некоторых вопросах государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея», органом по государственному регулированию цен и тарифов Республики Адыгея на территории Республики Адыгея является управление государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея.
В рамках исполнения возложенных на управление полномочий издан Приказ № 70-п от 30.05.2017 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Республики Адыгея» с последующими изменениями, внесенными Приказом № 149-п от 29.09.2017, Приказом № 158-п от 20.10.2017 и Приказом № 37-п от 30.05.2018.
Данный Приказ Управления и последующие изменения в него опубликованы в установленном законом порядке на официальном интернет- сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея и в соответствующих печатных изданиях.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт, принятый уполномоченным органом и опубликованный в установленном порядке, является действующим.
В соответствии с пунктом 11 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением № 2 к настоящим Правилам.
Согласно пунктам 13, 19 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода с использованием формул согласно приложению к Правилам № 306.
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями (пункт 21 Правил № 306).
В соответствии с пунктом 22 Правил № 306 расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Как следует из протокола № 5 заседания коллегии управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от 30.05.2017 с повесткой заседания «О нормативах потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Республики Адыгея» для установления нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению необходимо применить как аналоговый, так и расчетный метод, для разных групп домов. В соответствии с пунктом 34 Правил для группы домов пяти девятиэтажных до 1999 года постройки включительно применен метод аналогов.
То есть, в оспариваемой части нормативного акта норматив потребления коммунальной услуги по отоплению установлен с применением аналогового метода.
Суд считает, что уполномоченным органом при определении норматива потребления коммунальной услуги по отоплению для 5-9 этажных многоквартирных домов до 1999 года постройки правомерно применен метод аналогов, имеющий приоритетное применение по отношению к расчетному методу.
Порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды с применением метода аналогов предусматривает последовательность действий на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, изложенных в пунктах 32 - 42 Правил. В отношении пяти девятиэтажных до 1999 года постройки включительно указанный порядок соблюден.
Форма для установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению установлена в таблице 6 приложения № к Правилам № 306 и предусматривает категории жилых помещений в многоквартирных домах, дифференцированных по годам постройки (до 1999 года постройки включительно и после 1999 года постройки), по этажности, а также по материалам стен (многоквартирные дома и жилые дома со стенами из камня и кирпича, многоквартирные и жилые дома со стенами из панелей, блоков; многоквартирные дома и жилые дома со стенами из дерева, смешанных и иных материалов).
Оспариваемым Приказом (с учетом внесенных в него изменений) предусмотрена дифференциация нормативов, в том числе, по конструктивным параметрам, предусмотренным таблицей 6 приложения № 2 к Правилам № 306.
Согласно второму абзацу п.33 Правил № 306 в представительную выборку не включаются многоквартирные дома, в которых не осуществляется бесперебойное предоставление коммунальных услуг или в которых имеются нежилые помещения, подключенные к общем вводу внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома и не оборудованные индивидуальными приборами учета.
Согласно п.40 Правил № 306 при обработке данных по объему выборки в целях определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях необходимо исключить значения расхода коммунальных ресурсов, отличающиеся от средних расходов по выборке более чем на 20 процентов.
При первоначальном определении нормативов уполномоченным органом были соблюдены требования п.40 и не выполнены требования п.33. Однако в дальнейшем, по предписанию государственной жилищной инспекции Республики Адыгея нарушения п.33 Правил № 306 устранены.
Из объема выборки исключены МКД, в которых имеются нежилые помещения. В связи с тем, что в представленных управляющими организациями сведениях отсутствует информация о способе подключения таких нежилых помещений (к общему или отдельному вводу внутридомовых инженерных систем) и наличия или отсутствия в них индивидуальных приборов учета, УГРЦТ РА из объемов выборки были исключены все дома, по которым управляющими организациями были представлены сведения о наличии в таких домах нежилых помещений.
При этом, уменьшение количества домов в каждом объеме выборки не повлекло за собой изменение норматива потребления коммунальной услуги по отоплению. Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденный Приказом № 159-п, для 5-9 этажных домов до 1999 года постройки остался в том же размере - 0,016 Гкал/м 2.
Согласно п.33 Правил № 306 представительность выборки определяется для каждой из групп многоквартирных домов и жилых домов количеством домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 приложения № 1 к Правилам № 306 объем предварительной выборки должен быть не менее 10 домов.
В представительную выборку не включаются многоквартирные дома, в которых не осуществляется бесперебойное предоставление коммунальных услуг или в которых имеются нежилые помещения, подключенные к общему вводу внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома и не оборудованные индивидуальными приборами учета.
Согласно п.40 Правил № 306 при обработке данных по объему выборки в целях определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях необходимо исключить значения расхода коммунальных ресурсов, отличающиеся от средних расходов по выборке более чем на 20 процентов.
При определении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению выполнение этих условий УГРЦТ РА обеспечено, то есть: в объем выборки не вошли МКД, расход коммунального ресурса в которых отличало от средних расходов более чем на 20 процентов; из объема выборки исключены многоквартирные дома, в которых, согласно сведениям, представленным управляющими организациями, имеются нежилые помещения; в объем выборки многоквартирных домов до 1999 года постройки этажностью 5 - (для каждой категории по материалам стен) вошло не менее 10 домов, а именно: 42 многоквартирных дома со стенами из кирпича, 36 многоквартирных домов со стенами из панелей блоков.
Довод заявителя о том, что УГРЦТ РА использованы в расчетах нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению не все дома категории 5-9 этажей до 1999 года постройки (к которой относится и МКД заявителя), расположенные на территории Республики Адыгея, в связи с чем расчет таких нормативов произведен неправомерно, безоснователен, поскольку Правилами № 306 не установлено требования к тому, что расчет установления нормативов может производиться только при использовании сведений по всем многоквартирным домам, расположенным на территории соответствующего субъекта РФ.
Согласно п. 11 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением № 2 к Правилам № 306.
Форма для установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению установлена в таблице 6 приложения № 2 к Правилам № 306 и предусматривает категории жилых помещений в многоквартирных домах, дифференцированных по годам постройки ( 1999 года постройки включительно и после 1999 года постройки), по этажности, а также материалам стен (многоквартирные дома и жилые дома со стенами из камня и кирпича, многоквартирные и жилые дома со стенами из панелей, блоков; многоквартирные дома и жилые дома со стенами из дерева, смешанных и иных материалов).
Для МКД, в котором проживает заявитель (<адрес>-этажный, со стенами из кирпича <данные изъяты> года постройки), норматив потребления коммунальной услуги по отоплению установлен для соответствующей категории МКД в соответствии с таблицей 6 приложения № 2 к Правилам № 306, а именно: для МКД 5-9 этажей со стенами из кирпича до 1999 года постройки.
Пунктом 11 Правил № 306 установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях.
То есть, Правилами № 306 предусмотрено установление норматива потребления не для каждого МКД, а для соответствующей группы многоквартирных домов, дифференциация которых предусмотрена Правилами № 306.
Применение УГРЦТ РА при установлении указанного норматива приоритетного - аналогового метода расчета обоснован. Норматив установлен в соответствии с категорией, предусмотренной таблицей 6 приложения № 2 к Правилам № 306.
С учетом изложенного, довод административного истца о неправомерности установленного аналоговым методом норматива потребления коммунальной услуги по отоплению для МКД 5-9 этажных домов до 1999 года постройки на основании расчета, проведенного истцом иным методом, (расчетным методом) и только для своего многоквартирного дома, не отвечает требованиям Правил № 306 и не может служить основанием для признания указанного норматива недействующим. Также является неверным довод истца о том, что при использовании аналогового метода административный ответчик был обязан проанализировать соответствующий жилищный фонд не только одного населенного пункта- г. Майкопа, но и иных населенных пунктов Республики Адыгея.
Довод административного истца о том, что установление норматива потребления при невыполнении требований Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» незаконно, является безосновательным, поскольку ни ч.1 ст. 157 ЖК РФ, ни Правилами № 306 не установлено каких- либо исключений при установлении норматива потребления коммунальной услуги и начисилении платы за коммунальные услуги исходя из такого норматива.
Невыполнение собственниками помещений в МКД обязательств по оснащению своих многоквартирных домов общедомовыми приборами учета не являются основанием для признания нормативов потребления коммунальных услуг незаконными.
Довод административного истца о том, что представленные в УГРЦТ РА ресурсоснабжающими и управляющими организациями сведения, необходимые для установления нормативов потребления коммунальных услуг не соответствуют требованиям пункта 4 Приложения № 1 постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 21.07.2015 № 173 «О некоторых мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006№ 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (далее постановление № 173), не может быть принят во внимание, поскольку при определении нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению, указанное постановление № 173 не подлежало применению.
В соответствии с пунктом 9 Правил № 306 установление нормативов потребления коммунальных услуг произведено по инициативе уполномоченного органа, а абзацем 2 пункта 9 определено, что в случае, если установление нормативов потребления коммунальных услуг или нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме производится по инициативе ресурсоснабжающих организаций или управляющих организаций, указанные организации представляют в уполномоченные органы документы, перечень и содержание которых определяются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Поскольку ресурсоснабжающие или управляющие организации с заявлением об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению в адрес УГРЦТ РА не обращались, для определения нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению использовались данные об объеме (количестве) потребления коммунальных услуг в соответствии с пунктом 35 Правил № 306. Объем выборки многоквартирных домов необходимых для проведения расчетов нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению определен по формулам, предусмотренным пунктами 1 и 2 раздела 1 приложения № 1 Правил № 306.
В части использования истцом для аргументации своих доводов сведений о площади многоквартирных домов, содержащихся в сети Интернет на сайте Реформа ЖКХ (https://www. reformagkh.ш) следует исходить из того, что с 1 февраля 2016 года вступило в силу Соглашение об опытной эксплуатации государственной информационной системы жилищно - коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) на территории Республики Адыгея от 7 октября 2015 года № 04-358/С. В связи с чем на территории Республики Адыгея поставщики информации, к которым относятся управляющие компании, товарищества собственников жилья, должны размещать информацию не на сайте https://www.reformagkh.ru. а на сайте https://dorn.gosuslugi.ru.
Соответственно, информация, размещенная на сайте Реформа ЖКХ, не является в настоящее время актуальной и подлежащей к использованию.
Довод истца об использовании в расчетах нормативов сведений по многоквартирным домам, в которых имеются нежилые помещения, а также в которых расход коммунального ресурса отличался от средних расходов более чем на 20 процентов, безоснователен, поскольку при определении нормативов эти условия соблюдены.
Также безоснователен довод о том, что в объемы тепловой энергии, потребленные МКД и использованные в расчетах, могут быть включены объемы, в соответствии с которыми собственникам помещений в МКД производилась корректировка платы за отопление, поскольку способ осуществления расчетов (в течение календарного года - ежемесячно равными платежами (из расчета 1/12) с последующей корректировкой или в течение отопительного периода) не связан с объемом тепловой энергии, предоставленной в МКД, при применении метода аналогов для установления нормативов. Объем тепловой энергии определяется из фактических показаний общедомовых приборов учета, а не от объема тепловой энергии, используемой в расчетах в зависимости от способа осуществления расчетов.
Довод административного истца о том, что в нарушение пункта 23 Правил № 306 в нормативном акте не указаны применяемые для установления нормативов методы, не может свидетельствовать о незаконности приказа.
В пункте 1 приказа указано: утвердить и ввести в действие с 01.07.2017 на территории Республики Адыгея, определенные аналоговым и расчетным методами нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, согласно приложении № 1. В протоколе заседания коллегии управления № 5, являющегося неотъемлемой часть оспариваемого приказа указаны методы определения нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению по каждой группе многоквартирных домов.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих об обоснованности заявленного административного иска, административным истцом не представлено.
Между тем, административным ответчиком подтверждено соответствие приказа в оспариваемой части Жилищному кодексу Российской Федерации и Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что основания для признания незаконным и недействующим в части оспариваемого Приказа Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от 30.05.2017 года № 70-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Республики Адыгея» (в последующих редакциях) отсутствуют.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный суд Республики Адыгея
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея о признании Приказа Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от 30.05.2017 № 70-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Республики Адыгея» (в редакции Приказа Управления государственного регулирования цен и тарифов РА от 20.10.2017 № 159-п, от 30.03.2018 года № 37 - п «О внесении изменений в приказ Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от 30.05.2017 № 70-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Республики Адыгея») в части установления нормативов на отопление для 5-9 - этажных домов до 1999 года постройки в размере 0,016 Гкал на 1 квадратный метр в месяц отопительного периода, не соответствующим Жилищному кодексу Российской Федерации, Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 – недействующим с даты их утверждения, возложении обязанности на Управление государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея принять новый нормативный правовой акт, признанный недействующим в части и взыскании расходов по уплате государственной пошлины при подаче иска в размере 300 рублей, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Адыгея в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, то есть с 13.06.2018.
Судья Верховного суда
Республики Адыгея В.М. Мейстер