Дело № 3а-85/2018
ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 октября 2018 г.
Омский областной суд в составе
председательствующего судьи Харламовой О.А.,
при секретаре Шевелевой А.С.,
с участием прокурора Урадовской С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске административное дело по административному исковому заявлению Н.Н.М. об оспаривании в части Указа Губернатора Омской области от 29 мая 2012 г. № 55 «О ежемесячной денежной выплате семьям в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей»,
установил:
Указом Губернатора Омской области от 29 мая 2012 г. № 55 «О ежемесячной денежной выплате семьям в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей», опубликованном в официальном печатном издании «Омский Вестник» от 01 июня 2012 г. № 23, на территории Омской области установлена дополнительная материальная поддержка семей, имеющих детей, в виде ежемесячной денежной выплаты в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения третьим ребенком (последующими детьми) возраста трех лет. Денежная выплата установлена в размере величины прожиточного минимума в Омской области для детей.
В соответствии с абз. 1 п. 2 Указа Губернатора Омской области «О ежемесячной денежной выплате семьям в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей» право на получение ежемесячной денежной выплаты имеет один из родителей, являющийся гражданином Российской Федерации, в семье которого средний доход на одного члена семьи ниже двукратной величины прожиточного минимума в Омской области в расчете на душу населения, совместно проживающий на территории Омской области с третьим ребенком (последующими детьми), родившимся в период с 1 января 2013 г. по 31 декабря 2015 г.
Указом Губернатора Омской области от 25 ноября 2013 г. № 160 в абз. 1 п. 2 Указа Губернатора Омской области «О ежемесячной денежной выплате семьям в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей» внесены изменения, цифры «2015» заменены цифрами «2013».
Н.Н.М. обратилась с административным исковым заявлением о признании недействующим абз. 1 п. 2 Указа Губернатора Омской области «О ежемесячной денежной выплате семьям в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей» в части слов «в период с 01 января 2013 года по 31 декабря 2013 года», ссылаясь на то, что является матерью детей 2001, 2009, 2010 годов рождения.
В связи с рождением <...> дочери, Н.Н.М. 28 июня 2018 г. обратилась в филиал БУ Омской области «МФЦ Центрального административного округа г. Омска» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты.
В назначении выплаты было отказано ввиду отсутствия права на получение дополнительной меры социальной поддержки, поскольку возможность установления ежемесячной денежной выплаты до достижения ребенком возраста трех лет предусмотрена только тем семьям, где третий и последующие дети родились в период с 01 января 2018 г. по 31 декабря 2018 г.
Н.Н.М. полагает, что оспариваемая норма противоречит ст. ст. 7, 17, 19 Конституции Российской Федерации, Указу Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», является дискриминационной по отношениям к семьям, в которых третий и последующие дети родились в период с 2014 года по 2017 год, ущемляет права на социальную выплату отдельной категории многодетных семей, к которой относится и её семья (л.д.5-8).
Представитель административной истицы МАО в судебном заседании доводы административного иска поддержал.
Представитель Губернатора Омской области БМИ, действующая на основании доверенности от <...> (л.д.121), поддержав доводы возражений на административный иск (л.д.84-91), просила в удовлетворении требований Н.Н.М. отказать, ссылаясь на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным лицом в пределах его компетенции, в установленной форме, без нарушения требований законодательства, предъявляемых к процедуре подготовки, согласования, рассмотрения, представления проекта правового акта и его опубликования.
Указала, что в связи с повышением уровня рождаемости в Омской области, софинансирование программы по реализации мер социальной поддержки семьям в связи с рождением третьего (последующих) детей за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществлялось только в отношении детей, которым выплата назначена в 2013 году, до достижения ими возраста трех лет. В отношении детей, рожденных в 2014-2017 годах, указанная мера дополнительной социальной поддержки могла предоставляться исключительно за счет бюджета Омской области, в связи с чем, субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определить объем и виды мер социальной поддержки многодетных семей.
Представитель Министерства труда и социального развития Омской области АИА, действующая на основании доверенности от <...> (л.д.122), поддержав доводы письменного отзыва (л.д.126-137) и правовую позицию представителя административного ответчика, полагала требования Н.Н.М. несостоятельными.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Урадовской С.А., полагавшей, что основания для удовлетворения административного иска отсутствуют, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Вне пределов совместного ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст.73 Конституции Российской Федерации).
Частями 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
В силу подп. 24 п.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, относится решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей).
По вопросам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, а также принимают государственные программы субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации (п.3.1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
Согласно п. 2 ст. 12 Закона Омской области от 04 июля 2008 г. № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» Губернатор Омской области устанавливает меры социальной поддержки категорий граждан, не предусмотренные настоящим Кодексом, а также дополнительные меры социальной поддержки категорий граждан, предусмотренных настоящим Кодексом, и порядок предоставления таких мер социальной поддержки.
В соответствии с п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» (далее – Указ Президента Российской Федерации № 606), принятого в целях совершенствования демографической политики Российской Федерации, высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации рекомендовано установить до 01 июля 2012 г. нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную выплату в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31 декабря 2012 г. третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.
Указом Губернатора Омской области от 29 мая 2012 г. № 55 «О ежемесячной денежной выплате семьям в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей» (далее – Указ Губернатора Омской области № 55) установлена ежемесячная денежная выплата семьям в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей в размере величины прожиточного минимума в Омской области для детей (п.1 Указа Губернатора Омской области №55).
Пунктом 2 Указа Губернатора Омской области № 55 определено, что право на получение ежемесячной денежной выплаты имеет один из родителей, являющийся гражданином Российской Федерации, в семье которого средний доход на одного члена семьи не превышает величину среднедушевого дохода в Омской области, совместно проживающий на территории Омской области с третьим ребенком (последующими детьми), родившимися в период с 01 января 2013 г. по 31 декабря 2015 г. (л.д.54-58).
Указом Губернатора Омской области от 25 ноября 2013 г. № 160 в Указ Губернатора Омской области № 55 внесены изменения, в абз.1 п.2 цифры «2015» заменены цифрами «2013» (л.д.47)
Указ Губернатора Омской области № 55, а также нормативный правовой акт, вносящий в него изменения, прошли необходимые согласительные процедуры, подписаны уполномоченным лицом, в соответствии со ст. ст. 37.1, 38 Закона Омской области от 21 ноября 2002 г. № 409-ОЗ «О нормативных правовых актах Омской области» опубликованы в официальном печатном издании «Омский Вестник» от 01 июня 2012 г. № 23 (3208), от 29 ноября 2013 г. № 57 (3306) (л.д.64-66, 52-53, 41-44).
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции субъекта Российской Федерации, полномочным должностным лицом.
В соответствии с п. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Оспаривая Указ Губернатора Омской области № 55, Н.Н.М. ссылалась на то обстоятельство, что нормативный правовой акт к ней применялся.
Вместе с тем, указанное обстоятельство материалами административного дела не подтверждается.
В связи с рождением <...> дочери Н.<...> административная истица 28 июня 2018 г. обратилась в филиал БУ Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг ЦАО г. Омска» с заявлением о предоставлении ежемесячной денежной выплаты семьям в связи с рождением третьего или последующих детей, предусмотренной Указом Губернатора Омской области от 21 декабря 2017 г. № 211 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606» (л.д.12-14).
Решением руководителя филиала БУ Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг ЦАО г. Омска» от <...>Н.Н.М. было отказано в назначении выплаты, ввиду того, что правом на получение выплаты в соответствии с Указом Губернатора Омской области от 21 декабря 2017 г. № 211 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606» обладает один из родителей ребенка, родившегося в период с 01 января 2018 г. по 31 декабря 2018 г. (л.д.15).
Административная истица также не относится к лицам, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, поскольку ни один ребенок Н.Н.М. - <...> не родился в период, определенный п.2 Указа Губернатора Омской области № 55 (ни в первоначальной, ни в последующей редакции).
С доводами административной истицы о дискриминационном характере нормативного правового акта, не предусматривающего возможность установления ежемесячной денежной выплаты до достижения ребенком возраста трех лет всем нуждающимся в поддержке семьям, имеющим трех и более детей, родившихся в период с 2014 года по 2017 год, суд не может согласиться по следующим основаниям.
П.1 Указа Президента Российской Федерации № 606 установлено, что реализация положений Указа осуществляется на принципах софинансирования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении выплаты, предусмотренной пунктом 2 настоящего Указа, в тех субъектах Российской Федерации, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и величина суммарного коэффициента рождаемости не превышает 2; Правительству Российской Федерации предписано определить перечень субъектов Российской Федерации, в отношении которых будет осуществляться софинансирование расходных обязательств, предусмотренных подпунктом «в» настоящего пункта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2012 г. № 1112 (действовавшим на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной п.2 Указа Президента Российской Федерации «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации».
В силу п.4 указанных Правил, критериями отбора субъектов Российской Федерации для включения в Перечень субъектов Российской Федерации, в отношении которых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, являются данные о величине суммарного коэффициента рождаемости, а также о миграционном и естественном приросте за три года, предшествующие очередному финансовому году.
Субъекты Российской Федерации, которые с 2014 года перестали соответствовать критериям, установленным настоящим пунктом, но включены в перечень текущего года, учитываются при формировании перечня на очередной финансовый год в отношении детей (родных, усыновленных), рожденных в 2013 году, до достижения ребенком возраста трех лет.
Аналогичные положения содержатся в Правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан».
На 2013 год распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2012 г. № 1354-р Омская область была включена в перечень субъектов Российской Федерации, в отношении которых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществлялось софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при установлении нуждающимся в поддержке семьям ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной п.2 Указа Президента Российской Федерации № 606.
В связи с тем, что проведенный по данным Росстата анализ демографической ситуации за период 2010-2012 гг. выявил превышение величины суммарного коэффициента рождаемости к средней по Российской Федерации с одновременной миграционной убылью, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации письмом от 12 сентября 2013 г. информировало Правительство Омской области о перечислении субсидии из федерального бюджета бюджету Омской области на цели установления нуждающимся в поддержке семьям ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной п.2 Указа Президента Российской Федерации № 606, с 2014 года только в отношении детей, которым выплата назначена в 2013 году, до достижения ими возраста трех лет (л.д.94-95).
Соглашениями о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Омской области на софинансирование расходных обязательств Омской области, возникающих при назначении ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной п.2 Указа Президента Российской Федерации № 606, от 26 декабря 2013 г., от 11 февраля 2015 г. (в редакции дополнительного соглашения от 10 декабря 2015 г.), от 22 января 2016 г., подтверждается, что софинансирование расходных обязательств областного бюджета осуществлялось в объеме, необходимом для осуществления выплат в отношении детей, которым выплата назначена в 2013 году, до достижения ими возраста трех лет (л.д.168-188).
Данное следует также из заявок на перечисление субсидии из федерального бюджета бюджету Омской области на софинансирование указанных расходных обязательств, направленных в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в 2013-2016 гг. (л.д.189-224).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05 октября 2016 г. № 2090-р Омская область не включена в перечень субъектов Российской Федерации, в отношении которых в 2017 году за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета будет осуществляться софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при установлении нуждающимся в поддержке семьям ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной п.2 Указа Президента Российской Федерации № 606.
Из пояснительной записки к указанному распоряжению следует, что в Омской области величина суммарного коэффициента рождаемости выше средней по Российской Федерации, отмечается естественный прирост населения; Омская области более не соответствует критериям, установленным для включения в перечень (л.д.149).
В соответствии с ч. 3 ст. 26.3-1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Согласно абз.3 п. 1 ст.85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п.2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Таким образом, с учетом приведенных норм следует, что субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать дополнительные меры социальной поддержки многодетных семей за счет средств собственного бюджета.
Поскольку финансирование расходов по социальной поддержке многодетных семей в период с 2014 года по 2017 год осуществлялось исключительно за счет средств бюджета Омской области, финансирование из федерального бюджета на указанные цели не направлялось, Губернатор Омской области вправе самостоятельно определить объем и виды мер социальной поддержки многодетных семей, исходя из социально-экономического и финансового положения субъекта Российской Федерации, суд приходит к выводу, что оспариваемая по настоящему административному делу норма принята в пределах усмотрения субъекта Российской Федерации по вопросам совместного ведения, федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, прав административной истицы не нарушает.
Доводы административной истицы относительно противоречия оспариваемых положений Указа Губернатора Омской области № 55 пункту 3 Указа Президента Российской Федерации № 606 не могут быть признаны состоятельными ввиду следующего.
Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации № 606 Правительству Российской Федерации и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть при формировании соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, а также на последующие годы бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий, предусмотренных настоящим Указом.
Названный пункт Указа Президента Российской Федерации № 606 вытекает из положений о софинансировании и распространятся исключительно на субъекты Российской Федерации, отвечающие критериям и всклоченные в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации. Пункт 2 Указа Президента Российской Федерации № 606, в свою очередь, адресован высшим должностным лицам субъекта Российской Федерации и носит рекомендательный характер. Указанное изложено в правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 16 июля 2013 г. № 1073-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ПМИ на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» положение пункта 2 Указа Президента Российской Федерации «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации».
В соответствии с положениями ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
административное исковое заявление Н.Н.М. об оспаривании в части Указа Губернатора Омской области от 29 мая 2012 г. № 55 «О ежемесячной денежной выплате семьям в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей» – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Омский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Омского областного суда Харламова О.А.