ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
05 июля 2019 года г. Улан-Удэ
Верховный Суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Захарова Е.И.
при секретаре Ефремовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-85/2019 по административному исковому заявлению Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры о признании недействующим в части лесохозяйственного регламента Кикинского лесничества, утвержденного приказом Республиканского агентства лесного хозяйства № 795 от 28 сентября 2017 года,
У С Т А Н О В И Л:
Приказом № 795 от 28 сентября 2017 года Республиканским агентством лесного хозяйства утвержден Лесохозяйственный регламент Кикинского лесничества.
Заместитель Байкальского межрегионального природоохранного прокурора обратился в суд с административным иском, в котором просит признать недействующим Лесохозяйственный регламент Кикинского лесничества, утвержденного приказом Республиканского агентства лесного хозяйства № 795 от 28 сентября 2017 года в части возможности осуществления заготовки древесины, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, переработки древесины и иных лесных ресурсов в границах 1, 2, 3 зон государственного природного биологического заказника регионального значения «Прибайкальский», а именно пункт 1.5 лесохозяйственного регламента (таблица № 5) с момента вступления решения суда в законную силу:
- в части возможности заготовки древесины в границах 1, 2, 3 зон заказника: в <...>, 9-15, 31-40, 74-88, 109-114, 117-135, 146, 147, 151-155, 159-169, 206-213, 218-227, 315-318, 294, 342, 343, 368-372 Гремячинского участкового лесничества Кикинского лесничества на площади 22039 га; в <...>, 24-33, 51, 52, 58-64, 78-82, 105-109, 112, 113 Верхне-Итацинского участкового лесничества Кикинского лесничества на площади 7674 га.
- в части возможности строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, переработка древесины и иных лесных ресурсов в границах 1, 2, 3 зон заказника: в <...>, 9-15, 31-40, 74-88, 109-135, 138-169, 196-227, 253-289, 315-341, 294-299, 342-367, 368-396, 404-405, 416 Гремячинского участкового лесничества Кикинского лесничества на площади 52 620 га; в <...>, 58-82, 105-113 Верхне-Итацинского участкового лесничества Кикинского лесничества на площади 16 578 га.
Исковые требования мотивированы тем, что в нарушении требований Лесного кодекса РФ, Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», Положению о Государственном природном биологическом заказнике регионального значения «Прибайкальский» оспариваемым лесохозяйственными регламентом Кикинского лесничества допускается заготовка древесины без каких-либо ограничений (в том числе в виде необходимости согласования с Администрацией) в границах не только 2 и 3 зон, но и в 1 зоне. Также в регламенте указано, что в границах заказника допускается строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов, переработка древесины и иных лесных ресурсов, что также нарушает нормы федерального законодательства и Положения о заказнике. Лесохозяйственный регламент Кикинского лесничества утвержден руководителем Республиканского лесного хозяйства с превышением предоставленных ему федеральным законодательством полномочий. В соответствии со статьей 87 Лесного кодекса РФ лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, тогда как Республиканское агентство лесного хозяйства является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия.
В ходе судебного разбирательства представителем административного истца ФИО1 были уточнены исковые требования, в связи с опиской в просительной части иска, просит признать недействующим пункт 1.2 оспариваемого регламента, в остальной части исковые требования просит удовлетворить в полном объеме.
Представитель Республиканского агентства лесного хозяйства ФИО2 исковые требования признала частично, согласна с требованием об исключении из таблицы 5 Лесохозяйственного регламента в качестве вида использования лесов строительство линейных объектов, а также возможность переработки древесины и иных лесных ресурсов. В остальной части просит в удовлетворении иска отказать. Считает, что разработка и утверждение Лесохозяйственного регламента выполнены Агентством без нарушения установленного порядка разработки и в пределах представленных полномочий. Статьей 25 Лесного кодекса РФ установлены виды использования лесов, в том числе «заготовка древесины». Такого вида использования лесов как «заготовка древесины для собственных нужд граждан» Лесным кодексом РФ не предусмотрено. Удовлетворение указанного требования приведет к нарушению прав граждан осуществлять заготовку древесины для собственных нужд, тогда как такое право предоставлено гражданам Положением о заказнике, Постановлением Правительства РФ от 30.08.2001 № 643. Считает, что в зонах 2, 3 заказника возможна заготовка древесины при проведении рубок ухода за лесом, санитарно-оздоровительных и противопожарных мероприятий. Такой вид разрешенного использования лесов как реконструкция, эксплуатация линейных объектов не противоречит положению о заказнике.
Представитель Республиканского агентства лесного хозяйства ФИО3, выступающий в качестве специалиста, доводы ФИО2 поддержал.
Представитель заинтересованного лица – БУ «Бурприрода» ФИО4 считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Представитель БУ «Бурприрода» ФИО5, выступающий в качестве специалиста, также считает, что имеются все основания для удовлетворения иска.
Представитель заинтересованного лица – Федерального агентства лесного хозяйства ФИО6 просила рассмотреть дело в отсутствии представителей. В ранее представленном письменном отзыве указывают, что считают заявленные исковые требования законными и обоснованными.
В соответствии с п.4 ст.247 КАС РФ суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, уведомленных о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Приказом Республиканского агентства лесного хозяйства № 795 от 28.09.2017 г. утвержден лесохозяйственный регламент Кикинского лесничества (далее также - Регламент, Регламент Кикинского лесничества).
Текст, в действующей редакции, опубликован 5 октября 2018 года на интернет-портале Правительства Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru.
Согласно пункту 1.1.7 Регламента на территории Кикинского лесничества располагается особо охраняемая природная территория - государственный природный биологический заказник регионального значения «Прибайкальский» Прибайкальского района Республики Бурятия.
В структуре Регламента имеется таблица № 5 «Виды разрешенного использования», в которой приведены виды разрешенного использования лесов в границах Кикинского лесничества с распределением по кварталам.
Согласно статьи 87 Лесного кодекса РФ лесохозяйственный регламент подлежит изданию в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти; является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества; обязателен для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка; рассчитан на неоднократное применение и направлен на урегулирование общественных отношений, что свидетельствует о том, что он является нормативным правовым актом.
В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Из положений части 2 статьи 87 Лесного кодекса РФ следует, что лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
В силу части 3 статьи 87 Лесного кодекса РФ лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.
Из указанных положений следует, что утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что на территории Кикинского лесничества располагается одна особо охраняемая природная территория - государственный природный биологический заказник регионального значения «Прибайкальский» Прибайкальского района Республики Бурятия.
В соответствии со статьей 1.1 Положения «О Республиканском агентстве лесного хозяйства», утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от 25.01.2007 г. № 13 Республиканское агентство лесного хозяйства является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции, функции по предоставлению государственных услуг, использованию и распоряжению лесами, их охране, защите и воспроизводству, правоприменительные функции в сфере лесных отношений, функции по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране), федеральному государственному пожарному надзору в лесах в пределах предоставленных органам государственной власти Республики Бурятия полномочий.
Таким образом, Республиканское агентство лесного хозяйства, утверждая лесохозяйственный регламент Кикинского лесничества, отдельные лесные участки которого расположены на землях особо охраняемой природной территории, в оспариваемой части вышло за пределы предоставленных ему полномочий.
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 50 от 28.12.2018 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.
Исходя из части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства РФ во взаимосвязи с положениями частей 7, 8 статьи 213 названного кодекса, определяющими обстоятельства, которые подлежат выяснению судом при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта, с учетом того, что Республиканское агентство лесного хозяйства вышло за пределы предоставленных ему полномочий, при принятии оспариваемого лесохозяйственного регламента, Лесохозяйственный регламент подлежит признанию не действующим в части заявленной в административном иске независимо от оснований и доводов, содержащихся в административном исковом заявлении.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, содержащимися в пункте 38 Постановления № 50 от 28.12.2018 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», исходит из наличия в деле доказательств о том, что до вынесения настоящего судебного решения оспариваемый нормативный правовой акт применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Республиканское агентство лесного хозяйства вышло за пределы предоставленных ему полномочий, суд приходит к выводу о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Лесохозяйственного регламента Кикинского лесничества, утвержденного приказом Республиканского агентства лесного хозяйства № 795 от 28 сентября 2017 года в части возможности осуществления заготовки древесины, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, переработки древесины и иных лесных ресурсов в границах 1, 2, 3 зон государственного природного биологического заказника регионального значения «Прибайкальский», а именно пункт 1.2 лесохозяйственного регламента (таблица № 5):
- в части возможности заготовки древесины в границах 1, 2, 3 зон заказника: в <...>, 9-15, 31-40, 74-88, 109-114, 117-135, 146, 147, 151-155, 159-169, 206-213, 218-227, 315-318, 294, 342, 343, 368-372 Гремячинского участкового лесничества Кикинского лесничества на площади 22039 га; в <...>, 24-33, 51, 52, 58-64, 78-82, 105-109, 112, 113 Верхне-Итацинского участкового лесничества Кикинского лесничества на площади 7674 га.
- в части возможности строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, переработка древесины и иных лесных ресурсов в границах 1, 2, 3 зон заказника: в <...>, 9-15, 31-40, 74-88, 109-135, 138-169, 196-227, 253-289, 315-341, 294-299, 342-367, 368-396, 404-405, 416 Гремячинского участкового лесничества Кикинского лесничества на площади 52 620 га; в <...>, 58-82, 105-113 Верхне-Итацинского участкового лесничества Кикинского лесничества на площади 16 578 га.
Руководствуясь ст.ст.175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда Лесохозяйственный регламент Кикинского лесничества, утвержденного приказом Республиканского агентства лесного хозяйства № 795 от 28 сентября 2017 года в части возможности осуществления заготовки древесины, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, переработки древесины и иных лесных ресурсов в границах 1, 2, 3 зон государственного природного биологического заказника регионального значения «Прибайкальский», а именно пункт 1.2 лесохозяйственного регламента (таблица № 5):
- в части возможности заготовки древесины в границах 1, 2, 3 зон заказника: в <...>, 9-15, 31-40, 74-88, 109-114, 117-135, 146, 147, 151-155, 159-169, 206-213, 218-227, 315-318, 294, 342, 343, 368-372 Гремячинского участкового лесничества Кикинского лесничества на площади 22039 га; в <...>, 24-33, 51, 52, 58-64, 78-82, 105-109, 112, 113 Верхне-Итацинского участкового лесничества Кикинского лесничества на площади 7674 га.
- в части возможности строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, переработка древесины и иных лесных ресурсов в границах 1, 2, 3 зон заказника: в <...>, 9-15, 31-40, 74-88, 109-135, 138-169, 196-227, 253-289, 315-341, 294-299, 342-367, 368-396, 404-405, 416 Гремячинского участкового лесничества Кикинского лесничества на площади 52 620 га; в <...>, 58-82, 105-113 Верхне-Итацинского участкового лесничества Кикинского лесничества на площади 16 578 га.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 9 июля 2019 года.
Судья Е.И. Захаров