ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-85/19 от 20.02.2019 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Дело № 3а-85/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Сыктывкар 20 февраля 2019 года

Верховный Суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Пластинина И.В.,

при секретаре Сметаниной Е.Ф.,

с участием:

административного истца ФИО1 и его представителя адвоката Строганова Ю.А., представившего удостоверение № <Номер обезличен> и ордер № <Номер обезличен> от 25.01.2019,

представителя административного ответчика администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» ФИО2,

представителя административного ответчика департамента финансов администрации МО ГО «Сыктывкар» ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Эжвинского района муниципального образования городского округа «Сыктывкар» и департаменту финансов администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

установил:

ФИО1 обратился с административным иском к администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» и к департаменту финансов администрации МО ГО «Сыктывкар» о присуждении компенсации в размере 100000 рублей за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В обоснование заявленных требований указал, что в соответствии с решением Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 31.05.2017 администрация Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» обязана оборудовать входную группу подъезда № <Номер обезличен> дома № <Номер обезличен> по улице <Адрес обезличен> и лестничный марш на первый этаж для его доступа в подъезд и к квартире № <Номер обезличен> техническими средствами реабилитации инвалидов, используемыми для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида, в соответствии с установленными требованиями действующей нормативно-технической документации и безопасности к объекту социальной инфраструктуры в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Решение суда вступило в законную силу 14 августа 2017 года и с указанной даты не исполнено.

Административный истец и его представитель в судебном заседании настаивали на удовлетворении заявленных требований.

Представитель административного ответчика администрации Эжвинского района муниципального образования городского округа «Сыктывкар» в судебном заседании и в возражениях на иск просил отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку со стороны администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» принимаются все меры для скорейшего исполнения решения суда. Но поскольку исполнение решения суда связано с муниципальными нуждами, то данные работы проводятся с соблюдением норм Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который регламентирует порядок, сроки и способы заключения муниципальных контрактов для муниципальных нужд. С учётом данного закона, объёма проделанной работы, срок исполнения решения Эжвинского районного суда г. Сыктывкара от 31 мая 2017 года не является не разумным.

Представитель административного ответчика департамента финансов администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований и дал аналогичные объяснения, как представитель администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар».

Представитель заинтересованного лица УФССП России по Республике Коми в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено при имеющейся явке.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, а также материалы гражданского дела № <Номер обезличен> Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Частями 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» установлено, что взыскатели, при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В соответствии с частью 8 статьи 3 Федерального закона от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

В соответствии с частью 1 статьи 428 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, если исполнительный лист выдается немедленно после принятия судебного постановления. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его просьбе направляется судом для исполнения.

Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 55 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта.

Решением Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 31.05.2017 на администрацию Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность оборудовать входную группу подъезда № <Номер обезличен> дома № <Номер обезличен> по <Адрес обезличен> и лестничный марш на первый этаж для доступа ФИО1 в подъезд и к квартире № <Номер обезличен> техническими средствами реабилитации инвалидов, используемыми для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида, в соответствии с установленными требованиями действующей нормативно-технической документации и безопасности к объекту социальной инфраструктуры в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 14.08.2017 решение суда от 31.05.2017 оставлено без изменения.

24.08.2017 исполнительный лист направлен взыскателю.

25.02.2018 ФИО1 направил заявление о возбуждении исполнительного производства.

01.03.2018 возбуждено исполнительное производство, установлен пятидневный срок для добровольного исполнения решения суда.В рамках исполнения решения суда судебным приставом-исполнителем представителю должника вручено требование об исполнения решения суда в срок до 03 апреля 2018 года.

Тем не менее, вступившим в законную силу определением Эжвинского районного суда г. Сыктывкара от 21.02.2018, администрации Эжвинского района г. Сыктывкара предоставлена отсрочка исполнения решения суда на срок до 31 декабря 2018 года. Своё определение суд мотивировал отсутствием у должника реальной возможности выполнить работы до 14 февраля 2018 года с учётом предусмотренных законом сроков проведения конкурсных процедур и неблагоприятных климатических условий для проведения строительных работ в зимнее время.

На основании указанного определения судебным приставом-исполнителем 24.04.2018 было вынесено постановление об окончании исполнительного производства.

Таким образом, первоначально решение суда находилось на исполнении с 01 марта 2018 года по 24 апреля 2018 года, то есть 1 месяц и 4 дня при наличии определения от 21.02.2018 об отсрочке исполнения решения суда (которое вынесено ранее возбуждения исполнительного производства).

В целях исполнения решения суда от 31 мая 2017 года администрацией Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» до возбуждения исполнительного производства проведены мероприятия по подготовке проектно-сметной документации по объекту.

Так, 15 ноября 2017 года на официальном сайте закупок было размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение проектно-сметной документации по объекту.

Однако, согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 24.11.2017, электронный аукцион признан несостоявшимся в соответствии с частью 13 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

11 декабря 2017 года на официальном сайте закупок повторно было размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение проектно-сметной документации по объекту.

Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 20.12.2017, электронный аукцион вновь признан несостоявшимся в соответствии с частью 13 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

17 января 2018 года на официальном сайте закупок третий раз было размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение проектно-сметной документации по объекту.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 30 января 2018 года принято решение о соответствии заявок на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.

По результатам проведения данного электронного аукциона с победителем торгов 12 февраля 2018 года был заключён муниципальный контракт на выполнение проектно-сметной документации.

Согласно пункту 1.3 данного контракта, установлен тридцатидневный срок выполнения работ с момента заключения контракта.

Работы по контракту были сданы исполнителем по акту приёмки выполненных работ 28.06.2018 с нарушением установленного контрактом срока и приняты администрацией Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» 09.07.2018, поскольку разработанная документация была возвращена на доработку в соответствии с условиями контракта.

Исходя из проектно-сметной документации, была определена стоимость строительно-монтажных работ по объекту в размере 1659237 рублей 65 копеек.

После определения стоимости строительно-монтажных работ по объекту, администрацией Эжвинского района г. Сыктывкара были внесены изменения в бюджетную роспись, подготовлена документация об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту.

09 августа 2018 года в адрес департамента финансов администрации МО ГО «Сыктывкар» была направлена заявка на проведение закупки в форме электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту, поскольку начальная (максимальная) цена контракта превышала 500000 рублей.

20 августа 2018 года на официальном сайте закупок уже департаментом финансов администрации МО ГО «Сыктывкар» было размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 05 сентября 2018 года принято решение о соответствии заявок на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.

По результатам проведения данного электронного аукциона с победителем торгов 17 сентября 2018 года был заключён муниципальный контракт на выполнение строительно-монтажных работ.

Согласно пункту 1.3 данного контракта, установлен восьмидесятидневный срок выполнения работ с момента заключения контракта.

Работы по контракту были сданы исполнителем по актам приёмки выполненных работ 05.12.2018 и приняты администрацией Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» 17.12.2018.

Из объяснений представителя административного ответчика администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» следует, что решение суда будет исполнено до 31 марта 2019 года, поскольку в настоящее время проводятся мероприятия по проведению технического освидетельствования подъёмной платформы, её страхованию и вводу в эксплуатацию, которые запланированы по март 2019 года.

Указанные обстоятельства также легли в основу определения Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 06.02.2019 о повторной предоставлении администрации Эжвинского района г. Сыктывкара отсрочки исполнения решения суда от 31 мая 2017 года на срок до 31 марта 2019 года (на день рассмотрения настоящего дела определение Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 06.02.2019 в законную силу не вступило).

Ранее, то есть 09 января 2019 года административный истец обратился с заявлением о повторном возбуждении исполнительного производства, которое было возбуждено 10 января 2019 года.

На день рассмотрения настоящего дела исполнительное производство не окончено.

Решение суда находится на повторном исполнении с 10.01.2019 в отделе судебных приставов по Эжвинскому району г. Сыктывкара УФССП России по Республике Коми.

Для исполнения данного судебного акта Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлен двухмесячный срок, исчисляемый со дня возбуждения исполнительного производства (часть 1 статьи 36 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Общий срок неисполнения судебного акта от даты повторного возбуждения исполнительного производства составил 1 месяц и 11 дней (с 10.01.2019 по 20.02.2019).

Из разъяснений, указанных в пункте 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» следует, что действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.

В данном случае длительность исполнения указанного судебного акта, с учётом объёма проделанной работы, не является чрезмерной и отвечает требованию разумного срока.

Действия администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар», направленные на исполнение конкретного судебного решения, являются последовательными, достаточными и эффективными, следовательно, не привели к нарушению права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.

При таких обстоятельствах суд пришёл к выводу, что требования ФИО1 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к администрации Эжвинского района муниципального образования городского округа «Сыктывкар» и департаменту финансов администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение решения Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 31 мая 2017 года в разумный срок, – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 21 февраля 2019 года.

Председательствующий судья И.В.Пластинин